Риторика и ораторское мастерство убеждать любого — советы

Обновлено 21 июля 2021 Автор: Дмитрий Иванецку
Salve, carissimi legentibus KtoNaNovenkogo.ru! Сегодня здороваемся на латыни, ведь нам предстоит поговорить о том, что такое риторика.

Да, эта наука стала известна миру благодаря Древней Греции. Но именно в Римской империи она достигла пика своей значимости.

Итак, в этой статье рассмотрим определение риторики, её предмет, основные векторы и связь с другими науками.

Что такое риторика

Риторика

— это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи.

Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать

». Однако Платон, который жил 500 лет до него, говорил, что риторика — это искусство убеждать. Но не искусство, которое базируется на знаниях и на правде, а на кажущемся.

Его ученик Аристотель утверждал следующее. Каждый раз, когда пытаемся убедить кого-то или отговорить от чего-то, мы сознательно, подсознательно или несознательно пользуемся риторикой.

Задача оратора:

  1. Учить
  2. Развлекать
  3. Сподвигнуть публику на что-то

Виды риторики:

  1. Политическая — это инструмент управления в политической системе. Обладает публицистической речью с функцией убеждения общества.
  2. Юридическая — необходима юристам для произнесения публичной судебной речи и воздействия на правосознание людей. Также нужна для построения объективно аргументированного рассуждения в суде.
  3. Военная — нужна для военной культуры и адаптации людей к службе. С ее помощью повышается качество выполнения поставленных задач при службе. Например, мотивация солдат к военной задаче.
  4. Педагогическая — используется для оптимизации процесса передачи опыта. Например, хорошая речь преподавателя перед учениками. Она рождает любознательность и интерес к теме.
  5. Дипломатическая — необходима дипломату в дипломатических миссиях. Это общение государств посредством своих представителей. Тут тоже нужно следить за речью и соблюдать важные правила.

Можно посмотреть на то, как развивалась риторика в интернациональном масштабе. Или посмотреть на разные парламенты в мире. Тогда быстро находишь разницу между тем, на каком уровне (к примеру, политики

) убеждают публику и электорат.

Например, в Англии и Америке, где есть долгая традиция риторики аргументации, парламент интересен. Там есть настоящие спонтанные дебаты.

А если посмотреть на немецкий бундестаг или русскую думу, то там политики просто считывают речь с листа.

Но как бы то ни было, в разных странах есть правила риторики, которые стоит соблюдать. И именно о них мы поговорим ниже.

Виды красноречия

Существует пять основных видов красноречия:

  • Социально-политический вид – дипломатические, социально-политические, политико-экономические, парламентские, митинговые и агитаторские речи.
  • Академический вид – научные лекции, сообщения, рефераты, семинары и доклады.
  • Судебный вид – речи действующих лиц судебных процессов: адвокатов, обвинителей, судей.
  • Богословское красноречие или духовный вид – напутствия, проповеди, торжественные речи церковной направленности.
  • Социально-бытовые виды красноречия – застольные, юбилейные, праздничные или поминальные речи.

Ораторское искусство перед публикой

Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом. Ведь каждая публика другая и каждой аудитории нужна иная речь.

Если я говорю перед специалистами, мне стоит пользоваться более профессиональными фразами и терминами.

А если идет разговор перед неопытной аудиторией, тогда нужно более педагогически построить речь. Лучше начать с самых базовых концептов и только медленно продвигаться вперед.

Если это разговор перед молодой публикой (студенты и академики

), то стоит выступать динамично и быть более смешным.

Но если выступаем перед профессорами и деканами, то нужно быть более серьезней и чуть меньше шутить.

И вот, что самое интересное в риторике! Одна и та же речь будет любимой и пользоваться огромным успехом перед одной аудиторией. Однако при этом будет полностью отвергнута другой.

Из этого следует, что хороший оратор всегда задаст себе вопрос — кто передо мной сидит? Кто моя публика и каковы особенности целевой аудитории? Что они знают и что им было бы интересно услышать?

Такой анализ — это главное оружие оратора.

Поэтому если у вас есть презентация, то всегда имейте ее различные варианты для разной публики. К примеру, для специалистов, молодой публики, новичков и для престарелых.

Как убедить свою публику аргументами?

