Обучение орального ребенка: если ребенок постоянно болтает

Статья:

С точки зрения психиатрии и психологии, дети — крайне сложные пациенты. Поскольку зачастую вербальные методы взаимодействия ограничены. В то же время, пациентам младшего возраста присущи различные выдумки и фантазии. Поэтому диагностика становится в разы сложнее. Не до конца понятно, где фантазия и вымысел, а где реальная психопатологическая проблема. Тем не менее, справиться с обследованием можно.
Одна из психических проблем (правда не всегда это вообще проблема) касается речи. Когда ребенок постоянно разговаривает сам с собой. Вариантов почему, довольно много: от богатой фантазии, ощущения брошенности и до детской шизофрении. Как правило, у людей работает внутренний голос. Он развивается с разной скоростью, поэтому первые несколько лет нет смысла бить тревогу.

Если состояние продолжается долго, сопровождается нарушениями поведения, не обойтись без консультации психотерапевта или психиатра. Возможно, потребуется госпитализация для более точной оценки состояния. Вопрос сложный и решается индивидуально, по ситуации. Что же нужно знать родителям? На что обратить внимание?

Основные причины, почему ребенок говорит сам с собой

К таковым стоит отнести:

  • Недостаток родительского внимания

Наиболее частая причина. Это другая крайность, противоположная «удушению» любовью. В описываемом случае ребенок растет как трава. Предоставлен сам себе. Внешняя речь становится единственным компенсаторным фактором. Пациент испытывает дефицит информации. В течение всего периода взросления, вплоть до 18-20 лет это переносится крайне трудно. Дети компенсируют недостаток интуитивно. В подобных случаях опасаться нечего.

  • Недостаток общения со сверстниками

Встречается не менее часто. Зачастую страдают дети, которые обладают определенным складом личности. Например, глубокие интроверты, шизоиды. Молодые пациенты с начинающейся шизоидной психопатией или же синдромом Аспергера, высокофункциональным аутизмом. Из-за нетипичных черт личности и странного, по мнению сверстников поведения, такой пациент подвергается насмешкам и издевательствам. В лучших традициях школьного образования.

Поскольку эти ситуации повторяются, развивается защитный механизм. Во внешнем мире человек неактивен, молчит, не проявляет инициативу. Дома — восполняет недостаток общения таким нехитрым способом. Особенно часто, если и родители не горят желанием общаться.

  • Богатое воображение

Присуще большинству детей, но не все выражают собственные фантазии вербально. Если пациент говорит сам с собой просто так, вне игр и прочего, обязательно следует послушать содержание монолога. Контекст. Выдуманные друзья, существа — вполне нормальное явление для первых 7-9 лет. Плюс-минус.

  • Стрессовые ситуации

Детям свойственно уходить от интенсивных психических нагрузок. Разговоры с собой, желание спрятаться, странные фантазии и игры. Все это части одного целого. В этом случае человек старается сбежать от реальности. Происходит так называемый эскапизм. Решать проблему нужно быстрее, пока она не усугубилась.

  • Конфликты в семье

Ругань, скандалы и тем более драки — непомерная нагрузка на психику взрослого человека. Стоит ли говорить, насколько разрушительно они влияют на детское сознание? Разговоры в режиме монолога — это еще один способ сбежать от реальности в комфортный и безопасный выдуманный мир. Особенно опасно физическое и психическое насилие. Это фактор развития психопатологии, вплоть до биполярно-аффективного расстройства и различных типов шизофрении.

  • Игровая ситуация

Стандартный пример. В этом случае молодой человек говорит с воображаемыми существами и вполне понимает, что их нет. Или с игрушками, наделяя их свойствами живого. Никакой опасности в этом случае нет. Речь идет о нормальном явлении. Чадо, которое говорит само с собой, учится обыгрывать жизненные ситуации. Примеряет новые роли.

