Скороговорки с шипящими звуками — ш, ж, ч, щ — ДИКТОРЫ.com


Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Скороговорки на звук Ш

  1. Наш шахматист вашего шахматиста Перешахматит, Перевышахматит.
  2. Кукушка купила ушат, Решила купать кукушат.
  3. У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки, Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
  4. У Любаши — шляпка, у Полюшки — плюшка, У Павлушки — шлюпка, у Илюшки — клюшка.
  5. Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.
  6. На окошке крошку-мошку Ловко ловит лапой кошка.
  7. Маша под душем моет шею и уши.
  8. Шапка да шубка — вот наш Мишутка.
  9. Маша шила для мартышки Шубу, шапку и штанишки.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Скороговорки на звуки С, СЬ, З, ЗЬ

  1. У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани.
  2. Оса боса и без пояса.
  3. Вез на горку Саня за собою сани, Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.
  4. У Сони и Сани в сетях сом с усами. Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
  5. Сидит Алеся с печки ноги свеся.
  6. Топают гуськом гусак за гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака.
  7. Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.
  8. Евсей, Евсей, муку просей.
  9. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
  10. Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит, Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.
  11. Зимним утром от мороза На заре звенят березы. Скороговорка По дороге топал тополь. Тополь топал в Севастополь, Ну а рядом топал Сева. Тополь справа, Сева слева. Где же Сева с тополем? Уж под Севастополем.

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.

Скороговорки на звуки Ц, С

  1. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
  2. Две разноцветные курицы бегают по улице.
  3. Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
  4. Шильце, мыльце, кривое веретенце, Шелковое полотенце — на крыльце под дверцей.
  5. Цокнул сзади конь копытцем, Под копытцем пыль клубится.
  6. Молодец у молодицы попросил воды напиться.
  7. Из соседнего колодца Целый день водица льется.
  8. Скворцы и синицы — веселые птицы.
  9. Стоит воз овса, возле воза — овца.

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек .

Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Скороговорки на букву “Р”

  1. На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора.
  2. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
  3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  4. Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.
  5. Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра в ведре с водой утонула.
  6. Ехал Грека через реку, Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека – цап!
  7. В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров!
  8. Выдрав с выдры В тундре гетры Вытру выдрой ядра кедров Вытру гетрой выдре морду Ядра в вёдра Выдру в тундру!

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.

Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.

Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Скороговорки на звуки Р, Л, РЬ, ЛЬ

  1. Толкал лапой Полкан палку. Полкан палку толкал лапой.
  2. Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила.
  3. У елки иголки колки. Иголки колки у елки.
  4. В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод.
  5. Наш полкан попал в капкан.
  6. Кот молоко лакал, А Витя булку в молоко макал.
  7. Дятел дуб долбил, да не додолбил.
  8. Котик ниток клубок укатил в уголок. Укатил в уголок котик ниток клубок.
  9. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
  10. Топали да топали, дотопали до тополя, До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
  11. Коля колья колет. Поля поле полет.
  12. Поле-то не полото, поле-то не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить.
  13. Прохор и Пахом едут верхом. Едут верхом Прохор и Пахом.
  14. Идут бобры в сыры боры. Бобры добры, бобры бодры.

Особенности шипящих звуков

Шипящие при произношении имеют свои особенности

. Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с , [‘zj] и другими звуками.

Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь»

, например:

  • мужь;
  • нессши;
  • часъ;
  • уюти и пр.

Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и»

для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

  • тревожь;
  • шить;
  • рожь и т. д.

Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

Скороговорки на буквы В, П, Г, К, Т, Д, В, Ф

  1. Дима дарит Дине дыни, Дыни Дима дарит Дине.
  2. У бабы бобы, у деда дубы.
  3. До города дорога в гору, От города — с горы.
  4. У Бобы винт, У Вити бинт.
  5. Фаня в гостях у Вани. У Вани в гостях Фаня.
  6. От топота копыт пыль по полю летит.
  7. У пеньков опять пять опят стоят.
  8. Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.
  9. Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
  10. Ткет ткач ткани на платки Тане.
  11. Булку, баранку, батон и буханку Пекарь испек спозаранку.
  12. Водовоз вёз воду из-под водопровода.
  13. Бык тупогуб, у быка губа тупа. По дороге топал тополь. Тополь топал в Севастополь, Ну а рядом топал Сева. Тополь справа, Сева слева. Где же Сева с тополем? Уж под Севастополем.