Аргументы нужно делать весомыми, а не просто перечислять. Обычно, когда люди аргументируют, они стараются принести больше аргументов.

К примеру, говорят по экономическим причинам то-то, по политическим то-то и так далее. В итоге, они вообще, не развивают свой аргумент, а просто дают перечисление. Не идут вглубь.

А если хотим убедить людей, то очень важно идти вглубь и именно выстроить красивый аргумент.

Виды аргументов в риторике

Вот основные виды аргументов в риторике:

  • К логосу — это утверждение, защищаемое оратором. Считается более корректным видом, так как основывается на подлинных обстоятельствах дела.
  • К этосу — апеллирует уже к участникам общения (к оратору и аудитории
    ). Делится на два вида: К авторитету — считается корректным только на основе авторитетного источника информации. Сюда входят цитаты и мнения великих людей, авторитет должности, организации, учреждения и так далее.
  • К личности — выделяет личные качества другого человека. Все основывается на личности оппонента, а не в самой сути. В основном используется при критике утверждений других людей. Делится на: Указывается на то, что оппонент действует вопреки аргументу
  • Переход на личности (критика и оскорбление
    )
  • Объяснение точки зрения оппонента его личными обстоятельствами
  • К пафосу — утверждения, которые апеллируют к чувствам. Необходимо чтобы вызвать у аудиторий такие чувства, которые будут способствовать принятию тезисов оратора. Делится на:
      Аргумент к выгоде — стимулирует осознание личных интересов аудитории в той проблеме, которая обсуждается. Это повышает интерес к выступлению оратора.
  • К гордости — расхваливает определенные качества собеседников. Например, с помощью комплиментов можно увеличить удовольствие аудитории и запрограммировать ее на лояльное восприятие речи.
  • К сожалению — сочувствие к тому, что говорит оратор. Например, ученик на экзамене ссылается на свое трудное жизненное положение ради удовлетворительной оценки.
  • К силе — указывает на неприятные последствия для аудитории в случае отказа. Тут речь идет о принуждении и к угрозе.
  • К публике — идет обращение к чувствам аудитории чтобы отвлечь от объективного рассмотрения данного вопроса. Это своего рода отвлекающий маневр. Мол, я свой человек и понимаю каково это.
  • Схема хорошего аргумента

    SEXI

    — это схема аргументации. Эти буквы репрезентируют один элемент в аргументации. Его ни в коем случае нельзя забывать.

    S

    (
    statement
    ) — утверждение. К примеру, нам стоит открыть новый филиал на Украине. Или я считаю, что вы мне должны платить больше за работу.

    E

    (
    explanation
    ) — объяснение или обоснование. То есть насколько мы сможем обосновать свое утверждение. К сожалению, у многих обоснование очень короткое. Как правило, 2 — 3 логических обоснования.

    Но часто оно не убеждает потому, что человек не понимает точку зрения другого лица. Поэтому нужно давать минимум десять (а лучше двадцать

    ) предложений.

    Чем глубже обоснование, тем больше вероятности убедить собеседника. Но на самом деле еще нужен третий элемент аргументации в риторике.

    X

    (
    eXample
    ) — пример. Всегда хорошо иметь конкретный пример того, о чем вы говорите. Это может быть фиктивный (
    придуманный
    ) пример. Но желательно, чтобы был из реальной жизни.

    Вы приводите пример какой-то конкурирующей фирмы, которая открыла филиал в другой стране. Или же вы говорите о коллеге, который получил на 10% больше зарплаты, чем вы.

    Стоит сказать, что пример очень прост в аргументации. Его намного проще понять. Еще он действует, как доказательство. Если есть пример из жизни, то ваше абстрактное обоснование не просто какая-то теория. Для этого есть доказательство в реальной жизни.

    I

    (
    impact
    ) — значимость. Стоит объяснить почему то, что мы говорим не только правильно, но еще и значимо для собеседника.

    Можно представить, что мы говорим о формуле, которая в жизни не играет никакой роли. Но если сможем показать, что это правило имеет большой вес, тогда человек изменит свое мышление и действие.

    То есть мало просто объяснить и дать пример почему правильно утверждение. В конце речи нужно сказать почему это важно в повседневной жизни.

    Помните, что правда лежит в глубине!