  • Психические болезни

Наиболее обширный и сложный для диагностики пласт состояний. С ходу определить, где выдумка, а где психопатология не так просто. Нужно наблюдение. Вопрос решает психиатр. Спектр возможных патологических процессов широкий. От шизофрении до шизоаффективного расстройства, биполярно-аффективного расстройства. Детская шизофрения — состояние довольно редкое. На его долю приходится не более 1,5-2% от общей массы психопатологий младшего возраста. К 10-14 годам число растет до 15-20%.

Обучение орального ребенка: если ребенок постоянно болтает

Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, — особый, он разительно отличается по своей сути от общепринятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» — залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

2 23717 31 Марта 2014 в 00:03 Автор публикации: Ольга Мезенцева, преподаватель Киевского политехнического института

Школьное образование может восприниматься как неотвратимая повинность для ребенка и его родителей, а может стать счастливым временем получения необходимых умений для реализации в жизни. Все зависит от грамотного подхода к ребенку.

Дети с оральным вектором, как правило, охотно идут в детский сад и в школу. Секрет в том, что эти разговорчивые малыши хотят быть услышанными и стремятся к другим детям, находя в них свою аудиторию. О воспитании оральных детей вы можете почитать здесь. В этой же статье мы поговорим об обучении детей с оральным вектором в школе.

Обучение в школе — важный этап, задающий направление развитию детского интеллекта, который в дальнейшем обеспечит человеку высокий уровень реализации в социуме.

Развивать интеллект — непростая задача. И для начала родителю необходимо выяснить тип интеллекта своего ребенка. Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, — особый, он разительно отличается по своей сути от принятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» — залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Вербальный интеллект отличается тем, что сначала такой человек говорит, а потом уже понимает, что сказал. Вербальный интеллект дан оральнику для выполнения своей видовой роли. Так как задача его — оповещать стаю об опасности, то и делать он это должен сразу же, не замедляя выполнение обдумыванием. Тут возникает естественный вопрос: а что же тогда проговаривает оральный ребенок, пока учится? Он проговаривает то, что привлечет внимание родителей, его окружения в целом, так как хочет только одного: чтобы его слушали. Опираясь на это, и следует построить его обучение в школе.

Маленький говорун

«Ребенок постоянно разговаривает. Просьбы и грубые окрики родителей наконец замолчать не помогают», — обычные нарекания по поводу орального малыша. Он изводит своими разговорами родных и всех тех, кто оказывается в пределах досягаемости, и чем больше они его обрывают и не слушают, тем меньше развивается его речь. Поскольку оральный ребенок испытывает потребность в говорении, то делать это он, как правило, начинает рано, а сама его речь на первых порах отличается быстротой, невнятностью, несвязностью, шепелявостью, при разговоре он даже может брызгать слюной, торопясь проговорить как можно больше. Для развития способностей к говорению у орального ребенка, который в потенциале может стать гениальным оратором, нужно приложить немало усилий.

Прежде всего всех родителей хочется предупредить: говорить он будет постоянно. Можно выбросить радио и телевизор — фоновый шум в доме будет столько времени, сколько там будет находиться ваш оральный малыш, и ничего больше вам не понадобится. Задача родителя тут не в том, чтобы заставить ребенка замолчать и думать «про себя», в его случае это невозможно, а в том, чтобы производимый им «шум» был осмысленной и грамотной речью.

Обучая ребенка чтению и счету, приучите его проговаривать новую информацию. Он не будет молча соображать, что там написано. Ему нужно это произнести, попробовать слово «на вкус». Пусть ребенок повторяет вслух все, что вы будете с ним проходить, как бы утомительно это ни было для вас. В этом плане отечественная индустрия детских учебников позаботилась о родителях: в продаже существуют говорящие книги. Они полезны для детей, но особенно важны для оральных детей. Потому что повторять произношение букв, слов, цифр, издаваемых книгой или компьютерной программой, для него не только познавательно, но и полезно. Он, повторяя на разный лад одни и те же буквы, узнает их лучше и лучше. Сам родитель может при этом на некоторое время отлучиться, функцию слушателя возьмет на себя компьютер (особенно если там настроен контроль произношения).

