Определение уровня речевого развития по методике О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой
Юлия Савинова
Определение уровня речевого развития по методике О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой
Успех коррекционной работы зависит от результатов диагностического обследования. Обследование — первый и очень важный этап обучения. Определение уровня речевого развития ребенка — одна из наиболее актуальных тем целого ряда научных дисциплин,так или иначе связанных с проблемами обучения и образования подрастающего поколения: дошкольной педагогики, лингводидактики, дефектологии в целом и логопедии в частности,
Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т. е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи является важным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка
Проанализировав существующую научную литературу,мы выделили два ведущих направления изучения речи: нейропсихологическое и психолингвистическое. Нейропсихологическое базируется на том, что для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат и сохранен слух.
Под влиянием психолингвистических идей в логопедии были разработаны и приняты различные классификации речевой патологии, в одной из которых нарушения внешней (фонационной, стороны речи отделялись от нарушений, возникающих на более ранних этапах (клинико-педагогическая классификация, а в другой нарушения усвоения средств общения противопоставлены нарушениям применения этих средств (психолого – педагогическая)
.
Т. к., логопедическое обследование – технология науки логопедии, она имеет свои принципы.
1. Принцип комплексного изучения ребёнка – всестороннее обследование особенностей развития всех видов речевой деятельности. В обследовании принимают участие психолог, отоларинголог, офтальмолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и т. д.
2. Принцип целостного системного изучения ребёнка – целостный анализ в процессе логопедического исследования предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений речевого развития, а установление связей между ними. Основополагающим здесь является положение Выготского о структуре дефекта.
3. Принцип динамического изучения ребёнка – при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но их возможности в обучении. Значимой является концепция Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудностей, решаемых ребёнком самостоятельно)
и зона ближайшего
развития (уровень трудностей, решаемых под руководством взрослых).
4. Принцип качественно-количественного подхода – при анализе данных важно учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс её выполнения – способ, рациональность, логическая последовательность операций, настойчивость в достижении цели.
Эффективность коррекционной логопедической работы базируется на результатах диагностического обследования. В настоящее время существует множество методик изучения уровня речевого развития ребёнка, включающих вербальные и тестовые задания. Они имеют разное количество этапов, проведение обследования может быть различно по временным отрезкам. Существуют методики для обследования детей с конкретными речевыми нарушениями. Например, дизартрией, ринолалией, заиканием. Существуют и различные подходы к обработке и интерпретации результатов. Все эти методики направлены на изучение ребёнка с определённым уровнем речевого развития с учётом возрастных норм.
При обследовании детей в нашем дошкольном учреждении мы используем методику определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Ольги Александровны Безруковой и Ольги Николаевны Каленковой.
Инновационность методики состоит в том, что она дает объективное представление об уровне речевого развития ребенка на основе количественных и качественных показателей. Результаты тестирования дают и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма. Методика предназначена для определения уровня речевого развития детей от 3до 7 лет.Она сопровождается:
— методическим пособием авторов с описанием технологии проведения и обработки результатов обследования речи детей,
— методическим пособием авторов с описанием технологии проведения и обработки результатов обследования речи детей;
— методическими рекомендациями по оформлению и ведению речевой карты — основного документа в работе логопеда;
— иллюстративным материалом отличного полиграфического качества к тестовым заданиям по каждой возрастной группе.
— CD-диском с протоколами обследования речи детей разного возраста, сводными таблицами результатов обследования речи детей и бланком речевой карты.
Структура методики.
Методика состоит из 4 блоков, каждый из которых содержит тестовые задания.
Блок 1. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении объема словаря и многообразии связей (смысловых и формальных)
между лексическими единицами
(9 заданий)
Блок 2. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений (9 заданий)
Блок 3. Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи (6 заданий)
Блок 4. Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности, которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом. (4 задания)
Все тестовые задания оформлены в Протоколе обследования, представленном в виде документа Excel, который позволяет количественно определить процентное соотношение выполненных ребёнком заданий и максимумом, определённым протоколом.
Каждое тестовое задание оценивается в баллах, затем вычисляется общий процент за выполнение всех заданий методики. Результаты обследования на основании Протокола оформляются в сводную таблицу на каждого ребенка, которая показывает характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма в баллах относительно максимально возможного. Оформление речевой карты проводится по результатам протокола обследования и сводной таблицы. В методических рекомендациях по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста четко показана структура и содержание речевой карты для детей дошкольного возраста. Она имеет две формы (Форма 1 -ребенок раннего и младшего дошкольного возраста)
и Форма 2 – ребенок среднего и старшего дошкольного возраста. Даны четкие формулировки выводов по соответствующим рубрикам.