    Поэтому аргумент нужно представлять так, как будто мы роем глубокую яму. И чем больше даем информации на обосновании, примере и значимости, тем больше вероятности в убеждении.

    Какие аргументы особенно эффективны

    Есть сотни возможностей аргументации и объяснения. Но все же, самый эффективный тип, это аргумент к выгоде

    . Если покажем какое-то преимущество, то человек с охотой согласится.

    У людей есть разные потребности и нужды. Для некоторых самое главное, это деньги. Можно показать, что он больше заработает или меньше потеряет. В таком случае, этот аргумент будет иметь главную силу.

    Есть люди, которым важна репутация. Можно объяснить в обосновании, что если сделать то-то, то у него поднимется репутация. Тогда такой человек нам быстрее поверит.

    Есть люди, которые верят в свободу. В таком случае, нужно доказать, что если сделать это, то у него будет больше свободы. Тогда этот человек нам поверит.

    В общем, зацикливайтесь не только на то, чтобы был глубокий аргумент (утверждение + обоснование + пример + значимость

    ). Но обращайте внимание на то, какая потребность (
    интерес
    ) у целевой аудитории.

    Ведь аргументов очень много. Однако лишь некоторые из них действительно, смогут убедить публику.

    А важное для оратора — распознать, какая есть главная выгода для аудитории. Потому что если он правильно найдет выгоду, то у публики появится естественный интерес поверить аргументу.

    Как научиться красиво говорить

    Сейчас вы узнаете, как научиться говорить красиво и грамотно. Эти методики и законы риторики помогут вам преодолеть барьеры в речи. Особенно это важно в ораторском искусстве для начинающих. Правила вроде бы и банальные, но мало кто их соблюдает.

    Говори свободно

    Прочитанная речь гарантирует, что вас не будут слушать. Поэтому говорите свободно и не считывайте с листа.

    Проблема в том, что люди не уверены и не знают, как держать себя перед публикой. В таком случае они берут скрипт и пишут всю речь слово в слово. Затем все считывают.

    Но такой считанной речью никого нельзя убедить!

    Поэтому для профессионалов я рекомендую вообще, не брать никакой скрипт с собой. Просто говорите свободно. Не важно, если вы забудете пару пунктов из своей речи. Публика все равно никогда не запомнит 100% того, что вы сказали.

    Если у вас 10 пунктов, вы свободно выступите, не будите считывать с листа и забудете три пункта, то это не страшно. Публика все равно вспомнит максимум три пункта из того, что вы сказали.

    А тем, кто неуверенно чувствует себя перед публикой и не может все запомнить, советую сделать шпаргалку

    .

    Возьмите маленький лист бумаги и выпишите туда основные слова или концепты. Этот лист положите перед собой на стол или спрячьте в кармане. Если не хватит содержания, то достаньте лист и быстро просмотрите его.

    Но самое главное, это не пользоваться скриптом. Потому что именно с его помощью вы усыпите аудиторию. Запомните этот один из важных уроков ораторского искусства.

    Говори, как можно короче

    В риторике говорите, как можно короче. Ведь чем дольше говорит спикер, тем менее интересной кажется его речь.

    Это правило можно проверить на самом себе. Если вы себя спросите, насколько вам интересно слушать человека 90 минут. Вы скажите, что это долго. И даже 45 минут покажется относительно долгим.

    Довольно хороший и популярный формат в выступлениях по 18 — 20 минут

    . Людей это устраивает. С одной стороны, это относительно долго чтобы развить какую-то идею. Но с другой стороны, это не надоедливый школьный урок в 45 минут.

    Поэтому старайтесь делать свое выступление не более 20 минут.

    Ораторское мастерство с эмоциями

    Ораторское мастерство обязательно должно быть с эмоциями. Многие перед публикой хотят полностью казаться серьезными и значимыми. Они забывают, что говорить с эмоциями, это очень важно. Ведь эмоции сподвигают людей дальше слушать и запоминать, что говорил спикер.

    Поэтому, когда держите презентацию перед публикой, не превращайтесь в роботов. Не говорите монотонно и просто смотря на свой скрипт. Не говорите полностью без эмоций.

    Вместо этого нужно показывать свое отношение к теме.