Конечно, такому малышу важно читать вслух и, конечно, иметь при этом слушателя. Передвигаясь с ребенком вне дома, попросите его описывать все увиденное вокруг. Если зрительный ребенок может это делать непроизвольно и выборочно, то оральному ребенку нужно указать несколько акцентов: говорение должно быть полноописательным, он не должен ничего упускать, если он отвлекается на собственные рассуждения или вопросы, то только касательно увиденного.

По ходу речи его нужно поправлять и уточнять услышанное, чтобы он говорил верно и чисто. Приучите ребенка к тому, что рассказывание небылиц и выдумок неуместно, и вас интересует только реальное положение вещей. Направляйте его в выборе тем для разговора и слушайте его, это важно. Убежденность в том, что его слушают, дает оральному ребенку базовое чувство безопасности, что позитивно влияет на его развитие.

При поступлении в первый класс родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок тут же подружится со всем классом, будет шутить и балагурить, наслаждаясь всеобщим интересом. Часто учителя жалуются на таких детей, потому что оральник легко перебивает, «переговаривает» учительницу, привлекая внимание всего класса и не реагируя на замечания. Поэтому важно переключить его свойства в конструктивное русло.

С первого класса его желательно подключить ко всем детским общественным мероприятиям: спектаклям, выступлениям и т. п., а также к факультативам по чтению и развитию навыков публичного выступления. Дайте своему ребенку выговариваться там, где это уместно.

Чтение — это то, что напрямую связано с говорением. От первого и до последнего слова оральный ребенок должен читать с выражением, выдерживая темп, правильно выставляя логические ударения, паузы. Если зрительные и звуковые дети по смыслам текста делают это сами, то оральному ребенку это нужно привить. Изначально ему свойственно воспроизводить безэмоциональный речевой поток, порой очень плотный. Чем раньше удастся разделить его на интонационно-смысловые узлы, тем лучше и четче будет поставлена его речь. Со временем ребенок привыкнет это использовать.

Когда молчание не золото: слушаем наших детей

Особой спецификой отличается воспроизведение информации оральным ребенком. Домашнее задание должно выполняться дома по тому же принципу проговаривания. Только в книгах не ведающих, что пишут, детских психологов можно найти фразу о том, что болтливость ребенка замедляет его умственное развитие. Сразу скажем, что оральный ребенок легко опровергнет это утверждение, когда начнет вслух рассуждать о том, чего он не понимает в домашнем задании.

В процессе говорения он начинает из услышанного выводить основные мысли, приводящие к правильному ответу. В результате к нему приходят озарения. Он будто задает вопрос самому себе и сам же на него отвечает. Это связано с тем, что оральный человек всегда проговаривает подсознательные смыслы, а сознательно воспринимает их только после озвучивания.

Приучите своего ребенка к тому, что, прочитав условие непонятного задания, неплохо бы проговорить его вслух: озвучить вопрос. В начальных классах это легитимно делать, вслух читая условия задач. В средней школе — уже нет. Для ускорения мышления оральному ребенку полезны задачи на описание ситуации. Проговаривая ее, он глубже понимает и осознает материал. С каждой последующей задачей он нарабатывает для себя нужный багаж первичных понятий, благодаря чему впоследствии уже сможет и не проговаривать вслух полученные задания.

Таким образом, оральный ребенок, готовясь дома к школе, должен это делать разговаривая. Если родители в этот момент дома, то они могут быть убеждены в том, что домашнее задание сделано, поверив собственным ушам. Желательно всегда оставлять двери открытыми при выполнении домашнего задания, чтобы создавалось ощущение того, что у ребенка есть слушатель, для которого он, собственно, это и проговаривает.

Очень важно не запирать такого ребенка дома наедине с домашним заданием. В течение дня у него обязательно должно быть время, которое он должен проводить с друзьями, в компании других детей также помимо школы. Если это не двор, то пусть это будет любой ближайший клуб развития творчества или дискуссионный клуб.

В свободное время с оральным ребенком можно проговаривать школьные дела, но не с точки зрения слухов, сплетен или описаний произошедших событий, а обсуждая пройденные задания, все то новое и интересное, что он усвоил в школе. Такие беседы помогут ему путем вербализации систематизировать полученный материал.

