Логопедическая настольно-печатная игра «Картинки с секретом»


Статья:

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие подвижности артикуляционного аппарата, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной атмосферы.
Задачи:

1. Донести до родителей значимость развития подвижности артикуляционного аппарата и дыхания у детей с общим недоразвитием речи.

2. Помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения целыми словами.

3. Показать на практике, как в игровой форме можно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи.

Оборудование: кукла Логошарик, зеркала, фоновая музыка, морские камешки (темные и светлые, шнурки, макароны, деревянные бусины, картинки со словами разной слоговой структуры, карточки со схемами места звука в слове; красные, синие и зеленые кружки, мяч.

Ход мероприятия.

Логопед: Здравствуйте, дорогие родители!

Представьте, что сегодня вы не серьезные авторитетные взрослые, а дети 5-6 лет. Что вам хотелось в детстве больше всего? Наверное, играть! И это правильно. Ведь ведущая деятельность у детей дошкольного возраста – игровая.

В игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей, усвоение знаний и умений.

Вот мы с вами сейчас и поиграем. В необычные игры — логопедические. Эти игры не только развлекают, они помогают развивать речь.

Логопед: Чтобы хорошо говорить, нужно тренировать артикуляционный аппарат. Что такое артикуляционный аппарат нам подскажет Логошарик.

(На кукле показываются губы, зубы, язык, верхнее нижнее небо).

Артикуляционная гимнастика:

1. «Лягушки улыбаются» (Посчитав в пруду ракушки, улыбаются лягушки. Раз, два, три, четыре, пять – начинай и ты считать.)

2. «Хобот» (Тянет слоник хобот вверх, хочет он достать орех. Раз, два, три, четыре, пять – надо пробовать опять.)

3. «Бегемот» (Бегемот разинул рот, хочет каши бегемот. Накормите малыша, ему нужно три ковша. Раз, два, три. Бегемот закрыл свой рот, скушал кашу бегемот.)

4. «Робот» (Робот утром потянулся, во весь рот он улыбнулся. Смазкой смазать не успел и в улыбке заржавел)

5. «Лошадка» (Скачет белая лошадка по дорожке ровной, гладкой. Цок, цок, цок – стучат копытца, далеко лошадка мчится.)

6. «Чашечка»(Наливает мама чай, чашку быстро подставляй. Чтобы чай не расплескался, язычок наверх поднялся.)

Дыхательная гимнастика.

Для правильного произношения звуков нужна сильная воздушная струя. Детям очень нравятся игры на развитие длительной и сильной воздушной струи. Попробуйте и вы.

Разные задания для трех групп. (Подуть в трубочку на шарик в воде. Нарисовать воздушными фломастерами геометрические фигуры. Подуть на вертушки).

Обязательно следим, чтобы щеки при выдохе не надувались.

Фонематические игры.

Для того чтобы ребенок мог правильно произносить звуки, он должен научиться правильно их слышать. Не просто правильно слышать, а различать, анализировать и дифференцировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель фонематических игр — научить ребенка слушать и слышать. Регулярно играя с ребенком, вы заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

На начальных этапах мы учились слушать звуки окружающего нас мира. Игра «Послушай тишину», «Что звучит?» и другие. Сегодня мы поиграем со звуками речи.

1. «Поймай звук»

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, в словах.

Логопедическая настольно-печатная игра «Картинки с секретом»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

на лучшую настольно-печатную игру

Логопедическая настольно-печатная игра

«Картинки с секретом»

Автор игры:

учитель-логопед Тихомирова Екатерина Витальевна

«Игра не пустая забава.

Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития»

Д.В. Менджерицкая

Специфика работы современного учителя-логопеда такова, что необходимо оказывать помощь большому количеству детей, различными путями ускоряя процесс коррекции. Актуальной задачей для педагога становится поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно.

Наибольшая эффективность коррекционных занятий достигается при использовании таких игровых технологий, которые способствуют не только коррекции нарушенных компонентов речи, но одновременно развивают мелкую моторику, совершенствуют все познавательные процессы и, конечно, делают логопедические занятия интересными и увлекательными.

На данный период прилавки магазинов изобилуют большим выбором логопедических игр и пособий. Но не всегда они доступны по цене, да и логопедические кабинеты, как правило, не велики по своей площади, что бы вмещать пособия крупных размеров. Поэтому я предпочитаю использовать в своей работе многофункциональные пособия, не требующие много места для хранения. Представляю вашему вниманию одно из таких пособий: логопедическую настольно-печатную игру «Картинки с секретом».

