Игры на обучение грамоте для детей 5–6 лет в детском саду

Уроки обу­че­ния письму, обу­че­ние алфа­виту, зада­ния. Уроки для буду­щих пер­во­класс­ни­ков. Посо­бия для роди­те­лей и педагогов:

  1. Игры на обу­че­ние гра­моте для детей 5–6 лет в дет­ском саду
  2. Раз­ви­ва­ю­щие игры для детей стар­шей группы дет­ского сада
  3. Игры для обу­че­ния гра­моте дошколь­ни­ков стар­шей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель: раз­ви­вать слу­хо­вое восприятие.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: набор пред­мет­ных кар­ти­нок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель пока­зы­вает кар­тинку, дети назы­вают изоб­ра­жен­ный на ней пред­мет. На вопрос «Как зве­нит пила, жуж­жит жук и т. д.» ребе­нок отве­чает, а все дети вос­про­из­во­дят этот звук.

Игра «Чей голосок?»

Цель: раз­ви­вать слу­хо­вое восприятие.

Опи­са­ние: водя­щий ста­но­вится к детям спи­ной, и все они хором читают сти­хо­тво­ре­ние, послед­нюю строчку кото­рого про­из­но­сит один из детей по ука­за­нию вос­пи­та­теля. Если водя­щий уга­ды­вает его, ука­зан­ный ребе­нок ста­но­вится водящим.

При­мер­ный мате­риал:

• Мы немножко поиг­раем, как ты слу­ша­ешь, узнаем.

Поста­райся, отга­дай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

• К нам кукушка в ого­род зале­тела и поет.

А ты, (имя водя­щего), не зевай, кто кукует, отгадай!

Ку-ку-ку!

• Сел петух на забор, закри­чал на весь двор.

Слу­шай, (имя водя­щего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук»

Цель: отра­ба­ты­вать чет­кость артикуляции.

Опи­са­ние: веду­щий про­из­но­сит звук про себя, четко арти­ку­ли­руя. Дети по дви­же­нию губ веду­щего уга­ды­вают звук и про­из­но­сят его вслух. Уга­дав­ший пер­вым ста­но­вится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: раз­ви­вать фоне­ма­ти­че­ский слух, уме­ние слы­шать звук в слове.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: набор пред­мет­ных картинок.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель пока­зы­вает кар­тинку, назы­вает ее. Дети хло­пают в ладоши, если слы­шат в назва­нии изу­ча­е­мый звук. На более позд­них эта­пах вос­пи­та­тель может молча пока­зы­вать кар­тинку, а ребе­нок про­го­ва­ри­вает назва­ние кар­тинки про себя и реа­ги­рует так же. Вос­пи­та­тель отме­чает пра­вильно опре­де­лив­ших звук и тех, кто не смог его найти и выпол­нить задание.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: раз­ви­вать уме­ние опре­де­лять нали­чие звука в слове.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: домик с окош­ками и кар­маш­ком для выкла­ды­ва­ния кар­ти­нок, набор пред­мет­ных картинок.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель объ­яс­няет, что в домике живут только звери (птицы, домаш­ние живот­ные), в назва­ниях кото­рых есть, напри­мер, звук [л]. Надо поме­стить этих живот­ных в домик. Дети назы­вают всех изоб­ра­жен­ных на кар­тин­ках живот­ных и выби­рают среди них тех, в назва­ниях кото­рых есть звук [л] или [л’]. Каж­дая пра­вильно выбран­ная кар­тинка оце­ни­ва­ется игро­вой фишкой.

При­мер­ный мате­риал: еж, волк, мед­ведь, лиса, заяц, лось, слон, носо­рог, зебра, вер­блюд, рысь.

Игра «Кто больше?»

Цель: раз­ви­вать уме­ния слы­шать звук в слове и соот­но­сить его с буквой.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: набор извест­ных уже детям букв, пред­мет­ные картинки.

Опи­са­ние: каж­дому ребенку раз­да­ется кар­точка с одной из извест­ных детям букв. Вос­пи­та­тель пока­зы­вает кар­тинку, дети назы­вают изоб­ра­жен­ный пред­мет. Фишки полу­чает тот, кто услы­шит звук, соот­вет­ству­ю­щий его букве. Выиг­ры­вает набрав­ший боль­шее коли­че­ство фишек.