    Если радуемся, то нужно говорить с улыбкой. Или если грустим, то нужно говорить с грустным лицом. А если злы и недовольны, то покажите, что вы злитесь и вам что-то не нравится.

    Так публика запомнит вас!

    Структура выступления оратора

    Почему должна соблюдаться структура выступления оратора? Во-первых, это очень хорошо помогает целевой аудитории понять то, что мы скажем. Если есть разделы в речи, то люди будут знать, о чем вы сейчас говорите и будете говорить.

    Если структуры нет, то аудитория теряется в вашей речи. Она вообще, не знает, где вы сейчас, за что или против чего аргументируете.

    Но структура важна и для вас самих. Если в голове есть ясная структура риторики, то вам не понадобиться скрипт. Ведь вы точно знаете, в каком порядке будете говорить и приводить аргументы.

    Классическая структура:

    1. Вступление — говорите про свою тему и тезис
    2. Главная часть — тут аргументируем за или против
    3. Заключение — подводим итоги своей речи

    Но не всегда обязательно структурировать речь в классическом фасоне. Можно иногда приступать с самого главного (основная часть

    ).

    К примеру, структурировать речь исторически (в виде хронологии

    ). То есть, что было раньше, что есть сейчас и что будет потом.

    Или к примеру, есть структура pro-contra. В ней вы сначала приводите аргументы «за

    », потом «
    против
    ». В конце взвешиваете их и говорите, что для вас оказалось самым главным.

    Однако, чтобы вы не выбрали для своей речи, важно иметь ее структуру. Подготовьте ее дома и потом придерживайтесь плана. Это тоже важное правило оратора.

    Риторические фигуры

    Каждый блестящий оратор будет не просто работать над своими аргументами и содержанием речи. Он также будет разрабатывать стиль. Последний — это риторические фигуры. То есть то, как мы формулируем свои идеи. Какие мы приводим сравнения, метафоры, параллели и так далее.

    В какое-то время риторика в античном мире ориентировалась почти исключительно на риторических фигурах. Здесь я покажу три главные из них.

    Первым будет повторение

    . Если есть главный аргумент, который мы повторяем на первой, двенадцатой и восемнадцатой минуте, то повышается вероятность, что аудитория запомнит именно то, что нужно.

    Повтор, это очень простая особенность риторики. Все что нужно сделать, это просто повторить свою главную мысль. И как хороший оратор, вы зададите себе такой вопрос.

    Где я захочу повторять и в каком конкретном месте презентации это стоит сделать?

    Пауза

    — это вторая риторическая фигура. Часто, когда нервничаем перед публикой, мы думаем о том, как побыстрее закончить. И склоняемся к тому, чтобы быстро разговаривать и вообще, не делать пауз.

    Проблема в том, что сложно слушать спикера, который говорит без пауз. Ведь он тараторит и проезжает свою речь, как трактор.

    Однако пауза дает возможность публике подумать о том, что вы ей сказали. Хороший спикер всегда подумает, в каком ключевом месте ему сделать паузу. Она должна длиться около 2 — 3 секунд.

    Кстати, с паузой вы, как спикер кажитесь наиболее самоуверенно. Ведь вы не боитесь сделать паузу в ожидании, что кто-то спросит у вас что-то.

    Метафора

    — это третья риторическая фигура, которая визуализирует идею. К примеру, если сказать, что он боролся как лев, звучит более впечатляюще. Это лучше, чем просто сказать, что он очень сильно боролся.

    Поэтому нужно найти метафору (картину

    ) для своей главной мысли. Это отличная идея для любого оратора.

    Подумайте, в каком месте нужно визуализировать главную идею. Что и какую картину нужно нарисовать публике, чтобы она запечатлелась в их памяти.

    Голос оратора

    Именно голос оратора определяет настроение. По нему мы воспринимаем человека и можем представить, как он себя чувствует.

    Допустим, есть информация, которая транспортируется неподходящим голосом. В таком случае, мы больше доверяем настроению голоса, чем содержанию сказанного.

    К примеру, разговариваем с родителями по телефону и говорим, что у нас все хорошо. Однако при этом интонация идет вниз. В таком случае родители переспрашивают у нас, все ли нормально. Они не верят нам и спрашивают, что не так. Почему такое безразличное и плохое настроение.

