Статья:
Дислалия — одна из наиболее частых форм нарушения речевой функции у детей всех возрастов. Сопровождается невозможностью произносить те или иные звуки. Отдельные сочетания таковых при формально сохранной способности говорить. Лексический строй не страдает, как и прочие формальные составляющие правильной речи. Ключевой признак расстройства — неправильное произношение букв, редукция звуков. Согласно статистическим данным, основное число случаев приходится на детей от 6 до 12 лет, половых предпочтений расстройство не имеет.
Несмотря на такую статистическую выкладку, отклонение берет свое начало намного раньше. Речь идет только о зафиксированных клинической практикой случаях. На самом же деле многие родители не обращаются к логопеду, полагая, что патология исчезнет сама собой по мере взросления ребенка, что оказывается далеко от истины. Без специфической коррекции под контролем логопеда, нарушение прогрессирует, приводит к проблемам с чтением и воспроизведением информации, полученной на слух.
Дислалия как вид речевого нарушения встречается не только у детей. Сравнительно легкие формы обнаруживаются и у взрослых, которые не прошли специфической коррекции речи. Классическими примерами могут служить так называемая «шепелявость» или «картавость». Устранение во взрослом возрасте также вполне возможно. Изменение постановки звуков проводится быстрее, чем у детей, поскольку вовлечена еще и аналитическая составляющая. Пациент способен осмысливать требования, рефлексировать по поводу успехов и при необходимости корректировать пути достижения цели.
Выявить дислалию довольно сложно, если говорить о детях до 6-7 лет. Потому как в зависимости от индивидуальных особенностей психики, возможно позднее формирование полноценной речи. Как диагностика, так и восстановление требуют работы целой группы специалистов. От логопеда, в качестве ведущего врача до невролога, ортодонта. Потому как существует множество возможных органических причин патологического развития одной из базовых функций человека как социального существа.
Терапия дислалии не предполагает использования медикаментов или прочих фармацевтических способов. Устранение чисто логопедическое, посредством упражнений, также хирургическое, если имеют место дефекты речевого аппарата и проблемы с артикуляцией. Успеха удается достичь в большинстве зафиксированных случаев. Независимо от первопричины.
Причины дислалии
Дислалия развивается, преимущественно, в результате недоразвития речевого аппарата. Это может быть неочевидно на первый взгляд даже врачам. Некоторые дефекты диагностируются постфактум, только при тщательном целенаправленном рассмотрении. Другие же видны невооруженным глазом. Однако это не единственная группа причин. Отдельно можно говорить о социальных предпосылках для отклонения в вербальном развитии ребенка. Среди непосредственных провоцирующих факторов.
Патологии строения речевого аппарата
- Короткая уздечка языка и другие проблемы с языком
Короткая уздечка встречается почти у 12% пациентов по всему миру. И это только зафиксированные документально случаи. Скорее всего, число много больше. Но не всегда анатомический дефект настолько выраженный, что мешает нормальному формированию артикуляции и дикции. Это скорее крайние случаи. Восстановление хирургическое, потому как в большинстве случаев не удается подстроить артикуляцию под особенности речевого аппарата.
Другие возможные варианты — слишком толстый или недоразвитый язык. Подобные формы отклонений встречаются намного реже. Как правило, они входят в состав комплексных патологий, в том числе хромосомного происхождения. Например, в рамках некоторых синдромов, предполагающих общее физическое и умственное недоразвитие. В такой ситуации патология имеет фундаментальный характер, работать нужно сразу по нескольким направлениям: коррекция когнитивных функций, устранение анатомических дефектов. Даже тогда никто не гарантирует успеха.
- Проблемы со строением челюсти, зубов
Вариантов множество. От слишком мелких зубов до их неправильного расположения. При эктопии (смещении) клыков относительно верхнего ряда зубов возможны трудноустранимые дефекты речи. Изменение такого положения вещей требует участия ортодонта и стоматолога. Пациент после тренировок, однако, имеет возможность подстроить речевую деятельность под особенности собственного тела.
- Не столь явные причины — высоко или низко расположенное небо
Отклонение частое, обнаруживается у 20% населения планеты. Но, как правило, анатомические изменения относятся скорее к погрешности и индивидуальным особенностям, потому как проблема мнимая и не доставляет человеку никакого дискомфорта.
