Понятие, причины, диагностика и лечение акустико-гностической афазии


Почему человек теряет способность говорить

Основная причина, по которой может пропасть уже сформированная речь — это грубое нарушение работы участков коры головного мозга. Причины такого поражения при акустико-гностической афазии могут быть любыми. Это травмы и инсульты, нейродегенеративные и инфекционные заболевания, опухоли. У детей состояние чаще всего вызывают:

  • черепно-мозговые травмы;
  • абсцессы внутри черепной коробки;
  • аневризмы сосудов головного мозга;
  • менингиты и энцефалиты.

Существуют и другие, не менее серьезные причины исчезновения речевых навыков. Афазия может быть первым симптомом этих тяжелых, угрожающих жизни заболеваний, поэтому если у ребенка наблюдается постепенный откат в речевом развитии, обязателен визит к неврологу. Если же речь потеряна резко, нужно присмотреться к ребенку и как можно быстрее проконсультироваться с неврологом , который может осмотреть малыша очно.

Какими причинами вызвана

Этиология заболевания связана с органическими процессами в структурах мозга, возникшими уже после формирования речи. Патология может быть спровоцирована нарушением функций головного мозга в результате травм, воспаления в его участках, при наличии злокачественных образований, заболеваний сосудистого характера, инсульта.

У каждого из факторов свои особенности течения, поэтому течение афазии отличается в зависимости от заболевания. Например, если патология вызвана опухолевым процессом, возникают сопутствующие корковые симптомы, например, изменение психики больного.

Если нарушение речи вызвано инсультом, клиническая картина определяется типом патологии, площадью развития ишемии. Посттравматический тип нарушения хорошо поддается лечению, прогноз для больного благоприятный. На степень тяжести заболевания влияют площадь очага поражения, локализация (куда произошло кровоизлияние), характер нарушения церебрального кровообращения, общее состояние больного (острые и хронические патологии).

Как выглядит речь пациентов

Центральный механизм акустико-гностической афазии — одновременная потеря способностей к акустическому анализу и синтезу речи. Нарушения импрессивной речи при акустико-гностической афазии обусловлены потерей фонематического слуха — способности распознавать отдельные звуки. Не различая звуки, человек не может ни понять слово, ни произнести его. Иногда такое нарушение носит тотальный характер, для таких пациентов что речь, что бытовой шум звучат одинаково. Это тяжелые формы состояния. В более легких случаях нарушается восприятие только близких фонем — звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков, путаются назальные звуки [н] и [м]. В результате слова становятся неузнаваемыми. Слово «слова» может звучать для такого больного как «злоба», «дочка» как «почка», в результате наступает полная дезориентация в речевом потоке.

Произнося звуки, пациент тоже не различает фонемы. Поэтому набор звуков, которые он произносит, для внешнего наблюдателя выглядит полной бессмыслицей: пациенту кажется, что он произносит слово правильно, но слуховой анализатор не может проконтролировать ошибку, допущенную при артикуляции. Этот механизм приводит к тому, что при акустико-гностической афазии нарушается и экспрессивная речь. Одновременно страдает и поведение пациента: его раздражает, что никто не может его понять.

Симптомы афазии

Признаки, симптомы афазии могут быть незаметными для окружающих, так как включаются компенсаторные процессы, скрадывающие недостатки речи. На ранних стадиях развития болезни симптомы могут то проявляться, то полностью исчезать, поэтому трудно провести четкую границу между нарушенной и нормальной речью. Афазия – это системное нарушение, при котором страдает не только произносительная сторона, но и понимание речи, лексико-грамматический строй, чтение и письмо. Симптоматика афазии также проявляется в неврологических и психических отклонениях. Страдают двигательные функции, у больных наблюдаются параличи конечностей, артикуляционных мышц. Нарушаются произвольные движения, приобретенные в течение всего жизненного опыта. Так больной как будто забывает, как пользоваться столовыми приборами, предметами домашнего обихода. Грубо нарушается память, внимание, затормаживаются мыслительные процессы.

