У ораторского искусства древняя история, его корни тянутся еще во времена Античной Греции. Менялись эпохи и правители, но суть искусства красноречия оставалась неизменной. Чтобы стать великим, оратор должен уметь убеждать, заставить публику поверить даже в самые немыслимые идеи.
Именно сила убеждения лежит в основе ораторского искусства. На словах звучит проще, чем на практике. Чтобы стать хорошим оратором, нужно овладеть множеством различных тактик и методов убеждения. И, что не менее важно – овладеть своими эмоциями, мимикой, движениями: контролировать их во время выступления и использовать для достижения желаемого эффекта.
Этому можно обучиться – например, на курсах риторики, которые организовывает театральная студия «Бенефис». На уроках вы узнаете, как удерживать внимание публики, убеждать её в своей правоте, как грамотно отвечать на неудобные вопросы. Мы будем заниматься постановкой речи: ваш голос зазвучит уверенно, вы узнаете, как воздействовать на аудиторию с помощью различных интонаций и жестов. В этой статье речь пойдет о великих ораторах минувших эпох и современности, выступления которых, затаив дыхание, слушали тысячи людей.
Интересные факты о Демосфене
Демосфен был рождён в Древней Греции, в городе Афины. Несмотря на то, что в то время мастерство красноречия было известно и египтянам, и ассирийцам, и индусам, родиной ораторского искусства является именно Эллада.
Выступлениями ораторов была пропитана вся жизнь Древней Греции: перед войсками с зажигательными речами выступали полководцы, на собраниях совета и массовых сборищах выступали политики, провинившиеся в чём-либо граждане посредством своего умения говорить отстаивали свои права в суде, да и любой человек, того пожелая, мог выступить на дружеской встрече, поминках или торжестве. И по большому счёту умение красноречиво изъясняться для каждого человека было отнюдь не прихотью, а жизненной необходимостью.
Жанров публичных речей было достаточно много, однако наибольшей популярностью и значимостью обладал совещательный жанр речи, другими словами, особо ценилось красноречие политическое. Если оратор достигал успеха в своём деле, перед ним открывались перспективы получения хорошей должности в государственном аппарате и даже возможность поехать послом в другую страну. И в том, что Демосфен с детства мечтал стать оратором, нет ничего странного.
Отец Демосфена (к слову заметить, его тёзка) был представителем уважаемого буржуазного сословия и хозяином двух мастерских, где несколько десятков рабов изготовляли мебель и оружие. Когда Демосфену было семь лет, его отец умер, оставив в наследство его сестре и ему самому солидное состояние. Но люди, на которых была возложена ответственность по воспитанию юных сирот (сестре Демосфена в то время было всего пять лет), были не только корыстными и жадными натурами, но не принимали в их воспитании никакого участия, и, соответственно, об оплате учителей не могло быть и речи. Так, Демосфен был ребёнком слабым и отстающим в физическом развитии, а также серьёзно заикался и картавил.
Ещё в отрочестве Демосфен уговорил своего воспитателя, чтобы тот взял его на заседание суда, на котором выступал один из знаменитых ораторов. Аплодисменты и восторг покорённой оратором публики произвели тогда на Демосфена неизгладимое впечатление. Это, собственно говоря, и послужило для него мотивацией на занятия ораторским искусством самостоятельно.
Учитывая то, что людей, обучавших красноречию, в Афинах в те времена было хоть отбавляй, Демосфен смог найти наставника. В течение четырёх лет он был учеником Исея – человека, имевшего статус одного из лучших учителей по ораторскому искусству. Именно от Исея Демосфен впоследствии перенял манеру задавать риторические вопросы, строгую логику доказательства, содержательность, сжатость и простоту слога.
За время обучения Демосфен надлежащим образом познакомился с работами именитых философов и историков, таких как Платон и Фукидид. Демосфен собственной рукой переписал «Историю» Фукидида восемь раз, по причине чего успел выучить её наизусть.
В дальнейшем Демосфен, как и многие другие ораторы той эпохи, включая и Исея, изначально начал писать судебные речи для других выступающих, и только успешно справившись с этой задачей, перешёл к своим выступлениям на публике. Но здесь история становится ещё интереснее.
Самые известные ораторы современности
Великие ораторы в истории человечества всех времен славились тем, что ни на миг не прекращали самосовершенствоваться, были верны речевой деятельности всю жизнь.
Авраам Линкольн
Линкольн не стал исключением, хотя обучался в школе один год. Он много читал, занимался саморазвитием и мог легко дискутировать с самыми образованными людьми своего века. Как оратор, поначалу он был робким и скованным, но спустя пару минут на публике раскрепощался, говорил уверенно и от души. Свои речи писал в повседневных делах на любом куске бумаги, складывал в шляпу и носил, пока не появлялось время все разобрать и подготовить материал для доклада.