- Встречается в практике врачей-ортодонтов, челюстно-лицевых хирургов и группы патологий более тяжелых. Например, расщелина неба (волчья пасть), раздвоение губы (заячья губа) и некоторые прочие
Эти состояния относятся к спорным, практики до сих пор дискутируют, к какой категории их причислить. Многие специалисты настаивают, что это не дислалия, а ринолалия. Вопрос спорный. Однако суть остается прежней. Нарушения речи, дикции и артикуляции. Без лечения смысла в коррекции нет, потому как она в принципе невозможна. Требуется хирургическое устранение дефекта. Встречаются и комплексные дефекты. Вроде нарушения формирования уха, расщелина губы, интеллектуальный дефицит в системе.
- Отдельно говорят о проблемах с прикусом
Коррекция проводится под контролем ортодонта. Желательно начать восстановление раньше. Во взрослые годы оно возможно, но представляет трудности ввиду эстетических проблем терапии (ношение скобок), сложностей реабилитационного периода. Потребуется много времени, которого обычно не хватает даже на базовые вещи.
Социальные причины
Социальные причины встречаются так же часто. Как отмечают специалисты, одно идет об руку с другим. Дети, имеющие анатомические дефекты часто встречаются еще и с этой категорией факторов-провокаторов.
- Умственный дефицит
Пациенты с отставанием в интеллектуальном развитии позднее приобретают навыки грамотной и правильной устной речи. В рамках подобных отклонений это считается нормальным явлением. Не всегда речь идет о стойком дефиците. Многие дети постепенно развиваются и «догоняют» ровесников, сравниваясь в интеллектуально сфере. Некоторые заболевания, вроде олигофрении (особенно в стадии имбецильности или идиотии) не приобретают способности говорить вообще или ограничиваются отдельными словами, звуками, мычанием, нечленораздельным бормотанием. Дебильность предполагает возможность коррекции патологии под контролем группы специалистов, даже в этом случае шансы на восстановление высоки.
- Сдерживание речевого развития ребенка окружением
В первые годы жизни психика наиболее восприимчива к раздражителям и агентам влияния извне. Такими оказываются родители, бабушки, дедушки, тети и дяди, ближайшие родственники. Проблема в методах воспитания и развития человека. Сюсюканье, подражание детской неграмотной речи приводит к задержке вербальной деятельности. Во многих случаях ребенок так и остается со своими нарушениями до консультации с логопедом. Часто в подобных семьях ребенок предоставлен сам себе, с ним мало говорят, ему не читают книги.
Развитие интеллектуальной составляющей — одна из ключевых форм воспитания. Коррекция в дальнейшем дается с трудом, потому как пациент усваивает аномальную модель речевой деятельности. Она фундаментально закрепляется в сознании и подсознании. Требуется несколько месяцев для достижения положительного результата. Возможно больше.
- Слабый иммунитет, склонность к инфекционным заболеваниям
Выявлена четкая корреляция между уровнем защитных сил организма и вероятностью дислалии. С чем связано подобное точно сказать нельзя. Врачи предполагают, что причина в недостатке социальных связей и контактов ребенка с окружающим миром. Будучи ослабленным, пациент не ходит в детский сад, не посещает дошкольные учреждения. Потому не воспринимает речевые модели и не создает собственную на их основе. Подобная дислалия сравнительно просто корректируется. Иммунитет можно считать косвенным виновником. На деле речь идет о проблемах ранней социализации.
- Рождение в семье с родителями, принадлежащими к нескольким этносам, нациям
При попытках обучить пациента нескольким языкам, возникает выраженный диссонанс. Произношение смазывается, в другой язык вплетаются фрагменты из первого. Единственная возможность избежать подобной проблемы, сначала научить ребенка говорить на одном языке, только потом, как только сформируется стойкий навык выражения мыслей грамотным путем, начинать обучение второму языку. Коррекция данного вида дислалии потребует усилий со стороны самих родителей.
- У детей дошкольного возраста — недостаточная подвижность речевого аппарата
Крайне редко это результат органических патологий. Обычно речь идет о банальном нежелании вырабатывать навык. Это особенность психики и характера пациента. Идеальным вариантом в таком случае станет стимуляция правильной деятельности. Обучать навыкам говорения лучше в игровой форме, чтобы умения лучше усваивались, и не было насильственного элемента. Лучше работать под началом грамотного логопеда и в домашних условиях выполнять все его рекомендации.