А.Р. Лурия выделяет шесть основных форм афазии: акустико-гностическая (сенсорная), акустико-мнестическая, афферентная моторная, эфферентная моторная, семантическая и динамическая.

Вверх

Как проявляется состояние

Состояние речевой функции при акустико-гностической афазии главный признак серьезных неполадок в центральной нервной системе. Это яркий, бросающийся в глаза признак, который насторожит даже далекого от медицины человека. По сути, акустико-гностическая афазия — это симптом других патологий нервной системы.

Отличительной чертой акустико-гностической афазии является именно потеря уже имевшихся речевых навыков. Этим она непохожа на различные виды алалий и задержки речевого развития. В таких случаях речь и не была сформирована, а афазии — это когда ребенок уже мог говорить, но перестал это делать.

У детей есть важные особенности диагностики афазий. Это:

  1. сложность оценки речевого развития пациента до периода осмотра по поводу отсутствия речевых навыков;
  2. вытекающая их этого сложность дифференциации афазии — симптома жизнеугрожающего состояния — и задержки речевого развития, которая требует коррекции, но пациент при этом вне опасности;
  3. характерные для педиатрии сложности в оценке слуха.

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» работают врачи, опыт и знания которых помогают справиться со всеми этими проблемами и определить, нужна ли ребенку экстренная помощь. В этом им помогает современное диагностическое оборудование.

Семантическая афазия

Семантическая афазия возникает при повреждении теменно-затылочного отдела доминантного полушария. У больного наблюдаются трудности в подборе нужного слова при назывании предметов, вместо существительного могут сказать глагол или прилагательное, описывающие свойства или функции этого предмета. Заменяют слово целой фразой (вербальные парафазии). Например, вместо слова стул говорят белый сидеть. Утрачивают понимание пословиц, метафор, крылатых выражений, неправильно выстраивают лексико-грамматические конструкции. При скудности лексики артикуляция сохранна. Письменная речь отличается аграмматизмами, стереотипностью фраз, отсутствием сложноподчиненных предложений и сокращением числа прилагательных.

Течение болезни

В остром периоде, когда повреждающий фактор (болезнь или травма) активно действует, пациент может полностью потерять способность понимать обращенную речь и разговаривать. При этом он не осознает, что говорит неправильно, поскольку контроль слухового анализатора, который помогает здоровым людям оценивать ошибки в собственной речи, у него не работает. Чаще всего на начальном этапе заболевания у больного отмечается психомоторное возбуждение, которое сопровождается повышенной речевой активностью и раздражением из-за того, что его не понимают.

Когда повреждающий фактор перестает действовать, можно оценить тяжесть полученных повреждений и способность организма восстановить утраченные функции самостоятельно. Исходов может быть несколько — от тяжелой степени афазии, когда симптоматика остается практически на том же уровне, что в остром периоде, до легкой, когда пациент путает отдельные звуки и иногда не может соотнести вид предмета с его названием, при этом описывая сам предмет или объект — маленький, живой, пушистый, но не имея возможности назвать его — щенок. Иногда значительное улучшение происходит самопроизвольно, но консультация логопеда необходима даже в таком случае.

Диагностика патологии

Для определения диагноза пациенту назначают компьютерную томографию мозга, магнитно-резонансное исследование, ультразвуковую допплерографию сосудов шеи и головы, при необходимости проводят люмбальную пункцию. Диагностика речи проводится с помощью оценки активной и пассивной речи. Затем у больного проверяют письменные способности: диктант, списывание, чтение вслух и пересказ. Обязательным является проведение дифференциации с другими дефектами речи: алалией, дизартрией и т. д.

У правшей левое полушарие «распознает» согласные звуки, а правое — гласные.

Как помочь ребенку снова заговорить

При ряде заболеваний, способных вызвать акустико-гностическую афазию, больному необходимо длительное наблюдение невролога, чтобы своевременно заметить и скорректировать отложенные последствия заболевания или травмы, если они проявятся. Здесь мы не будем говорить о конкретных препаратах и методиках, они применяются в таких случаях: речь идет об очень серьезных заболеваниях, которые должны лечиться под контролем специалиста, со строгим соблюдением его назначений.

