«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей

Об этом рассказал на открытом мастер-классе «Как читать вслух красиво?»

проекта «Родительский университет: PRO-Родители» профессиональный диктор, преподаватель по технике речи и ораторскому мастерству
Максим Левченко.
Мероприятие прошло в очном и дистанционном форматах, что позволило зрителям попрактиковаться в чтении стихов и прозы при наставнической поддержке эксперта. Мастер-класс доступен в записи по ссылке, а в этом материале мы собрали основные упражнения и практические советы спикера, с помощью которых вы сможете изменить свою речь и сделать ее выразительной и понятной слушателям.

Скорость мыслей и скорость речи

Речь — это, прежде всего, практика. Можно прослушать сотни лекций о том, как кататься на велосипеде, но это не позволит вам сесть и поехать.

Наши мысли работают на огромной скорости, и когда мы читаем про себя, то делаем это очень быстро. Порой пропускаем огромные абзацы, а не просто предложения, описания природы, рассуждения автора и лирические отступления.

Но изложение мыслей вслух требует определенного навыка, потому что вслух мы говорим и читаем для кого-то. Этот кто-то — взрослый или ребенок — должен четко понимать, какую мысль вы хотите донести.

Картина Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене», 1911 г.

Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению

Выделение ключевых слов, на которых следует делать акцент во время художественного чтения, может быть сложным для младших школьников.

  • Чтобы помочь им в этом, произведение нужно разобрать по предложению, в каждой фразе выделяя главные по смыслу слова.
  • Прочитав первое предложение текста, спросите у ребенка: «Какое слово здесь самое важное по смыслу?» и предложите прочесть фразу, поставив на ключевом слове ударение.

Умение выделять ключевые слова и понятия в тексте будет полезно также при изучении риторики и искусства публичной речи, ведь этот навык помогает удержать внимание зрителей и четко передать свою мысль, не отвлекаясь на ненужные детали.

Тело и наша речь

Наша речь неразрывно связана с нашим телом: как ведет себя наше тело, так мы и говорим.

Упражнение-эксперимент «Счет до пяти»

  • Поднимите руку вверх
  • Вслух произносите числа и загибайте пальцы
  • Досчитайте до пяти громко и выразительно

Возможно, вы не обратили внимание, но каждый палец сгибался в тот момент, когда было озвучено число. Вы говорили энергично, и пальцы загибались энергично.
Теперь посчитайте громко и медленно, также медленно загибая пальцы.

Третья часть эксперимента: произносите слова громко и быстро, но пальцы загибайте медленно.

Как итог: ничего не получается! Причина в том, что наша речь синхронизирована с телом, и когда мы выводим систему из равновесия, то чувствуем дискомфорт, нам неудобно или говорить, или загибать пальцы.

Что происходит, когда мы читаем стихотворение? Мысли, прекрасные и яркие, с одной стороны торопят нас вперед, а зажатое тело со скрещенными позади руками — тянет назад. В этот момент речь может оказаться неинтересной. Стоите вы или сидите, старайтесь держать руки на весу, пусть они вам помогают.

Логичность речи и правильное дыхание

Первое, о чем важно помнить, — это логичность речи, то, что отражает соотношение языка и мышления. Если вы хотите выразить яркую мысль — речь должна звучать ярко и громко, если печальную — тише, но все так же четко. В любом случае, этому поможет дыхание.

Без логического ударения невозможно выражать мысли, так как одно слово в предложении все-таки должно быть главным.

Классический пример — вопрос «Это твоя бабушка?»

. Попробуйте переставить ударение на разные слова, и смысл вопроса будет меняться от ударения.

Второй, еще более классический пример, — знаменитая басня Крылова.

Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадалсяА Ларчик просто открывалсяИ.А. Крылов

Иллюстрация к басне «Ларчик». Источник

Куда ставить ударение в последней строчке?

Когда мы ставим ударение на слово «просто»

, то возникает вопрос:
«просто» — это как?
Ведь перед нами конец басни. Возникает ощущение незавершенности. Все дело в том, что логическое ударение падает на слово
«открывался»
. Автор имеет в виду не простоту метода, а необходимость просто-напросто открыть ларчик.

Стихология напоминает процесс распаковки подарков:

Вы сначала внимательно рассматриваете коробку, снимаете подарочную бумагу, разворачиваете упаковку и только потом достаёте сам сюрприз.