- Педагогическая запущенность
Это частный случай проблем в воспитании. Присуща неблагополучным семьям и не только. Аномалии дикции и артикуляции игнорируются, ребенок предоставлен сам себе и не стремится в силу возраста к изменению положения вещей.
Причины социальные в любом случае требуют участия родителей в первую очередь. Также ближайшего окружения. Потому как усилий логопеда не хватит, если среда упорно стремится вернуть пациента в исходное негативное положение.
Поражения слухового аппарата и ЦНС
- Проблемы со слухом. Например, тугоухость, преимущественная потеря способности воспринимать звуки с одной стороны
Дислалия подобного рода всегда индуцированная. Пациент просто не улавливает правильного произношения речевых конструкций. Потому повторяет так, как воспринял их. Терапия требует восстановления способности слышать. Возможно использование слухового аппарата. Только потом можно начинать коррекцию речи. Обычно она не представляет больших сложностей.
- Крайне редко встречаются аномалии со стороны центральной нервной системы в качестве провокатора расстройства
Обычно это обратимые нарушения в коре головного мозга на фоне врожденных или приобретенных патологий. Энцефалопатии, опухолей (редко), перенесенных нейроинфекций. В такой ситуации жертвой дислалии может стать и взрослый человек, который до недавнего времени говорил нормально. Потребуется борьба с органической патологией и только потом можно говорить о лечении самой дислалии.
Отличия дислалии и прочих схожих расстройств
Дислалию нужно отграничивать от дизартрии и афазии.
Дизартрия
Это всегда результат поражения церебральных структур. Итогом оказывается нарушение иннервации органов речи. Проблема кроется в недостаточной подвижности языка, губ, проблеме с координацией их микродвижений. Дислалия же имеет функциональную природу. Корректируется логопедическими методами. Реже имеется местное расстройство. Анатомические проблемы, недоразвитие речевого аппарата. Отличия дислалии и дизартрии очевидны после неврологического обследования. На глаз сказать что-либо конкретное не выйдет.
Афазия
Становится итогом генерализованного поражения головного мозга или же дисфункции височной, лобной долей. Встречается при фундаментальных патологических процессах вроде инсульта, разрушающего нервные ткани и связи, нейроинфекций и прочих. Пациент утрачивает приобретенные ранее навыки устной речи. Как правило, патология присуща людям старшего поколения, а не детям. Если при дислалии человек способен понимать сущность проблемы, часто и сам признает ее наличие, афазия делает это практически невозможным. Отклонение заметно только окружающим. Афазия — результат перенесенной патологии и форма неврологического дефицита. Это ключевая особенность. К тому же практически всегда сопровождается прочими симптомами.
Подобный метод разграничения играет одну из ключевых ролей в диагностике. Потому как нужно выяснить непосредственную причину проблемы и форму отклонения. Без этого не может быть эффективного восстановления.
Формы дислалии, классификация патологических изменений
Классификация патологического процесса (говоря условно) проводится по нескольким основаниям. Каждый метод подразделения используется в клинической практике одинаково часто.
Исходя из масштаба речевой дисфункции:
- Простая форма дислалии. Сопровождается нарушением произношения одного звука или одной группы звуков. Например, шипящих, буквы «р» и прочих. Встречается наиболее часто. Нередко пациенты проносят проблему до взрослых лет и не спешат с ней расставаться.
- Сложная дислалия. Как и следует из названия, приводит к редукции сразу нескольких групп звуков при говорении. Встречается на фоне педагогической запущенности, выраженных проблем речевым аппаратом и недостаточном развитии ребенка в интеллектуальной сфере. Этиология процесса сложнее и не всегда удается с первого взгляда понять, в чем дело.
Основываясь на происхождении патологического процесса, выделяют следующие формы дислалии:
- Органическая. Она же механическая. Является результатом анатомических дефектов в структуре речевого аппарата. Реже головного мозга, при нейроинфекциях, опухолях и прочих аномалиях. Механическая дислалия обусловлена проблемами органического характера, они требуют хирургической коррекции. Хотя и не всегда. Сначала в ход идут консервативные, логопедические методы. Врач стремится понять, возможно ли адаптировать пациента к особенностям его артикуляции.