Игра «Вертолина»

Цель: раз­ви­вать уме­ние под­би­рать слова, начи­на­ю­щи­еся с задан­ного звука.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: два фанер­ных диска, нало­жен­ных друг на друга (ниж­ний диск закреп­лен, на нем напи­саны буквы; верх­ний диск вра­ща­ется, в нем выре­зан узкий, шири­ной с букву, сек­тор); фишки.

Опи­са­ние: дети по оче­реди вра­щают диск. Ребе­нок дол­жен назвать слово на ту букву, на кото­рой оста­нав­ли­ва­ется сек­тор-про­резь. Выпол­нив­ший зада­ние пра­вильно полу­чает фишку. В конце игры коли­че­ство фишек под­счи­ты­ва­ется, опре­де­ля­ется победитель.

Игра «Лого»

Цель: раз­ви­вать уме­ния выде­лять пер­вый звук в слоге, соот­но­сить его с буквой.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: боль­шая кар­точка лото, раз­де­лен­ная на четыре квад­рата (в трех из них изоб­ра­же­ния пред­ме­тов, один квад­рат пустой) и кар­точки-покрышки с изу­чен­ными бук­вами для каж­дого ребенка; для веду­щего набор отдель­ных малень­ких кар­то­чек с изоб­ра­же­ни­ями тех же предметов.

Опи­са­ние: веду­щий берет из набора верх­нюю кар­тинку и спра­ши­вает, у кого есть этот пред­мет. Ребе­нок, име­ю­щий на кар­точке лото дан­ную кар­тинку, назы­вает пред­мет и пер­вый звук в слове, после чего закры­вает кар­тинку кар­точ­кой соот­вет­ству­ю­щей буквы. Выиг­ры­вает тот, кто пер­вый закрыл все кар­тинки на кар­точке лото.

При­мер­ный мате­риал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка»

Цель: раз­ви­вать уме­ние выде­лять пер­вый и послед­ний звук в слове.

Опи­са­ние: один из детей назы­вает слово, рядом сидя­щий под­би­рает новое слово, где началь­ным зву­ком будет послед­ний звук преды­ду­щего слова. Про­дол­жает сле­ду­ю­щий ребе­нок ряда и т. д. Задача ряда: не разо­рвать цепочку. Игра может про­хо­дить как сорев­но­ва­ние. Побе­ди­те­лем ока­жется тот ряд, кото­рый дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: раз­ви­вать уме­ние уста­нав­ли­вать место звука в слове.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: у вос­пи­та­теля набор пред­мет­ных кар­ти­нок; у каж­дого ребенка кар­точка, раз­де­лен­ная на три квад­рата, и цвет­ная фишка (крас­ная с глас­ным зву­ком, синяя с согласным).

Опи­са­ние: педа­гог пока­зы­вает кар­тинку, назы­вает изоб­ра­жен­ный на ней пред­мет. Дети повто­ряют слово и ука­зы­вают место изу­ча­е­мого звука в слове, закры­вая фиш­кой один из трех квад­ра­тов на кар­точке, в зави­си­мо­сти от того, где нахо­дится звук: в начале, сере­дине или конце слова. Выиг­ры­вают те, кто пра­вильно рас­по­ло­жил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?»

Цель: раз­ви­вать уме­ние опре­де­лять коли­че­ство зву­ков в слове.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: набор пред­мет­ных кар­ти­нок, три домика с кар­маш­ками и циф­рой на каж­дом (3, 4, или 5).

Опи­са­ние: дети делятся на две команды. Ребе­нок берет кар­тинку, назы­вает изоб­ра­жен­ный на ней пред­мет, счи­тает коли­че­ство зву­ков в про­из­не­сен­ном слове и встав­ляет кар­тинку в кар­ма­шек с циф­рой, соот­вет­ству­ю­щей числу зву­ков в слове. Пред­ста­ви­тели каж­дой команды выхо­дят по оче­реди. Если они оши­ба­ются, их поправ­ляют дети дру­гой команды. За каж­дый пра­виль­ный ответ засчи­ты­ва­ется очко, выиг­рав­шим счи­та­ется тот ряд, игроки кото­рого набе­рут боль­шее коли­че­ство очков. Эту же игру можно про­во­дить индивидуально.