Так мы на наших курсах ищем смысл стихотворение — бережно распаковываем стих, убираем лишнее, расставляем свои ударения и акценты. Ведь каждый участник видит в поэтическом произведении свои смыслы, свои акценты.

Наша задача не мешать оратору находить свои смыслы в стихотворении, а наоборот помочь оратору мастерски подать свой смысл стихотворения публике.

Поэтому одно и то же стихотворение все ораторы рассказывают по-разному.

И это — радует!

Занятие по стихологии проходит у нас на Втором курсе в Школе ораторского мастерства.

Или в отдельном онлайн курсе: обучение стихологии онлайн.

Нам радостно, что на тренинге участники рассказывают свои стихи. Теперь они это делают мастерски.

И приятно, что в этом мастерстве есть вклад нашей Школы.

Обучение

А ведь многие популярные поэты, как известно, не умели хорошо рассказывать свои собственные стихи.

К примеру, Роберт Рождественский. Свои чудесные стихи Рождественский рассказывать не умел. Зато это хорошо делали другие чтецы.

Есенин и Маяковский, поэты, владеющие ораторским искусством, остались в прошлом нашей истории.

Длина строки и логические ударения

Разные поэты используют разную длину строки, у Владимира Маяковского это лесенка в одно слово, у Александра Пушкина — 6-7 слов.

Как правило, мы подсознательно стремимся к желанию прочесть как можно больше слов на одном дыхании. Но это неправильно. Каждый автор вкладывает в стихотворение не только настроение и мысль, он задает ритм.

Воспользуйтесь правилом: каждую строку читайте на одном выдохе и выделяйте последнее слово, перед следующей делайте паузу и вдох.

Как только мы начинаем делать паузы между строчками, появляется ритм — и он создается не за счет интонаций или эмоций, а дыхания.

Читая стихи, дети часто не дают себе возможность выдохнуть, путаются в быстролетящих мыслях. С таким размеренным темпом, как в правиле, вы сможете прочитать все произведение до конца.

Попробуйте попрактиковаться на отрывках ниже. Все примеры необходимо воспринимать не как литературные произведения, а как тренажер. И вы увидите, как эмоции появятся именно благодаря дыханию.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.Пошел поп по базаруПосмотреть кой-какого товару.Навстречу ему БалдаИдет, сам не зная куда.«Что, батька, так рано поднялся?Чего ты взыскался?»Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:Повар, конюх и плотник.
А.С. Пушкин

Иллюстрация «Сказка о Попе и работнике его Балде». Источник

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,Не отдали б Москвы!
М.Ю. Лермонтов

Следуйте за ритмом, который заложен в стихотворении.

В случае с «Бородино» он торжественный, в случае со сказкой Александра Сергеевича — размеренный, повествовательный. Детям важно предлагать учить и читать стихи именно в таком формате, по строчке, чтобы было время сделать паузу.

Нюхаем цветочки, ловим комаров

девочка-нюхает-ромашки

Конечно, у каждого педагога есть свои методики для формирования у школьников выразительности чтения. А что делать нам, простым родителям, которые к педагогике отношения не имеют и познаниями такими не обладают.

Нашла в интернете абсолютно простые советы учителей для таких рядовых пользователей, как мы с вами, без изысков.

Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.

  1. Узкую полоску бумаги представляем свечой и дуем на неё так, чтобы дыхание было ровным и без резких колебаний.
  2. Представляем, что нюхаем цветок: постепенно втягиваем в себя воздух, наполняя им грудную клетку.
  3. Ловим комаров: при вдохе руки разводятся в стороны, а при выдохе постепенно «чтобы не спугнуть нашего комара», сводятся обратно. Хлопок ладонями, и никто над ухом не пищит. При таком дыхательном упражнении во время выдоха дети произносят звук «ззззз».

девочка-показывает-язык

Управление дыханием позволяет контролировать свой голос, для тренировки которого тоже есть свои приёмы.

  1. В положении сидя, прямо держа голову, на глубоком вдохе произносим плавно и протяжно согласные звуки «мммммм», «ннннн», «лллллл», затем включая в протяжное пение гласные звуки «лллааа», «мммиии», «ннннууу» и другие, какие вам больше нравятся. При этом волной повышаем-снижаем-повышаем тембр голоса.
  2. В том же исходном положении произносим слоги кратко «не, ни, му, ма, ля, лю», делая меду ними паузы и постепенно увеличивая темп.
  3. Включаем обезьяну, для чего встаём перед зеркалом и поднимаем-опускаем вытянутый язык, с открытым ртом крутим языком, касаемся верхних и нижних зубов.

