Развитие речи в дошкольном возрасте имеет огромнейшее значение. Оно является основой для дальнейшего обучения малышей в школе.
Занятия по развитию речи в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит учитель-дефектолог. Родителям предлагается закреплять усвоенные навыки дома.
Для этого хорошо подойдет комплекс игровых упражнений для детей 4-5 лет. Его Вы сможете найти чуть ниже.
В данном комплексе собрано 35 занятий в черно-белом варианте. Все занятия можно скачать одним файлом.
Польза предложенных занятий:
- Увлекательные игры помогут пополнить активный и пассивный словарь малышей по изучаемым лексическим темам.
- Раскрашивание картинок укрепит пальцы и подготовит руку к письму. Развитие мелкой моторики также положительно сказывается на развитии речи.
- Каждое занятие включает изучение стихотворения с движениями пальцев рук. Заучивание стихов способствует развитию памяти. А заучивание с движениями пальцев рук еще дополнительно стимулирует кору головного мозга.
- Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи научат малышей: подбирать прилагательные к существительным и согласовывать их в роде, числе; согласовывать существительные с числительными в роде, числе; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.п.
- Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам поможет сформировать связную речь и сделать ее более богатой.
Занятия по развитию речи представлены в черно-белом варианте. Каждое занятие содержит подробные инструкции расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 35 листов — 35 полноценных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Конспект НОД в средней группе область по речевому развитию «Животный мир осенью»
Цель: Активизировать речевую деятельность детей через игровую деятельность, продолжая обогащать словарный запас по теме. Обобщать представления детей о жизни диких животных осенью. Задачи образовательные: -Совершенствовать диалогическую речь, активно участвовать в беседе,…
Занятие по социальному миру в средней группе «Речевой этикет» Доминирующая образовательная область:социально-коммуникативное развитие, Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие Вид деятельности детей:игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная Цель:способствовать нравственному развитию…
Развитие речи в средней группе ДОУ
Развитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработку четкого произношения, считается одной из основных задач для дошкольников.
Занятие по речевому развитию
Обратите внимание! Для правильного речевого развития у детей в средней группе воспитатели проводят колоссальную работу. Она базируется на комплексе специальных упражнений и методических приемов, направленных на совершенствование речевых навыков и формирование высокой культуры и вежливости речи.
Для развития речи в средней группе ДОУ используются различные направления:
- углубляются знания и представления детей об окружающих предметах;
- дети знакомятся с деталями и названиями частей вещей;
- изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений;
- пополняется словарный запас в сфере профессий;
- изучаются слова, обозначающие отношения между людьми;
- дети учатся выражать собственные мысли сложноподчиненными предложениями, которые грамматически правильно оформлены.
Для решения поставленных задач в средней группе воспитатель должен ответственно подходить к процессу и целенаправленно вести занятия.
Требования ФГОС по речевому развитию
Все образовательные учреждения, независимо от того государственные они или частные, должны ориентироваться на определенные программные требования, которые указаны в ФГОС.
Что касается речевого развития дошкольников, то требования следующие:
- постоянно должен обогащаться словарный запас;
- ребенок должен в соответствии с возрастом владеть речевыми навыками;
- должен расширяться звуковой и интонационный диапазон выразительности речи;
- развиваться умение воспринимать звуки на слух и при этом слышать, идентифицировать и при наличии ошибок, исправлять их;
- развиваться умение слушать и запоминать сюжетную линию;
- формироваться логически последовательная и осмысленная речь;
- навыки пересказа и обыгрывания диалогов;
- ребенок должен обучаться эмоциональной передаче смысла и чтению стихотворения наизусть с выразительностью;
- должна проводиться работа по расширению кругозора дошкольников о предметах, свойствах, явлениях и понятии системы координат;
- вводится в лексикон обобщающие понятия;
- проводиться обучение совершенствованию грамматического построения предложений.
Обратите внимание! Все обучающие занятия должны проводиться воспитателем так, чтобы они одновременно включали в себя решение поставленных задач и игровые моменты. Только в таком случае детей можно будет заинтересовать и добиться желаемых результатов.
Направления речевого развития (ФГОС ДО)
Возрастные психологические особенности детей средней группы ДОУ
Средний дошкольный возраст в плане развития является продолжением раннего возраста. В этот период дети осваивают мир постоянных вещей, овладевают культурой речи, а также происходит формирование и становление психологического восприятия.
В среднем возрасте дети продолжают активно развивать речь, способность к замещению, мышление и воображение. С помощью речи воспитанники средней группы выражают свои эмоции и делятся впечатлениями.
