Сенсорная интеграция. Что это такое, упражнения при аутизме, алалии, ДЦП, ЗПР для детей дома, методика


Определение

Изучением сенсорного развития детей занимались многие ученые-исследователи такие, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, Н. П. Вайзман, У. Кислинг и другие известные личности. Все они пришли к выводу, что органы чувств необходимы для нормального взаимодействия с окружающим миром, речевого развития и моторной сферы.

Автор данной концепции, Джин Айрес, характеризовал его как анализ полученных ощущений от органов чувств для дальнейшего их применения. Если процесс протекает нормально, то мозг может использовать полученную информацию для формирования модели поведения и восприятия окружающего мира.

Л. С. Выготский можно считать одним из основоположников использования интеграции в обучении. Он полагал, что необходимо задействовать сохранные процессы и активировать компенсаторные возможности.

У. Кислинг считает, что делать акцент на развитии одного только вида чувствительности нельзя. Терапия должна быть комплексной, чтобы человек мог реагировать на внешние и внутренние раздражители адекватно.

Сенсорная интеграция – это основа для дальнейшего успешного овладения более сложными мыслительными операциями и правилами поведения в обществе.

В психологии данное понятие рассматривают в двух аспектах:

  • первый связан с ее значением в жизнедеятельности человека. Это важный неврологический процесс, позволяющий правильно ощущать свое тело в пространстве и дает возможность управлять действиями. Сенсорная интеграция способствует целостному восприятию;
  • второй аспект связан с терапией, цель которой обучить человека взаимодействовать с окружающей средой, обрабатывать полученную информацию.

Поэтому специалист должен знать не только закономерности психологического развития, но и особенности работы сенсорной и нервной систем. Только тогда можно составить эффективную программу для комплексной терапии.

Минусы метода сенсорной интеграции

Специалист по сенсорной интеграции на первоначальном этапе ведет ребенка, отмечает все изменения, но в дальнейшем, это длительный процесс, который должен поддерживаться родителями, поэтому им важно обучиться азам методики и продолжать заниматься с ребенком. Сенсорная интеграция – минусы метода:

  • не рекомендуется для детей с небольшими интеллектуальными нарушениями;
  • не всегда ребенок осваивает в процессе желаемый навык;
  • ребенок, получив знания о взаимодействии с предметами, своим телом должен самостоятельно связать это все воедино, научиться делать выводы, что тоже не всегда получается.

Область применения

Сенсорная интеграция – это метод, позволяющий одновременно решить несколько задач. Поэтому его широко используют специалисты в различных областях.

Область применения Для чего используют
ДефектологияТерапия сенсорной интеграции является обязательной при работе с детьми, имеющими РАС или ДЦП, а также другие отклонения в развитии и эмоционально-волевой сферы
ЛогопедияУпражнения из данной методики используют для работы с детьми с алалией, сложными формами дизартрии, ринолалии
НейрофизилогияТерапия сенсорной интеграции помогает в преодолении дислексии, дисграфии. Также упражнения нормализуют мышечный тонус и эмоционально-волевую сферу
ПсихотерапияСпециалисты применяют этот метод для преодоления тревожного состояния, фобий
РеабилитологияВосстановление чувствительности после травм
Педагогическая деятельностьПедагоги могут использовать некоторые упражнения для стимуляции мыслительной деятельности и нормализации поведения ребенка

Отдельных психологических школ терапии сенсорной интеграции нет. Некоторые специалисты придерживаются взглядов, что на занятии нужно стараться задействовать все органы чувств. Другие полагают, что метод более эффективен, если делать упор на определенной сенсорной системе. Составлять программу необходимо с учетом диагноза и индивидуальных особенностей ребенка.

Показания к применению

Сенсорная интеграция – это важная составляющая нормального развития ребенка. Благодаря умению анализировать полученные данные от органов чувств, он может адекватно реагировать на изменения окружающего мира.


Сенсорная интеграция применяется при сенсорных расстройствах

Но есть отклонения, когда у ребенка происходит нарушение сенсорной интеграции:

  • расстройства аутистического спектра;
  • дислексия и дисграфия – нарушение освоения навыков письма и чтения;
  • проблемы с осанкой, сколиоз;
  • наличие фобий, неврозов;
  • нарушения речевого развития и моторной сферы;
  • гиперактивность и гипоактивность;
  • ДЦП;
  • реабилитационный период после травм;
  • синдром Дауна.

Но точно определить нуждается ли ребенок в данной терапии можно только после проведения диагностики.

