Современные дети в большинстве своем идут в школу уже подготовленными: умеют читать, писать, считать, решать несложные задачи. Кто-то посещает курсы подготовки к школе, кто-то занимается с педагогом индивидуально, но многие родители предпочитают готовить ребенка к школе самостоятельно.
Ребенок выучил буквы, научился соединять их в слоги, а слоги – в слова. И родители очень счастливы, есть чем гордиться перед соседями. Особенно, если у соседей детки только в игрушки играют, а ни одной буквы не знают.
Но останавливаться на достигнутом нельзя. Иначе обретенные навыки быстро самоликвидируются. Теперь подходит пора переходить на чтение небольших текстов. Это очень сложное для малыша, но интересное задание. Ведь, воспринимая текст, ребенок получает много полезной и увлекательной для него информации.
Родители и педагоги часто оказываются в затруднении, как предложить дошкольнику тексты, в каком виде будет более эффективно, каким образом начинать нарабатывать слогочтение в таком возрасте.
Выучить буквы, научиться складывать их в слова – задача не из легких. Бывает, что у родителей в процессе обучения опускаются руки. Учитывать возрастные особенности – это важный момент. С этого мы и начнем наше обсуждение.
О том, как сделать обучение приятным для родителей и их маленьких учеников, будет рассказано в данной статье.
Возрастные особенности дошкольников
Пятилетние дети очень активны и любознательны. В этом возрасте «взросление» происходит прямо на глазах. Дети развиваются не только физически, но и психически и интеллектуально.
В этот период начинается подготовка ребенка к обучению в школе. Познавательные психические процессы начинают формироваться с большим ускорением. Дети постоянно задают вопросы взрослым.
Начало формирования познавательных интересов способствует развитию воображения и фантазии. Благодаря этим процессам начинается становление творческого потенциала личности дошкольника.
Знания поступают к детям через все виды деятельности – игру, занятия, различные продуктивные и досуговые виды деятельности.
Я решила предложить вам позаниматься с ребёнком (да и вам будет не менее интересно) следующим методом.
Выбираете уровень, внимательно читаете предложение, а затем составляете его из рассыпанных слогов и букв.
В зависимости от уровня предложения удлиняются на определенное количество слов. Это позволяет совершенствовать свои навыки запоминания и складывания слов из слогов.
Для большего усложнения задания можно включить таймер и попробовать составлять предложения в отведенный отрезок времени. В любой момент таймер можно остановить.
Если предложение пока слишком сложное для ребёнка, можно его пропустить, нажав на кнопку «Далее».
После того как предложение будет составлено нажимаете на кнопку «Проверить». Результат скажет за себя.
Удачи в тренировке над навыками чтения и запоминания!
Во весь экран
Когда можно начинать обучать ребенка чтению
Обучать чтению нужно только тогда, когда будут решены логопедические проблемы, если таковые имелись. Нарушения речи могут привести к дислексии (нарушение процесса чтения), а в будущем к дисграфии (нарушение процесса письма). Следствием всего этого станет низкая успеваемость в школе.
Если ребенок не выговаривает пару «неподдающихся» звуков, но в целом его речь чистая – это не столь критично. Если же у малыша каша во рту, он не выговаривает половину букв, то прежде всего необходимо корректировать устную речь с помощью логопеда. При обучении алфавиту малыш заучит буквы так, как он их слышит и произносит сам, а это повлечет за собой проблемы при чтении и письме.
Немаловажен и возраст. Есть методики, позволяющие обучать совсем маленьких детей, но нужно понять: действительно ли ребенок готов к обучению, понимает ли объяснения, нравятся ли ему занятия. Здесь очень важно уловить тонкую грань между психологической готовностью ребенка к обучению и амбициями его родителей.
Если логопедических проблем нет или они уже решены, если малыш готов к обучению, то стоит познакомить его с алфавитом, а затем переходить к чтению слогов.
Что нужно для игр?
Итак, мы будем играть:
- со складами (не путать со слогами)
Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева ). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:
- слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
- отдельная гласная в качестве слога (Я
-МА; КА-
Ю
-ТА); - отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш
-КА; МА-Я-
К
); - согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).
В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.
- со словами, написанными по складовому принципу.
Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады. Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.
Какие слова писать на карточках?
Основная суть такого подхода обучения чтению – показать ребенку, что буквы и слова – это не бессмысленные закорючки, они обозначают вполне конкретные предметы, и с ними можно играть также, как и со знакомыми игрушками.
Положительный опыт
Эмоционально развитые, полные впечатлений дошкольники быстро приобретают положительный опыт в обучении. Дополнительный стимул в виде похвалы и поддержки помогает детям самомотивироваться к образовательной деятельности.