Уинстон Черчилль
Выдающемуся политическому деятелю Уинстону Черчиллю принадлежат слова о том, что самым значимым талантом является ораторское искусство. Британский политик, как и некоторые ораторы античности, страдал от дефекта речи. Но шепелявость не помешала ему стать волнующим сердца вещателем. Черчилль не боялся проявлять эмоции в своей речи, использовал короткие и простые слова, чем приближал себя к народу. Он понимал силу юмора и грамотно использовал его в своих речах, создавая хорошее настроение окружающим.
Адольф Гитлер
Далеко не все известные ораторы с древности до наших дней были «положительными» персонажами в истории. Нужно признать Адольфа Гитлера как одного из умельцев искусной речи. Он отлично владел немецкими диалектами и казался земляком любым народам Германии. Сила воли и пронзительный взгляд притягивали к Гитлеру слушателя и заставляли слепо внимать идеям. Фюрер изучал психологическое убеждение, знал правильные позы и жесты, которые делали выступление правдоподобным. Он начинал свою речь спокойно и отстраненно, постепенно наращивая темп, и к концу уже ярко выражал эмоции и подключал актерскую игру. Гитлер стал одним из тех, кто целиком отдавался монологу, тратил много сил и эмоций.
Владимир Ленин
Владимир Ильич Ленин – человек, который говорил с народом на одном языке, наш соотечественник и еще один мастер риторики, которого можно смело записать в великие ораторы 20 века. Ленин не предлагал идеи, в которые сам бы не верил. Харизма и уверенность в правоте своей мысли встречались не только на сцене, но и в повседневности. Он говорил энергично и уверенно, общался с толпой и всякий раз получал от них «обратную связь». Использовал простые слова, доступные народу, был с ним на равных. Однако желание высказать все, что на душе, делало его речь сумбурной и излишне эмоциональной. Он менял интонации и настроения несколько раз за выступление.
Стив Джобс
Не обошлось без великих ораторов и в наши дни. Стив Джобс стал примером того, что ораторское искусство полезно еще и в сфере бизнеса. Джобс популярен не только как создатель одной из крупнейших компаний 21 века, но и как успешный ведущий презентаций. Он хорошо овладел риторикой и грамотным представлением продукта. Джобс убеждал сотни людей в необходимости бренда и считал, что уверенная и четкая речь – залог успеха продаж. Он намеренно оставлял без ответа несколько вопросов в своей речи, чтобы начать диалог со слушателями. Стив Джобс ходил по сцене, шутил и предугадывал вопросы слушателей. Лаконичность и простота проглядывалась во всех делах этого человека.
Владимир Путин
Нельзя не занести в великие ораторы России нынешнего президента нашей страны В. В. Путина, в чьей манере убеждать невозможно усомниться. Манера его речи заметно отличается от предыдущих ораторов, ведь он говорит сдержанно, взвешенно и последовательно. Плавно и размеренно жестикулирует, спокойно стоит на месте. Свойственно ему и шутить в привычной для менталитета манере. Ироничные ответы порой живут отдельной жизнью от известного политика.
Все мастера слова разные, каждый обладал и обладает индивидуальным стилем повествования, тактиками беседы и актерскими навыками. Одни справлялись с трудностями речи, другие ставили ее во главу угла. Общее у всех есть одно – упорство и труд. Многолетняя работа над собой, развитие навыков риторики, выработка харизмы.
Ораторское искусство используют в своей работе не только политики и журналисты. Оно помогает в работе бизнесменам, экскурсоводам, преподавателям, коучам, дипломатам и т.д. У курсов риторики от театральной студии «Бенефис» есть различные направления, которые разработаны под определенные потребности студентов. Если ваша цель – получить базовые знания в этой сфере, научиться эффективно общаться с друзьями, сверстниками и коллегами – записывайтесь на стандартный курс. Если ваша цель – очаровать широкую аудиторию своей харизмой, сорвав бурю аплодисментов – записывайтесь на курс с актерским уклоном. Если же вы хотите не только эффектно выступать, но и научиться составлять сильные тексты – запишитесь на курс классической риторики.
Узнать подробнее о курсах
Исправление Демосфеном своей речи
Дебют Демосфена постиг полный крах – публика подняла его на смех, постоянно прогоняла со сцены и так и не дала новоиспечённому оратору договорить. Объясняется это вполне логично: Демосфен говорил еле слышно, «жевал» слова, картавил и заикался. Да и невербальная сторона выступления оставляла желать лучшего – то и дело плечо оратора подёргивалось, а сам он держался на публике до боли смешно. Но Демосфен был настойчив и выступил второй раз на народном собрании, но и тут его ожидало фиаско, после которого расстроенный оратор, павший духом, отправился восвояси.
