Как образуется звук
При произношении [Т] артикуляционные органы находятся в следующей позиции: губы немного растягиваются, зубы размыкаются, кончик языка соединяется с верхними резцами, воздушная струя резкая, разрывает смычку, голос отсутствует. В исходном положении губы должны слегка приоткрываться, промежуток между зубными рядами примерно 3-5 мм. Язык кончиком ударяется о верхний альвеолярный отросток, соединяясь с ним.
При воспроизведении [Т] мягкое нёбо приподнимается, разъединяются голосовые складки, а воздушный поток носит толчкообразный характер. Звук [Т] согласный, твердый, смычный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой.
Диагностика произношения Д
Из-за несформированности в детском возрасте артикуляционного аппарата звук Д может путаться с другими звуками: , или даже .
Встречаются следующие дефекты при произношении Д:
- Оглушение: Д — Т. Причиной оглушения является то, что артикуляция при Д схожа со звуком Т, а в результате недостаточной сформированности фонематического восприятия или дефектного развития речевого аппарата в целом звук заменяется на глухой парный Т. Дефект устраняется с помощью фонемы Б. В этом случае необходимо начинать постановку звука от слова БА. Произносим БА-БА, быстро, не делая пауз. Поднимаем язычок вверх, он продолжает работать БА-ДА, БА-ДА. Теперь Д становится более звонким, и в конце получаем ДА-ДА-ДА.
- Открытая гнусавость Д-Н. Нёбная занавеска слегка опущена, кончик языка пассивен, нет толчкообразных воздушных потоков изо рта, только сплошная струя воздуха из носовой полости. Необходимо устранить передачу воздушной струи через нос, а направить воздух через рот. Струя воздуха должна идти взрывно, толчками.
- Щёлкающее Д. Отрабатывать теми же способами, что и при 1 и 2 дефекте, добиваясь движения воздушной струи толчками, через ротовую полость.
Чтобы выявить недостатки звукопроизношения Д, следует провести небольшое диагностическое тестирование.
- Проговаривая предложения, где Д встречается довольно часто, попросить ребёнка повторить то, что он услышал. Можно взять такую фразу: Даша Дане дала дудку.
- Показать ребёнку несколько картинок, где изображены предметы или живые объекты, названия которых начинаются на Д или Дь. Затем ребёнок произносит, что изображено на иллюстрациях. Можно взять картинки с нарисованными: дети, дом, дятел, доска и т.п.
- На столе разложены картинки. Взрослый просит найти, показать и назвать любую из них. Все рисунки изображают предметы с названием на Д-Дь.
Дефекты произношения звука [Т]
- Искажение. Вместо [Т] слышится звук, не имеющий аналога в родном языке. Назальное произношение фонемы при ринолалии.
- Отсутствие (элизия). Артикуляционный уклад фонемы полностью не сформирован. Встречается при тяжелых формах расщелины неба в случае ринолалии.
- Замена. [Т] заменяется на другую фонему, близкую по акустико-артикуляционному параметру, чаще всего на заднеязычную фонему [К]. При ринолалии наблюдается замена фарингиальным произношением.
- Смешение. Изолированно [Т] произносится верно, но в спонтанной речи заменяется другой фонемой.
- Смягчение. Замена твердого [Т] мягким [Ть], недифференцированное употребление этих фонем.
- Дефект озвончения. Ребенок недостаточно сильно оглушает звук. В речи слышится его звонкая пара [Д].
Причины нарушения произношения Д-Дь
Самыми распространёнными причинами того, что у ребёнка не получается проговаривать Д-Дь, являются:
- не поставленная артикуляция речевых органов;
- не развит фонематический слух (малыш даже не различает звуки);
- плохой пример звукопроизношения (если рядом кто-то неправильно произносит звуки, сюсюкает «по-детски»);
- плохая двигательная активность челюсти, проблемы с развитием речевого аппарата (например, при дизартрии).
В любом случае необходимо пройти логопедическое обследование у специалиста, если заметны любые нарушения со звуком Д.
Подготовительный этап для постановки звука [Т]
Логопедическая работа по постановке любого звука традиционно содержит четыре этапа: подготовительный, собственно постановку, автоматизацию, дифференциацию. Занятие начинается с характеристики артикуляции. Обязательно применять разнообразный наглядный материал: картинный план, артикуляционные профили, ручную модель артикуляции, муляжи, картинки.
Ребенок рассматривает положение артикуляционных органов, определяет характер воздушного потока. Затем с помощью взрослого осуществляет анализ звука по следующему алгоритму: гласный или согласный (имеется ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой или звонкий (дрожат ли голосовые связки), твердый или мягкий (приподнимается ли средняя часть спинки к твердому небу).