Роль литературы в развитии

Нигде не сверкает звезда орального дара так, как это происходит на уроках литературы. Из всех школьных дисциплин именно эта — ключ к здоровому психическому развитию для такого ребенка. Начиная с 5-го класса, важно сделать акцент на этой дисциплине. Для того чтобы чисто и грамотно говорить, нужно знать язык и правильно его воспринимать.

Декламация стихов — это регулярные выступления перед классом в средней школе. Обсуждения литературных произведений, пересказ, устные сочинения — значительный стимул к развитию орального ребенка. Все это позволяет ему экстравертировать свои свойства в русле хорошей и грамотной базы классической и художественной литературы.

Во многих школах существуют факультативы и отдельные курсы занятий по выразительному чтению и рассказыванию, на которых ребенок овладевает изобразительно-выразительными средствами языка, изучает разные манеры повествования, что самое главное — практикует их. Убедившись в том, что программа этих курсов имеет под собой хорошую литературную базу, орального ребенка можно отдать туда заниматься до последнего школьного звонка. Ведь важно не только то, что он говорит, но и какой познавательный смысл несет его сообщение.

Речевая коммуникация и объединение на идее

Реализация орального вектора — это не просто процесс говорения, а говорение для кого-то, для реальных слушателей. Так или иначе ребенок будет этих слушателей к себе привлекать, а вот какими способами он научится это делать — это уже вопрос, который должен беспокоить родителей. Врать, рассказывать небылицы и сплетни или с упоением озвучивать важные смыслы, дурачиться матерными анекдотами и шутками или вести осмысленную грамотную речь — в случае с оральным человеком возможны все варианты.

Развитый вербальный интеллект — это мощный инструмент для объединения людей. И в развитии умений орального человека это играет ключевую роль. Поэтому сверх того, что за время школьной учебы оральный ребенок научится красиво говорить, он должен всегда объединять своими словами группу людей, перед которой говорит. Причем объединение это возможно на разных уровнях: на самом низком — когда мы телесно расслабляемся, умирая от смеха, или на самом высоком — когда все объединены в один порыв общей идеей. Более высокий уровень — более высокая реализация для человека, а значит, больше радости и удовольствия от жизни.

Для того чтобы было возможно объединять людей на уровне идеи, эту идею надо ощущать самому, а также обладать развитыми ораторскими способностями. Достигнет ли ребенок максимального уровня реализации своих природных возможностей, зависит от его развития до пубертата, которое обеспечивают ему родители и школа. Системное понимание особенностей ребенка дает все необходимые инструменты, чтобы сделать это максимально правильно.

Корректор: Елена Лавецкая

Автор публикации: Ольга Мезенцева, преподаватель Киевского политехнического института
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Периоды взросления

В течение детского и подросткового возраста, речь, вербальные и мыслительные способности развиваются постепенно. В своем формировании они проходят 3 больших этапа.

Раннее детство – до 7 лет

В этот период практически все дети говорят сами с собой. Особенно в 4-5 лет. Это не плохо, напротив. Так молодой человек старается и разрабатывает речевой аппарат. Подражает взрослым, слушает собственный голос. Обычно таким нехитрым способом дети стараются компенсировать недостаток внимания. Хотя случается и так, что внимания достаточно. В 6-7 лет разговаривать с собой вполне нормально. Насторожиться нужно, если есть симптомы психопатологии. Вроде голосов, галлюцинаций, бредовых построений. Но такое случается исключительно редко.

8-10 лет

В данном возрасте разговоры в режиме монолога или диалога с вымышленными существами случаются реже. Начинается школьная жизнь, общение со сверстниками и учителями. Потому и потребность в компенсации вербального общения становится ниже. С другой стороны, ничего не меняется, когда у ребенка не складывается общение. Тем более, если он изгой, подвергнут остракизму. В 9-10 лет это особо заметно, потому как начинается ранний пубертат.