Дальше, согласно легенде, Демосфен решил начать работать над собой и возобновить выступления с подачи своего друга, бывшего известным афинским актёром. Демосфен рассказал другу о своих неудачах и связанных с ними печалях, говорил, что люди его не ценят и совершенно не понимают его глубокомыслия. Выслушав его, актёр попросил товарища прочесть что-нибудь из Софокла или Еврипида, что тот и сделал.
По окончании речи актёр повторил тот же отрывок, но так выразительно и хорошо, что Демосфен на мгновение подумал, будто слышит совершенно незнакомые стихи. Так он и понял, что выразительная речь обладает красотой и вызывает желание слушать оратора, и решил любыми мыслимыми и немыслимыми способами избавиться от своих речевых недостатков.
Немногим позже Демосфен уединился, а чтобы не было желания нарушить данное себе обещание, наполовину обрил свою голову. Он принял решение упражняться ежедневно по несколько часов до тех пор, пока волосы на его голове не отрастут. Одним из его упражнений было набирать в рот небольшие камешки и стараться говорить чётко и ясно. А чтобы развить дыхание и силу голоса, он громко читал стихи во время подъёма на гору. Также он прогуливался по берегу моря и говорил так громко, чтобы его голос заглушал шум прибоя.
Для избавления от картавости Демосфен приобрёл щенка, а затем слушал его рычание и повторял издаваемые собачонкой звуки. Подёргивание же плечом оратор решил одолеть воистину необычным методом – используя острый меч. Оружие было подвешено к потолку, и Демосфен репетировал, вставая так, чтобы острие меча касалось плеча всякий раз, когда оно подёргивается. Таким образом он смог добиться контроля над телом. Что же касается жестов и владения пространством, то Демосфен, дабы свободно держаться на выступлениях, брал уроки у своего друга-актёра.
Всё это позволило Демосфену стать настоящим профессионалом своего дела.
Дальнейшая жизнь Демосфена
Важно заметить, что к тому времени как Демосфен стал совершеннолетним, от оставленного его отцом состояния уже практически ничего не осталось. Его опекуны позволили ему забрать только дом, полный рабов, а львиную долю имущества и денег оставили себе любимым. Демосфен предпринимал попытки вернуть то, что ему причитается, но результатов это не дало. В итоге добиваться похищенного он решил при помощи суда. Но чтобы иметь возможность выиграть в суде, нужно было, во-первых, отлично знать законы Афин, а во-вторых, уметь блестяще говорить.
И первым самостоятельным шагом для Демосфена стал именно этот судебный процесс, где он выступал с речами, обращёнными в сторону неблагонадёжных опекунов. Этот процесс продолжался в течение пяти лет, на протяжении которых воры старались уйти от ответственности, уничтожив завещание, написанное Демосфеном-отцом, а также ряд других значимых документов. Но, невзирая на все попытки избежать наказания, опекунов осудили. И, несмотря на то, что молодой мастер красноречия не смог вернуть всё, что ему причиталось, в процессе затяжного судебного разбирательства он смог закалить характер и стать настойчивым и упорным человеком.
К тридцатилетнему возрасту Демосфен уже принимал участие в государственных делах, а всю мощь своего ораторского потенциала направил против бича всех жителей Эллады – македонского правителя Филиппа. Демосфен сумел создать антимакедонскую коалицию греческих полисов, а также дважды получил статус первого стратега и был главой государства. Народное собрание даже наградило почётного афинянина венком, что было огромнейшей честью.
На протяжении последующих лет Демосфен держал речи в народном собрании, которыми пробуждал в согражданах истинный патриотизм (пламенные речи оратора против Филиппа, кстати говоря, назывались «Филиппиками»). Но конец жизни Демосфена был не радужным – его обвинили в ложном доносе, по причине чего приговорили к смерти. В результате Демосфен был вынужден скрываться в храме Посейдона, расположенном на острове Калаврии, а после захвата в Греции власти македонянами он отравился.
Демосфен-великая личность и оратор.
Демосфен- великая личность и оратор.
(около 384-322 гг., до н. э.)
Демосфен – афинский государственный деятель и великий оратор – всю свою жизнь посвятил родине и умер в борьбе за ее свободу. Он родился в Афинах в 384 г. до н. э. Отец его (которого звали также Демосфеном) был состоятельным человеком, имел оружейную мастерскую.
Дополнительно про Аристотеля читайте здесь.
Когда мальчику было семь лет, умер отец, оставив в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние.
