Общая информация
При дизартрии нарушается работа двигательных нервов. Из-за этого речь ребенка сложно переключается между звуками, она малоразборчива и звучит смазано. Могут отмечаться проблемы с дыханием, интонацией.
В основе дефекта всегда лежат проблемы с нервной системой. Чаще всего они возникают вследствие неблагоприятного течения беременности и родов. Небольшая нехватка кислорода негативно сказывается на работе головного мозга.
В первый год жизни детский организм очень чувствителен к разного рода инфекциям и травмам. Любое подобное воздействие может привести к гибели нервных клеток и развитию патологий.
Чаще всего дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу. Но ее легкие формы отмечаются и у дошкольников без этих патологий. Проявления дефекта могут иметь разную степень выраженности.
Особенность этого нарушения в том, что дошкольник не чувствует мышцы ротовой полости – ни напряжение, ни расслабление. Именно это затрудняет переключаемость органов с одного звука на другой звук.
Могут возникать сложности с формированием связи между движениями органов артикуляции и услышанного звука. У детей есть проблемы с моторикой, часто они неуклюжие и неловкие.
Симптомы заболевания
Симптомы псевдобульбарной дизартрии зависят от степени тяжести, которых существует всего четрые:
- 1-ая степень – отсутствую выраженные дефекты речи, выявить которые может логопед.
- 2-ая степень – речь ребенка понятна, но заметны некоторые речевые расстройства.
- 3-яя степень – речь непонятна окружающим людям, в том числе близким.
- 4-ая степень – речь пациента не понятна абсолютно.
Общая симптоматика этой формы дизартрии имеет некоторые составляющие:
- искаженные слоги, звуки;
- гипертонус лицевых мышц;
- ограниченность подвижности языка, губ;
- повышенное слюнотечение;
- слабый тихий голос;
- аритмичность дыхания.
Поставить диагноз «псевдобульбарная дизартрия» может исключительно специалист логопед или невролог на основании определенных результатов исследований.
Физические проявления
Многие исследователи занимались изучением детей с дизартрией. Это позволило выделить важную особенность: данная категория не отличается однородностью.
Это значит, что любые формы, вплоть до самых тяжелых, могут отмечаться у детей с нормальным интеллектом, в то время как легкие проявляются у дошкольников с нарушениями интеллекта.
Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией позволяет составить полное представление об индивидуальных особенностях и потребностях группы. Только на ее основе можно составить правильный план работы.
Благодаря исследованиям специалистов удалось выяснить, что нет зависимости между тяжестью дефекта и выраженностью патологии.
Чаще всего подобное нарушение отмечается у детей:
- нормального развития;
- с задержкой психического развития (ЗПР);
- с умственной отсталостью;
- с гидроцефалией.
В последние годы выделяют еще одну категорию детей – с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Для нее характерны не только проблемы с речью, но и нарушения высших психических функции (ВПФ).
В физическом развитии могут отмечаться некритичные задержки. Ребенок чуть позже поползет, сядет, встанет. Отставание не будет серьезным. Будут небольшие сложности с манипулированием предметами и тонкими движениями пальцев.
В большинстве случае не наблюдаются серьезные проблемы с общей и мелкой моторикой. Отмечается некоторая нескоординированность движений, неловкость в выполнении заданий. Тяжело осваивают навыки самообслуживания. Сложно дается выполнение гигиенических действий. Например, набрать в рот воды и прополоскать не так просто.
В дошкольном возрасте с трудом застегивают пуговицы, завязывают шнурки и т. п. В подвижных играх уступают сверстникам в ловкости и скорости реакции.
Диагностика псевдобульбарной дизартрии
Пациента должны вести логопед, невролог и другие узкие медицинские специалисты. Для точной диагностики используются следующие методы исследований:
- логопедическое исследование речи;
- электроэнцефалография;
- электромиография;
- МРТ головы.
В отдельных случаях может быть назначено исследование цереброспинальной жидкости путем люмбальной пункции. Такой анализ выявляет нейроинфекционные причины. В диагностике должен принимать участие невролог. Им должны быть проведены осмотр, специальные тести, изучение моторики и мимики ребенка. Эти методы дают возможность оценить степень, вид, причины расстройства, а также на основании полученных данных сформулировать эффективную программу лечения.