Благодаря быстрому развитию памяти, внимания, мыслительных операций пяти-семилетние дошкольники способны уже получать и перерабатывать большой поток информации. Но нельзя этим злоупотреблять. Все же это детский мозг, и доза информации должна быть рассчитана именно на возрастной этап и соответствующий познавательный опыт ребенка.
Читаем слоги по методу Зайцева
Один из интересных способов обучить ребенка чтению по слогам играя, это методика Николая Зайцева. Она основана на использовании специального развивающего материала, складах. Ребенок учится читать с помощью игры, песенок и подпевок.
Склад – это пара «согласная-гласная», которые различаются по цвету. Их можно встретить в виде карточек, но лучше использовать разработанные ученым кубики со складами. 52 входящих в комплект кубика различаются по размеру, весу, наполнению и цвету в соответствии с тем, какие слоги на него нанесены. Это помогает детям научиться читать с нуля, используя все органы чувств.
Речь дошкольника
Самым важным приобретением в дошкольном возрасте считается правильно сформированная речь и достаточный словарный запас.
Дошкольники знают уже много стишков, загадок и сказок наизусть.
Но чтобы личность ребенка развивалась, необходимо разнообразить информацию, усложнять материал для обучения. Это подстегнет любопытство малыша и разовьет в нем желание узнать еще больше нового и неизвестного.
Важно помнить, что обучение дошкольников должно проходить в игровой, ненавязчивой форме. Иначе малыш быстро потеряет интерес к происходящему, в дальнейшем чтение будет вызывать только неприязнь.
Занятия должны проводиться регулярно, пройденный материал необходимо закреплять каждый день. Для этого необязательно постоянно сидеть с букварем и выполнять упражнения. Можно искать знакомые буквы или слова на вывесках, упаковках с продуктами, названиях журналов в киоске.
Заинтересовывать чтением необходимо с раннего возраста. Старая добрая традиция чтения сказок перед сном отлично в этом поможет. Важен и личный пример: ребенку будет полезно видеть родителей не только перед экраном телевизора или ноутбука, но и с книгой в руках.
Алгоритм обучения чтению
Алфавит
Для начала нужно познакомить малыша с алфавитом. Для этого мы разработали тренажёр, с работой которого можно ознакомиться здесь.
Во весь экран
Обучение стоит начать с твердых гласных: А, О, У, Э, И, Ы. Затем перейти к твердым звонким непарным согласным: Л, М, Н, Р. В конце перейти к сложным гласным: Е, Ё, Ю, Я и сложным для восприятия дошкольника согласным – шипящим, глухим, твердым звонким парным (Б, В, Г, Д).
Называя согласные, нельзя обозначать их как «эм», «эль» или «мэ», «лэ». Нужно произносить сам звук. Например, «Эта буква звучит так: «м». В противном случае ребенок может не научиться складывать буквы в слоги и при чтении есть риск получить что-то похожее на «мэ-а-мэ-а» вместо «ма-ма».
Слоги
Следующим этапом становится соединение букв в слоги. О методах обучения этому будет подробно рассказано ниже.
Слова
Конечной целью обучения является сложение слогов в слова и отработка навыка слитного чтения.
Основные принципы игр
Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!
Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами!
Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.
Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы малыш учился воспринимать слова единым целым.
Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).
Как работать с текстами
Начинать работу с текстами можно с небольших стихотворений и совсем маленьких историй и рассказов.
Дошкольник не всегда может уловить смысл текста. Поэтому процесс обучения должен строиться примерно следующим образом:
Подобрать небольшие карточки с короткими предложениями. Для четырехлеток текст на карточке должен содержать не более 1-3 предложений.
Старшим дошкольникам нужно предлагать карточки, содержащие по 4-5 предложений.
Предложения подбираются не длинные. Слов в предложении должно быть немного. И они не должны быть слишком длинными. Сами же предложения для начала лучше размещать на карточке простыми или с одной запятой.
Такие тексты легко воспринимаются дошкольниками. Но долго останавливаться на таком уровне сложности нельзя.
Переходить к текстовому чтению по карточкам необходимо только тогда, когда слоговое чтение освоено на хорошем уровне и доведено до автоматизма. В этот момент можно переходить к текстам с малознакомой информацией.
Читать должен не только ребенок. Лучше делать это по очереди или по цепочке, если это занятие проходит в группе детского сада.
Нельзя торопить малыша. А еще хуже – начинать ему подсказывать. Это приведет только к тому, что дошкольник всегда будет останавливаться на сложных местах в тексте, ожидая подсказки.
Не скорость чтения, а понимание смысла информации, предоставленной в тексте – это важнее на обучающем этапе.
Где взять карточки с текстами для дошкольников?
Карточки можно сделать самим или найти подходящие возрасту в интернете. Если изготавливаем карточки сами, то можно составить таким образом предложения, чтобы в них рассказывалось о самом же ребенке.