Однако родители могут обратить внимание на следующие признаки, которые могут быть симптомами нарушения сенсорной интеграции:

  • повышенная или пониженная чувствительность к различным факторам окружающей среды;
  • неприятные ощущения при тактильном контакте с предметами определенных фактур и консистенций;
  • нарушения моторной сферы – неумение держать ручку или ложку, плохая координация движений и другие признаки;
  • трудности в овладении навыками чтения и письма;
  • чрезмерная или пониженная двигательная активность;
  • нарушения мышечного тонуса;
  • трудности в усвоение правой и левой сторон;
  • затруднения понимания сложных конструкций и выполнения действий в определенной последовательности;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы;
  • повышенная утомляемость;
  • ограничение социальных контактов;
  • отставание в речевом развитии.

Это самые распространенные признаки, которые встречаются при нарушении сенсорной интеграции. Но точную причину их появления сможет установить только специалист после проведения диагностики.

Диагностика

Проводить диагностику на выявление сенсорных нарушений необходимо проводить в первые три года жизни, чтобы подготовить малыша к дальнейшему обучению. Для выявления данных проблем используют специальный тест, на вопросы которого отвечают родители.

Во время обработки ответов, специалисты могут оценить поведение ребенка по 5-ти балльной шкале. Затем данные соотносят с данными таблицы и получают результат. Недостатком этого теста является сложность его применения для диагностики детей дошкольного возраста.

Если полученных данных недостаточно, то применяют дополнительное обследование, чтобы проверить работу органов чувств. Также предлагают задания для оценки социальной активности и психо-эмоциональной сферы.

Суть и базовые принципы

Сенсорная интеграция – это комплекс мер для улучшения восприятия нервной системой поступаемых сигналов от органов чувств. Подход основательницы этой терапии, Энн Джин Айрес имеет под собой нейробиологическую основу. Достоинство разработанной ею методики – это возможность ее применения различными специалистами.

Терапия, предложенная Айрес, основана на следующих принципах:

  • сенсорные ощущения необходимы для дальнейшего развития и обучения;
  • для быстрой адаптации и освоения новых навыков нужно развитое понимание и анализ полученных сенсорных ощущений;
  • быстрое преодоление стрессовых ситуаций и успешное освоение новых навыков необходимо для нормального развития сенсорной интеграции нервной системы;
  • создания благоприятных условий для развития сенсорной перцепции нормализует поведение ребенка;
  • успешное освоение новых навыков возможно только в случае адекватных ответов на более простые задачи;
  • чем сильнее мотивация у ребенка для достижения своей цели, тем больше шансов, что он лучше и быстрее справится с трудностями;
  • главный аспект в терапии сенсорной интеграции – это то, что взрослый должен учитывать развитие ребенка;
  • в терапии ведущим видом деятельности является игровая. Лучше всего, если терапевт лишь предлагает ребенку ту или иную форму занятий, а он выбирает соответствующую его интересам;
  • специалист должен ставить задачи адекватные возможностям ребенка;
  • успешность терапии определяют тем, насколько быстро ребенок стал реагировать на задания, выполнение которых раньше вызывало у него затруднения;
  • вся программа терапии основана на комплексном подходе с учетом индивидуальных особенностей;
  • активировать отдельные системы восприятия нужно так, чтобы на других приходилось меньше работы;
  • задачи нужно адаптировать под возможности ребенка;
  • все упражнения необходимо подбирать так, чтобы они не нанесли вред здоровью и эмоциональному благополучию ребенка.

Все эти принципы, сформулированные Джин Айрес, лежат в основе терапии сенсорной интеграции других авторов. Главное отличие между методиками – это подбор упражнений и заданий.

П.Ф. Лесгафт полагал, что большое значение имеют регулярные упражнения органов чувств. Именно они стимулируют умственную и физическую деятельность. При этом задания должны задействовать всю сенсорную систему.

У. Кислинг считает, что терапия сенсорной интеграции должна быть периодичной и состоять из продолжительных занятий. Такой подход обусловлен тем, что данная работа не подразумевает достижение кратковременных результатов. Также необходимо делать перерывы между курсами, чтобы ребенок успел усвоить полученный материал прежде чем начнет изучать новую информацию.

Паузы между периодами занятий можно сравнить с работой со стимуляцией органов чувств. Головному мозгу также требуется время, чтобы обработать полученные данные.

У. Кислинг дает рекомендации о том, как правильно организовать коррекционно-развивающую работу:

  • нужно свести к минимуму все отвлекающие факторы;
  • для поддержания концентрации внимания не стоит давать больше одного задания за один раз;
  • необходимо создать все условия для благоприятной эмоциональной обстановки;
  • нужно убрать все вещи, способствующие перегрузке зрительного анализатора;
  • также стоит устранить все факторы, которые могут вызвать раздражение обонятельных анализаторов;
  • в помещении, где проходит занятие, нужно выделить место, чтобы ребенок мог отдохнуть.