Особенности психологии
Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией позволяет правильно выстраивать работу специалистов. В ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) с ребенком будет заниматься не только логопед, но и психолог.
По проявлениям категория неоднородная. У некоторых отмечается плохая приспосабливаемость к изменяющимся условиям среды. Они будут бояться всего нового и отказываться к нему привыкать. При столкновении с трудностями предпочитают избегать их, а не решать.
Другая группа в психологических проявлениях будет отличаться кардинально. У них быстро истощается нервная система, отмечается чувствительность к погоде и высокий уровень возбудимости. Для них характерен плохой аппетит и сон.
Часто в детском возрасте дизартрия сопровождается тревожностью. Ребенок редко находит причину своей неудачи. Игра отличается примитивностью и стереотипностью.
В психологическом плане появляются проблемы со сферой мотивации. Особенно ярко это видно в школьном возрасте. В некоторых ситуациях протест выражается истериками.
Дети могут отказываться посещать уроки, выполнять задания дома, игнорировать требования учителя и т. п. Все это связано с острым переживанием дефекта и ощущением личной несостоятельности.
Причины речевого нарушения
Речевые нарушения появляются при поражении путей между бульбарными нервами и корой головного мозга. Это может возникать по ряду причин:
- Цереброваскулярные расстройства. Такими являются инсульты, ишемия мозга, церебральный атеросклероз. Эти заболевания часто приводят к развивающимся псевдобульбарным расстройства, приводящим к расстройству речевого аппарата.
- Травма головы. Эта причина самая частая для детей старше одного года.
- Перинатальная патология. К этой группе относятся гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовая травма. В результате этих процессов происходит функциональные кортико-бульбарные нарушения.
- Нейроинфекции.
По всем этим причинам при псевдобульбарной дизартрии страдает и нарушается структура речевого дефекта.
Педагогическая характеристика
Логопедия включает в себя не только нарушения устной речи, но еще и письменной. При несвоевременной помощи или при тяжелом дефекте проблемы будут с письмом и чтением.
В дошкольном возрасте отмечается позднее формирование интереса к рисованию. Дети с трудом овладевают карандашами, ручками, ножницами. Не регулируют силу надавливания на письменную принадлежность, тяжело заштриховывают область.
В педагогическом плане им тяжелее всего дается физкультура и музыка. Это связано с неразвитостью двигательной сферы. Не даются прыжки на одной ноге, смена поз, движения под музыку.
Из-за проблем с памятью и вниманием плохо учатся. При отсутствии понимания со стороны учителя у детей формируется негативизм и появляются психологические проблемы.
На занятиях в садике и на уроках часто суетливы, непослушны и раздражительны. Могут быть грубыми со старшими.
При отсутствии первичного нарушения интеллекта, дизартрики способны усваивать стандартные образовательные программы. Они могут быть любознательными, но из-за быстрой утомляемости плохо усваивают большие объемы информации.
Иногда могут возникать проблемы с определенным типом восприятия, например, зрительным. В таком случае ребенку тяжело дается различение схожих оттенков или сравнение двух предметов по размеру.
Может не слушать задание воспитателя, перебивать его, кричать и легко отвлекаться. Заставить его что-то делать долгое время невозможно. Любой раздражитель быстро переключает его внимание на что-то иное. Поэтому в кабинете для занятий не должно быть ярких картинок, игрушек или другого оборудования. Они будут только отвлекать.
В школьное время желательно размещать таких детей на 1-2 парту. Это позволит памяти хорошо работать и усваивать материал.
Лечение псевдобульбарной дизартрии
Коррекционная работа строится на логопедических занятиях и упражнениях. Они проводятся обязательно под контролем специалиста и направлены на развитие мелкой и речевой моторики. В некоторых случаях может применяться медикаментозное лечение. Общая коррекция этой формы дизартрии состоит из:
- физиотерапии;
- лечебной физической культуры;
- приема ванн;
- рефлексотерапии и других.