Для развития дикции и речевого аппарата будущего умелого чтеца активно применяют и скороговорки, поэтому учите, как «ходит Саша по шоссе» и «рак кусает Греку».

Скорость и громкость речи

Особенность, от которой следует избавиться, — желание говорить быстро.

Пусть речь будет медленной и громкой. Только в этом случае есть возможность донести смысл.

Поэзия — искусство площадей.

Выходите к доске и рассказывайте так, чтобы вас было слышно. Громкость появляется не за счет напряжения горла, а за счет выдоха.

Конечно, невозможно расценивать речь без психологического аспекта. Когда вы говорите тихо, на вас могут не обратить внимания. Это может быть даже комфортно — никто не смотрит, все тихо, спокойно и незаметно. Но разве это — ваша цель?

Когда вы станете заметными, то почувствуете, как к вам устремятся взоры. Нужно привыкнуть к тому, что вы хороший оратор — вас внимательно слушают. Выходите из зоны комфорта. Рассмотрим еще одно упражнение:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.Не надо заводить архива,Над рукописями трястись.Цель творчества — самоотдача,А не шумиха, не успех.Позорно, ничего не знача,Быть притчей на устах у всех.
Б.Л. Пастернак

Пробуйте выделять на одном выдохе и первое, и последнее слово.

Здесь есть свой ритм — тот, в котором Пастернак написал стихотворение. В момент, когда вы понимаете ритм, вы говорите словами автора, понимаете произведение.

На этом этапе не стоит вкладывать ощущения, выделяйте слова на одном выдохе. Мы все хотим выразить что-то, но обычно делаем это с помощью изменения тона голоса. Куда лучше попробовать достичь той же цели с помощью дыхания.

Крошка сын
к отцу пришёл,и спросила кроха:— Что такоехорошои что такоеплохо? —У менясекретов нет, — слушайте, детишки, —папы этогоответпомещаюв книжке.В.В. Маяковский

Крошка сын.jpg

Попробуйте применить правило выдоха, ударения и паузы к стихотворению Владимира Маяковского. Вы поймете, что поэт специально выбирал ритм, похожий на общение с детьми: вы говорите медленно, выделяя каждое слово, чтобы ребенок смог понять.

Все произведения разные. Есть сложные и длинные с замысловатыми предложениями. Ударных слов может быть несколько

, но пауза для вдоха после них сохраняется.

Роза прекрасна по форме и запах имеет приятный.
Болиголов некрасив и при этом ужасно воняет.Байрон, и Шиллер, и Скотт совершенны и духом и теломНо безобразен Буренин, и дух от него нехороший
С. Черный

Саша Черный хочет задеть и даже насмешить читателя, он затеял игру, так следуйте его логике речи. Забудьте, что дыхание нужно для произнесения максимально длинного количества слов подряд.

Не стесняйтесь говорить громко

. Рефлексы рождаются в процессе, и тело запомнит, как вы читаете стихи, помогая себе руками и движениями.

Помните выражение «чтобы читать вслух, нужно понимать то, о чем вы читаете». Послушайте самых профессиональных чтецов и их ритм, дикторов на радио: все они читают очень медленно, нам только кажется, что они говорят быстро.

Разбираем текст по смыслу

  1. Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку.
  2. Прочтите его вслух с нужным выражением.
  3. Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере.
  4. Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его “подает”.

Первые занятия выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни школьников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.

Как правильно читать скороговорки?

Даже когда мы читаем вслух текст, в котором нет рифмы, логическое ударение сохраняется. Все так же необходимо читать два-три слова на одном выдохе и делать это ярко.

Белый снег. Белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Не пытайтесь сразу произнести скороговорку быстро, так как они созданы, вопреки расхожему подходу, не для проверки скорости. Выделяйте ударную гласную в слове и успевайте вдыхать после каждых двух-трех слов. Наша задача: понять логику, донести идею скороговорки, и вместе с этим отработать звуки четко и ясно. Все это не получится, если стараться уложиться в 5 секунд.

Давай попробуем!