Воспитание ребенка было поручено матери и опекунам; опекуны (его дяди по матери), однако, оказались людьми недобросовестными. Они не платили жалованья учителям, не заботились об образовании детей и воспитании. Мальчик рос слабым, физически недоразвитым.
Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили. Молодой человек пытался сначала уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было основательное знакомство с афинскими законами, а самое главное – умение хорошо и убедительно говорить.
В Афинах почти каждому гражданину приходилось выступать в суде и в народном собрании. Выдающиеся ораторы пользовались всеобщим уважением: их выбирали на почетные должности и отправляли послами в чужие страны; появилось множество людей, которые учили красноречию: как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным.
Самыми выдающимися учителями красноречия тогда были Сократ и Исей. Сократ содержал на дому школу красноречия, но Демосфен не мог посещать занятий, так как плата за обучение была слишком высока. Тогда он обратился к Исею, в то время лучшему адвокату по делам о наследствах.
Прочитать о Сократе вы можете дополнительно здесь.
Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея и заплатил ему за обучение большую сумму денег. За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей; особенно внимательно изучал он сочинения знаменитого историка Фукидида и философа Платона. “Историю” Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно восемь раз.
Окончив обучение, Демосфен начал судиться с опекунами. Суд тянулся целых пять лет. Опекуны всячески старались избежать ответственности; так, они уничтожили даже самое завещание отца Демосфена и другие важные документы. В конце концов опекуны были осуждены, однако молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства.
Тяжелая многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость.
Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком. Как-то раз еще в ранней юности Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда послушать речь знаменитого оратора. Мальчик видел, как толпа народа провожала рукоплесканиями оратора, и удивлялся силе красноречия, которая покорила всех. С тех пор он бросил все другие занятия и игры со своими сверстниками и стал усиленно упражняться в красноречии. Он твердо решил сделаться оратором.
Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя, писать судебные речи для других. Такое занятие оплачивалось в Афинах довольно хорошо, и молодому человеку удалось не только прокормить свою мать и сестру, но и сделать некоторые сбережения.
Однако составление речей не могло удовлетворить Демосфена: он был пламенным патриотом и мечтал посвятить свои силы общественной деятельности.
Первое выступление молодого оратора перед народом кончилось печально: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речи. Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил звука “р”), у него была дурная привычка подергивать плечом, и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой.
Вторая его попытка выступить с речью перед народным собранием также оказалась неудачной. Упав духом, закрыв лицо, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним шел один из друзей, известный афинский актер.
Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. “Все это так, – отвечал актер, – но я попробую помочь твоему горю. Прочти мне какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида”. Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Он понял теперь, как много красоты придает речи выразительность, которой ему не хватало, и с удвоенным усердием принялся за работу.
Итак, Демосфен решил во что бы то ни стало исправить все недостатки своей речи. Чтобы никто ему не мешал, он уединился; обрил затем себе полголовы, чтобы не выходить из дома, пока волосы не отрастут. В день по нескольку часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения.
Он набирал в рот камешки и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук “р”, он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался на гору или гулял по берегу моря, причем старался заглушить своим голосом шум волн. Иногда молодой человек не выходил по два, по три месяца, пока, наконец, совершенно не овладел голосом и жестами.
После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал выдающимся оратором. Однако он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам при свете лампы он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово. Все это дало впоследствии повод противникам великого оратора упрекать его в отсутствии вдохновения и природных способностей. Как-то раз один из недругов даже бросил ему упрек: “Твои речи пахнут маслом”, то есть “Ты сидишь над ними целыми ночами при свете масляного светильника”.
Но даже враги, наконец, вынуждены были признать силу и мастерство его красноречия. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни; он то говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувства, передавая им свою горячую веру в правоту защищаемого дела.
Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он начал принимать участие в государственных делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против македонского царя Филиппа. Беззаветная любовь к родине вдохновляла великого оратора на борьбу против македонян в Афинах и во всей Греции.
Еще недавно Македония была слабым и отсталым государством, с которым греки мало считались. Царь Филипп (359-336 гг. до н. э.) объединил страну и организовал большую прекрасно вооруженную армию. В руках такого даровитого полководца, как Филипп, она стала грозной силой.
Положение Греции в это время было очень тяжелым: греки вели между собой постоянные войны, афиняне воевали с союзниками, фиванцы – с фокейцами, а спартанцы – с государствами Пелопоннеса.
Сначала Филипп подчинил Фессалию и укрепился в Северной Греции. Но это было только начало. Через некоторое время македонянам удалось захватить все афинские владения во Фракии, и они готовились к вторжению в Среднюю Грецию.
Демосфен предполагал, какую опасность для Афин и Греции представляют Македония и ее царь, и возглавил партию патриотов.