- Функциональная. Становится результатом социальных причин и обратимых проблем с головным мозгом. Причины функциональной дислалии кроются в окружении ребенка. Реже в перенесенных патологиях, которые вызывают дисфункцию со стороны центральной нервной системы. Работа с логопедом позволяет изменить ситуацию кардинально. Требуется от 2 месяцев до полугода или более. Вопрос индивидуальный.
Если говорить о патологиях головного мозга, функциональный тип подразделяется еще на два подтипа:
- Сенсорная дислалия. Результат нарушения работы речеслуховой области. Сопровождается невозможностью адекватно воспринимать произносимые звуки и повторять их самостоятельно. Встречается в 45% от общего числа зафиксированных случаев.
- Моторная дислалия. Сопровождается поражением речедвигательного центра. Нарушается координация движений губ, языка, органов речи в целом.
Обе разновидности предполагают борьбу с первопричиной и работу с логопедом.
Если говорить о функциональных формах более подробно, можно выделить еще три подтипа расстройства:
- Акустико-фонематическая дислалия. Восприятия схожих звуков как идентичных. Приводит к замене одних другими без понимания разницы. Нарушение приводит к общим проблемам с речью. Она становится малопонятной окружающим.
- Артикуляционно-фонетическая форма. Встречается особенно часто. Суть заключается в искажении произнесения одной или сразу нескольких групп звуков.
- Фонетическая форма. Суть заключается в невозможности воспринять на слух правильную структуру сказанного. В рамках отдельных слов. Возможно формирование собственного словаря, который используется ребенком в повседневной жизни. Поэтому логическая составляющая не страдает. Каждый раз ребенок слышит одно и то же слово, но по-своему, вплетая его в канву общих высказываний. Чем дольше продолжается подобное аномальное развитие речевого аппарата и психического восприятия вербальной деятельности, тем сложнее восстановление.
Если брать за основу группы звуков, с которыми у пациента проблемы, можно назвать следующую группу конкретных форм:
- Ротацизм (картавость, в просторечии).
- Сигматизм (шепелявость, невозможность нормально произносить шипящие звуки).
- Ламбдацизм (проблемы с произнесением звуков и сочетаний в основном «л» или «ль»).
Прочие встречаются несколько реже. Перечень не исчерпывающий.
Основываясь на количественной характеристике расстройства, выделяют еще две формы дислалии, как патологического процесса:
- Полиморфная. Сопровождается комбинированным отклонением в речевой деятельности. Например, ротацизм + йотизм (проблемы с произношением «й» + сигматизм). Вариантов множество.
- Мономорфная. Как и следует из названия, наблюдается редукция только одной группы звуков. Это классическая форма, встречается, в том числе и у взрослых пациентов.
Также можно говорить о видах, в зависимости от их условной нормальности:
- Возрастная дислалия. Встречается у детей до 3-6 лет. Сопровождается несовершенством процессов говорения ввиду малого возраста. Проблема сходит на нет сама, спустя некоторое время.
- Аномальная или патологическая разновидность. Если отклонение не исчезло само или, что хуже, усугубилось.
Дислалия у детей встречается наиболее часто. Взрослые же страдают ей сравнительно редко, потому как речевой аппарат, как и кора головного мозга уже сформированы. В то же время, если не проведена коррекция в нужный момент, взрослый сохранит патологические вербальные привычки на всю жизнь. При условии, что не проводится коррекция. В некоторых случая нарушение возникает после перенесенной травмы, инфекции головного мозга, инсульта. Дислалия может быть и приобретенным дефектом. Терапия зависит от разновидности и происхождения дефицитарного явления.
Проявления дислалии
Нередко родители не замечают дислалии у своего ребенка, так как они привыкли к его речи – полезным бывает прислушаться к замечаниям окружающих, если они «свежим слухом» находят особенности речи у вашего малыша. Дислалия может проявляться следующим образом:
- Исчезновение отдельных звуков при произнесении слов — полностью пропускает тот или иной звук в любой части слова
- Искажение звуков – ребенок не выговаривает правильно звуки, например, измененное произношение звука «р», межзбуное произношение буквы «с»
- Замена звука – ребенок может подменять звонкие звуки шипящими (ж-ш)
- Смешение звука – один звук ребенок то произносит, то заменят другим
Симптоматика и клиническая картина в зависимости от типа нарушения
Клиника дислалии представлена идентичными в основе проявлениями, независимо от случая:
- Искажение при произнесении букв и звуков. Формально структура слова сохранена. Окружающие в большинстве случаев понимают, о чем говорит пациент.
