Речь ребёнка: постановка свистящих и шипящих звуков


Логопедические онлайн упражнения

Логопедия гласных букв:
| | | | | | | | | |
Трудные гласные буквы:
е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв:
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы:
б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Лучше всего, если занятия будут проходить попутно. Например, идете в садик и учитесь говорить определенное слово. Или учите песенку. Благодаря сайту () ребенок научится преодолеть речевые нарушения и сформировать уверенность в своих силах. В данном разделе сайта, Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет. На индивидуальных занятиях с логопедом ведётся работа по постановке звуков и развитию фонематического восприятия.

Почему возникают проблемы с произношением шипящих

За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.

Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).

Выводы

Дизартрия — это не просто невыговаривание некоторых звуков. И уж точно не стоит ждать, что ребенок с таким диагнозом «разговорится», как дочка соседей. Это речевое нарушение намного глубже и сложнее, но — не всегда приговор. Главное — не упустить время.

Вот почему закрывать глаза на проблему — огромная ошибка родителей. Конечно, принять тот факт, что у твоего чада какие-то нарушения, тяжело. Но сделать это необходимо именно во благо будущего своего малыша. Невылеченное же заболевание принесет взрослому человеку множество проблем в социальной жизни — начиная от общения и заканчивая работой.

Если выявить болезнь на ранней стадии развития, ее вполне можно вылечить. Комплексный подход к терапии дает хорошие результаты. Конечно, если нет грубых нарушений нервной системы.

Еще лучше, если удалось диагностировать болезнь, когда она еще не дала о себе знать, то есть до первых попыток малыша говорить. Такая ранняя коррекционная работа станет эффективной профилактикой.

Как научить ребенка говорить букву «ш»

У маленьких детей нередко возникают проблемы с произношением шипящих звуков. Медики выделяют несколько вероятных причин такого явления. К самым распространенным из них относят неправильную артикуляцию. Она представляет собой определенное положение языка во время произношения. Среди других причин выделяют:

  1. Неправильное произношение звуков родителями. Ребенок произносит их так, как слышит от окружающих.
  2. Ограничение двигательной активности языка из-за укороченной подъязычной уздечки.
  3. Нарушения в функционировании слухового аппарата.
  4. Аномалии строения зубов и челюсти.

Первоначально следует устранить причину механического характера. Если проблема заключается в короткой уздечке, её подрезают. Важно обратить внимание на прикус ребенка. При отклонениях принимаются соответствующие меры. В других случаях поставить речь помогает комплекс упражнений.

Постановка от А, Э, Ы

Если в активе ничего нет, можно попробовать поставить от гласных звуков, А, Э, Ы. Попросить произнести их и зондом поднимать язык вверх. Вообще Ш хорошо ставится в обратных слогах АШ — ОШ — УШ — ЫШ — ЭШ. Особенно при тяжелых нарушениях речи, когда малыш не говорит совсем, это вариант. Кроме то, не надо забывать, что при дизартрии, как правило С ставится в последнюю очередь. Поскольку тремор и гиперкинезы языка не дают добиться чистоты звучания без предварительной проработки с массажем.

Диагностика

Речь формируется в период с 3 до 5 лет. Если возникают проблемы, родителям необходимо отвести чадо к логопеду. Диагностика у специалиста осуществляется в игровой форме. Врач определяет, с произношением каких звуков у ребенка наблюдаются проблемы. Также проводится визуальное обследование артикуляционного аппарата. В него входит осмотр ротовой полости. Оцениваются строение челюсти, зуб, губ и неба. Во время осмотра ребенку предлагается выполнить следующие действия:

  • попытки дотянуться языком до подбородка и носа;
  • перемещения языка из левой части рта в правую, периодически меняя ритм движений;
  • выдвигание нижней челюсти вперед, а затем – назад;
  • пощелкивания языком;
  • формирование трубочки из губ после их растягивания в улыбке.

Тренируемся ориентироваться в пространстве

  1. «Чьи следы?». Необходимы картинки со следами рук и ног. Малыш должен определить, какая рука или нога правая, какая — левая.
  2. «Супермаркет». Родитель просит малыша расставить товар: «на полке», «возле кассы», «справа от печенья», «под прилавком».
  3. Счетные палочки. Можно заменить спичками. Родитель составляет из них какую-нибудь фигуру, а малыш по образу складывает аналогичную.

Этот комплекс тоже можно выполнять дома.

Как проверить произношение шипящих без логопеда

Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки, следует настроить правильную артикуляцию. Но предварительно требуется оценка речевого аппарата. Чтобы выявить пробелы, совсем необязательно посещать логопеда. Это можно сделать и в домашних условиях. Необходимо провести с ребенком беседу, в рамках которой осуществляется наблюдение за движениями губ и языка малыша. В норме при произношении звука «ш» наблюдается следующее:

  • кончик языка приподнимается к небу, образуя небольшую щель;
  • поток воздуха проходит через неактивные голосовые связки, вызывая соответствующий звук;
  • губы вытягиваются вперед, формируя трубочку;
  • боковые края языка касаются верхних зубов.