В ходе лечения важно восстановить функцию речи. Без нее взрослые пациенты испытывают дискомфорт, но у детей такое состояние, кроме невротизации, приводит к отставанию в развитии, поскольку в возрасте, когда малыши уже умеют говорить, именно вербальное общение дает им большие возможности для развития. Специалисты нашего центра владеют современными методиками восстановления речи. Мы можем обеспечить ребенку наблюдение невролога, своевременное прохождение диагностических процедур, занятия с логопедом, при необходимости — логоневрологом, психологом и другими врачами и педагогами, которые занимаются вопросами коррекции речи и лечением болезней неврологического профиля.

Нельзя рассчитывать на то, что нарушения по типу акустико-гностической афазии пройдут самостоятельно. Если затянуть с коррекцией, проблемы закрепятся, и скорректировать их будет сложнее. Способы реабилитации подбираются индивидуально. Их выбор связан не только с выраженностью и особенностями нарушений, но и с увлечениями и характером пациента. Обязательная часть реабилитации — занятия дома. Что, как и когда делать, родителям расскажет логопед, наблюдающий ребенка. Без участия членов семьи реабилитация происходит гораздо тяжелее, ведь ребенку необходимы не только поддержка и пример, но и ежедневные логопедические упражнения.

Акустико-мнестическая афазия

Причина

акустико-мнестической афазии – поражение средних и задних отделов височной области. Характеризуется такими симптомами, как
снижение слухоречевой памяти
вследствие торможения слухового контроля. При восприятии на слух каждого нового слова больной теряет понимание предыдущего, отсюда возникает неоднократное повторение одного и того же слога или слова. Афазик, страдающий акустико-мнестической формой, не может повторить подряд 3-4 слова с разным значением. Например, небо, рука, трава, ложка, повторяет или первое, или последнее слово. Фонематический слух и правильная артикуляция при этом сохраняются, отчего возникает многословие, компенсирующее трудности общения. Страдает номинативная функция речи, пересказ по сюжетным картинкам. Непонимание значения слов приводит к вербальным парафазиям – заменам слов в предложении, слиянием одного слова в одно на письме. Вместе с письмом нарушается счет и чтение.

Вверх

Осложнения

Наличие выраженного речевого расстройства препятствует вербальной и общей коммуникации пациента. Ситуация усугубляется сопутствующими когнитивными и, возможно, двигательными нарушениями. Расстройство высших психических функций, неврологический дефицит обуславливают инвалидизацию больного, ухудшают качество жизни. Отсутствие полноценного вербального контакта неблагоприятно отражается на эмоциональном состоянии пациента, приводит к изменению его личности, поведения. Без своевременной логопедической, психологической поддержки указанные изменения закрепляются, больной теряет надежду быть понятым, замыкается в себе. Возможно развитие депрессии, апатии, потеря интереса к лечению, желания улучшить своё состояние.

Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении премоторных отделов лобных долей головного мозга (центр Брока), сопровождается такими симптомами, как нарушение движений

и трудности усвоения двигательной программы. В тяжелых случаях при нарушении кровообращения после инсульта может полностью отсутствовать речь. Страдает двигательная функция артикуляционного аппарата, поскольку запаздывает сигнал о начале и прекращении речевого акта, что вызывает инертность, стереотипность речи,
персеверации
– повторы одного и того же слога или слова. Больной не может своевременно переключиться с одной артикуляционной позы на другую, отчего страдает экспрессивная речь. Трудности возникают в повторении серии звуков или слогов, в назывании предметов. В разговоре больные пропускают глаголы, предлоги, проглатывают окончания. Речь аграмматична, напоминает телеграфный стиль. В письменной речи путают порядок букв в слове, затрудняются в выборе правильной буквы. В тяжелых случаях чтение и письмо полностью невозможны. В легких случаях больной может записать слово на слух, пропуская звуки на стыке согласных или переставляя их. Нарушается и понимание речи, особенно переносный смысл выражений и многозначных слов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]