- Замена букв и звуков на похожие. Звонкие на глухие («б» на «п») и так далее. Это существенно осложняет говорение и понимание речи человека с дислалией. В тяжелых случаях процесс коммуникации невозможен вообще.
- Наконец, встречается пропуск отдельных букв или звуков, там, где они не должны редуцироваться.
Наблюдается один из приведенных признаков или сразу несколько. Зависит от типа процесса.
Нарушения процесса говорения приводят к целой массе проблем в социально-психической сфере:
- Неуверенность в себе, как у детей, так и тем более у взрослых. Человек старается меньше говорить, не участвовать в играх, обсуждениях вопросов, беседе. А затем и вовсе замыкается в себе. Старается меньше выходить из дома. Социальная изоляция и недостаток контактов, вербальной деятельности приводит к усугублению ситуации. Потому одно из основных направлений лечения строится на постоянной коммуникации человека с окружающими.
- Формирование фобий. Классический вариант — социофобия. Боязнь общества в разных его ипостасях. От минимальных групп по интересам до группы в детском саду, классе в школе, коллективе на работе и пр.
- Раздражительность, апатичность и пр. признаки эмоциональной неудовлетворенности и постоянного стресса. Восстановление без взаимодействия с логопедом не приносит эффекта.
Если своевременно не помочь человеку с дислалией, возникают осложнения в прочих сферах речевой деятельности.
Возникают проблемы с употреблением падежей, числительных. Эти конструкции основываются на изменчивости окончаний и самой структуры произносимого слова. Также страдает письменная речь. Хотя и не всегда. Грамматический строй, словарный запас человека может быть в норме или даже за пределами средней нормы. Что указывает на сохранность интеллекта и прочих высших нервных функций.
Диагностика дислалии
Обследование проводится под контролем группы специалистов. В первую очередь рекомендуется обратиться к логопеду. В рамках первичной диагностики назначаются базовые исследования.
Логопед опрашивает родителей ребенка. Важно собрать полный анамнез жизни с рождения до текущего дня. Факторы, подлежащие установлению: интеллектуальное развитие, следование развития установленным нормам, характер питания. Если в семье есть другие дети, присутствуют ли проблемы с говорением у них. Также перенесенные и текущие заболевания. Все максимально подробно. Это необходимо для выявления предполагаемой причины патологического процесса.
Устный опрос самого ребенка. Нужно провести серию специфических тестов. Обычно пациенту предлагаются короткие слова, нужно их повторить. Если ребенок нормально справляется с этими задачами, они усложняются. Предлагаются более длинные слова, затем целые сочетания или предложения. Постепенное усложнение позволяет выявить на каком этапе начинается нарушение, насколько оно выраженное. Градация варьируется в широких пределах. Подобная методика наиболее точна. Когда обследуется пациент старшего возраста, проверяют еще и навыки чтения.
Обнаружение проблем с дикцией и артикуляцией позволяет лишь констатировать факт таковых. Изначально предполагается органический характер патологии. Потом необходимо обследовать ребенка или взрослого под контролем профильных специалистов. К таковым относят отоларинголога (ЛОРа), стоматолога, ортодонта, при необходимости еще и невролога. Базовые фундаментальные исследования:
- Визуальная оценка ротовой полости, прикуса, зубов и их состояния.
- Исследование состояния ротоглотки и носоглотки на предмет органических врожденных или обусловленных болезнями дефектов.
- Рутинное неврологическое обследование. Проверка рефлексов при дислалии позволяет выявить дополнительные симптомы, которые при нарушении работы коры присутствуют в большинстве случаев.
Что не относится к причинам развития функциональной дислалии, предположительно относится к органическим факторам. На помощь может прийти инструментальная диагностика:
- Электроэнцефалография. Используется для оценки функциональной активности головного мозга. Отдельных его участков. По характеру электрической активности можно говорить о том или ином поражении, но без конкретики.