В Афинах в это время власть была в руках сторонников Македонии. Во главе македонской партии стояли Евбул и известный оратор Эсхин.
Евбул был за мир “во что бы то ни стало, любой ценой” и нарочно закрывал глаза на опасность, грозившую со стороны македонского царя. Он желал успокоить граждан путем раздачи народу доходов государственной казны (так называемые “зрелищные деньги”).
Демосфен стал бороться против такого порядка и призывал народ поступиться личными выгодами сегодняшнего дня для счастья и спасения родины. “Богатые, – говорил он, – бросают народу подачки за счет государства, а сами уклоняются от государственных повинностей. Оратору удалось убедить народ обратить “зрелищные деньги” на борьбу с Македонией. Это был значительный успех Демосфена и его сторонников-патриотов.
Демосфен постоянно выступал теперь в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались “филиппиками”.
После захвата Фракии Филипп стал угрожать Олинфу, самому крупному городу на Халкидике.
В Афины прибыли послы олинфян с просьбой о помощи. Демосфен горячо поддержал олинфян: он произнес в их пользу три речи в народном собрании. Однако помощь афинян запоздала. Царь Филипп захватил город, а жителей продал в рабство.
Затем Филипп предложил афинянам мир. Афинские послы – Филократ и Эсхин – во время мирных переговоров были подкуплены царем: несмотря на противодействие Демосфена, они заключили мир на невыгодных для Афин условиях. Вскоре после этого, не обращая внимания на заключенный мир, Филипп разгромил фокейцев – союзников афинян.
Тогда, наконец, афиняне стали готовиться к решительному отпору Филиппу. Демосфен был выбран первым стратегом и стал во главе государства. Бывшего посла Филократа обвинили в подкупе и измене. Филократ был заочно осужден на смертную казнь.
Затем Демосфен выступил против другого посла – Эсхина, обвиняя его в измене и подкупе. Эсхин искусно защищался и был оправдан незначительным большинством голосов.
Это было время наибольших успехов и славы великого оратора. Ему удалось укрепить флот – главную силу афинян. Однако афиняне одни не могли справиться с грозным врагом, и поэтому Демосфен стал собирать общегреческий союз против Македонии. Во главе посольства он объехал ряд греческих государств, везде произнося страстные речи и побуждая греков к объединению. “Сила македонян, – говорил он, – в слабости и разрозненности греков; если все греки будут едины, то Филипп не осмелится напасть на нас”. Население греческих городов с восторгом принимало великого оратора, и вскоре Коринф, Мегары и другие города Пелопоннеса вступили в союз с афинянами.
Филипп между тем пристально наблюдал за действиями афинян. Пока велись эти переговоры об объединении, пришла грозная весть: войско Филиппа находится в Средней Греции, царь занял уже у границы Беотии крепость Элатею – важный пункт пересечения дорог в Фивы и Аттику. Наступил решительный момент борьбы. Многое зависело теперь от того, на чью сторону станут Фивы – одно из сильнейших государств в Средней Греции.
Демосфен во главе афинского посольства прибыл в Фивы с предложением союза против Филиппа. Но там уже находились македонские послы (царь опередил его), которые, не скупясь на обещания, всячески отговаривали фиванцев от союза с афинянами. Однако Демосфен добился блестящего успеха. Его вдохновенные речи, в которых он призывал к мужеству и напоминал о славе и чести Греции, решили дело: фиванцы вступили в союз с афинянами против общего врага. Обе стороны стали готовиться к последней схватке.
Летом 338 г. до н. э. Произошло роковое сражение при Херонее.
На рассвете оба войска выстроились в боевом порядке. Правым крылом македонского войска командовал сам Филипп, левым – его восемнадцатилетний сын Александр, будущий великий полководец; в центре стоял опытный военачальник Антипатр.
Началось яростное сражение. Долгое время военное счастье не склонялось ни в ту, ни в другую сторону. Первым решающего успеха добился Александр: его воины нанесли сокрушительный удар “священному отряду” фиванцев. Наоборот, на правом крыле афиняне прорвали ряды македонцев и потеснили их. “За мной! – вскричал афинский стратег, – победа наша!”
Упоенные успехом, наступающие афиняне, однако, расстроили свои ряды. “Неприятель не умеет побеждать!” – сказал Филипп, который наблюдал с высоты за ходом боя. Он быстро перестроил свою фалангу и ударил на афинян. Афиняне дрогнули, и все греческое войско стало отступать. Македоняне одержали решительную победу, несмотря на отчаянное сопротивление афинских гоплитов и неустрашимую храбрость фиванской фаланги (“священного отряда” из 300 человек, которые все погибли).
В этой битве афиняне потеряли 1000 человек убитыми, и 2000 попало в плен.
