Дифференциация гласных О – Ё. Твердые и мягкие согласные
закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки перед гласными О – Ё в словах, предложениях; развивать навыки звукового анализа на уровне слова, словосочетания и предложения, развивать связную речь, логическое мышление.
Оборудование:
Изображение грустного и веселого ёжика, изображение грибов, тетради, ручки, карандаши(синий, зеленый), карточки со словами, карточки с текстом. Карточка синего и зеленого цвета, мяч.
1.Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! К нам на занятие сегодня пришел Ёжик. Ёжик грустит, он потерял все грибочки по пути к нам, потому что спешил. Давайте поможем ему найти их?Для этого нам нужно выполнить задания. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы в ответ – слова с противоположным значением.
Сырой – (сухой), горячий – (холодный), грустный – (радостный), шероховатый – (гладкий), темный – (светлый), мягкий- (твердый), высокий – (низкий), большой- (маленький), добрый – (злой).2.Постановка учебной задачи.
— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки в получившихся словах?—Замените твердый звук в слогах на мягкий:
Ма – (мя), со – (сё), ды – (ди), ра – (ря), дэ – (де), ку – (кю), зы – (зи).
— Сегодня мы продолжим знакомиться с этими буквами, вспомним, что уже успели узнать о них и поиграем. Поможем Ёжику найти его грибы. 3
.
Актуализация знаний.
— Что вы знаете о согласных звуках?
4.Основная часть.
1) — Ребята, сейчас я буду называть вам разные слова, а вы скажете, какое слово лишнее:
Верблюд, медведь, заяц, лиса (верблюд)
Лев, тигр, слон, пантера (слон)
Коза, корова, лошадь, волк (волк)
-Молодцы! А теперь откройте свои тетради и запишите ваши ответы через запятую. Определите, какой звук стоит в начале слова (гласный/ согласный; твердый / мягкий) и подчеркните карандашом соответствующего цвета (красный — гласный, синий- твердый согласный, зеленый – мягкий согласный).
— Ребята, посмотрите, а вот и первые грибочки (на доску вывешиваются изображения грибов)!2) Помогите Ёжику разобраться, какую букву нужно поставить в слово вместо пропуска (работа с карточками)
К_зл_нок, светляч_к, щен_к, жереб_нок, ягнен_ок.
-Молодцы, Ёжик получил еще грибочек!
3) Из данного текста мальчики выписывают слова, в которых есть буква О, а девочки слова с буквой Ё.
Текст:
Ж_лтый цыпл_нок п_ш_л гулять. По д_р_ге _н встретил св_ег_ друга _жика, к_т_рый рассказал ему мн_г_ н_вых ист_рий.
4) Физминутка
Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки.
(Руки вверх – в стороны – вниз)
Лежат на елях небеса,
(руки вверх)
На елках – птичьи голоса,
(руки в стороны)
Внизу на елочках – роса.
(Руки – вниз, присели)
5) Игра с мячом.
Слова: вол- вёл, ров- рёв, дома- Дёма, ложа- лёжа, нос- нёс, тома- Тёма, воз- вёз.
— Скажите, поменялся ли смысл слов от того, что согласный изменился: был твёрдым, стал мягким.(добавляем грибочки)6) -Ребята, возьмите в руки карточки синего и зеленого цвета. Я буду произносить слова, если первый согласный звук будет твердым, поднимите синюю карточку, если мягким- зеленую.
Молодой, метла, кот, дерево, собака, лошадь, лампочка, кино, театр, ракета, ферма, фабрика, мороз, тепло, солнце, мама, дедушка, бабушка.
(добавляем последний гриб)
5.Итог занятия. —
Ребята, какие вы молодцы! Помогли Ёжику собрать все грибы! Он перестал быть грустным и улыбается.
-Над какой темой мы сегодня работали? Какие упражнения выполняли? Чему учились? Какое задание было выполнить сложно? Какое понравилось?Оцените свою работу на занятии.
Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков ЛЬ — Й
Возьми картинки-символы звуков ЛЬ и Й из Приложения 1. Внимательно послу шай и запомни, как гудит моторная лодка (ЛЬ), как гудит юла (Й).
Обрати внимание на положение языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускается). По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 5 раз.
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками
Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Следи за положением языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускается). Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.
Помните , что при чтении каждой из йотированных букв я , ё , ю , е произносится по 2 звука : ЙА , ЙО , ЙУ , ЙЭ .
я— я я— ля ля— я— ля я— ля—я
Ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е
Ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е
Лю — ю ю — лю лю — ю — лю ю — лю—ю
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в прямых слогах с разными гласными звуками
Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Следи за положением языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й — опускается). Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.
Ля — е ли — ю ле — ю — ля
Лю — я ле — е ле — е — ли
Е — ли я — лю ли — я — лю
Ю — ле е — ля ля — е — ле
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в разных словах
Повтори отдельные звуки ЛЬ и Й по картинкам-символам из Приложения 1. Следи за положением языка. Четко повтори пары слов. Значение незнакомых слов уточни.
♦ В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из пары и , глядя на картинки — символы , назвать содержащийся в нем звук ЛЬ или Й .
Яна — Ляля, Мая — миля, юбка — любим, ежик — лежа, яхта — лямка, йод — лед, юг — люк, есть — лезть, ехать — лето, поет — полет, ябеда — лебеда, юнга — клюква, едва — листва, дай — даль, мой — моль, топай — тополь, куй — куль, бой — боль, соя — солит, стая — встали.
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетаниях слов ( местоимение + глагол ). Развитие навыков словоизменения
Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Представь, что дети совершали вчера те же действия, что и ты. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.
♦ В случаях затруднений следует повторить отдельно звуки ЛЬ , Й , глядя на картинки — символы из Приложения 1, или напомнить о положении языка ( на звук ЛЬ кончик язы ка поднимается , на звук Й — опускается ).
Например: Я пою
—
и они пели. Я киваю
—
и они кивали.
Я знаю — и они (знали), я умею — и они (умели), я пою — и они (пели), я даю — и они (давали), я кидаю — и они (кидали), я киваю — и они (кивали), я покупаю — и они (покупали), я топаю — и они (топали), я пылю — и они (пылили), я пилю — и они (пилили), я лью — и они (лили), я клею — и они (клеили), я пью — и они (пили).
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове — названии объекта
Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.
Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове — действии
Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Представь, что дети совершают указанные действия, и четко проговори их названия. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.
Выпиливают, отпиливают, подпиливают, отклеивают, наклеивают, подклеивают, вклеивают, заклеивают, подглядывают, выглядывают, заглядывают, обливают, наливают, выливают, поливают, доливают, наблюдают, поехали, отъехали, объехали, съехали, уехали, наехали, подъехали, улетают, удивляют.
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетании слов — названии объекта и его признака
Четко проговори каждую пару слов. Значение незнакомых слов уточни. Если сочетание слов ты произносишь легко, повтори их в быстром темпе 3-4 раза, сохраняя при этом внятность и громкость произношения.
Проговаривание сочетаний слов , насыщенных смешиваемыми звуками , в быстром темпе помогает их стойкому различению как на слух , так и в произношении .
Легкие поленья. Кленовая аллея. Любимый ельник. Длинная линейка. Купленная ель. Угольная пыль. Липкий фитиль. Новый улей. Постельное белье. Льняное белье. Малиновая лейка. Легковой автомобиль. Политая лилия. Маленькая Юля. Скользкая колея. Автомобильная колея. Лимонный коктейль. Липкий клей. Далекая Анталия. Клейкие листья. Целебный бульон. Лебединые клинья. Осиная талия. Тополиные листья. Оленья поляна.