- Когда есть подозрения на анатомические дефекты, проводится обзорная томография головного мозга. Далее, по мере надобности, прицельное МРТ церебральных структур, отдельного участка.
В отсутствии органических причин изучают социальные условия. Здесь на помощь может прийти детский психолог. Педагогическая запущенность, погрешности воспитания оказываются частой причиной расстройства речи.
Дифференциальная диагностика также проводится инструментальными методами. Посредством электроэнцефалографии, МРТ, КТ, ангиографии (у взрослых), УЗИ сосудов головного мозга и дуплексного сканирования артерий шеи.
Обследование детей и взрослых может потребовать много времени. От нескольких дней до месяца. Не всегда причина очевидна, возможно повторное проведение диагностики полностью или в части.
Диагностика отклонения
Логопедическая работа при дислалии должна учитывать множество факторов. Например, важно, как протекала беременность у будущей мамы, были ли у малыша в раннем детстве психологические травмы. Специалисты обследуют речевой аппарат ребенка, чтобы исключить возможные патологии, выполняют комплексную диагностику организма, благодаря которой можно точно выявить причины нарушения. Также важно определить форму патологии, которая квалифицируется по ряду признаков и может быть:
- Моноаморфной — неправильно произносится от 1 до 4 звуков.
- Полиаморфной — неправильно произносится более 4 звуков.
Также специалисты нашего Центра определяют, какие группы фонем искажает пациент, выявляют возможные отклонения, связанные с замещением парных, глухих и звонких согласных. Подготовительный этап логопедической работы при дислалии может занимать достаточно много времени, так как специалисту необходимо выявить все нюансы и отклонения в речи пациента, чтобы составить грамотный план коррекции речи. Сама же система коррекционно-логопедической работы при дислалии разрабатывается индивидуально с учетом особенностей развития малыша.
Лечение дислалии
Терапия представляет сложности даже для опытных специалистов. Есть примерный алгоритм коррекции аномального состояния, независимо от возраста пациента.
Сколько этапов коррекционной работы выделяется при дислалии?
Всего их три:
- Подготовительный. Заключается в устранении фундаментальных причин нарушения, это основа, которая позволит добиться качественного результата.
- Формирование базовых навыков речи. Проводится ревизия имеющихся умений, затем внедряются новые навыки или изменяются те, что сформированы неправильно.
- Этап коммуникативный. Привитие навыков нормального общения, с учетом достигнутых результатов.
Лечение расстройства и логопедии предполагает дробное деление каждой фазы терапии.
Подготовка
Устранение органической причины. Если таковая есть. Обычно оперативными методами. Затем назначается специализированная гимнастика и массаж. Комплекс упражнений зависит от того, какая функция нарушена. При сигматизме отрабатывается произношение шипящих звуков и т. д. Упражнения для коррекции должны быть щадящими, усложнение проводится по мере достижения успехов. Это мотивирует пациента на дальнейшую кропотливую работу.
Отдельным пунктом идет логопедический массаж. Он позволяет нормализовать кровоток, восстановить подвижность структур речевого аппарата.
Осваивается технология формирования речевого дыхания. Легкий вдох через нос и использование большей части воздуха для формирования звука.
Этап занимает больше времени, чем прочие. Это основа, которая и позволяет добиться эффективного результата.
Формирование навыков
Предполагает ежедневное многократное повторение упражнений. Форсировать процесс не нужно. Для начала берут один сложный для пациента звук. С учетом правильного дыхания начинают его отрабатывать. Способы постановки звуков зависят от конкретной методики, возможно применение нескольких, если предыдущий не возымел успеха прибегают к новому. Но речевые позиции всегда примерно одни. Как только достигнут успех, результат нужно закрепить. Обычно задачу усложняют. Предлагают произнести слово с указанным звуком в разных позициях: в начале, середине, в конце. А затем с несколькими такими звуками в рамках одного слова. Далее идут словосочетания и предложения.
Потом переходят к новому звуку. Таким путем прорабатывается проблемная вербальная область. Пациент параллельно учится разграничивать отдельные звуки, схожие на слух. У детей наибольшей эффективностью обладают игровые приемы по коррекции звукопроизношения. Используется наглядный иллюстрированный материал, рассказываются истории, предлагаются необременительные способы тренировки. Это исключает психическое насильственное внедрение знаний. Процесс протекает гораздо быстрее и дает лучшие результаты.