Демосфен сражался рядовым гоплитом и отступил с поля боя вместе с войском. За это впоследствии оратор Эсхин обвинил его в трусости. Афиняне, однако, не поверили клевете врагов великого оратора и поручили ему произнести надгробную речь в память бойцов, павших при Херонее, что считалось высокой честью.
Известие о поражении при Херонее произвело потрясающее впечатление на афинян. Немедленно собралось народное собрание, народ вынес постановление готовиться к осаде и перевозить женщин и детей из деревень за стены города; кроме того, кто-то предложил освободить рабов и дать право гражданства иностранцам для призыва их в армию. Пойти на такую крайнюю меру даже в столь опасный момент афинское народное собрание не решилось.
Демосфен вместе со своими сторонниками организовал оборону города.
Грозная опасность, к счастью, вскоре миновала; удалось заключить мир на сравнительно приемлемых условиях: афинянам был оставлен флот и главные владения; однако Афинский морской союз – основа их могущества – был распущен, и Афины должны были вступить во вновь организованный общегреческий союз во главе с Филиппом. Херонейская битва решила судьбу Греции: греческие государства потеряли свободу и независимость, всюду власть переходила в руки богачей, сочувствовавших Македонии.
В Афинах подняли голову предатели, явные и тайные сторонники Филиппа. Они стали чуть ли не ежедневно возбуждать обвинения против Демосфена и других представителей народной партии.
Однако нашлись патриоты, которые неустанно трудились для восстановления мощи государства. Во главе их были Демосфен, Ликург и другие.
Ликург в течение четырех лет путем строгой экономии снова поднял государственные доходы до 1200 талантов в год. Демосфен заведовал “зрелищной казной”, которая была теперь единственной поддержкой афинской бедноты. Афиняне стали, мало-помалу оправляться после страшного поражения.
Царь Филипп между тем собрал общегреческий съезд в Коринфе, где торжественно провозгласил создание общегреческого союза под руководством македонского царя. В разгар приготовлений к походу Филипп был убит на свадьбе своей дочери в городе Эгах в Македонии, через два года после Херонейской битвы (336 г. до н. э.).
Демосфен получил сообщение о смерти Филиппа, когда народное собрание еще не знало об этом. Он явился в совет и радостно объявил, что видел сон, предвещающий афинянам великое счастье. Вскоре пришло известие о смерти Филиппа. Народное собрание постановило принести богам благодарственную жертву, а убийцу царя наградить венком. Великий оратор пришел в тот день в народное собрание в праздничной одежде с венком на голове, хотя собственную его семью постигло большое горе: всего несколько дней назад скончалась его дочь. Но народную радость Демосфен ставил выше личного горя. Народ ликовал, надеясь сбросить македонское иго.
Снова к власти был призван Демосфен. Во всех городах Греции поднялось движение против македонян и пробудились надежды на свободу. Афиняне отправили посольство в Фивы и другие греческие государства с предложением союза против Македонии. Афины вступили в сношения также с персами, побуждая их немедленно начать войну с Александром. Демосфен полагал, что с наследником Филиппа будет легко справиться, он надеялся на успех восстания.
Вопреки ожиданиям, Александр быстро покончил со своими противниками в Македонии и Фессалии и заставил греков в Коринфе признать себя вождем общегреческого войска для похода на Персию. Однако прежде ему пришлось предпринять поход на север против трибаллов, которые угрожали границам Македонии.
Пользуясь отсутствием Александра, первыми восстали фиванцы, а за ними и другие греческие государства. Фиванцы осадили стоявший у них македонский гарнизон и многих воинов перебили.
Александр, разбив трибаллов, неожиданно появился с войском под стенами Фив. Город был взят и разрушен до основания. Пощадили только дом, принадлежавший знаменитому поэту Пиндару. Уцелевшие жители, числом около 30 тысяч человек, были проданы в рабство.
В Афинах царило страшное смятение: ожидали, что Александр начнет осаду. Однако ценой полной покорности удалось выпросить пощаду у победителя. Александр потребовал только выдачи Демосфена и других противников Македонии.
Демосфен пришел в народное собрание и рассказал народу басню об овцах, выдавших своих собак волкам. Себя самого и своих товарищей он сравнивал с собаками, дравшимися за народ, а Александра назвал волком. К счастью, внимание Александра было отвлечено приготовлениями к персидскому походу, и он не стал настаивать на своем требовании. Демосфен и его друзья остались в Афинах.
Выступив в поход против Персии во главе 30 тысяч человек пехоты и 5000 всадников. Александр победил персов в сражениях при Гранике и Иссе (334-333 гг.); затем он наголову разгромил персидское войско при Гавгамелах (на берегу реки Тигр) и завладел Вавилоном и огромными сокровищами персидских царей.
