Речь подразделяется на экспрессивную (активную) и импрессивную (пассивную). В норме дети владеют двумя ее видами, именно понимание устной или письменной речи является пассивной формой и предшествует возникновению активного общения.
Например, при глухоте она присутствует и основывается на получении информации с помощью органа зрения. Слепые люди владеют письменной рецептивной речью через тактильные ощущения. Импрессивная речь у детей может быть устной и письменной.
Речевая деятельность состоит из восприятия звукового состава слова, его грамматической формы, понимания интонации и других средств языка. Она начинается с различия чужой и своей речи. Этот процесс происходит с помощью фонематического слуха. При этом важно уметь различать звуки, как твердые, так и мягкие; обособленно от других и при слитном произношении. Полностью формирование фонематического слуха заканчивается в 4,5-5,5 лет. В противном случае речь идет о задержке развития.
Что такое экспрессивная речь
Термин означает словесную форму, выраженную вслух, окрашенную эмоционально. У детей такая способность формируется в результате подражания действиям взрослых: вначале возникает идея, затем внутреннее высказывание, а после — озвучивание.
Слуховой анализатор и зона Вернике отвечают за понимание письменной и устной речи, правильное восприятие звуковых сигналов, словообразование.
В раннем периоде детства требуется поощрять и стимулировать желание детей говорить, не приспосабливаясь к невнятному произношению.
Социальная адаптация с развитием эмоционального интеллекта происходят за счет регулярных вербальных контактов, поэтому ребенку полезно слушать четкую дикцию взрослых и практиковаться самостоятельно.
Виды речевой деятельности (экспрессивная и импрессивная речь).
Речь — специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.
Речь является продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Выделяют:
Экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка) — начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма).
Импрессивная речь (процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного)) — начинается с восприятия речевого сообщения (слухового или зрительного), затем проходит стадию декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием). С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены следующие единицы:
а) фонемы (смыслоразличительные звуки речи);
б) лексемы (слова или фразеологические словосочетания, обозначающие отдельные предметы или явления);
в) семантические единицы (обобщения в виде системы слов, обозначающие понятия);
г) предложения (обозначающие определенную мысль сочетания слов);
д) высказывания (законченные сообщения).
Внутренняя речь имеет иное психологическое строение, характеризуясь большей свернутостью, предикативностью и недоступностью для прямого наблюдения.
Можно выделить четыре самостоятельные формы речевой деятельности, две из которых относятся к экспрессивной речи, а именно: устная и письменная речь, а две — к импрессивной: понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Каждая из перечисленных форм речевой деятельности включает несколько речевых функций:
· устная речь может быть: активной (монологическая или диалогическая речь) или повторной;
· называние (объектов, действий и т. п.) тоже можно выделить в самостоятельную речевую функцию.
· письменная речь может быть самостоятельной или под диктовку — и тогда это разные речевые функции, имеющие различное психологическое строение.
Речевая система — это целая совокупность речевых функций, объединенных в единое целое.
Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую функциональную систему (вернее —суперсистему), обладающую многими характеристиками, отличающими ее от других функциональных систем. Сложность этой системы связана прежде всего с тем, что каждая из четырех входящих в нее подсистем имеет определенную автономность и различные сроки формирования в онтогенезе.
Основные закономерности понимания устной речи и устного речевого высказывания формируются уже на самых ранних этапах онтогенеза (до двух-трех лет), формирование других форм речевой деятельности — чтения и письма, связанных с овладением грамотой, — происходит позже и строится по иным психологическим законам.
28. Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Классификация афазий по А.Р. Лурия.
Афазия — нарушения уже сформировавшейся речи, возникающие при локальных поражениях коры и «ближайшей подкорки» левого полушария (у правшей) и представляющие собой системные расстройства различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях:
дизартрии (нарушений произношения без расстройства восприятия устной речи, чтения и письма);
аномии(трудностей называния стимулов определенной модальности вследствие нарушения межполушарного взаимодействия);
алалий (нарушений речи в детском возрасте в виде недоразвития всех форм речевой деятельности);
моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов;
мутизма(нарушений речи, связанных с психическими расстройствами) и др.
В соответствии с классификацией А. Р. Лурия, базирующейся на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм афазий, каждая из них связана с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.
Расстройство экспрессивной речи
При данном заболевании слабо развита артикуляция, нет четкого понимания, как использовать речевой аппарат для сотворения звуков, страдают все виды речевой деятельности.