После знакомства с характеристикой звука необходимо приступать к выполнению артикуляционной гимнастики:
- Заборчик. Зубы крепко сжимаются, губы растягиваются в широкой улыбке. Удерживать эту позицию примерно десять секунд.
- Стрелочка. Передний край языка очень быстро перемещается влево и вправо из одного уголка губ в другой.
- Лепешечка. Распластанный широкий язык располагается на расслабленной нижней губе.
- Непослушный язычок. Максимально открыть рот. Расположить плоский язык на нижней губе, говорить «пя-пя-пя», шлепая верхней губой.
- Побег. Проталкивать язык между сомкнутыми зубами.
- Щеточка. Узким кончиком языка совершать скользящие движения по верхним резцам, переходя к альвеолярным отросткам.
- Верблюд. Подсасывать кончиком языка конфетку, одновременно цокать, потом широким кончиком выплюнуть конфетку.
Помимо артикуляционных упражнений, гимнастика предполагает выполнение дыхательных упражнений:
- Футболист. Очень сильно открыть рот, вытащить плоский кончик языка, на резком выдохе задуть легкий шар в игрушечные ворота.
- Моряк. Подгонять отрывистыми короткими выдохами бумажный кораблик в емкости с водой.
Правильная артикуляция звука Д
- Губы в нейтральном положении, полностью расслаблены. Промежуток между резцами и губами примерно 4-5 мм. В зависимости от идущей за Д гласной постановка может быть скорректирована.
- Кончик язычка упирается в верхнюю часть нёба, прикасаясь к альвеолам (это небольшие бугорки за верхним рядом передних зубов).
- Опустить мягкую часть нёба.
- Вызвать вибрацию гортани.
- Сомкнуть голосовые складочки, добавить немного голоса.
После работы с артикуляцией начинаем постановку звука. Начинаем с подготовительных занятий, включающих артикуляционную и дыхательную гимнастику.
Постановка звука [Т] при дефекте смягчения
Мягкие фонемы характеризуются высоким поднятием спинки языка к твердому небу. Дефект смягчения появляется вследствие повышенного тонуса мышц. На характер дефекта влияет место поражения в коре головного мозга.
Увеличение тонуса мышц языка способствует тому, что он напрягается, оттягивается назад, кончик не выражен. Для устранения этого нарушения применяют логопедические упражнения: горочка, сердитая кошка, лягушонок. Их цель − обеспечение пластичности средней части. В тяжелых ситуациях следует опираться на тактильные ощущения − положить средний и указательный пальцы на язык, чтобы почувствовать расслабление при переходе от мягкого звучания к твердому.
Необходимо продемонстрировать напротив зеркала различие в положении языка и попросить повторить позицию. Затем ребенок воспроизводит за взрослым парные слоги с твердой и мягкой фонемами. При правильном воспроизведении твердого звучания целесообразно незамедлительно приступать к произношению слов.
Основные моменты
Последовательность постановки звуков может быть разной. Некоторые специалисты предлагают начинать с гласных, потом переходить на согласные. Чиркина рекомендовала начинать с той группы, к которой готов артикуляционный аппарат.
Для начала постановки звука «Ш» при дизартрии или других необходимо выполнить несколько задач. Их цель подготовить почву для работы.
Родителям стоит приготовиться к тому, что для устранения нарушения потребуются месяцы работы.
Специалист занимается развитием:
- слуха;
- дыхания;
- органов речи.
Именно эти три компонента дают основу для произношения тех или иных звуков. Без них ребенок не будет шипеть или свистеть, не говоря уже о рычании.
Занятия в детском саду проводятся как групповые, так и индивидуальные. Для увеличения эффективности работы родители в домашних условиях тоже осуществляют работу по закреплению тех или иных навыков.
Постановка звука [Т] при дизартрии
Применяется несколько методов постановки [Т]:
- Сплевывание. Считается наиболее эффективным приемом постановки. На фоне непроизвольного движения сплевывания добиваются получения звука [Т], зажав краешек языка резцами, потом переводя шпателем его за верхние зубы.
- Постановка [Т] по подражанию от слога ТА. Взрослый перед зеркалом предлагает ребенку проговаривать сначала слоги, а потом слова, со слогом ТА. Затем проговариваются фразы-чистоговорки. Чистоговорки можно применять готовые, или придумывать новые совместно с малышом.
- Межзубный способ. Взрослый демонстрирует ребенку положение язычка. Исходная позиция − язык располагается за зубами и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. В такой позиции необходимо сделать глубокий вдох и резко выдохнуть для воспроизведения звука. Добившись межзубного звучания, переместить язык за зубы.