    Поэтому именно по интонации мы оцениваем, как можно доверять тому, что было сказано.

    Ударение

    Когда слушаем людей, можно отлично чувствовать, с какими эмоциями говорит спикер. Какое у него настроение и что он от нас хочет.

    К примеру, если с кем-то говорите по телефону, то быстро почувствуете настроение и намерение человека. То есть мы очень хорошо можем анализировать голоса других людей. Но мы плохо контролируем свой голос.

    Давайте начнем с ударения.

    В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения.

    Если говорим монотонно без ударения (как робот

    ), то через 15 минут слушателю становится просто неинтересно. А если делаем ударение на не том слове, то говорим то что вообще, не хотели сказать.

    К примеру, давайте возьмем простое предложение.

    Я это сейчас не хочу.

    Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я

    ».

    Я

    это сейчас не хочу

    Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это

    ». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу.

    Если поставить ударение на слово «сейчас

    », то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу.

    И если сделать ударение на «не хочу

    », то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать.

    Что теперь это все значит? У меня не правильное ударение? Теперь я должен при каждом слове думать? Или при каждом предложении себя спрашивать на какое слово лучше поставить ударение?

    Нет!

    Пристально обращать внимание на каждое предложение не нужно. Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение.

    Что самое важное в моей речи и что я хочу, чтобы аудитория меня смогла запомнить? И именно в этом предложении я себя бы спросил, на какое слово поставлю ударение.

    Мелодичность

    Стоит упомянуть и про мелодичность голоса. Есть люди, которые говорят монотонно и без эмоций. В основном, это мужчины.

    Все идет в одном или двух тонах. Практически нет подвижности в голосе. Как правило, через 15 минут весь зал засыпает.

    Женщины часто говорят слишком эмоционально. Они от самого высокого тона могут переходить на самый низкий. Такое количество нот очень сильно мешает слушать.

    Поэтому нужно найти баланс между монотонным (3 — 4 ноты

    ) и слишком мелодичным движением голоса.

    А если есть проблема с уверенностью в себе, следите за направлением интонации. Если делаете утверждение, то в конце предложения идите интонацией вниз. Это звучит более уверенно. А если хотите поставить вопрос, то в конце можно идти интонацией вверх.

    Как избавиться от «ээм»

    Также стоит упомянуть о специфическом звуке речи. К примеру, «аам

    » или «
    ээм
    ». Люди, когда не знают, что сказать дальше, вставляют вот это «аам» или «ээм».

    Это сильно мешает и нервирует. Есть люди, которые в течении минуты могут 30 — 40 раз издавать такие раздражающие звуки. Если мы риторически захотим украсить речь, то нужно полностью избавиться от таких звуков.

    Что можно сделать?

    Можно заключить спор

    со своим другом или коллегой. Нужно, чтобы ваш партнер считал, сколько раз вы скажете слово «
    эм
    ».

    Например, нельзя в течении 15 минут сказать больше 20 раз слово «эм

    ». Если спорите первый раз, то ставьте цифру повыше. Потом в дальнейшем сокращайте число. Например, не 20, а 5 раз.

    Еще в качестве упражнения запишите свой голос на диктофон

    . Возьмите какую-нибудь статью и прочитайте ее 2 — 3 минуты. Просто читаете статью и обращаете внимание на то, о чем выше говорили. Проделайте так несколько раз, чтобы отточить навык красиво говорить.

    Практикуем искусство речи

    Если плохо готовимся к своей речи оратора, то почти гарантированно мы будем слабо ее презентовать. Поэтому практикуйте искусство речи минимум один раз в слух.

    К сожалению, многие так не делают. Они считают, что достаточно просто подготовить слайды.

    Но важно проговорить хотя бы один раз свою речь в слух. Потому что именно тогда мы поймем насколько длинная презентация. Иногда нам кажется, что мы говорим 5 минут. Но на самом деле может быть намного больше или меньше.

    А проговаривая речь в слух, мы можем хорошо оценить и просчитать время. Также понимаем, в каких переходах нам не хватает слов, аргументов или конкретных примеров. Именно тогда у нас появляется чувство презентации. С каким настроением говорим и заканчиваем.