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» — глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

  • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
  • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
  • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
  • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
  • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
  • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Тренируем правильное произношение шипящих

Постановка звука «ш» осуществляется поэтапно. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно тренироваться постоянно. Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя упражнения на каждую зону речевого аппарата.

Разминаем язык

В постановке правильного произношения звуков особенно важны тренировки для языка. Его положение играет значимую роль при развитии речевых навыков. К самым эффективным упражнениям относят:

  1. Сомкнув зубы, необходимо выталкивать язык через образовавшееся отверстие.
  2. Следует улыбнуться с широко открытым ртом, после чего – разместить край языка на нижней губе. В таком положении нужно удержаться в течение 40 секунд.
  3. Слегка приоткрыв рот, требуется дотянуться языком к носу. Такое упражнение повторяется не менее 5 раз.
  4. Исходное положение – как и в предыдущем упражнении. Языком нужно закрыть верхние передние зубы, а затем – вернуть его на место.
  5. Широко раскрыв рот, необходимо максимально поднять язык к носу, а затем – опустить к подбородку.
  6. Язык высовывается изо рта, на его кончик кладется кусочек конфеты. Ребенок должен постараться приклеить его на небо непосредственно за верхними зубами.

Разминаем губы

Регулярные тренировки для губ помогут в дальнейшем произносить звуки правильно. Их нужно сочетать с упражнениями на другие участки ротовой полости:

  1. Самое действенное упражнение – «трубочка». Зубы плотно смыкаются, а губы вытягиваются вперед. Зубы они при этом закрывать не должны. В таком положении следует продержаться 6 секунд.
  2. Чередование упражнений «улыбка» и «трубочка». Улыбаться следует, полностью сомкнув рот.
  3. Необходимо вытянуть губы, пытаясь их округлить. Через 6 секунд следует вернуться в исходное положение.
  4. Упражнение «трубочка» сначала выполняется в стандартной форме. После этого импровизированную трубочку следует сделать больше, немного разомкнув губы.

Массаж языка

Одним из методов коррекции произношения считается логопедический массаж. Он не только способствует правильной постановке звуков, но и ускоряет развитие речи в целом. Мануальное воздействие снижает слюноотделение и улучшает тонус лицевых мышц. При кожных и простудных заболеваниях массаж противопоказан.

Продолжительность первого сеанса составляется 10 минут. Предварительно расслабляются лицевые мышцы. Важно создать благоприятные условия, чтобы ребенок ни на что не отвлекался. Со временем продолжительность процедуры увеличивается до 20-30 минут. Курс лечения включает в себя 15 посещений специалиста.

Соноры

К этой группе относят «Л», «Р» и их мягкие пары. Целесообразно начинать коррекцию с них, попутно отрабатывая подготовительный этап для шипящих. Нередко они быстро отрабатываются.

Всего есть три способа постановки звука:

  1. механический – для него нужны зонды или их заменители;
  2. по подражанию – не всегда возможен;
  3. смешанный – подразумевает использование и того, и другого.

Постановка звука «Р» при дизартрии лучше проводится зондом. Из-за проблем с двигательными мышцами вызвать его по подражанию не получится. Зонд выглядит как гладкая палочка с небольшим шариком на конце.

Ребенка лучше уложить на спину. Он должен расслабиться. Его просят открыть рот, поставить кончик языка на альвеолы и произносить искаженный звук «З» (при условии, что он есть в речи). В этот момент зондом аккуратно раскачивают язык.

При быстрых движениях будет слышен правильный рык. Акцентируют внимание дошкольника на этом моменте. В отличие от других звуков, с механической помощью можно начинать автоматизацию. Для этого лучше использовать стечения слогов с «ТР» и «ДР».

Постепенно, незаметно для ребенка, зонд отодвигается, и дошкольник начинает сам правильно рычать. После слогов используют слова и последний этап – скороговорки и рассказы.

Звук «Л» лучше всего ставить межзубно. Для этого ребенку предлагают слегка прикусить кончик языка и произнести звук «Ы». Данное упражнение называют «гудок парохода».

После того как этот этап удается хорошо воспроизводить нужно убрать язык за зубы.

Для этого потребуется выполнение небольшой хитрости. Дошкольнику предлагается представить, что язык – это мышка. Чтобы ее спрятать, после гудка нужно кончик быстро убрать. В таком случае он автоматически чиркнет по альвеолам и будет слышен правильный звук «Л».

Автоматизация происходит таким же образом. Вначале используют прямые и обратные слоги, потом слова, далее скороговорки.

Для того чтобы сделать этот процесс интересным используют разные игры. Например, для автоматизации слогов предлагают представить, что комната — это болото. Для передвижения нужно прыгать по кочкам и произносить слоги.

Либо применяют разнообразные настольные игры-ходилки. Кружочками раскладывают марблс, проходят пальцами и т. п.