В подростковые годы

Проблема, как правило, сходит на нет. В 11-12 лет привычка разговаривать с собой еще встречается. Дальше все зависит от склада характера и личности. Некоторые акцентуации, будь то истероиды или шизоиды предпочитают проговаривать действия вслух. Но если первые делают это напоказ, да еще и с театральными нотками, то вторые — ради собственного удобства. В 13 лет вероятность нарушения сохраняется. Особенно, если у пациента нет друзей. С 15-16 лет пубертат завершается. Разговоры с собой не практикуются. Разве что речь идет о складе личности. В 13-16 лет наиболее вероятна манифестация шизофрении. Поэтому нужно внимательно следить за подростком. Все возможные отклонения нужно проверять у психиатра. Потому как лечить психические патологии лучше на первой стадии, когда шансы на восстановление еще велики.

Разговоры вслух без психопатологической симптоматики — практически всегда вариант клинической нормы. Особенность характера, личности, социализации и подходов к адаптации.

Где граница?

У ребёнка-«говоруна» ещё не очень сформированы личные границы, он не знает, что его, что не его. Родители легко вторгаются в его жизнь и его тело, и действиями — например, моют в ванной, помогают в туалете, и словами. Например, говорят — и часто непрерывно — что ребёнку нужно делать в каждый момент времени: не сиди, читай, ешь, иди, говори, стой, сиди ровно. То есть ребенок привык, что в него вторгаются с помощью непрерывного словесного потока, и делает ровно то же самое с членами семьи. Да, конечно, это нормально — помогать маленькому ребёнку во всем, и самим какое-то время говорить, как радиоприёмник, когда вы учите его разговаривать. Но постепенно, по мере взросления, родители делают мысленный шаг назад, предоставляя ребёнку все больше и больше самостоятельности и отдельного пространства, и он учится делать то же самое со взрослыми в семье и вне семьи. Учится оставлять их на некоторое время с их делами, чтобы реализовать свои интересные идеи.

Иногда много болтающий ребёнок «забалтывает» свои настоящие переживания и секреты. Не желая рассказывать о чём-то, он говорит обо всем на свете, вьёт петли, как заяц, запутывая следы, или птица, уводящая от гнезда. Иногда делает это сознательно (обычно в возрасте старше 6−7 лет) — тогда это может выглядеть так, как будто он врет, сочиняет разную белиберду. А иногда неосознанно, и даже сам толком не знает, что он скрывает, для него важно не приближаться к пугающим темам. В таких случаях стоит подумать, а что на самом деле так сильно может его волновать и пугать, попытаться аккуратно обсудить это с ребёнком или показать его детскому психологу. Потому что за скрытыми переживаниями часто начинают образовываться разные невротические симптомы, которые помогают психике прятать страшное подальше.

Симптоматика и клиническая картина

Стандартное и наиболее нормальное проявление — это разговор с собой или вымышленными собеседниками. Но нормой это можно считать только в некоторых случаях:

  • у пациента нет нарушений поведения, характер спокойный, уравновешенный;
  • нет и продуктивной симптоматики: бреда, галлюцинаций и прочего;
  • также нет и негативной симптоматики: нарушений мышления, проблем с ориентацией в пространстве, безволия;
  • человек не проявляет агрессию.

В этом случае речь о варианте клинической нормы. Если присутствует хотя бы один признак, из названных выше — нужно срочно идти к психиатру.

Когда нужно обращаться к врачу

Консультация специалиста потребуется в следующих случаях:

  1. Агрессивное поведение. Возможно, результат изменений личности на фоне психического расстройства. Не обязательно шизофрении. Приступы ярости, повышенная раздражительность типичны для расстройств личности, например, параноидного.
  2. Плаксивость, обидчивость. В неадекватных проявлениях. Также обычно в системе с другими симптомами.
  3. Если ребенок разговаривает сам с собой, проявляет жестокость к игрушкам, вымышленным людям, нужно внимательно наблюдать дальше. Агрессия — типичный признак как минимум психологических проблем. Намного чаще — психиатрических. От расстройств аффективного плана до психозов. Также возможны расстройства личности, психопатии.
  4. Заторможенность, вялость, нарушение интеллектуальных способностей. Чаще всего симптомы проявляются у старшего возраста. Например, с 12 до 18. А этот период манифестирует одна из самых деструктивных форм шизофрении — злокачественная.
  5. Жалобы на психотические симптомы. Например, голоса, которые произвольно говорят, также дереализация, деперсонализация, бредовые конструкции. Обязательно посещают лечащего специалиста-психиатра.