- Оглушение. Оглушить [Д] − произнести шепотом.
- От звука [П]. [Т] вырабатывается как производная фонема от [П]. Начинают с нескольких повторений слога ПА, прижавшись самым широким местом кончика языка к нижней губе. Затем необходимо проговорить исходный слог улыбнувшись, при этом должно слышаться ТА-ТА.
- Механическим путем от слога ПА. Кончик языка в межзубном положении, постановка на фоне [П]. Необходимо многократно воспроизвести слог ПА, одновременно губы раздвигаются при помощи большого и указательного пальцев. При верном выполнении должен послышаться слог ТА.
Автоматизация и дифференциация звука [Т]
После того как ребенок смог верно произнести [Т], необходимо переходить к его автоматизации − закреплению правильного произношения. Начинать автоматизацию следует с развития фонематического слуха − восприятия фонем на слух. Ребенку предлагают вычленить звук из числа фонем, похожих по акустико-артикуляторным характеристикам; вычленить его из ряда слогов; вычленить звук из ряда слов; определить его наличие и местоположение в слове. В начале автоматизации и при недостаточном уровне речевого развития необходимо начинать с далеких по акустико-артикуляционным характеристикам звуков.
Затем переходят к автоматизации фонемы в изолированном виде. Отрабатывается на резком выдохе с использованием игр-звукоподражаний.
Потом необходимо познакомить ребенка с буквой, которая обозначает звук [Т] на письме. Объяснить, чем отличается звук от буквы: звук слышат и говорят, а букву видят, пишут и читают. Подбирают предметы окружающего мира, внешне напоминающие букву Т.
В случае необходимости, тренируется правильное написание буквы. Применяются разнообразные графические упражнения, нацеленные на развитие моторики рук и тренировку получения адекватного изображения буквы. Когда ребенок хорошо говорит звук [Т] изолированно, начинают автоматизацию фонемы в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.
После автоматизации звука переходят к его дифференциации − различению от других звуков. Она проводится по аналогии с автоматизацией: изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференцируют сначала далекие по акустико-артикуляционным характеристикам звуки, заканчивая фонемами, имеющими сходное звучание и артикуляцию. Постановка звука [Т] считается законченной, если ребенок всегда произносит [Т] безошибочно, в том числе в спонтанной речи.
История буквы Д
Церковно-славянское название этой букве «добро».
Внешность буквы Д заимствована из греческой буквы под названием «дельта», которая выглядит треугольником. Только вот ножки у печатного греческого варианта отсутствуют.
А вот на письме лапки прорисовываются.
Некоторые задаются вопросом, почему у печатной буквы Д две лапки, а на письме прописывают лишь один хвостик вниз.
Произошло это где-то в 14-17 веках. Тогда в русском языке началось формирование скорописи. И буквы алфавита начали терять некоторые свои изящные элементы.
Так произошло и со строчной Д. Она слегка округлилась, завитушки у неё поотваливались, а вместо этого снизу вырос хвостик-петелька.
Интересно, что в рукописях того времени, когда формирование письменной буквы Д ещё только совершенствовалось, наблюдалось сразу два хвостика: сверху и снизу. Но вырисовывать такое чудо-юдо было не в правилах скорописи, поэтому верхний хвостик решили отсечь раз и навсегда.
Так буква приобрела тот вид, к которому мы привыкли сейчас.
И в 18 веке Петром Первым буква Д с одним хвостиком внизу была официально утверждена. Основанием к такому решению стало то, что две нижние лапки у буквы Д как бы остались, просто соединились в петлю.
Вариант с верхним хвостиком тоже оставался в ходу. Стали выбирать: либо нижний хвостик, либо верхний.
Именно написание буквы Д с верхним хвостиком-петлёй был популярен среди высокообразованных людей. Лев Толстой писал букву Д с верхней петлёй.
Простые же люди быстро перестроились на Д с нижней петелькой.
Буква Б занимает в русском алфавите второе почётное место. В глаголице она соответствует числовому значению 2.
В церковно- и старославянском алфавите ее называют «букы» или «буки», что в переводе означает «буква».
Буква Д — пятая с начала, двадцать девятая с конца алфавита относится к парным звонким согласным. Её пара звук [Т] — глухой согласный.
В начале слова и середине буква Д звучит звонко, а в конце слова оглушается, так что уже слышен её парный звук Т.
Пример: дерево — ведро — огород. В последнем слове мы слышим Т вместо Д.
В церковно- и старославянской азбуке называется «Добро».
Пришла в кириллицу из Византии, где её подруга «дельта» писалась «лапками вниз», как и современная буква Д.