Между тем в Афинах к власти опять пришла македонская партия. Теперь противники великого оратора нашли время подходящим, чтобы с ним расправиться. Дело в том, что еще несколько лет назад один из сторонников народной партии предложил увенчать Демосфена золотым венком за высокие патриотические заслуги.
Народное собрание согласилось с этим и постановило наградить великого гражданина Афин венком. Конечно, сторонники Македонии возражали, и Эсхин внес жалобу на постановление собрания в суд присяжных; он доказывал неправильность решения народного собрания и заявил, что Демосфен вовсе не заслуживает такой высокой награды.
Демосфен вынужден был защищаться. Суд превратился в поединок двух самых знаменитых ораторов Афин. Враги великого оратора не учли, однако, настроения народа, который не хотел мириться с потерей независимости.
Суд начался при огромном стечении народа. Эсхин произнес обвинительную речь, полную несправедливых нападок на Демосфена. В знаменитой оправдательной речи “О венке” великий оратор дал обзор всей своей деятельности на благо родины и ярко обрисовал предательский образ действий Эсхина. Несмотря на давление со стороны противников, судьи вынесли справедливый приговор. Эсхин был подвергнут денежному штрафу и должен был уехать в изгнание. Успех речи “О венке” был не только победой великого оратора, но и торжеством патриотических сил в Афинах и во всей Греции.
В результате победы на суде влияние Демосфена на государственные дела возросло. Однако теперь, наученный горьким опытом, он действовал осторожно. Он видел силу врагов и отсутствие единства у греков и поэтому старался удерживать сограждан от резких необдуманных выступлений против македонян. Так, например, афиняне по его совету не поддержали восстания спартанцев. Это восстание было быстро подавлено македонянами.
Александр между тем был всецело занят азиатскими делами, предоставив полновластно распоряжаться в Греции своему полководцу Антипатру. Однако он прислал в Грецию два распоряжения: во-первых, он повелевал почитать себя богом и, во-вторых, приказывал всем греческим государствам вернуть своих изгнанников. Над первым повелением греки смеялись, а последнее вызвало сильное негодование. Дело в том, что изгнанниками были обычно предатели, ненавистные народу.
В это время произошло новое событие, которое роковым образом отразилось на судьбе Демосфена.
Казначей Александра, Гарпал, воспользовавшись долгим отсутствием царя в Вавилоне (царь начал тогда поход в Индию), похитил огромную казну персидских царей. На эти деньги он набрал 6 тысяч наемников и с 30 кораблями неожиданно прибыл в афинскую гавань Пирей. Казначей пытался деньгами привлечь на свою сторону афинских государственных деятелей, суля им возможность добиться независимости для Греции.
Некоторые ораторы предлагали взять деньги Гарпала и немедленно начать всеобщее восстание в Греции против македонян. Однако Демосфен и другие известные деятели высказались против.
Гарпала не допустили в Афины, и он отправился в Пелопоннес на мыс Тенар. Там он оставил свое войско и большую часть сокровищ, а сам, захватив с собой 750 талантов, вернулся в Афины. Теперь он уже просил только о предоставлении ему убежища.
Между тем Антипатр и мать Александра Олимпиада потребовали у афинян выдачи похитителя казны. По предложению Демосфена Гарпал был задержан, а привезенные им деньги положены на сохранение в Акрополь, чтобы вернуть их потом Александру. Гарпалу удалось бежать на Крит, где он вскоре был убит.
Когда произвели подсчет захваченных у Гарпала денег, то оказалось, что из привезенной им суммы осталось всего лишь 350 талантов, остальные деньги куда-то пропали. Демосфен предложил произвести строгое расследование этого дела, причем ручался своей жизнью, что он невиновен в расхищении денег. Были произведены массовые обыски, но денег не нашли.
Демосфен и некоторые другие лица были привлечены представителями македонской партии к суду по обвинению в расхищении денег, подкупе и устройстве побега Гарпала. Под давлением противников суд признал Демосфена виновным и присудил его к уплате 50 талантов. Так как он не мог заплатить такой огромной суммы, то его заключили в тюрьму. Друзья, однако, вскоре помогли ему бежать, и он нашел убежище недалеко от Афин на острове Эгине, откуда открывался вид на родную землю.
Потрясенный непосильной борьбой с противниками, великий оратор мучительно переживал свое изгнание; здоровье его было совершенно расшатано. Демосфен горько жаловался друзьям на несправедливость приговора: он, человек безукоризненно честный и имеющий великие заслуги перед государством, осужден, а обвинявшийся вместе с ним какой-то заведомый негодяй оправдан.