Появление галлюцинаций и речи перед сном — явления сравнительно безопасные. Ложные образы определяются как гипнагогия. Встречается, в том числе у здоровых людей. Сопровождается слышимой речью, визуальными образами. Сноговорение встречается у всех. Но патологией также не считается. Потому и специального лечения не нужно. С другой стороны, оба аномальных явления связаны с перетруждением, чрезмерной активностью. Это показатели утомления. Нужно выработать приемлемый график. Для детей — по крайней мере, 8 часов сна, плюс витаминизированный рацион и т. д.

Диагностика

Обследованием пациентов с рассматриваемой проблемой занимаются клинические психологи, психиатры, а также психотерапевты. В тандеме.

Первичное обследование проводят психологи или штатные психиатры в местном ПНД. Что конкретно входит в перечень исследований:

  1. Устный опрос родителей пациента. Нужно узнать больше о поведении человека с точки зрения близких. Это поможет разобраться в ситуации.
  2. Разговор с самим пациентом. Это необходимо, чтобы выяснить характер и степень отклонения, если таковые есть.
  3. В сомнительных случаях используют специальный дидактический материал. Необходимо исследовать скорость и качество мышления. В рамках психопатологий психотического уровня (шизофрения) наблюдаются грубые процессы расщепления личности и сознания.
  4. Не лишним будет провести серию простых тестов, адаптированных под детей.

Если психопатологии не найдено, имеет смысл поговорить со специалистом о методах борьбы с проблемой.

В тяжелых клинических случаях, когда присутствуют симптомы продуктивного ряда, показана госпитализация в стационар. В молодые годы, тем более в детстве, превалируют простые формы шизофрении. Это наиболее опасная разновидность в плане распада личности. Продуктивных симптомов не имеет.

Вполне возможно, что причина патологического процесса — это органическое поражение мозговых тканей. Чтобы справиться с этим состоянием, нужно найти источник. Назначают МРТ головного мозга и/или КТ. Также подойдет рентген черепа. Особенно часто встречаются опухоли разной локализации. От малозлокачественных астроцитом в мозговом веществе до аденом гипофиза в глубоких слоях. Также встречаются герминомы. Опухоли, которые сформировались из эмбриональных клеток.

Диагностика должна ответить на главный вопрос: почему ребенок разговаривает вслух сам с собой. Затем можно назначать лечение и делать выводы.

Как правильно воспитывать болтливых малышей

Родители говорунов не всегда понимают, как правильно воспитывать болтливых малышей. Вроде бы нет ничего плохого в том, что ребенок постоянно что-то рассказывает.

Но некоторых родителей такое поведение настораживает и утомляет. Малыш начинает говорить, как только проснется, и умолкает только тогда, когда уснет. Он постоянно встревает в разговоры взрослых и других детей, перебивает, не слушает, навязывает свое мнение и убеждает в собственной правоте.

Как вести себя родителям? В первую очередь понять, почему ребенок постоянно говорит. Бывает, что малыш только учится общению, учится формулировать слова и предложения, пробует задавать вопросы, придумывать ответы на них. И этот процесс, судя по всему, ему очень нравится.

Малыш копирует поведение взрослых: делает вид, что разговаривает по телефону, крутится перед зеркалом, говоря с воображаемым собеседником, о чем-то оживленно рассказывает игрушкам в отсутствии иных слушателей.

Все это происходит в спокойной обстановке, ребенка ничего не раздражает и не беспокоит. Он рассказывает о своих делах и описывает происходящее, иногда говорит откровенно выдуманные вещи, но они не выходят за грани разумного.