    Если хотите стать искусным оратором, то тренируйте речь не только в теории и на слайдах. Но проговаривайте ее минимум один раз. Для особо важных презентаций советую держать речь 2 или 3 раза перед зеркалом. Или еще лучше, запишите себя на камеру и дайте оценку выступлению.

    Одежда оратора

    Людей встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому первая картина человека создается в первые 20 — 40 секунд. Вначале видно то, в чем вы одеты.

    Перед тем, как открывать рот, человек, с которым мы разговариваем, уже имеет первое представление. Поэтому всегда одевайтесь красиво! Это хорошо не только для того, чтобы изменить восприятие своей аудитории. Но это также психологически полезно для нас самих.

    К примеру, есть интересный эксперимент. В одни выходные людям сказали просто пробежать 30 минут по парку. У них была обычная спортивная одежда. За пол часа они пробежали одну конкретную дистанцию.

    На следующей неделе этим же людям сказали пробежать еще раз. Однако в этот раз им дали самые лучшие спортивные вещи от топовых брендов. На этот раз они все пробежали намного быстрее более длинную дистанцию за эти пол часа.

    В общем, в красивых вещах мы себя чувствует более комфортно. Из-за этого мы более способны физически и интеллектуально. Поэтому обращайте внимание на одежду оратора. Это тоже один из хитрых приемов риторики.

    Видео

    В данном разделе тренинга по мастерству публичной речи вы сможете посмотреть видео известных выступлений выдающихся ораторов: Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса, Владимира Ленина и других. Также здесь вы сможете найти видеозаписи с различных конкурсов, презентаций и выступлений людей перед инвесторами. Кроме того, в разделе присутствуют видеоуроки ведущих специалистов в области ораторского мастерства.

    Смотреть все видео →

    Язык мимики и жестов

    Обращайте внимание на язык мимики и жестов оратора. Это тоже лежит в основе риторики. Расскажу об одном эксперименте.

    А именно, как профессоров в одном университете снимали на камеру. Затем показывали студентам эту картину, но уже без звука.

    Самое интересное, что эти студенты хорошо смогли определить насколько симпатичен тот или иной профессор. Хотя вообще, они не знали, о чем человек говорит, так как не было звука. Кроме того, студенты определили, насколько компетентным они считали профессора.

    Поэтому язык мимики и жестов важен для того, как вас определяет и оценивает целевая аудитория.

    Зрительный контакт с публикой

    Современная риторика очень похожа на кухню. Если мы не самые лучшие повара, то все равно сможем оценить, насколько вкусно приготовлено блюдо. И также можем говорить об ораторе.

    Даже если мы сами не лучшие ораторы, то можем хорошо определить насколько хорош спикер. Насколько он себя уверенно чувствует перед публикой.

    Если говорим о языке мимики и жестов, то главным моментом будет визуальный контакт с публикой. Если не смотрим на всех слушателей, то нас люди воспринимают, как неуверенными и не компетентными.

    К сожалению, не многие смотрят на свою публику!

    Вместо этого они обращают внимание на пол, стол или всматриваются в потолок. И делают это особенно тогда, когда люди думают о следующей мысли.

    Именно в этот момент оратор, как спикер не кажется компетентным. Ведь если человек не знает, что хочет сказать, тогда он смотрит совсем в другую сторону. А если он знает, тогда смотрит именно в публику.

    Вот вам еще один урок риторики. Когда будете записывать себя, обратите внимание, насколько константно вы смотрели в камеру. А также насколько часто смотрели по сторонам. Если заметили, что плохо, то повторите упражнение 2 — 3 раза.

    Если перед нами сидит публика, то часто плохие ораторы смотрят именно в одну сторону. А если и смотрят в публику, то на пару человек, которые им симпатичны. Но они не смотрят на всех участников семинара.

    Это грубая ошибка!

    Ведь хорошим визуальным контактом мы можем интегрировать публику в свою презентацию. И сделать это как будто мы говорим в диалоге с человеком, а не группой.

    Поэтому важно не просто смотреть вверх, вниз или прямо в одну сторону. Нужно смотреть на абсолютно всех людей в помещении. Это еще одна хитрость в искусстве оратора.