Вначале может наблюдаться нормальное усвоение новых слов, но затем прогресс останавливается, исчезает способность адекватно комбинировать грамматические средства.
Интерес к познанию и интеллект детей с моторной алалией обычно не нарушены, предметно-практические способности развиты в полной мере.
Поэтому первую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка при понимании ним ситуации и логичной реакции на вербальное обращение.
Подчас определения диагноза следует исключить сопутствующие болезни — неправильное развитие аппарата артикуляции иногда сочетается со структурными изменениями мозговых тканей.
Тогда ЭЭГ регистрирует эпилептиформную активность или замедленную работу участков мозга, регулирующих мышцы голосового аппарата — центры Вернике и Брока.
Что провоцирует расстройство экспрессивной речи
Мозговая организация детей 3-х летнего возраста имеет хорошо сформированный моторный речевой центр, если в этот период ребенок пережил эмоциональную травму или переболел, может наступить ухудшение усвоения лексических форм и конструкций.
В информационных источниках нету точно сформулированных причин заболевания, но его возникновению способствуют некоторые факторы:
- генетическая обусловленность, сильный стресс, пережитый на первом триместре беременности;
- родовая гипоксия, травмы черепа подчас родов;
- энцефалит, менингит, другие опасные инфекционно-воспалительные заболевания;
- интоксикация алкоголем, ядовитыми веществами, что выделяются при сгорании токсических отходов — техногенные катастрофы.
Неблагоприятное социальное окружение, гиповитаминоз витаминов группы В, отсутствие диалогового общения негативно сказываются на умственном, речевом развитии.
Поэтому организация разностороннего ухода играет важную роль в период восстановления функций речевого аппарата.
Симптомы расстройства экспрессивной речи
Отличительно других расстройств, у алаликов есть физиологические условия для правильной артикуляции, но они искажают, путают звуки, не различая их.
Также у детей может страдать импрессивная речь — понимание прочитанного текста или чужого высказывания вслух. Частые признаки выявленной проблемы:
- яркая или сниженная экспрессивная окраска упрощенных высказываний, замена слов жестами, мимикой или отдельными звуками;
- повышенное слюноотделение;
- плохое понимание взаимосвязи объектов, поступков людей;
- молчаливость во время игры, беззвучный плач;
- синдром дефицита внимания, повышенная двигательная активность;
- сокращение, искажение слов, облегчающее их произношение;
- нежелание выследить движущийся объект глазами, а поиск источника звука на слух;
- отсутствие выразительности звуков, запутанность в пересказе событий.
В запущенной стадии может наблюдаться пониженная ориентация на местности, нарушенное восприятие соотношения предметов в пространстве.
Однако периодически наблюдается спонтанное устранение проблемы без существенного вмешательства, когда детей отдавали в детский сад.
В группе их активная коммуникация поощрялась, была залогом достижения личных потребностей.
Статья:
Речь – сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание речи. В 1874 г. Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам.
Различают и моторную (экспрессивную) речь – произнесение звуков речи самим человеком. В 1861г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев – в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.
Большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У. Пенфилд. Помимо зон Брока и Вернике, Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю), речевую область, которая играет вспомогательную роль. Ему удалось раскрыть тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой. Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали. Следовательно, сохраненные речевые области в какой-то мере выполняли функции удаленной зоны. Именно в компенсаторных возможностях мозга проявляется принцип надежности в обеспечении чрезвычайно важной в жизни человека речевой деятельности. Речевые зоны в этом отношении отличаются от многих других зон коры. Так, например, если удаляется часть коры зрительной или слуховой областей, то нарушенные функции восстановить невозможно.
В процессе наблюдений У. Пенфилд и его сотрудники Г. Джаспер и Л. Робертсон выявили неодинаковую роль речевых зон. Сроки и степень восстановления речи после удаления той или иной речевой области показывают, насколько велико ее значение в осуществлении речевой функции. Оказалось, что легче и полнее речь восстанавливается при удалении верхней речевой зоны — следовательно, она действительно играет второстепенную роль. При удалении зоны Брока нарушения речи значительные и стойкие, но все же речь может быть восстановлена. При удалении зоны Вернике, особенно если затронуты подкорковые структуры мозга, наступают наиболее тяжелые, часто необратимые расстройства речи, что свидетельствует о ведущей роли речевых зон (Брока и Вернике) для развития и сохранения речи: их утрата компенсируется лишь частично.