Логопедические занятия

Самым удачным способом поставить речь считаются визиты к логопеду. Регулярные занятия способствуют улучшению мелкой моторики и формированию воздушной струи, которая играет значимую роль при произношении звуков. Логопед подберет комплекс упражнений, отталкиваясь от индивидуальных особенностей речевого аппарата. Занятия включают в себя игры, изучение скороговорок и мануальные практики. Если ребенок не идет на контакт с незнакомым человеком, наиболее актуальными будут занятия в домашних условиях.

Постановка звука «ж»

Во время занятий логопед может осуществить постановку любого проблемного для ребенка звука. Проводятся артикуляционные упражнения, позволяющие малышу понять, как должны быть расположены язык и губы при правильного произношения шипящих. Голосовые связки во время произношения необходимо привести в состояние напряжения. Губы слегка выдвигаются вперед и округляются. Кончик языка прикладывается к передней части неба, формируя небольшую щель. Во время произношения звука «ж» воздушную струю легко ощутить, поднеся ко рту ладонь. Перед упражнениями тренируется произношение звука «ш», так как он считается одинаковым с «ж» по артикуляции.

Виды и причины нарушений произношения звука Ш

Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:

  • межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
  • боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
  • носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
  • губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».

Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:

  • физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
  • проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
  • длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
  • повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.

Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.

Постановка звука «ч»

При постановке звука «ч» логопед пользуется хитрым приемом. Ребенку ставят задачу – проговорить сочетание «ать». Но в момент произношения специалист слегка прижимает уголки губ и просит выдвинуть их немного вперед. В итоге у малыша получается воспроизвести сочетание «ачь». Регулярные тренировки помогают без труда поставить речь, даже при наличии серьезных отклонений. Чтобы повысить их эффективность, логопед постоянно разговаривает с малышом, провоцируя его произносить нужные звуки в непринужденной обстановке.

Упражнения

Практика налаживания функции речевого аппарата включает в себя выполнение специальных упражнений. К наиболее действенным из них относят:

  1. Язык следует положить на нижнюю губу. При выдувании воздуха он должен образовать желобок в серединной части.
  2. Игра с изображениями помогает развить ассоциативное мышление. Доктор демонстрирует несколько картинок, а ребенок должен выбрать те, на которых присутствует определенный звук.
  3. Необходимо чередовать надувание щек со сдуванием. Через каждые 5 повторений делается небольшой перерыв.
  4. Осуществляются круговые движения с высунутым языком, как будто облизываются остатки мороженого или варенья с губ.

Гимнастика для постановки произношения

Артикуляционная гимнастика направляется на расслабление и напряжение мышц ротовой полости. В дальнейшем это отражается на речевых навыках ребенка. Гимнастика включает в себя следующие упражнения:

  1. Раскрыв рот, следует проводить языком по зубам, имитируя очищающие движения. Кончик языка не должен уходить внутрь и высовываться наружу.
  2. При раскрытой ротовой полости осуществляются касания по небу по принципу вперед-назад. Необходимо удерживать язык в напряженном состоянии.
  3. Следует приоткрыть рот, плотно прижав язык к небу. После этого рот раскрывается как можно шире. Цель такого упражнения заключается в растягивании подъязычной связки.
  4. Требуется растянуть рот в широкой улыбке, держа его приоткрытым. Язык при этом присасывается к небу, после чего – отрывается. Этот процесс сопровождается характерным щелчком.
  5. Язык всей поверхностью присоединяется к поверхности неба. Затем следует широко открывать и закрывать рот. Язык при этом не должен менять своего исходного положения.

Постановка от С

А это значит ставить по принципу “чем богаты тем и рады”. Обычно ставится либо от Р либо от С. Второй способ самый популярный. Если нет сильной дизартрии, язык не дергается и не уходит в сторону, то со звуком С нет проблем в его постановке. Даже если звук не совсем четкий в свисте, то для шипения пойдет. Поднимаем язык кверху и просим произнести С, главное, чтоб он не напрягался. Звук получается хороший, если язык достаточно широкий и отработана дыхательная струя посередине.

Затем просто просить малыша дуть, придерживая язык вверху, периодически убирая подпорки. Можно даже начинать закрепление в слогах и коротких словах в начальной позиции. Также продолжать дуть на ватку и полоски бумаги. Ватный шарик класть на ладошку, он должен подскакивать. Дутье должно быть легкое, без усилий и напряжений в мышцах губ. Следите, что ребенок не напрягал брови, шею, не были сильной мимики в лице.

Затем надо провести работу по различению произношения С и Ш, разницу в положении языка, когда он опущен вниз и упирается в нижние зубы, а когда поднимается вверх. Это очень актуально при различных видах сигматизма, когда язык находится где-то в середине между зубов, принимая неопределенную форму то ли “булочки” то ли “пельменя”. В таких случаях дети очень долго путают свистящие и шипящие в свободной речи. Над этим приходится очень долго работать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]