При­мер­ный мате­риал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: раз­ви­вать уме­ние делить слова на слоги.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: мешо­чек из пест­рой ткани с раз­лич­ными пред­ме­тами, в назва­ниях кото­рых два-три слога.

Опи­са­ние: дети по порядку под­хо­дят к столу, выни­мают из мешочка пред­мет, назы­вают его. Слово повто­ря­ется по сло­гам. Ребе­нок назы­вает коли­че­ство сло­гов в слове.

Игра «Телеграф»

Цель: раз­ви­вать уме­ние делить слова на слоги.

Опи­са­ние: педа­гог гово­рит: «Ребята, сей­час мы с вами поиг­раем в теле­граф. Я буду назы­вать слова, а вы их по оче­реди будете пере­да­вать по теле­графу в дру­гой город». Пер­вое слово педа­гог про­из­но­сит по сло­гам и сопро­вож­дает каж­дый слог хлоп­ками. Затем он назы­вает слово, а вызван­ный ребе­нок само­сто­я­тельно про­из­но­сит его по сло­гам, сопро­вож­дая хлоп­ками. Если ребе­нок непра­вильно выпол­нил зада­ние, теле­граф лома­ется: все дети начи­нают поти­хоньку хло­пать в ладоши, испор­чен­ный теле­граф можно почи­нить, то есть про­из­не­сти слово пра­вильно по сло­гам и отхлопать.

Алфавит в картинках для детей

Рас­краски буквы алфа­вита для детей дошколь­ного и млад­шего школь­ного возраста.

Изу­че­ние любого языка начи­на­ется со зна­ком­ства с алфа­ви­том. Как позна­ко­мить ребёнка с алфа­ви­том? Конечно же с помо­щью кра­си­вых и позна­ва­тель­ных кар­ти­нок. С нашей азбу­кой рас­крас­кой зна­ком­ство с алфа­ви­том ста­нет для ваших детей при­ят­ной и запо­ми­на­ю­щейся игрой.

Каж­дая рас­краска содер­жит рису­нок буквы, её напи­са­ние, а также кар­тинки живот­ных, пред­ме­тов, кото­рые начи­на­ются с этой буквы.

Рас­кра­ши­вая рисунки, дети будут назы­вать пред­меты и посто­янно про­из­но­сить буквы.

Эти обу­ча­ю­щие рас­краски буквы ста­нут пре­крас­ным трам­пли­ном для углуб­лен­ного изу­че­ния рус­ского языка в будущем.

Эти дидак­ти­че­ские мате­ри­алы будут полезны вос­пи­та­те­лям, учи­те­лям, а также роди­те­лям для сов­мест­ных заня­тий с детьми.

Для изу­че­ния алфа­вита полезны загадки: Буквы алфа­вита. Эти загадки вы можете раз­га­ды­вать для закреп­ле­ния букв алфавита.

Польза занятий:

  • данные занятия дадут возможность малышу лучше усвоить знания о многообразии звуков и букв;
  • сформируют представления о словах и о том, что слова состоят со звуков;
  • будут хорошим помощником в формировании фонематического слуха (способность слышать и различать звуки в речи);.
  • при помощи взрослых ребята научатся различать звуки в речи, а значит и правильно их произносить.
  • выполнение данных заданий поможет подготовить малышей к обучению грамоте в старшей группе детского сада и к подготовке к школе.

Каждое занятие расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 50 листов — 50 полноценных занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте.

Занятия разработаны с опорой на наш сайт . На сайте вы найдете красочные иллюстрации, игры и упражнения в помощь к распечаткам.

Инструкции прилагаются.

Каждое занятие содержит подробные инструкции по выполнению заданий. Задания включают в себя: описание изучаемого звука, графическое изображение буквы, прописи букв, множество иллюстраций на звуки и другой интересный материал.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.

Буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж

Карточки по грамоте

Каждое упражнение состоит из небольшого предложения и пяти необходимых к выполнению заданий. Предложение – это коротенький текст. С прочтением и пониманием его проблем обычно не возникает. Тексты-предложения не повторяются, легко придумать самим.

Частенько задаётся вопрос: зачем повторять прочитанное предложение? Начинающие читать ребята концентрируются на самом процессе чтения, плохо понимая содержание. Установка на последующее за чтением повторение помогает с нашей точки зрения включать понимание текста.