Другое дело, когда излишняя разговорчивость вызвана тревогой, боязнью и выступает как защитная реакция организма. Распознать такое поведение можно по характеру и частоте задаваемых вопросов, импульсивности речи, чрезмерной жестикуляции и неконтролируемым эмоциям.

Кроме того, если ребенок обычно много говорил, а потом замолчал, тоже должно насторожить родителей. Это может быть показателем психологической травмы, боязни, тревоги.

Учить общению следует с раннего возраста. Говорливому ребенку надо объяснять, что всегда говорить только он один не может. Все должны иметь право высказаться и слушать других. Баланс разговорчивости должны соблюдать все члены семьи, в которой растет болтливый малыш.

Ребенка нельзя резко обрывать во время его монолога. Следует мягко остановить его, обратить на себя внимание и сказать то, что нужно вам.

Варианты лечения

Терапия зависит от основной причины патологии. Если причина заключается в недостатке родительского внимания, все решается просто. Нужно как можно больше времени проводить с детьми. Особенно, если в семье всего 1 ребенок. Говорить на интересные темы, интересоваться делами. Это основа. Игнорируя сына или дочь, родитель отдает их на воспитание обществу и телевизору с сетью. Как скажется подобная депривация на психическом состоянии заранее сказать трудно.

Недостаток общения со сверстниками решается довольно трудно. Вариантов несколько. Во-первых — найти подходящую компанию. Это может быть учебный коллектив в какой-либо секции. Или же познакомить ребенка с детьми друзей/подруг. Мера тоже эффективна. Со своей стороны, родитель должен как можно больше общаться с дочерью или сыном, чтобы они быстрее социализировались. В противном случае разговор сам с собой — меньшая из проблем. Далее пойдут нарушения внедрения в социум. А значит проблемы с работой, поиском себя, обеспечением собственных потребностей.

Когда собеседник — воображаемое существо, нужно слушать, о чем вообще идет речь. Важно проконтролировать содержание монолога.

Дети, склонные к бегству от реальности, требуют особого подхода. Самостоятельно в этом случае не справиться. Нужна помощь как минимум психолога. Еще лучше — психотерапевта. Задача — научить молодого человека методикам расслабления, способам справляться со стрессом. Избегать их или правильно относиться к таким жизненным проблемам. Медикаментозная коррекция тоже возможна. Но строго по показаниям. Например, если присоединяется гиперактивность. Когда ребенок невнимателен и при этом разговаривает сам с собой, назначают легкие седативные средства. По ситуации и другие препараты.

Когда причина в конфликтных ситуациях, необходима помощь психолога. Причем желательно всем участникам ссор плюс самому ребенку. Разговоры «по душам» с собой — не самое худшее последствие. Если разовьется полноценная травма, в будущем она повысит риски психозов, нарушения работы головного мозга, возможна провокация шизофрении, интенсивной депрессии. Детям, страдающим неврозами на фоне конфликтов, прописывают легкие седативные препараты. Также обязательно нужно создавать благоприятный климат в семье. Если нужно выяснить отношения — делать это лучше подальше от детей.

При эпизодах подобного разговора во время игры ничего делать не нужно. Разве что игры не приобретут жестокий характер. В такой ситуации не помешает помощь психолога или психотерапевта.

Психические расстройства лечатся строго под контролем психиатра. Назначают группу лекарственных средств:

  • седативные препараты, транквилизаторы — чтобы снять стресс, нормализовать сон, частично скорректировать поведение;
  • нейролептики, они же антипсихотики — устраняют продуктивные симптомы заболеваний (галлюцинации, бред и прочие моменты), их применяют с осторожностью, большая часть препаратов не годится для пациентов до 16-18 лет, потому вопрос выбора стоит оставить врачам;
  • антидепрессанты — также практически не назначаются детям из-за меньшей склонности к депрессиям (если нужно, дозировку и само наименование подберет специалист).

Помимо этого, показана психотерапия. Под контролем одноименного специалиста. Как минимум, нужно 10-12 сеансов. Во время лечения пациент усваивает новые модели мышления, поведения, понимает, как справиться с ситуацией. Идеальный вариант, если родители или хотя бы кто-то из родственников будут присутствовать на сеансах.