    Где и как стоять во время презентации

    Многие не знают, где стоять во время презентации. Слева, справа или по центру. Ответ прост. Стоять нужно в центре

    того места, которое предрасположено для спикера. То есть не сбоку, не далеко или близко от публики.

    Если человек не центрально стоит на ожидаемом для спикера месте, то он воспринимается как неуверенный в себе.

    А как именно нужно стоять?

    Понятно, что осанка должна быть прямой. Не нужно горбиться, стоять криво и опираться на одну сторону. Есть те, кто спереди опираются на стол. Этого тоже не нужно делать. Также не нужно шатать ногами и руками.

    Стойте фронтально к публике.

    Не бойтесь немного сдвигаться вправо, влево, вперед и назад. Не нужно все время стоять на одном месте, как вкопанный.

    В больших помещениях лучше немного подвигаться в стороны. Это полезно для глаз аудитории. Нужно иногда прогуливаться по своей сцене.

    Однако не нужно все время передвигаться, как маятник.

    Сделайте к примеру, два шага влево и там остановитесь. Оттуда поговорите 30 — 50 секунд и снова поменяйте позицию в помещении. При этом оставайтесь вблизи публики и не уходите сильно вдаль.

    В общем, такие легкие движения в сторону тоже хороши. Но стоять центрально еще лучше.

    Жесты оратора

    Очень часто люди вообще, не жестикулируют. Некоторые держат руки за спиной. В таком случае нет связи со спикером и доверия к нему. Кажется, что он что-то прячет.

    Поэтому держите руки всегда на виду. Причем держать нужно в активной зоне

    . Все, что ниже пояса в риторике является пассивной зоной. А еще если спикер нервничает, то он начинает шатать свои руки из стороны в сторону. Выглядит это не профессионально.

    Поэтому руки должны быть в активной зоне. Это примерно перед своим животом. Для политиков есть еще агрессивная зона. Это, где жесты на уровне головы или еще выше. Но этого вам не нужно делать!

    Еще жесты должны быть конкретными и визуализировать то, что говорите словами.

    Особенно это полезно при сравнении разных опций. Можно хорошо визуализировать каждую характеристику своими руками.

    Если взвешиваете их, то руками можно показать весы и уровень ладоней для каждой опции. Как будто вы взвешиваете на весу.

    Если говорите, что нужно быть точным, то рукой поставьте точку в воздухе. При этом скажите, что в этом пункте нужно быть очень точным. Вот этот жест точки в воздухе поможет вам визуализировать свою идею.

    Или если говорите, что где-то проходит лимит, то нарисуйте рукой линию в виде границы. Покажите слушателям ту стену, через которую нельзя переступать.

    Нужно ли каждую идею визуализировать жестами?

    Нет, не нужно. Визуализируйте только самые главные идеи. К примеру, если хотите дистанцироваться от какой-то компании, то сделайте отталкивающий жест. Как будто отталкиваете кого-то руками от себя.

    Как спонтанно придумывать жесты если акцент идет на другом?

    Скажу, что в своей ораторской речи хорошо иметь хотя бы один конкретный и продуманный жест. Для важных моментов придумайте, какую визуализацию и с каким жестом можно подчеркнуть сказанное.

    Ноги

    90% смотрят нам в лицо. 10% смотрят на жесты. Казалось бы, причем тут ноги. Но на самом деле люди обращают внимание на свою верхнюю часть тела.

    Они стараются контролировать жесты и взгляд. Однако при этом забывают, что у них есть еще и ноги. В итоге с ногами случаются всякие казусы.

    К примеру, когда женщины нервничают, они просто перекрещивают ноги. А мужчины начинают шатать коленками. Создается такое ощущение, что они хотят куда-то убежать.

    Поэтому ноги должны быть прямые и не перекрещиваться. Публика сознательно может и не смотреть на ваши ноги. Однако она подсознательно будет чувствовать, что в этот момент вы не уверены.

    Вот вам еще одно упражнение.

    Рекомендую дома записать себя на камеру и посмотреть выступление, но уже без звука. Это нужно чтобы сконцентрироваться на языке своего тела. Так можно проверить, насколько точно вы смотрите в камеру. Насколько жесты подчеркивают, то что говорили.

    Если не понравилось, то повторите упражнение несколько раз.