Влияние задержки экспрессивной речи на становление Коммуникации в раннем возрасте
Дети с поздним развитием самостоятельной речи в силу физиологических причин с детства не приученные логично мыслить. Без логопедических занятий в школьном возрасте они будут допускать грубые синтаксические ошибки при письме под диктовку.
Также могут возникнуть проблемы с адекватной интерпретацией абстрактных образов, понятий, что затруднит выстраивание межличностных отношений.
После появления первых признаков самостоятельного мышления, малышам следует стимулировать познавательный интерес, непрестанно расширять их словарный запас.
При проблемах вербальной экспрессии рекомендуется играть вместе в сюжетно-ролевые игры, разучивать основные фразы ежедневного этикета, чтобы общение со сверстниками было психологически комфортным.
Психологическая диагностика дошкольников с задержкой экспрессивной речи
Комплексные исследования помогают исключить глухоту и уровень речевого развития, нужна диагностика состояний, требующих дополнительных терапевтических мер.
К таким дефектам относится аутизм, умственная отсталость, гиперактивность, депрессивные, тревожные или другие или другие отклонения психики. Определить степень выраженности проблемы помогают такие методы:
- демонстрация предметов с пожеланием сказать их название;
- ведение диалога с переходом от легких тем к более сложным для оценки произношения, лексического запаса и его качества;
- просьба рассказать, какое действие изображает картинка — обнаруживается умение составлять предложения разной сложности;
- оценка произнесения звуковых групп бпм, зцс, чшщч, гкх;
- проверка понимания указаний с градацией от простых к сложным: дотронуться к носу, указать карандшом на раскрытое окно.
Обычно расстройство экспрессивной речи у детей становится заметным в момент, когда словарный запас и способ коммуникации не соответствуют возрасту.
Учитывая, что дефекты лучше поддается коррекции в начальных стадиях, самостоятельные пробы исправить проблему могут навредить.
Информативным показателем хорошего развития есть указательный жест пальцем, если он не появляется к 1,5 году, следует пройти обследование у детского невролога.
О ПРОБЛЕМЕ ИМПРЕССИВНОГО БЕЗРЕЧИЯ У ДЕТЕЙ
Т. Г. Визель
Институт дефектологии и медицинской психологии г. Москва.
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия.
Проблема безречия у детей, в том числе и импрессивного, с давних пор обсуждаются в литературе. Несмотря на это, пространство имеющихся описаний оставляет место для введенияв него новых подходов, восполняющих теоретические представления и конкретные диагностические и дидактические задачи.
Появление современной техники нейровизуализации сделало очевидным тот факт, что ранние очаговые поражения мозга не являются причиной неразвития речи. Прежние представления об аналогии мозговых механизмов развития афазии оказались окончательно устаревшими,а сменяющие их новые остаются пока дискутабельными.
В настоящей работе вниманию предлагается нейропсихологическая авторская концепциязакономерностей развития у детей слухового восприятия речи и его видов. Она основана насобственных предшествующих исследованиях, а также на имеющихся в области современныхнейронаук данных. Согласно им, основную роль в речевом развитии детей должны играть межзональные проводящие пути: а) ассоциационные, связывающие отдельные участки коры в пределах одного только полушария и б) комиссуральные, соединяющие полушария. Конкретно речьидет о сроках их миелинизации.
Этапы развития импрессивной стороны речи
На этапе I речевого развития главенствующая роль принадлежит физическому слуху (ФзСл).
На этапе II доминантную роль играют мозговые механизмы приобретения неречевого слуха(НрчСл). Этот вид слухового восприятия необходим для приобретения собственно речевогослухового гнозиса (РчСлГн-1), актуального на этапе III, так как именно из неречевых шумов извлекаются полезные акустические признаки, служащие основой для овладения звуками речи.
Способность различения звуков речи требует осуществления процессов левополушарной латерализации, а это возможно лишь при условии нормативных связей между полушариями. Несоблюдение этого условия ведет к отсутствию в экспрессивной речи звукоподражаний. На этапеIV вырабатывается способность дискретно воспринимать звуковой состав слова. При незрелости межзональных связей этого уровня ребенок не понимает слов из-за неспособности их расслышать. Регистрируется наличие условно речевой слуховой агнозии-2 (РчСлАгн-2). Не преодоленная своевременно, такая агнозия также ведет к безречию. Конечная ступень слухового восприятия речи (этап V) манифестирует наиболее высокий уровень обеспечения речи, а именнофонематический (языковой). На нем формируется способность понимать осмысленные слова,обозначающие объекты окружающего мира. Для этого необходимо участие наиболее высокойпо иерархии третичной височной коры левого полушария. Функции мозговых областей, воспринимающих и обрабатывающих объекты внешнего мира, интегрируются (вписываются) в речевой механизм понимания слова.