Даже имя его вписать. Это однозначно заинтересует юного читателя, и он захочет узнать, что же там про него написано.
Текст в предложениях надо сделать крупным и полужирным. Это облегчит зрительное восприятие информации. На первых этапах между слогами ставится дефис, что также сделает чтение более легким, ведь со слогами малыш уже знаком.
Виталий Коржиков. «Мастер Хуанито»
(из сборника «Морской сундучок»)
В одном из кругосветных плаваний, на Кубе, Виталий Коржиков познакомился с местным мальчишкой по имени Хуанито. Хуанито — любимец матросов российского судна, и он платит нашим морякам искренней привязанностью. По вечерам, после вахты, моряки играли в футбол на пустыре недалеко от причала. Хуанито был самым преданным болельщиком и с готовностью бегал подавать игрокам далеко улетевший мяч.
Однажды он попросил у капитана команды, артельщика Степана, взять его в игру, на что услышал: «Тоже мне мастер спорта нашелся! Подрасти!» Но как-то раз мяч упал в воду и, подхваченный течением, поплыл прямо в океан. Запасного мяча не было, и моряки наперегонки бросились на причал. Но всех опередил Хуанито, который на своей утлой дырявой лодчонке бросился за мячом. Весел на ней не было, Хуанито греб прямо руками, а вокруг лодки крутилась акула. В кульминационный момент рассказа, во время смертельно опасного поединка мальчишки с акулой, у читателя замирает сердце. Но ловкость, отчаянный азарт и огромное желание отплатить русским друзьям добром за их дружбу побеждают. Мяч спасен, а Хуанито получает от благодарных моряков значок — маленького бронзового футболиста.
«Хуанито посмотрел на него. Потом повернулся к развеселившемуся Степану, показал пальцем себе на грудь и вдруг, подмигнув ему, спросил:
— Мастер я? А? Мастер?
Все засмеялись. А Хуанито прыгнул в лодку и поплыл к бухточке».
Для настоящей дружбы нет барьеров, говорит Виталий Коржиков. Нет барьера языкового — Хуанито не знает русского языка, наши моряки не говорят по-испански, но все понимают друг друга, потому что добрые поступки красноречиво говорят о людских намерениях. Люди разных национальностей всегда найдут общий язык — язык дружбы, доверия и любви.
5.
Тексты для чтения по карточкам с картинками
Далее я подобрала небольшую коллекцию карточек, которые можно распечатать для занятий с дошкольниками.
Карточки иллюстрированы, предложения подобраны соответствующие возрасту ребенка дошкольного периода детства.
Как развивать навыки скорочтения?
Карточки с текстами для чтения для детей от 4-х лет
Эти карточки содержат красочную иллюстрацию с одним предложением по представленной картинке. Ребенку будет несложно прочитать текст, глядя на изображение.
Распечатанные картинки можно согнуть, чтобы получились небольшие книжечки, которые ребенок время от времени будет перечитывать.
Карточки с текстами для чтения для детей от 5-и лет
Представленные ниже карточки содержат больше текста. После их прочтения будет полезно дать ребенку несложное задание.
Карточка с текстом для чтения 1
Карточка с текстом для чтения 2
Карточка с текстом для чтения 3
Карточка для обучения чтению
Карточка с текстом для чтения 4
Карточка для обучения чтению 2
Похожие записи:
- Обучаем ребенка чтению Обучение чтению при подготовке к школе. Когда можно обучать ребенка…
- Читательская культура — условия формирования Условия формирования читательской культуры школьников в процессе внеклассных занятий. Технология…
- Д. Дейвис и его метод коррекции речи у дислексиков Метод Дейвиса при дислексии успешно применяется для коррекции нарушений речи….
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
Задания
Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность — они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.
Найди буквы и раскрась
Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.
Найди буквы на картинке
Смотри на картинку и читай
Это задание подходит для детей, изучающих буквы, чтение слогов. Картинки со знакомыми предметами можно показывать в большом количестве. Малыши хорошо запоминают слова, пользуются ассоциациями при чтении без изображений.
После изучения слов и соотношения их с предметами, предложите дошкольнику читать слова без картинок. Знакомые слоги складываются быстрее.
Читаем по слогам
Для хорошо усвоивших слоги детей подойдут небольшие сказочные тексты. Их можно читать вместе с родителями или по очереди в классе. После прочтения обязательно спросите ребенка, что он понял, сможет ли пересказать текст.
Очень важно не брать для урока нудные, серьезные произведения. Малышу будет интересно за 3-4 предложения узнать всю историю героев от начала и до конца. В процессе чтения таких сказок педагог формирует интерес к книгам у маленьких учеников, любовь к самостоятельному изучению литературы.