Трудные ситуации, не поддающиеся контролю, требуют госпитализации в профильный стационар. Все время после выписки нужно снова наблюдать за поведением пациента.

Выслушать и услышать

Бывает ли у вас такое, когда вы начинаете без умолку о чём-то говорить? Практически у всех такое случается — в моменты, когда мы слишком вовлечены и перевозбуждены происходящим, и нам хочется с кем-то поделиться, «слить» возбуждение. При этом часто мы говорим громче и быстрее, чем обычно. Дети с постоянной речевой активностью часто перевозбуждены с утра до вечера и день за днём. И то, в чем они нуждаются — это успокоение и снижение их тревожности. Чтобы это сделать, их речевую активность и самого ребёнка важно не игнорировать. Когда родители отвечают «ага», не вслушиваясь, ребёнок тревожится ещё больше, пытается неосознанно достучаться до нас, говорит ещё громче, еще быстрее — вдруг его прервут, и старается не останавливаться. Важно задавать ему вопросы о том, что он рассказывает, и вместе обсуждать то, что его так взволновало. Например, одни родители жаловались, что ребёнок всем, даже незнакомым людям, начинает немедленно рассказывать: «А у меня дедушка умер, а он болел, а у нас цветы были». Родители пытались притормозить поток, так как не считали, что всем вокруг необходимо об этом знать, и все незнакомые должны это обязательно выслушивать. Незнакомые люди в целом относились к ребёнку с сочувствием, но семья чувствовала себя неловко. Оказывается, только на улице чужие взрослые выслушивали ребёнка — хотя бы вот так, вынужденно. Дома родителям было слишком сложно говорить про семейную потерю, и они либо тормозили мальчика, либо игнорировали, не вслушиваясь в то, что он говорит. После того, как семья решилась и несколько раз проговорила все, что так всех волновало, мальчик перестал активно приставать с разговорами к незнакомым взрослым. Ребёнок в сложных для себя ситуациях (новые события, беременность мамы, рождение брата или сестры, переезд, смена воспитателя, смерть близких) будет стараться найти собеседника, который всё для него прояснит — чтобы успокоиться.

Профилактические меры

Все предельно просто:

  1. Не конфликтуйте при ребенке.
  2. Не давите, не применяйте психологическое и физическое насилие.
  3. Старайтесь больше разговаривать. Обсуждать интересные темы.
  4. Поощряйте воображение.
  5. Хвалите сына или дочь, мотивируйте развиваться.
  6. Если не ладятся отношения со сверстниками, побеседуйте с психологом. Если рекомендации не подействуют, постарайтесь создать круг общения. Дети друзей, спортивные и творческие секции. Все это отличные возможности.
  7. Когда проявляются симптомы психического расстройства, срочно ведите ребенка к психиатру. Можете выбрать частного врача, если опасаетесь стигматизирующего диагноза. Это будет лучшим решением.

Растерянность родителей

Когда наступает этот сложный и тяжелый для всех период, то родители теряются и не знают, как себя вести и как реагировать на все это. Даже если это не первый малыш в доме, все равно обстановка в семье накаляется. И членам семьи становится невыносимо жить при такой тяжелой атмосферы: нервный ребенок, постоянные истерики, натянутые взаимоотношения между домочадцами.

К сожалению, семья, которая столкнулась с такими проблемами, редкий раз ищет совета и помощи у специалиста. А чаще всего обращается за советами на всевозможные форумы и к своим знакомым. Советы таких вот знакомых бывают разные. И никто не застрахован получить «токсичный» совет. В таких случаях, люди советуют напуганным родителям «задать, как следует, чтобы знал на будущее».

Фото Unsplash

Но тут следует помнить, что такой метод не только не принесет хороших результатов, но и сломает доверительные отношения между малышом и родителя. Таким образом, прибегая к таким методам воспитания, родители заставляют малыша все больше нервничать. А у него все больше портиться поведения, и вот уже нервы родителей на пределе…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]