Также нужно как можно больше слушать. Навык разграничение схожих конструкций и отдельных фонетических единиц приобретается по мере практики.
Формирование коммуникативных навыков
Конечная фаза коррекции. Ребенок или взрослый начинают активное взаимодействие с логопедом, родными. Нужно больше общаться, чтобы закрепить полученные навыки в практических речевых ситуациях. Тренировка приводит к формированию автоматизма. Пациент перестает думать, как и что произносится, концентрируется на содержании, а не на форме.
Этапы логопедического воздействия практикуются постепенно. Нужно усложнять задачи по мере выполнения предыдущих. Форсирование приводит к обратному эффекту.
Эффективность работы по коррекции дислалии зависит от мотивации и готовности работать. Потому при восстановлении вербальных функций у детей практикуются игровые формы. Крайне редко имеет место необратимое или труднообратимое нарушение.
Коррекция нарушений звукопроизношения
Если у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношение, необходимо посетить логопеда. Специалист точно установит причину изменений и разработает программу коррекции дислалии для восстановления нормальной речи. Устранение (коррекция) дислалии в первую очередь направлено на причины, вызвавшие нарушение. В случае механической дислалии требуется коррекция анатомический дефектов речевого аппарата – такую терапию проводит стоматолог.
В нашем центре опытные логопеды проводят коррекцию звукопроизношения с комплексным использованием различных методик: логопедический массаж, гимнастики, игровое формы занятий для обучения правильной речи. В случае необходимости в коррекции нарушении участвует команда специалистов (невролог, психолог, нейрофизиолог, стоматолог). Наши специалисты научат ребенка уверенно и безошибочно произносить все сложные для него звуки в любой ситуации общения.
Профилактика
Достаточно придерживаться простых рекомендаций:
- С ребенком с первых же дней жизни нужно разговаривать правильно и четко. Пока вербальной функции нет, она в зачаточном состоянии. Но доказано, чем больше общаются с ребенком, тем быстрее он начинает говорить сам. Потому как зачаточная функция быстрее переходит в разряд актуальных, созревает в психике.
- Важно говорить и после того, как ребенок начал разговаривать сам. Это еще важнее. В то же время, нужно следить за качеством и чистотой речи в плане формы и содержания. Не лишним будет читать книги, чтобы развивающийся человек усваивал отдельные речевые конструкции, их многообразие, интонационную окраску.
- Ни в коем случае нельзя сюсюкаться, намеренно искажать речь, подражая способам произношения несформировавшегося человека. Это губительно для психического развития и замедляет процесс формирования навыков устной речи.
- В мультиязычной семье изучается сначала один язык, потом спустя 6-7 лет, как только сформированы крепкие навыки речи, можно начать изучать второй язык. Но не вместе и не сразу.
Дислалия встречается у детей и у взрослых. Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте позволяет предотвратить сразу несколько проблем: недостаточная успеваемость, проблемы с письменной речью, чтением, дефекты речи во взрослом возрасте. К тому же речь напрямую связана с интеллектом, что также обуславливает важность работы над говорением. Коррекция проводится под контролем логопеда и при необходимости других врачей. Прогнозы в большинстве случаев благоприятны.
Причины нарушений звукопроизношения
Причины дислалии могут быть самыми разнообразными. В классификации дислалии выделяют два ее вида: механическая и функциональная.
При механической дислалии нарушения зависят от физических причин:
- Аномалии развития языка, неба, губ или челюстей – например, короткая уздечка верхней губы, маленький язык или объемные малоподвижные губы
- Изменения прикуса – верхниезубы при закрывании рта выступают вперед и закрывают собой нижний ряд зубов или наоборот, большие промежутки между соседними зубами
При функциональной дислалии отсутствует физическая основа для нарушений звукопроизношения
- Подражание детей неверному произношению взрослых – наблюдается при сюсюкании родителями с ребенком, их торопливой, неразборчивой или диалектной речи
- Неразвитый акустический слух – не различает на слух схожие звуки (б-п, д-т, р-л)
- Дефицит устной речи – если с ребенком мало общается, у него нет возможность правильно научиться говорить, так как нет примера для подражания
Если дислалия связана с неверным распознаванием похожих звуков, то говорят о сенсорной дислалии