Однако изгнание великого оратора оказалось непродолжительным: неожиданно пришло известие о смерти Александра в Вавилоне (июнь 323 г. до н. э.).
Смерть Александра послужила сигналом для начала освободительного, движения по всей Греции. Восстание вспыхнуло и среди малоазийских греков. Подъем захватил даже состоятельных людей, прежде поддерживавших македонян. Народные ораторы произносили в Афинах патриотические речи, убеждая сограждан сбросить македонское иго. Из Афин было отправлено посольство в Пелопоннес, чтобы побудить пелопонесские государства примкнуть к борьбе за свободу.
Афинское народное собрание постановило вернуть великого оратора из изгнания. За ним был послан на остров Эгину государственный корабль. Когда Демосфен вступил на родную землю, ему устроили в афинской гавани Пирее всенародную торжественную встречу, как национальному герою.
Демосфен немедленно возглавил сопротивление македонянам. Началась война, которая поначалу шла успешно для афинян. Афинский полководец Леосфен, бывший ранее начальником греческих наемников у персов и отпущенный Александром, во главе 8000 воинов двинулся в Фессалию против Антипатра; по пути к афинянам присоединились этолийцы и фессалийцы. Союзники одержали решительную победу над Антипатром, который с остатками войска заперся в крепости Ламии (в Фессалии). Во время осады Ламии афинян, однако, постигло тяжкое несчастье: пал Леосфен.
После его смерти война затянулась и приняла неблагоприятный для афинян оборот. Союзное войско состояло из граждан разных греческих государств и наемников. Сперва начались разногласия среди союзников, а потом стали разбегаться наемники, которым неаккуратно платили жалованье.
На помощь осажденному Антипатру пришёл с войском полководец Леоннат, Афиняне храбро выступили навстречу Леоннату и нанесли ему поражение. Однако из Македонии с новыми подкреплениями явился полководец Кратер. Перевес в силах теперь был на стороне македонян. Кроме того, афинский флот дважды потерпел поражение, и морское могущество Афин было сломлено.
Македонянам удалось склонить некоторых союзников афинян заключить мир. Афиняне остались почти в одиночестве. Но все же они решились дать последний бой. Битва произошла при городе Кранноне (август 322 г. до н. э.). Афиняне потерпели поражение, хотя не такое тяжелое, как при Херонее. Пришлось заключить мир, условия которого были очень тягостны: демократия в Афинах была уничтожена; полные политические права были предоставлены только богатым гражданам (числом 9000); остальные могли покинуть родину и переселиться во Фракию; македонский гарнизон занял афинскую гавань.
Демосфен и другие патриоты были заочно приговорены к смерти. Демосфену удалось бежать в храм Посейдона на острове Калаврии.
Нашлись и предатели, которые добровольно взялись за розыски беглецов. Среди этих предателей наибольшей низостью отличался некто Архий, бывший прежде актером, который даже получил прозвище “охотника за беглецами”.
Узнав, что Демосфен находится на острове Калаврии в храме Посейдона как “молящий о защите”, Архий прибыл туда с фракийскими наемниками и лицемерно предложил Демосфену отправиться с ним к Антипатру, уверяя, что тот ему не сделает ничего дурного. В ответ Демосфен сказал: “Архий, как меня прежде не трогала твоя актерская игра, так теперь не трогают твои обещания. Подожди немного, я напишу кое-что родным…”
С этими словами Демосфен ушел внутрь храма, взял кусок папируса и тростниковое перо, как бы собираясь писать; затем поднес ко рту перо и прикусил его, как он обыкновенно делал, когда обдумывал что-нибудь, готовясь писать. В тростниковом пере был заложен сильно действующий яд, который Демосфен и проглотил.
Переступив порог храма, он пошатнулся и упал мертвым. Это произошло 12 октября 322 года до н. э.
Так погиб Демосфен, не пожелав пережить порабощения родины, за свободу и независимость которой он боролся до последнего вздоха.
Вскоре афиняне воздвигли Демосфену медную статую на городской площади. Демосфен был представлен на ней со скорбным выражением лица и сжатыми в отчаянии руками.
Надпись под статуей гласила:
“Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум, Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей”
Сохранилось около сорока подлинных речей Демосфена.
Греческая ораторская проза достигла в них вершины своего развития.”
Дополнительно про Цицерона читайте здесь.
…………………………………………………………..
Если вы хотите быстро получить самые необходимые, базовые знания для построения Вашего нового, профессионального выступления уже на следующем мероприятии, то получите мой видеокурс «Азбука любого выступления», нажав на банер ниже
Если Вам понравилась и была полезна эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий и поделитесь с друзьями. Ваше мнение важно автору сайта.Заранее благодарна, Елена Фатеева
.