Эта игра проста как в изготовлении, так и в использовании. Состоит она из шести игровых полей, формата А4 и пятидесяти маленьких квадратов-фишек. Игровые поля и фишки распечатаны на плотном картоне. Для увеличения срока использования и возможности санитарной обработки следует их ламинировать. Хранить лучше в большом пластиковом конверте.

Логопедическая настольно-печатная игра «Картинки с секретом» предназначена для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми 5-8 лет.

Цель игры: формировать чистую, грамматически правильную речь как средство общения.

Задачи:

обогащение активного словаря;

автоматизация и дифференциация звуков [С, З, Ш, Ж, Л, Р];

формирование грамматически правильной речи;

развитие фонематического слуха;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

совершенствование психических процессов;

совершенствование мелкой моторики.

Для игры выбираем игровое поле в соответствии с тем, какой звук нам нужно автоматизировать с тем или иным ребенком. И поочередно предлагаем ему ряд заданий. Задания могут варьироваться по ситуации, с учетом интересов и речевых возможностей ребенка.

Варианты заданий на примере игрового поля для автоматизации звука [С]:

При первом знакомстве с игровым полем предлагаем ребенку внимательно рассмотреть и назвать все картинки правильно, проговаривая звук [С] ( [С, З, Ш, Ж, Л, Р]).

Второй вариант этого задания с использованием фишек. Ребенок называет картинки, если автоматизированный звук получается правильно, закрывает картинку фишкой.

Можно использовать разноцветные фишки, и тогда усложняем задание. Закрыв все картинки фишками, ребенок должен догадаться, что за какой фишкой находиться. Логопед предлагает дошкольнику назвать все картинки, которые находятся под синими (красными, зелеными) фишками.

Игровое задание «Находилки». Назови, что находится в правом верхнем углу (в левом нижнем и т.д.), что находится между абрикосами и кокосами, что находится перед сапогами, кто находиться после сока, над ананасом, под слоном и т. д.; второй вариант с усложнением, ребенок должен сам рассказать, где находиться тот или иной предмет.

Игровое задание «Кто? Что?». Закрой все предметы, которые отвечают на вопрос «Кто?» фишками синего цвета, а зелеными фишками предметы, которые отвечают на вопрос «Что?».

Назови неживые предметы во множественном числе. Например: абрикосы, супы, кокосы, санки, и. т.д..

Назови все живые предметы ласково. Например: совушка, слоник, лисичка и т. д..

Назови всех животных, которых ты видишь (фрукты, обувь, еду).

Назови одним словом: сову, слона, барсука, лису. Так же с другими лексическими категориями.

Игровое задание «Отгадай предмет по описанию». Детям предлагается отгадать предмет по описанию. Например, логопед перечисляет признаки: полезный, оранжевый, сладкий… (апельсиновый сок) или резиновые, гладкие, желтые… (сапоги). Второй вариант с усложнением, когда один ребенок загадывает предмет, а другие отгадывают.

Игровое задание «Что из чего?». Логопед спрашивает: резиновые сапоги из чего?, кожаные сандалии из чего?, апельсиновый сок из чего? И т. д.. Второй вариант с усложнением, когда ребенок должен сам образовать от существительного – прилагательное. Логопед спрашивает: «Сапоги из резины, они какие?» и ребенок должен образовать слово «резиновые» и т. д..

Игровое задание «Жадина». Ребята, а вы знаете, кого называют жадиной? Жадина это тот, кто не умеет делиться, отнимает чужое, кому всегда всего мало. И хоть жадин среди нас нет, сейчас мы с вами поиграем в игру «Жадина». Нужно правильно подобрать слова мой, моя, мои, моё к нашим картинкам и закрыть их соответствующей карточкой-фишкой. Выиграет тот, кто быстрее справиться с заданием и не допустит ошибок. Логопед распределяет кто из детей, какие картинки будет закрывать: Маша подбирает картинки к слову «моя», Миша к слову «мой», Лена к слову «мое», Вася к слову «мои». После того как дети справились с заданием проверяем правильность, еще раз проговаривая все варианты.

Игровое задание «Где прячется звук?». На индивидуальном занятии можно предложить ребенку — найди и закрой фишками все картинки, в названии которых звук [С] находиться в начале (середине, конце). А на подгрупповом занятии можно распределить задания между детьми: Маша подбирает картинки со звуком [С] в начале слова, Миша со звуком [С] в середине слова, а Лена со звуком [С] в конце слова. После того как дети справились с заданием проверяем правильность выполнения и еще раз проговариваем все слова правильно произнося звук [С]. Можно организовать взаимопроверку.

Можно предложить ребенку запомнить как можно больше картинок, затем перевернуть игровое поле и попросить дошкольника перечислить картинки, которые он запомнил.