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями

. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие — мягкими.

Скороговорки на букву “Ц”

  1. Ни седла, ни узды, ни той вещицы — на что положить уздицу.
  2. У цапли — цыплёнок, у зайки — зайчонок.
  3. Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
  4. Бегают две курицы прямо по улице.
  5. Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.
  6. Не ловец, а молодец.
  7. У воза овца, на возу пуд овса.
  8. Овца не помнит отца, ей бы клок сенца.
  9. Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.
  10. Молодец на овец, а на молодца — и сам овца.
  11. Овца не помнит отца. Та овца не того отца.
  12. Цапли цапают цыплят.
  13. Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница.
  14. Пёс тоскует на цепи, а попробуй отцепи.
  15. Девушка-невестица бабушке ровесница.
  16. На полице в коробице полтора каравая лежит.
  17. Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
  18. Скворцы и синицы – веселые птицы.
  19. Молодец у молодицы попросил воды напиться.
  20. Шильце, мыльце, кривое веретенце, Шелковое полотенце – на крыльце под дверцей.
  21. Две разноцветные курицы бегают по улице.
  22. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
  23. Стоит воз овса, возле воза – овца.
  24. Цокнул сзади конь копытцем, Под копытцем пыль клубится.
  25. Из соседнего колодца целый день водица льется.
  26. Летит скворец – зиме конец.
  27. В цветнике цветут цветы.
  28. Жили были три цыпленка: Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдрони. Жили были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпомпони. Вот жинился Як на Цыпе,Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Як Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони. Родилось у них по сыну: У Яка с Цыпой: Шах. У Як Цыдрак с Цыпой Дрыпой: Шах Шарах. У Як Цыдрак Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лампомпони: Шах Шарах Шарони.
  29. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  30. Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: “Цыц!”
  31. Цыплята просят проса, Цыплятам на подносе Выносит просо Фрося, Все косы Фроси в просе.
  32. Ты, молодец, скажи молодцу, пуст молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.

Работа со скороговорками

Скороговорки — это отличная разминка для детей

, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

Под диктовку

предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

Скороговорки на букву Ж

  1. Жук жужжит над абажуром, Жужжит жужелица, Жужжит, кружится.
  2. Встретил в чаще еж ежа, — Как погода, еж? — Свежа. И пошли домой, дрожа, Сгорьбясь, съежась, два ежа.
  3. Ёж, ёж, где живешь? Ёж, ёж, что несешь?
  4. Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
  5. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
  6. В живом уголке жили ежи да ужи.
  7. С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши — и во ржи не души.
  8. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  9. Слишком много ножек у сороконожек.
  10. Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.
  11. У ежа — ежата, у ужа — ужата. Ужата — у ужа, ежата — у ежа.
  12. Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  13. Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
  14. Жужелица жужжа ужалила ужа. Ужалила ужа жужелица жужжа.
  15. Жаба в лужице сидела, Жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал И на ужин к ней попал.
  16. Хорош пирожок — внутри творожок.
  17. Ужа ужалила ужица, Ужу с ужицей не ужиться.
  18. На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

Скороговорки на букву Ч, Ч+ТЬ

  1. Галдят грачата на галчат, Галдят галчата на грачат.
  2. Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят, как галчата. И, как волчата, галчата молчат.
  3. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи. День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.
  4. В горячей печи пекарь пек калачи.
  5. Течет речка, печет печка. Печет печка, течет речка.
  6. Караси в речке, овечки у печки, Овечки у печки, караси в речке.
  7. У черепашьего черепашонка На черепашьих лапчонка Черепашьи башмачки.
  8. Очень часто бьются у Танечки блюдца.
  9. В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
  10. Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
  11. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]