В первый раз надо выполнить упражнение совместно. А потом обязательно проверить правильность выполнения и разобрать ошибки (если таковые найдутся). В этом ещё один плюс: осваиваются приёмы самостоятельной работы. Самое длинное слово определяется по количеству букв.

Карточка выглядит следующим образом.


В любом редакторе можно поменять предложение, оставив задания. Получите новую карточку. Например.

Лиза нарисовала картину.

Задание.

1. Прочитай предложение и повтори его вслух.

2. Скопируй самое длинное слово

3. Посчитай, сколько слов в предложении и запиши в пустом квадрате.

4. Раздели слова на слоги.

5. В каждом слове под гласными поставь фломастером красную точку, под твёрдыми согласными синюю точку, под мягкими согласными точку зелёного цвета.

Пример выполнения (частичного) задания

Буквы З, И, Й, К, Л, М, Н, О



Определение термина

Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.

Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:

  • развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
  • фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
  • обогащение активного и пассивного лексикона;
  • развитие и улучшение связной речи;
  • умение согласовывать слова при построении фразы;
  • способность делить слова на слоги.

Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память.

Буквы П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц

Лучший возраст

Заниматься грамотой с дошкольниками специалисты советуют с 5 лет. Конечно, и в более раннем возрасте можно выполнять несколько несложных упражнений, который станут своеобразной подготовительной ступенью, но серьезные и целенаправленные тренировки, обучение основам чтения и письма должны начаться именно в старшем дошкольном возрасте – в это время дети особенно восприимчивы к этой информации.

В 5-6 лет можно учить детей читать и писать, для этого следует использовать разнообразные задания и сюжетно-ролевые игры, позволяющие превратить процесс получения новых знаний в увлекательное времяпрепровождение.

Обучение грамоте дошкольников обязательно должно быть для них интересно, нельзя заставлять ребенка корпеть над прописями «из-под палки», иначе на всю жизнь у него сформируется резко негативное отношение к изучению нового.

Буквы Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Правила проведения урока

Каким бы ни было занятие по грамматике, будь то знакомство с фонематическим составом слова, работа с буквами и звуками, обучение письму, родителям важно использовать игровую форму. Иногда веселье и интерес становятся даже более важными, чем теоретический аспект. Необходимо так выстраивать домашний «урок», чтобы ребенок обязательно совершал свое собственное маленькое открытие. У него появится уверенность в себе, гордость, желание учиться дальше, а это зачастую гораздо важнее, чем бездумно вызубренный алфавит.

Для достижения этой цели можно использовать различные игровые технологии.

  • Путешествие. Родитель заранее придумывает, в какую волшебную страну будет совершено путешествие, какие остановки предстоит совершить. Например, если необходимо научить ребенка правильно образовывать сравнительную степень в устной речи, то остановки могут быть фруктово-овощными (сравним: арбуз большой, а яблоко – меньше).
  • Загадки. Обыгрывается такой сюжет – чтобы получить что-то от сказочного героя, нам надо ему помочь решить несколько загадок по теме. Например, провести звуковой анализ несложного слова.
  • Работа с иллюстрацией. Составление связного рассказа, дорисовка, ответ на вопросы по картинке.
  • Работа с предметами. Детям проще воспринимать информацию, если они видят, о чем ведется речь. Поэтому, изучая с ними прилагательные, следует обязательно использовать некий предмет (это может быть мяч), которому нужно будет придумать характеристики.

Не обязательно каждое занятие по изучению грамоты для детей дошкольного возраста превращать в своеобразный карнавал с музыкой и костюмами. Но все уроки должны проводиться на позитивной волне и быть малышу в радость.

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Занятие по звуковой культуре речи «Звук [у]» (младшая группа) Тема: Звук «у»

Цель:
обучение детей четко артикулировать звук «у-у-у»
. Задачи: — образовательные: учить произносить
звук «у»
с разной громкостью, по подражанию; закрепить умение четко произносить
звук «у»
на одном выдохе. — развивающие: развивать слуховое восприятие,…

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звук [ф]» с детьми 3–4-летнего возраста

Цель: упражнять в четком произношении
звука «ф»
изолированного, а также в
звукоподражаниях в словах Задачи: Образовательные: • Формировать у детей потребность отчетливо произносить звук и звукоподражательные слова с этим звуком; • Формировать у детей интонационную…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]