Блок А.Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей; фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование.
Блок Б.Основное содержание логопедического обследования:
1. Общие представления ребенка об окружающем мире
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/ репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции (звукоразличение, звуковой анализ и синтез)
3. Состояние артикуляционного аппарата
4. Просодическое оформление речи
5. Двигательное развитие
5.1.При изучении основных двигательных навыков и координаторной сферы оценке подлежат:
5.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный праксис)
оценивается на основе изучения:
6. Психологическая база речи
Под психологической базой речи понимается состояние тех сфер психики, которые обеспечивают речепонимание/ речепроизводство и непосредственно участвуют в этих процессах. Оценка психологической базы речи осуществляется на основе совокупного анализа вербальной памяти, речевого внимания, мышления.
Блок В. Дополнительная информация.
1. Особенности раннего речевого развития
2. Особенности речевой среды, в которой воспитывался и воспитывается ребенок
3. Особенности речевого поведения
4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем
5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях
Блок Г. Логопедическое заключение
Логопедическое заключение обязательно включает в себя унифицированные номенклатурные обозначения той или иной формы речевой патологии. В методике Безруковой Ольги Александровны результаты не связаны непосредственно с уровнем речевого развития и поэтому мы соотнесли набранные ребенком баллы с уровнем его речевого развития, используя тестовую методику к. пед. наук, логопеда Акименко Валентины Михайловны.
Процедура обследования:
1. Подготовка материала для обследования (протоколы, сводные таблицы, речевые карты, иллюстративный материал).
2. Работа по обследованию. Проводится двумя специалистами (первый — обследует, второй – фиксирует результаты обследования в электронном протоколе). Каждый ребенок обследуется в три подхода (в течение 15 минут каждый)
.
3. Обработка полученных данных в протоколах, заполнение сводных таблиц.
4. Оформление речевых карт с постановкой логопедического заключения.
5. Определение коррекционного маршрута для каждого ребенка.
6. Составление сводной таблицы по всей группе детей.
При проведении обследования мы можем выделить следующие трудности:
1. Отсутствие мультимедийного оборудования (компьютер, принтер)
.
2. Громоздкое обследование (до 3-х листов протокола + 3 листа речевой карты + цифровая таблица, трудоемкое по времени.
3. Изучение методичек, объясняющих технологию обследования и процесс заполнения документа.
4. Неудобно обследовать и одновременно заполнять протокол в электронном виде
Положительные моменты:
1. Выдает результаты по всем компонентам речевой системы в наглядной форме сразу после обследования (визуализация результатов обследования)
.
2. Правильно сформулированы логопедические заключения, наиболее часто встречающиеся в логопедической практике; упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. 3. Сводная таблица результатов позволяет более детально, качественно составить индивидуальный коррекционный маршрут.
4. Удобно составить сводную таблицу по всей группе, наглядно отражающую общую картину речевого развития группы. 5. Электронный вид документов позволяет более эффективно организовать свою работу.
6. Виден результат работы по коррекции нарушений речи дошкольников в динамике (от начала — к концу года, а также динамика развития каждого ребенка и группы детей за несколько лет.
7. Полученные сведения могут быть использованы при составлении портфолио для прохождения аттестации профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Используем данную методику в своей работе два года. Рекомендуем для учителей – логопедов, работающих в коррекционных группах. Успехов в работе!
Игра «Пальчики учатся говорить»
Необходимо приготовить карточки с наклеенными на них рельефными деталями из подручных материалов. На карточке также должен быть прозрачный кармашек, в который будет вкладываться картинка со словом. Лучше всего для этого подходят пластиковые странички из фотоальбома.
Сначала берётся 2-3 карточки, в кармашках которых находятся картинки для проблемного звука (их можно подобрать с помощью программы «Автоматизация согласных»). Ребёнок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку.
Потом логопед просит ребёнка закрыть глазки и определить картинку с помощью пальчиков: «Пусть пальчики сами назовут слово». Ребёнок получает картинку или приз за правильно произнесённое слово.
Постепенно количество карточек в игре увеличивается.