Игровое задание «Чего не стало?». Логопед закрывает, какую либо картинку фишкой с вопросительным знаком и просит детей отгадать, чего не стало. Затем можно усложнять задания, закрывая не одну, а 2-3 картинки.

Эти же варианты заданий можно применять и в работе с игровыми полями на другие проблемные звуки.

Детям нравиться то, что с одним и тем же игровым полем можно проигрывать разные задания. И приходя каждый раз на занятие, они интересуются, какое же будет новое задание. А процесс автоматизации трудных звуков проходит веселее и непринужденно.

Для скачивания. PDF / 1.1 Мб

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4-8 лет)

К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4-8 лет)

. До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много). Помидор — помидоры — много помидоров картофель — картофель — много картофеля (картошки) баклажан — баклажаны — много баклажанов перец — перцы — много перцев кабачок — кабачки — много кабачков тыква — тыквы — много тыкв морковь — моркови — много моркови свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук») лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц) репа — репы — много реп редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук») чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока) петрушка — петрушка — много петрушки огурец — огурцы — много огурцов перец — перцы — много перцев (в значении «много штук») кочан — кочаны — много кочанов горошина — горошины — много горошин стручок — стручки — много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Огурец — огурчик — огурчики помидор — помидорчик — помидорчики картофель — картошечка — картошечки баклажан — баклажанчик — баклажанчики перец — перчик — перчики тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки редис — редисочка — редисочки морковь — морковка (морковочка) — морковки свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички репа — репка (репочка) — репки чеснок — чесночок — чесночки петрушка — петрушечка — петрушечки укроп — укропчик — укропчики капуста — капусточка — капусточки фасоль — фасолинка — фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

Кабачок большой, а огурец — маленький картофель крупный, а редис — … (мелкий) перец внутри пустой, а морковь — … (полная) помидор мягкий, а огурец — … (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Хорошая грядка — ……. плохая грядка Старый картофель — …….. молодой картофель Тяжелый мешок — …… легкий мешок Большой урожай — ………. маленький урожай Чистая морковка — ……… грязная морковка Спелый помидор — …… неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)

Помидор круглый, а морковь… (продолговатая). Помидор красный, а морковь… Помидор мягкий, а морковь… Помидор кислый, а морковь… У помидора внутри семечки, а у моркови… Помидор растет на земле, а морковь… (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)

Сок из огурца — огуречный сок Сок из свёклы — свекольный сок Сок из лука — луковый сок Сок из помидоров — томатный сок Сок из капусты — капустный сок Сок из тыквы — тыквенный сок Сок из моркови — морковный сок

.Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Развитие слухового внимания

. Исправленные предложения надо проговорить целиком. Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров. Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)

1 помидор — 2 помидора — 5 помидоров 1 огурец — 2 огурца — 5 огурцов 1 кабачок — 2 кабачка — 5 кабачков 1 перец — 2 перца — 5 перцев 1 свёкла — 2 свёклы — 5 свёкол 1 кочан капусты — 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты 1 головка чеснока — 2 головки чеснока — 5 головок чеснока 1 долька чеснока — 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока 1 стручок гороха — 2 стручка гороха — 5 стручков гороха 1 горошина – 2 горошины — 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.

Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.

«Убираем урожай» (детям от 6 лет)

Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т.д. Морковь, свеклу, репу, редис — … (дергают) Огурцы, помидоры, горох — … (срывают) Капусту — … (срезают) Картофель — … (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»

Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава); чеснок, редис, свёкла, смородина кабачки, клубника, огурцы, картофель ромашка, перец, баклажан, тыква

Игра «Угадай овощ по его части»

. Кочан – Ботва – Стручок — Корень – Долька – Стебель – Початок – Зубчик– Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств»

. Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус. Цвет — красный, оранжевый, зеленый… Вкус — кислый, сладкий, горький… Форма — круглая, овальная, треугольная… Поверхность — гладкая, шершавая, неровная… Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий… Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая…

Ход занятия:

Приветствие

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся

Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»

Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.

Игра «Покорми зайчат»

Возьмите свои овощи, положите на тарелочку и покормите зайчат.

Дидактическая игра «Что съел зайка?»

Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого цвета капуста? Зеленого. А огурец какого цвета? Зеленый.

Игра с пуговицами «Овощи в банке»

Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера.

Рисование «Салат»

Посмотрите, на этой картинке нарисовано все, что нужно для овощного салата — салата из овощей: помидор, огурец, перец, лук, соль, масло. А в нижней части листа нарисована тарелка для салата — салатница. Возьмите в руки карандаш и проведите линии от каждого продукта к тарелке-салатнице.

