Уникальная развивающая методика от российских педагогов
Железновы – дипломированные музыканты-педагоги, авторы уникальных развивающих занятий для дошкольников. Они сумели объединить богатый преподавательский опыт и тонкое понимание детской психологии в цикл аудиозанятий, которым пользуются родители и воспитатели в целом ряде стран. Сегодня вы можете познакомиться с уникальными наработками российских авторов, чтобы разнообразить уроки дома, в детском саду, развивающем центре.
Логопедические песенки – увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудностей с разговорной речью. В этом случае подобные упражнения позволяют обогатить лексику, улучшить дикцию, стимулировать интеллектуальное развитие. Речевой материал тесно связан с движением и музыкой, поэтому методика Железновых предполагает развитие вокальных навыков, активные игры под музыкальное сопровождение. Разнообразие упражнений позволяет использовать их во время групповых или индивидуальных занятий.
- Преимущества логопедических музыкальных занятий:
- увлекательное построение урока – задорные мелодии и тексты песен, подсказывающие движения, радуют малышей;
- психологическое расслабление – в игровой атмосфере преодоление речевых недостатков и связанных с ними комплексов проходит легче;
- удобная подача материала – стихотворная форма, плавная ритмика помогают детям развить правильное дыхание при произношении, учат управлять темпом разговора, понимать слоговую структуру слов;
- эффективность – результативность при коррекционных занятиях и развитии музыкальных способностей доказана на практике;
- универсальность – заниматься по таким аудиозаписям можно дома, у логопеда, в детском саду и т.д.
Как провести логочас в подготовительной логопедической группе
Логопедические песни для детей – отличный способ развития речи. Малыш вовлекается в игру и стремится произносить слоги все лучше, чтобы пропеть слова полностью, повторяя их за воспитателем и другими детьми.
Песни в садике.
Чтобы провести логочас в подготовительной логопедической группе, педагог готовится заранее. Для занятия потребуется:
- магнитофон и кассета с записью;
- картотека с вариантами песен;
- методическое издание для педагога.
Дополнительная информация! В современных ДОУ занятия по коррекции речи проводятся с использованием интерактивных технологий. Это могут быть доски, специальные столы, компьютеры, магнитофоны.
Интерактивные технологии для проведения занятий по логопедии
Урок проходит в формате игры, задания дает логопед, развитие высших психических функций и речи происходит при выполнении всех требований. Детский кабинет для занятий в ДОУ оснащен следующим оборудованием:
- интерактивная доска;
- программно-дидактический комплекс;
- стенды;
- интерактивный компьютеризованный комплекс;
- магнитофонный тренажер.
Комплекс в саду для развития речи
Важно! Домашний урок не принесет столько пользы, сколько групповой в ДОУ с использованием специального оборудования. Педагог занимается с малышами по одобренной программе, выбирает определенное животное, например, козу, и предлагает детям спеть про нее.
Пример подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе
Подгрупповое логопедическое занятие в ДОУ подготовительной группе проводится по заранее определенной схеме. Должны быть выполнены следующие задачи:
- развитие артикуляции и моторики;
- пространственное ориентирование;
- развитие мышления и памяти;
- составление полноценных предложений.
Ход занятия:
- Выделение группы детей с одинаковыми недостатками речи.
- Разъяснение темы, выбор звуков для корректировки: ж, ш, с,з.
- Изучение наглядных материалов, карточек.
- Короткая презентация с нарезками из мультиков.
- Прослушивание песенки онлайн.
- Повторение слов за педагогом и диктором.
В конце занятия для закрепления результата дети выполняют речевое упражнение, предложенное педагогом.
Фронтальные логопедические занятия
Если ребенку требуется коррекционная работа над звуками и произношением, он посещает отдельные, фронтальные занятия. В ходе этих уроков используются логопедические кубики на развитие речи, кассеты с записью музыкальных композиций.
Фронтальный урок дает ребенку возможность высказаться самостоятельно, не в окружении группы. Он вслушивается в зачитываемый текст, а потом пересказывает его, объясняя, как понял смысл.
Важно! Фронтальные занятия необходимы для формирования грамматически правильного произношения, словарного запаса, связной, осмысленной речи.
Музыка в такие часы служит лишь дополнением к основной программе. Иногда пять уроков хватает, чтобы выправить ситуацию, но в исключительных случаях педагог занимается с ребенком не один месяц.
Развитие речи ребенка до года
Piano for Playschool: приложение для музыкальных занятий
Piano for Playschool (apple, android) – мобильное приложение, которое поможет ребенку научиться играть самые простые песенки и мелодии на клавишных инструментах. Подключение двигательной памяти, развитие мелкой моторики рук дополнительно способствует развитию речи. Приложение подходит для детей в возрасте 3-6 лет и удобно для родителей без музыкального образования.
Вместе с Piano for Playschool вы можете разучивать логопедические песенки, оттачивать умение петь по нотам и развивать абсолютный слух. Такие музыкальные занятия способствуют комплексному психологическому и интеллектуальному развитию ребенка, готовят к обучению игре на настоящем инструменте.
Каталог логопедических песенок для детей 4-5 лет
В младшей группе, а также в подготовительной время от времени дети исполняют музыкальные композиции, разработанные специально для коррекции произношения некоторых глухих и звонких звуков.
Звуковые лягушки. Поем гласные звуки. А…
Имитируя звуки лягушек, ребенок может научиться произносить сложные слова и слоги.
Для тренировки следует исполнять следующую песню:
«Пять лягушек прыгали в кроватке, один вдруг упал и ударился головкой.
Приехал доктор и сказал: «Больше не прыгайте в кроватке»».
Затем эти же слова повторяются, только остается вместо пяти четыре. а потом три и два лягушонка.