Разобрав произведение, предложите ребенку прочесть его выразительно. Потом прочтите сами и сравните получившийся результат, не забудьте похвалить ученика и мягко указать ему на неточности. Попробуйте прочесть текст вместе с учеником с разными вариантами интонации. После нескольких «прогонов» подведите итоги урока:

  • Сегодня мы узнали, что для обучения выразительному чтению нужно правильно определить, какое настроение у текста.
  • При чтении вслух мы должны передать это настроение.

На последующих занятиях выразительным чтением в начальной школе можно делать их более интересными для детей. Например, предложите детям прочесть стихотворение или монолог так, как сделал бы это их любимый мультипликационный персонаж или киногерой. Такая идея не только развеселит детей, но и продемонстрирует им богатство возможных интонаций при чтении, заставит задуматься о нюансах актерского изображения того или иного характера.

В качестве домашнего задания предложите детям начать «Тетрадь настроений», где они будут записывать слова, связанные с определением настроения, а также письменно анализировать предложенные стихи и отрывки прозы.

Чтение прозы

Читать книги, как любимые дикторы, — отдельная мечта педагогов, мам и пап. Хочется подарить детям сказку, передать эмоцию, но получается не всегда.

Дело в том, что обычно мы читаем сразу несколько строчек на одном дыхании, а потом начинаем сбиваться. Возвращайтесь к главному правилу: передавайте логику речи, делайте акценты и паузы, ведь дыхание и здесь рассчитано на два-три слова. Мозг сам считает ритм произведения и на пятой-шестой строчке текст пойдет как нужно.

Сколько усилий было вложено, когда мы или наши дети читали вслух текст Гоголя, Пушкина, описание дуба из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Но стоит начать дышать и не бежать — ударные слова начнут появляться самостоятельно. Речь предназначена для того, чтобы передавать не только набор слов, а мысль.

Попробуйте подбросить каждое слово в отрывке вверх. Доверьтесь дыханию и оно выстроит ритм. Не бойтесь, что «подбрасывание» будет выглядеть как «кривляние». Со стороны все выглядит намного спокойнее, а, главное, понятнее:

Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.

Л.Н. Толстой

Старый дуб.jpg

Картина Жюля Дюпре «Старый дуб», 1870 г.

Но что делать, если авторский текст закончился, и начинаются диалоги? Как озвучивать голоса разных персонажей?

Менять голос и говорить неестественно не нужно. Главное правило — те же паузы. Вспоминайте, как вы говорите в обычной жизни. Если герой шепчет — шепчите. Если говорит озорной мальчишка — озорничайте! К тому же, автор всегда оставляет подсказки, добавляя описание к диалогам.

Напутствие

Не сомневайтесь в себе, умению выразительно читать можно научиться. Главное, что необходимо, — это практика. Потребуются усилия, чтобы привыкнуть к новому себе: дыханию, ритму, тону. Но такой человек всегда будет привлекать внимание как со стороны маленьких, так и взрослых слушателей.

Мастер-класс был организован проектом «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Следующее очное и онлайн-занятие с Максимом Левченко будет посвящено теме «Знаки препинания в речи» и состоится в мае 2021 года. Зарегистрироваться на этот и другие мероприятия можно на официальном сайте.

На занятии стихологии мы учим не только рассказывать сами стихи, но и подавать их.

К этому времени ораторы должны освоить Базовые техники ораторского искусства. Как рассказывать стихи без жестов? Без пауз? Без интонаций?

Сегодня сложно найти современного поэта-оратора. Стихи – это искусство, а искусство это нужно уметь правильно подавать.

Так что если Вам нравится поэзия, Вы любите читать стихи или пишите свои собственные и хотите их красиво декламировать, Вам будет полезен наш курс по стихологии.

К тому же, Вы научитесь красиво рассказывать не только стихи, но и прозу.

Эмоции, игра голосом, проникновенность, сила подачи, конечно же, пригодится и для любой другой речи.

Проза

И вот представьте, собравшись в гостях или на торжественном мероприятии, Вам друг захочется что-то сказать или как-то себя показать. И Вы быть может начнете читать стих. И не просто так, а – красиво. И вот уже вечер перестанет быть томным…

Не зря ведь говорят, что поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке.

  • Обучение стихологии онлайн
  • Обучение ораторскому искусству на тренинге

С уважением, команда тренеров Школы Ораторского Мастерства.

Следующая страница →

↑ Оглавление книги

/ Стихология / Она пришла с мороза… / Сергей Есенин «Письмо к женщине» /

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: pleshakof@cp9.ru