Для медикаментозного лечения используются ноотропы. Важно понимать, что в этом вопросе крайне важна ранняя диагностика. Все лечебные мероприятия коррекционной программы должен назначать исключительно специалист, заниматься самолечением может быть опасно.
Для коррекции используется этиопатогенетическое лечение. Оно устраняет этиологические факторы речевого развития. Если дизартрия вызвана нейроинфекциями, необходимо назначать противовирусную и антибактериальную терапии. Методы лечения зависят от причин появления этого речевого нарушения.
Важную часть составляют специальные логопедические занятия. При гипертонусе может использоваться логопедический массаж, дыхательная гимнастика и другие упражнения. Эта часть коррекции направлена на получение плавности речи, ее эмоциональности и выразительности.
Причины развития дизартрии
Недуг не является самостоятельным заболеванием – это только симптом других нарушений. Причина кроется в патологиях ЦНС. В период внутриутробного развития плод очень чувствителен к любым инфекциям. Поэтому болезни матери влекут за собой поражения мозга у ребенка.
Опасны токсикоз, резус-конфликт, прием лекарственных средств. В процессе родовой деятельности может возникнуть гипоксия (кислородное голодание), это тоже повлияет на работу нервной системы. Преждевременные роды чреваты тем, что организм младенца не закончил формирование, и это вызывает ряд последствий.
Стремительные или затяжные роды, различные травмы – все это сказывается на дальнейшем развитии новорожденного. Он чувствителен к любым болезням.
В последние годы приводятся гипотезы о влиянии экологии на развитие детей. Выбросы вредных веществ в атмосферу, смог и другие явления негативно отражаются на состоянии людей.
Причины дизартрии
Отличие бульбарной дизартрии от псевдобульбарной таблица
Основные отличия бульбарной дизартрии от псевдобульбарной состоят в следующем:
- Они отличаются особенностями паралича речевой мускулатуры. При бульбарном типе наблюдается периферической, а при псевдобульбарной парез имеет центральный характер.
- При бульбарной нарушаются произвольные и непроизвольные движения речевой моторики. При псевдобульбарной страдают только произвольные звуки.
- При бульбарной дизартрии происходит поражение диффузной артикуляционной моторики, а при втором типе наблюдается избирательный характер нарушения артикуляционных движений.
Также отличаются нарушения в звукопроизношении. Бульбарный тип делает произношение гласных букв нейтральным.
Непроизвольные движения при дизартрии
При дизартрии у ребенка часто возникают непроизвольные движения, которые бывают трех видов:
- Гиперкинезы – это движения, наблюдаемые в покое и усиливающиеся при выполнении произвольных движений. Они связаны с поражением подкорковых отделов мозга, проявляются на фоне изменения мышечного тонуса в виде отдельных, хаотичных, неритмичных движений.
- Тремор – это ритмичные мелкие подергивания, которые наблюдаются на фоне низкого мышечного тонуса, как в покое, так и в произвольных движениях.
- Синкинезии – это содружественные непроизвольные движения, которые не способствуют выполнению двигательной задачи, возникают только при выполнении произвольных движений.
Восприятие движений у детей
При дизартриях наблюдаются нарушения ощущения или восприятия движений, т.е. речевые кинестезии (например, когда ребенок не понимает, куда двигает рукой). Также характерны нарушения голоса (обычно он глухой, немодулированный), меняется высота голоса, отсутствует возможность произвольной регуляции силы голоса, иногда наблюдается спастическая дисфония (тонический голосовой спазм).
Отличается парез или паралич мышц мягкого нёба. Это приводит к «носовому голосу». Кроме того, характерно расстройство речевого дыхания: укорочен речевой выдох, поэтому в момент речи возникает ощущение нехватки воздуха (судорожные вдохи, доборы воздуха), что ведет к нарушению плавности речи. Нарушены ритмические (соба’ка – соба’ки) и динамические (Лесни’к – лесники’) ударения – это грубо искажает речь.
Для дизартрии характерно нарушение согласованности в работе мышц артикуляционного аппарата и голосообразования.