В результате межзональных взаимодействий и интеграций их функциональных ролей накаждом из этапов речевого развития специализируются переходные области мозга, предназначенные для оперирования интегративными по структуре и одновременно экономными поспособу мозговой реализации речевыми навыками. Благодаря им становится возможной беглаяразговорная речь (как импрессивная, так и экспрессивная).
Виды импрессивного безречия Безречие на этапе I выступает как прямое следствие глухоты или тяжелой тугоухости. Наэтапе II может иметь место неречевая слуховая агнозия (НрчСлАгн). На этапе III вероятны проявления речевой слуховой агнозии-1 (РчСлАнг-1), то есть неспособности к звукоразличению.На этапе IV вероятны осложнения по типу речевой слуховой агнозии-2 (РчСлАгн-2), обусловливающей неспособность полноценно воспринимать на слух звуковой состав слова. На этапеV может обнаружиться нарушение функции восприятия речи, условно обозначенное здесь какафонемия (аФн), состоящее в неспособности перекодировать звуки речи в фонемы и соответственно в непонимании слов. Данный вид нарушения слухового восприятия речи известен подобозначением сенсорная алалия.
Коррекция безречия Содержание коррекционного обучения при безречии определяется соблюдением сформулированного Л. С. Выготским принципа: развитие идет снизу вверх, а распад — сверху вниз.
Коррекционное обучение начинается с того этапа, на котором обнаруживаются неблагополучия. Используются прямые и обходные методы работы. Они включают широкий круг внешних опор, охватывающий разные модальности. Наиболее эффективным является оптико-тактильный метод, а не только для коррекции звукопроизношения, а для построения всех путейобхода безречия на основе приемов сенсорной интеграции.
Методы лечения и коррекции
Прогресс от занятий с логопедом-дефектологом зависит от степени дисфункции и того, какие виды речевых навыков ребенка больше нуждаются в коррекции — чтение, говорение или письмо. Внятное произношение осмысленных фраз может развиться к 3-4 годам, если расстройство диагностировано в возрасте 1-2 лет.
Основная задача коррекционной терапии заключается в выработке правильных речевых стереотипов, стимулировании словотворчества. Меры, которые помогают связно выражать мысли вслух, адаптируют ребенка в социальной среде:
- Речевая гимнастика, тренировки реберно-диафрагмального дыхания. Обучение, как координировать дыхательные движения с одновременным произношением звуков.
- Повышение эффективности мелкой моторики пальцев рук: раскрашивание, игры с конструктором.
- Создание благоприятного эмоционального фона, устранение и предупреждение негативных стрессовых переживаний.
- Приобретение и закрепление навыков анализа событий, предметов — составление визуальных, пространственно-временных характеристик.
- Тренировка кратковременной и длительной памяти, развитие концентрации внимания, составления цепочек причинно-следственных связей.
Развитие экспрессивной речи происходит при систематическом пополнении запаса лексики с внедрением выученных слов в диалог, формировании целостных высказываний.
Видимые результаты дает полисенсорный способ ведения тренингов, пробуждающий главные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое и обонятельное.
Задача взрослого собеседника — найти положительные эмоциональные триггеры, побуждающие алалика активно участвовать в диалоге по личной инициативе.
Этапы развития собственной экспрессивной речи ребенка
Период крика наступает с рождением, в это время плач имеет важные диагностические характеристики, обнаруживая отклонения психического или физического развития.
Мелодичное гуление появляется к 5-му месяцу, а в возрасте 7-8 месяцев дети переходят в фазу лепета, пробуют произносить губные согласные. В 1-1,5 года имеется запас из 6-8 коротких слов, уже обладающих экспрессивностью, начинается процесс словотворчества.
Этапы развития индивидуальны для каждого ребенка, но отсутствие произношения элементарных фраз в 2,5 года не считается нормой и требуется консультация специалиста.
Постановку диагноза предваряют подробные тесты проверки слуха, состояния нервной системы, дополненные подробным собеседованием и амбулаторным наблюдением в течение всего периода корректирующих занятий.
Похожие записи:
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Что такое фольклор и как использовать его формы? Малые формы фольклора успешно используются в разных видах деятельности для…
- Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
- Взаимодействие с родителями детей с ОНР Сотрудничество с родителями детей с ОНР — перечислено множество методов,…