    Предмет и задачи риторики в XXI веке или зачем нужна риторика сегодня

    Наше время характеризуется высокими технологиями, разносторонней, доступной, неустанно развивающейся системой образования. Это век информации и сообщения. Коммуникативные способности личности, её стремление к развитию, определяют успехи во всех сферах жизни.

    В первую очередь ораторское мастерство пригодится людям непроизводственных сфер деятельности – работникам СМИ, адвокатам, психологам, преподавателям, дизайнерам, продавцам и пр.

    Но зачем нужна риторика слесарям, врачам, водителям? Ответ в следующем вопросе каждый найдется для себя отдельно: Какому человеку не нужно уметь мыслить и владеть своим словом?

    Изучение основ ораторского мастерства, психологии, языка телодвижений будут полезны каждому, кто стремится к полной, комфортной жизни в обществе.
    Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

    Как побороть боязнь сцены

    Вот советы, которые помогут вам побороть боязнь сцены. Эти правила тоже очень важны при выступлении. Особенно перед большой аудиторией. Если будете соблюдать ниже приведенные рекомендации, то никаких проблем со страхом у вас не возникнет.

    Почему у многих есть сценический страх?

    Откуда возникает сценический страх? Первая проблема заключается в том, что люди всегда боятся нового

    или того, что редко делают. Если вы практикуете выступления еженедельно, то у вас не будет такого страха. Вам уже не страшно стоять перед группой людей и что-то им объяснять.

    А для стандартного человека, который не выступает, это очень непривычная ситуация. В ней люди часто чувствуют себя неловко.

    Поэтому нужно постоянно практиковаться и как можно чаще выступать перед публикой. Так ситуация станет для вас ординарной и знакомой.

    Вторая причина, почему люди боятся выступать перед публикой, это боязнь сделать ошибку

    . Наша культура построена на том, чтобы вылавливать ошибки и за них давать негативные баллы.

    К примеру, в школе из-за ошибок ставят более плохую оценку. Дома нас родители наказывали за плохое поведение. Поэтому мы и боимся сделать ошибку.

    Отсюда в купе и возникает страх!

    Рекомендую не обращать внимание на ошибки и относится к ним спокойно. Ошибка — это нормально. Из нее вы извлекаете урок. И если вдруг опять сделаете оплошность, то это только перенесет вас к следующей ступени знаний.

    Эффект компетентности

    Эффект компетентности — это первый совет против сценического страха. Если компетентны в теме, то будете чувствовать себя более уверенно во время презентации. Если ты владеешь темой, то слова автоматом будут следовать за тобой.

    Поэтому если в своей теме вы не большой эксперт, то лучше заранее подготовится к презентации. Иначе просто не будете знать, с чего начать.

    Если есть свободный час, то лучше его разделить на несколько кусков по 12 минут. К примеру, 12 минут подготавливаем в понедельник. Потом 12 минут подготавливаем во вторник и так далее.

    Вот такая многократная подготовка позволит постепенно влиться в тему. Это намного лучше, чем подготовится один раз за час. Так мозг привыкает к материалу. В результате сценический страх сильно убавляется, и вы начинаете чувствовать себя увереннее.

    Акклиматизация

    Следующий метод, который помогает побороть страх сцены перед публикой, это эффект акклиматизации.

    Когда держим презентацию в не знакомом помещении, то оно дает о себе знать. Если точно не знаем, где окна, двери и вход, то мы не акклиматизируемся к помещению. Это опять создает неуверенность.

    Как подготавливаются олимпийские чемпионы?

    Они заранее приезжают на то место, где будут соревноваться. К примеру, проверяют, как выглядит бассейн. Какая температура воды в нем. Бегуны обычно хотят пробежаться несколько раз и почувствовать дорожку.

    Поэтому если будете выступать в каком-то новом помещении, то попросите заранее его осмотреть.

    Еще будет хорошо, если за день до мероприятия вы попросите выступить в этом помещении. Это нужно чтобы узнать эффект звучания своего голоса и сколько людей вас смогут слушать.

    Да и просто ознакомиться со всеми параметрами зала. Где находятся двери. Откуда обычно заходят люди. Какую дистанцию вы захотите принять к публике и так далее.

    Если за день не разрешат, то хотя бы на 40 минут придите пораньше и подготовьтесь.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]