Дидактическая игра «Посади огород»

В огороде много гряд. Тут морковка и салат. Огурцы тут и горох. А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит круглый год.

Скатайте из соленого теста толстую колбаску — это будет грядка. В тесто втыкайте морковки — получится у нас грядка с морковкой.

Рисование «Подрастай, морковка»

На заготовленном фоне дети рисуют морковкам горизонтальные полосочки коричневым карандашом.

Упражнение «Выросла морковка»

(Проводится вместе с родителями).

Сначала посадили в землю маленькое зернышко. (Дети садятся на корточки)

Солнышко капусту согревало, дождик поливал и морковка стала подрастать. (Дети медленно встают на ножки)

Выросли у морковки зеленые листочки. (Поднять руки вверх)

Пора срывать морковку. (Родители обнимают детей и берут на руки — срывают морковку с грядки)

Пальчиковая игра «Овощи»

У девочки Ариночки Овощи в корзиночке. (Сложить ладони «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко. Помидор и огурец. (Сгибать пальчики, начиная с большого)

Вот Арина — молодец. (Показать большой палец)

Дидактическое упражнение «Один-много»

На магнитную доску воспитатель выкладывает картинку с изображением овоща, остальные картинки раздает детям по одной.

У меня один овощ. А сколько у вас? У Ани одна морковка. У Дениса один огурец. Выложите свои овощи рядом с моим на доске. Сколько стало овощей? Много.

Словарная работа «Один-много»

Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем передает его ребенку и просит назвать множественное число. Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.

Один огурец — много … огурцов. Один помидор — много … помидоров. Один перец — много… перцев. Одна картошка — много … картошки. Одна капуста — много … капусты.

Аппликация «Консервируем овощи»

Положите сверху на изображение банки большой и маленький огурец, большой и маленький помидор. Расположите овощи так, чтобы они все вместились в банку. А теперь наклейте овощи на банку.

Динамическая пауза «Огородники»

Мы лопатки взяли (движения, изображающие носку лопаты на плече)

Грядки раскопали. Раз-два, раз-два — Вот как раскопали

Грабли в руки взяли Грядки причесали. Раз-два, раз-два — Вот как причесали. Семена рядами В землю мы сажали. Раз-два, раз-два — Вот как мы сажали (движения в соответствии с текстом)

Мы водой прохладной Грядки поливали. Раз-два, раз-два — Вот как поливали (изображать полив грядок из лейки)

Урожай богатый Дружно собирали. Раз-два, раз-два — Вот как собирали (наклоны)

Танцы и песни Сами затевали Раз-два, раз-два — Вот как затевали. (хлопки в ладоши)

Упражнение «Поварята»

А теперь вы будете поварятами, возьмете ножи и нарежете фрукты на кусочки. Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой). — На сколько частей вы разрезали свой овощ? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.

Рисование пальчиковыми красками «Огород козла Мефодия»

Покажите на рисунке козла Мефодия. Назовите, какие овощи растут у него в огороде? Капуста, морковь, помидор. Сейчас мы раскрасим эти овощи. Каким цветом раскрасим капусту? Зеленым цветом. Каким цветом раскрасим помидор? Красным цветом. Каким цветом раскрасим морковь? Оранжевым цветом.

Упражнение «Переложи горох»

Зайчик снова проголодался. Давайте накормим его горохом. Берите горох ложечкой из кастрюли и перекладывайте в тарелку.

Лепка «Гороховый стручок»

Дети лепят из зеленого пластилина колбаску и вдавливают в нее горошины.

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим. Движения прямыми ладонями Мы морковку трем, трем, Потереть ладони друг о друга Мы капусту солим, солим. Сложить пальцы в щепотку. Мы капусту жмем, жмем. Сжимать и разжимать кулачки.

Показ настольного театра «Козел Мефодий»

Кто там бродит в огороде? — Это я, козел Мефодий. — По каким таким делам? — Помогаю сторожам. Я капусту охраняю, Каждый лист оберегаю… — Почему ж капусту вдруг, А не редьку И не лук? Как же так, скажи, Мефодий?! Ты забыл о них, выходит! — Ничего я не забыл, Но на все не хватит сил. Лук стеречь я не умею, А от редьки я худею. А капуста — хороша, И нужны ей сторожа, Потому что самый вкусный, Очень вкусный — Лист капустный!

Словарная работа «Большой и маленький»

Огурец – огурчик. Картошка — картошечка. Капуста – капустка. Помидор — помидорчик. Лук — лучок. Чеснок – чесночек. Морковь – морковочка. Свекла — свеколка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]