Обратите внимание! Происходит стремительное развитие запоминания информации и удерживание ее в памяти, а также усиливается способность к концентрации внимания.
Как правило, в этом возрасте в детских садах воспитатели проводят специальные плановые занятия по развитию речи. Они предусмотрены специальными образовательными стандартами. Но, несмотря на это, педагогическая работа в данном направлении, не ограничивается определенными рамками. Самое главное, чтобы при подборе инструментов воспитатель должен учитывать все возрастные особенности своих воспитанников.
Логопедические занятия для детей в домашних условиях
Методические средства
Перед педагогом в рамках требований речевого развития стоят серьезные задачи, которые вынуждают подходить к процессу вдумчиво, ответственно и в соответствии с определенными стандартами.
Основные педагогические приемы
Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно быть основано на определенном педагогическом приеме. В настоящее время выделены три основные группы приемов развития речи в дошкольном учреждении. Это словесные приемы, наглядные и игровые.
Их суть заключается в следующем:
- Обучение рассказу по сюжетным картинкам.
- Ежедневное чтение художественной литературы, которая предусмотрена образовательной программой.
- Проведение работы с детьми в формате беседы.
- Применение игровых технологий.
- Систематическое и ненавязчивое повторение нового слова.
- Мотивирование на выполнение учебного плана.
Обратите внимание! Кроме выполнения перечисленных выше педагогических приемов, воспитатель обязательно должен организовывать для воспитанников физкультминутки. Они тоже являются частью учебного плана и помогают формировать у детей серьезное отношение к физической культуре.
Игры по речевому развитию
К пяти годам дети должны научиться правильно, произносить все звуки. Добиться цели можно благодаря ежедневной дыхательной гимнастике.
Дидактические игры по «Развитию речи»
А сформировать грамматически правильную речь можно благодаря играм и упражнениям:
- «Больше-меньше».
- «Назови ласково».
- «Чья игрушка».
- «Продолжи предложение».
- «Какой».
Оборудование речевого уголка
Чтобы стимулировать самостоятельность и неформально игровое общение с детьми согласно требованиям ФГОС должна быть создана эстетически привлекательная, комфортная и специальная предметно-развивающая обстановка, в которой дети не будут бояться, а наоборот чувствовать себя легко и непринуждённо.
Важно! Речевой уголок лучше всего располагать удаленно от игровой зоны в хорошо освещенном месте. Он обязательно должен быть оборудован дидактическими и наглядными пособиями, а также необходимыми материалами, которые используются воспитателем во время занятий.
Речевой уголок
Таблица: заполнение речевого уголка по разделам
Раздел | Содержание |
Грамота | Схемы слов, предложений и соответствующие игры («Сложи слово», «Подбери слово»), ребусы и кроссворды. |
Связная речь | Сюжетные картинки, «Играем в профессии», «Угадай по описанию». |
Грамматика | Игры «Назови ласково», «Один-много». |
Лексика | Картинки, лото, пазлы. |
Звукопроизношение | Игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков. |
Дыхание | Дудочки, пузырьки, шары для надувания. |
Мелкая моторика | Карандаши, пазлы, мозаика, волчки. |
Фонетический слух | Игры на дифференциацию звуков. |
Артикуляционная гимнастика | Картинки, комплексы упражнений, методическая литература. |
Высшие психические функции | Домино, разрезные картинки. |
Обратите внимание! Помимо всего прочего специалисты рекомендуют иметь в речевом уголке книгу Ушаковой «Развитие речи» В ней подробно рассмотрены все проблемы развития речи детей средней группы, подобраны методические рекомендации и составлены конспекты занятий.
Занятие развитие речи в средней группе
Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.
Занятия по сказкам
Структура занятия
Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:
- Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
- Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
- Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
- Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.
Инновационные технологии в логопедии: лэпбук и логопедический уголок
Развитие речи. Речевое развитие детей — Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4–5 лет
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4–5…» Средний дошкольный возраст — очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В старшей группе начнётся подготовка ребенка к новому этапу в его…
Развитие речи у дошкольников 4–5 лет посредством русской народной сказки (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №71 «Семицветик» Тема выступления «Развитие речи у дошкольников 4-5 лет посредством русской народной сказки (из опыта работы) Работу выполнила Воспитатель С.А.Окунева г. Нижний Новгород 2021г….
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в условиях кружковой работы Автор Лазутина М.В. Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их…
Родительское собрание в средней группе «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей» Родительское собрание в средней группе Тема: Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей. Цель: Оказать помощь родителям в активизировании речи детей дома посредствам разных приемов: вопросов, рассказов, речевых игр, пересказов. Задачи: Формировать интерес к тесному…