Глава III Система работы по развитию речи в детском саду


Виды занятий по развитию речи

В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:

· занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

· занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множ. числа род. падежа);

· занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

· занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),

· занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),

· занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала:

· занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

· занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

· занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется.

Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А. М. Бородич:

· занятия по сообщению нового материала;

· занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

· занятия по обобщению и систематизации знаний;

· итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

· комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

Методы развития речи

Метод — способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы.Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным

относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы

основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Дополнительные:

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения.

Приемы развития речи

Словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Методика развития словаря

Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря — длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Задачи:

1. обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. закрепление и уточнение словаря.

3. активизация словаря.

4. устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кинои видеофильмов, просмотр телепередач.

1. Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, действия с ними. Существенной особенностью речи детей этого возраста является искажение звуковой и морфологической структуры слов-наименований: вместо раковина произносят «ракушка», «ракинава»; вместо мыльница – «мыльная», «мыльник».

В младших группах проводятся два вида занятий: 1) по первичному ознакомлению с предметами, 2) по углублению знаний о предметах.

2. Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми. В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось».

3. Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 – 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. Дети 5 – 7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых. В старшей группе необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умения подбирать слова с противоположным значением

Какие причины влияют на появление речевых проблем?

Психологи заявляют, что у дошколят, поступающих в школу, часто обнаруживаются речевые проблемы, которые мешают им успешно обучаться. Наиболее серьезными из них считаются:

  • односложность и невыразительность речи, построенной из элементарных предложений;
  • скупость словарного запаса;
  • применение жаргонных словечек, нелитературных фраз;
  • неумение передать своими словами содержание текста;
  • невнятная дикция;
  • низкая грамотность (неправильно поставленные ударения, ошибки в падежных окончаниях, неверно выбранный род существительных).

Если у дошкольника нет речевой патологии, то причиной появления таких проблем, по мнению специалистов, становится поведение взрослых, окружающих ребенка, которые:

  • мало общаются с ребенком, само общение сводится только к удовлетворению потребностей, связанных с едой, гигиеной, режимом;
  • вводят запреты: «не мешай, я занят», «мне нЕкогда с тобой играть», «займись сам своим делом», «без меня ничего не трогай»;
  • в семье разговаривают в повышенном тоне, употребляют сленг;
  • не придают значения тому, что ребенок постоянно занят компьютерными играми;
  • мало читают, не обсуждают с малышом прочитанное;
  • дома не принято обсуждать семейные события;
  • скудная детская библиотечка;
  • ребенку не хватает полноценного общения со сверстниками;
  • взрослые считают, что достаточно посещения детского сада или группы, а дома проводить речевые занятия необязательно.

Можно найти еще много причин такого рода, которые тормозят развитие речи дошкольника. О них необходимо знать родителям, так как они должны понимать, что речь взрослых, манера общения в семье служат образцом для подражания детям. Во многом от них зависит, как будет их малыш разговаривать.

Что важно знать родителям о поэтапном формировании речи?

Главное, что должны понимать дома, развитие речи нужно начинать с самых первых дней жизни малыша. Не надо думать, что он еще маленький, когда подрастет, тогда и научится говорить. Это серьезное упущение, так как приступить своевременно – значит, добиться хороших результатов в дальнейшем. Знания о речевых умениях детей в разные возрастные периоды помогут мамам и папам не только учить их правильно говорить, но и исправлять появившиеся речевые ошибки. Еще они должны понимать, что занимаясь с детьми, нужно запастись терпением. Ведь развитие речи у детей дошкольного возраста – это долговременный процесс, специалисты делят его на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности. Учитывая психические характеристики детей, специалисты определили общие возрастные нормы формирования. Родителям следует их придерживаться, не забывая при этом, что каждый ребеночек развивается индивидуально. Именно поэтому не надо сравнивать своего малыша с другими детьми.

Если кроха находится по возрасту еще на подготовительном этапе, который занимает весь младенческий период (от рождения до1 года), у него идет только подготовка к усвоению речи. Но она не менее важна, чем сам процесс говорения, так как именно в это время накапливается пассивный словарь.

  • Мамы хорошо знают, что при рождении у крохи проявляются речевые реакции: он плачет, кричит. Это в определенной степени полезно, так как влияет на важные элементы речевого аппарата: дыхание, голос, артикуляцию. Уже тогда надо начинать работать над речью. Каким образом это возможно? Все очень просто, чаще разговаривать с младенцем с разной интонацией. Приблизив личико крохи к себе, говорить четко и внятно, чтобы формировался артикуляционный аппарат, не молчать при уходе за младенцем, обговаривать каждое свое действие.
  • В 2-3 месяцев, когда начинается период гуления и лепета, побуждать младенца произносить различные звуки, слоги, вместе с малышом «дададакать, бабабакать, мамамакать».
  • После шести месяцев родителям следует больше внимания уделять словесным играм, развлекать кроху при помощи пальчиковых игр, создавать ситуации, в которых малышок будет использовать звуки, слоги. Тогда к концу первого года в словарном запасе появятся первые слова (около 12), их малыш будет с удовольствием использовать, стараясь передать интонацию, артикуляцию.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]