www.Logopedy.ru
Горбунова Альфия Муллахматовна учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 13 «Рябинка» г.Чайковский, Пермский край(статью в формате MS_Word 41KB)
Зачастую логопедам приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у нихнизкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети-логопаты – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. В то же время, для успешной логопедической работы занятия должны быть динамичны, эмоционально приятны, интересны ребёнку. Именно в таких ситуациях логопед может использовать нетрадиционные методы.
Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики.
Устойчивые положительные результаты даёт использование нетрадиционных методов в целях профилактики сложных речевых расстройств в отношении детей младшего возраста группы риска в речевом развитии. У большинства детей, при применении нетрадиционных методов нормализуется работа центральной нервной системы. Признаками этого являются: нормализация тонуса артикуляторных и мимических мышц, активизация тонких дифференцированных и формирование произвольно координированных движений органов артикуляции, частичное устранение патологической симптоматики (гиперсаливация, синкинезия, девиация). В результате активно появляются звуки раннего онтогенеза, нормализуется межзубное произношение свистящих звуков. Большая часть таких детей, в последующем, не нуждается в логопедической работе, так как звуки формируются и вводятся в речь спонтанно. Улучшается и общее соматическое здоровье детей, более благополучно проходит адаптационный период в ДОУ.
Используемые в нашем детском саду нетрадиционные методы просты в использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с ребёнком даёт отличный эффект.
С уверенностью можно сказать о том, что применяемый нами комплекс нетрадиционных методов относится к здоровьесберегающим технологиям.
Статья «Биоэнергопластика — нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики»
Биоэнергопластика — нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
А.Г.Манушина, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г.Онега
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе дошкольного образования. На современном этапе совершен переход на новый уровень образования. С появлением нового федерального государственного образовательного стандарта поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей стал одним из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае, эффективным средством коррекции звукопроизношения у дошкольников служит биоэнергопластика, как один из методов здоровьесберегающих технологий.
Звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы речевого аппарата. С этой целью в своей работе учителя–логопеды с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции. Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики — использованию биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады звуков совместно с движениями кистей рук. Для коррекционной работы учителей-логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.
Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Чтобы повысить мотивационную готовность и длительно удерживать интерес ребёнка при выполнении гимнастики используем нестандартный методу выполнения упражнений – артикуляционной гимнастике с биоэнергопластикой.
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики . «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Для коррекционной работы логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога на протяжении всего занятия. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений мелкую моторику. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки:
Оптимизирует психологическую базу речи.
Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствало привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличило эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивали и укрепляли мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчило постановку и введение звуков в речь.
Применение бионергопластики способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Применение биоэнергопластики создаёт предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания памяти и других психических процессов.
Литература
Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопласгикой на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: https://festival.
Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.Краузе, Е. Н.
Лазаренко О. И. Тренируем артикуляционный аппарат и пальчики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2006. № 2. С. 28.