Песня лягушонка
Ёж, ЖА, ЖУ, ЖЕ, ЖИ
Отработка звонких звуков тоже осуществляется через пропевание частушек и песен.
«ЖА,ЖА, ЖА, ЖА, мы нашли в лесу ежа.
ЖУ, ЖУ, ЖУ, ЖУ, стало холодно ежу».
Так повторяются все слоги.
Важно! Кроме дикции улучшается память, пространственное мышление. Педагог следит за тем, чтобы все дети пели складно и никто сильно не выбивался из общего хора.
Логопедические распевки – Оса-Са-Сы-Су-Сы-Са
Текст для отработки звука «с»:
«Са-са-са, это хитрая лиса.
Су-су-су, и живет она в лесу.
Сы-сы-сы, много дела у лисы».
Коза ЗЫ, ЗЕ, ЗУ, ЗА
Популярная детская песенка: «Давай, коза, попрыгаем и ножками подрыгаем» также используется на уроках в садике для того, чтобы скорректировать произношение «з».
Детская песня. Ра Ры Ро Ру Рэ
Логаритмическая потешка для отработки буквы «р»:
«Ра-ра-ра-ра, на горе стоит гора.
Ры-ры-ры-ры, выше нету той горы.
Ро-ро-ро-ро, потерял петух перо.
Ру-ру-ру-ру, а барсук унес в нору».
Дополнительная информация! Сначала потешка проговаривается вслух и только потом произносится мелодично под музыку.
Петух КУ, ГИ, ГУ, КИ
Чтобы дети четко произносили буквы «г» и «к», достаточно исполнить несколько раз следующую песню:
«КУ-КА-РЕ-КУ, ГИ-ГИ-ГИ-ГИ. Петух, беги.
Гу-гу-гу-гу, гуси на лугу».
За счет чередования мягких и твердых звуков речь ребенка становится более четкой.
Другой вариант песни про петушка
Гуси ГА-Га
Если ребенок нечетко произносит букву «Г» и говорит ее слишком мягко, для отработки можно воспользоваться следующей песенкой:
«Гуси-гуси, га-га-га,
Есть хотите? Да, да да!».
Дополнительная информация! Возможна тренировка под записанную на магнитофон музыку или под звуки пианино, если в садике проводится урок музыки с педагогом.
Поем гласные звуки А, О, У, И, Э, И, Де…
С произношением гласных звуков у детей не возникает проблем, но в словах часто сбиваются окончания. Чтобы речь стала четкой, ее отрабатывают, пропевая не только согласные, но и гласные звуки.
Слова для напевания:
- о-о-о осень;
- зима-а-а-а-а, холода-а-а-а-а;
- лы-ы-ы-ы-ыжи.
Существует целый звуковой ряд, который подходит для отработки под музыку пианино:
Активизация речевого развития детей дошкольного возраста
Да-да-да-да, до-до-до-до, ду-ду-ду-ду, дэ-дэ-дэ-дэ, да-а-а-а.
Использование логопедических кубиков на развитие речи
Логопедические интерактивные игры для развития дошкольников и кубики используются в младшей и подготовительной группах. С их помощью дети выполняют разные задания:
- Собрать из слогов слово и произнести его.
- Повторять слоги с тех кубиков, которые показывает педагог.
- Построить башню так, чтобы получилось слово.
Важно! В процессе занятия нужно сохранять элемент игры и интерес ребенка к происходящему. В процессе они вовлекаются в занятие и выполняют все задания, корректируя свою речь.
Игры и задания для логопеда на развитие высших психических функций
Детская психика до конца не сформирована, задача логопеда способствовать всестороннему развитию ребенка. Логопедические песенки для детей, частушки и потешки, а также различные упражнения – все это позволяет запустить процесс развития и познания малышом окружающего мира.
Психологическая работа с логопедом
Картотека логопедических игр для дошкольников
Устранение нарушений письменной и устной речи происходит в процессе игровой деятельности. Логопедические кубики делают своими руками или используют готовые в групповых играх:
- Какой звук? Педагог показывает картинку, а дети называют звук, издаваемый животным или машиной, например: Му-у-у (корова) или ту-ту-ту (поезд).
- Прочти быстрее. Соревнования любят все дети, поэтому игра «Кто быстрее прочтет слово с карточки» проходит весело и активно.
- Игра с мячом. Воспитатель кидает мяч и называет слово, а ребенок говорит последний звук в нем: хоровод – «д», игра – «а».
Дополнительная информация! В некоторых случаях требуются дополнительные индивидуальные занятия с малышом, если он имеет нарушения речи и слуха.
Проведение и организация логопедических викторин для дошкольников
Все участники делятся на несколько групп. Каждая команда готовит свой девиз и униформу.
Ход викторины:
- Педагог зачитывает приветствие и предлагает задания, которые должны выполнить дети.
- Разыгрывается мини – сценка из книги.
- Физическая разминка с напеванием детской песенки.
Родители могут быть задействованы в викторине. Вместе со своими детьми они повторяют скороговорки и потешки.
Арт-терапия в логопедии
В коррекционной работе применяется арт терапия, рисование в логопедии – это один из способов быстро исправить сложную ситуацию.
Виды арт-терапии:
- лепка;
- рисование;
- музыкотерапия;
- хореография;
- фотографирование;
- песочная терапия.
Творческая деятельность не похожа на обычные групповые занятия, ребенок расслабляется и позволяет логопеду-дефектологу провести коррекционную работу.
Если имеются серьезные нарушения речи, то целесообразно применять совокупность методов: вокал, арт-терапия, рисование, участие в театральных постановках. Активный ребенок быстрее проходит коррекцию и начинает говорить правильно.