Таким образом, можно сделать вывод, что У. Кислинг делает особый упор на концентрации внимания на занятии. Поэтому перед их проведением лучше оставить те предметы, которые понадобятся для выполнения заданий.

Инвентарь

Для сенсорной интеграции нужно подготовить необходимый инвентарь. Это необходимо для эффективной работы. В специализированных образовательных учреждениях и детских центрах для такой терапии оборудуют специальную комнату.

На занятиях используют следующие тренажеры:

  • гамаки, платформы для нормализации работы вестибулярного аппарата;
  • «сухой» бассейн для развития тактильных ощущений;
  • сенсорная дорожка для ходьбы – также для развития тактильных ощущений и улучшения координации;
  • трубки с пузырями для тренировки зрительного анализатора и улучшения концентрации внимания;
  • зеркало для проведения упражнений на развитие пальчиковой и артикуляционной моторики и тренировка зрительного восприятия;
  • емкости с песком, крупой и другими материалами для безопасности рук и ног – для увеличения тактильного опыта;
  • водяной матрац нужен для развития тактильных ощущений, стимулирует воображение и снимает мышечное напряжение;
  • бизиборды для развития мелкой моторики;
  • одеяла и подушки для создания расслабляющей эмоциональной обстановки.

Комплекс упражнения терапии сенсорной интеграции будет незначительно отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Оборудование для сенсорной интеграции

Занятия по сенсорной интеграции проводятся на специальном оборудовании, которое должно быть безопасным для ребенка, привлекательным и ярким. Сенсорная терапия и интеграция включает в себя использование следующего оборудования:

  • тренажер для мозжечковой стимуляции (балансировка) – предназначен для детей, у которых есть проблемы с координацией, моторикой;
  • тактильные дорожки – разная поверхность дорожек развивает чувство равновесия;
  • сенсорные световые игрушки разных цветов – они светятся в темноте и способствуют стимуляции аудиальной, визуальной и тактильной систем ребенка.
  • Бизиборды – разработаны по системе Монтессори, представляют собой доски с множеством разных кнопочек, замочков, прищепок, шнурков очень привлекательны для малышей, развивают воображение, мелкую моторику и сообразительность.
  • утяжеленные одеяла и подушки для релаксации – помогают гиперактивным детям успокоиться и заснуть, ребенок чувствует эффект, что его обнимают.

Комплекс упражнений

Нарушение сенсорной интеграции часто имеется у детей со сложными речевыми дефектами. Поэтому логопеды активно используют данную методику в своей работе. Для выполнения упражнений используют бизиборды или картинки с различной поверхностью и объемными контурами.

В логопедии

Логопед предлагает ребенку выполнить следующие упражнения:

  • найти среди картинок изображения, подходящие друг к другу по определенным признакам;
  • назвать, что изображено на них вслух;
  • найти картинки, в названии которых есть определенный звук;
  • имитация голосов животных;
  • «пропевание» гласных звуков.

Применение сенсорного материала способствует лучшему усвоению материала, что является вторичной профилактикой подобных нарушений.

При аутизме

Сенсорная терапия – один из многочисленных методов, которые используют специалисты при коррекции аутизма. Но его эффективность еще не доказана. Главная задача ее применения – это торможение нервных процессов и снятие напряжения.

Специалист использует следующие упражнения:

  • расположение предметов по цвету, форме, величине. Такая игра стимулирует тактильные ощущения и работу зрительного анализатора;

  • различные варианты шнуровки для улучшения моторной сферы, навыков ориентирования в пространстве и повышению концентрации внимания;
  • активные упражнения для тренировки координации и вестибулярного аппарата;
  • обведение контуров предмета;
  • рисование руками без помощи кистей;
  • песочная терапия.

Также на занятиях с детьми, имеющими РАС, используют различные материалы для стимуляции всех органов чувств. Но при тренировке обонятельного и тактильного анализаторов нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, чтобы исключить раздражающие его факторы.

При ДЦП

Одна из особенностей детей с ДЦП – это несформированность сенсорных систем, поэтому они не могут адекватно оценивать свои ощущения.

Поэтому специалисты активно используют в своей работе оборудование и упражнения для сенсорной интеграции:

  • качающиеся платформы, гамаки, тоннели для стимуляции вестибулярного аппарата и тренировки моторной сферы;
  • «сухой» бассейн для стимуляции тактильных ощущений;
  • хождение по специальным массажным дорожкам и коврикам;
  • использование бизиборда и шнуровок;
  • отстукивание ритма – для стимуляции слухового анализатора;
  • угадывание предмета по запаху при помощи ароматических масел.

С помощью терапии сенсорной интеграции специалисты корректируют еще и поведенческие проблемы. Нередко на занятиях используют музыкальное сопровождение, чтобы создать расслабляющую обстановку. Также во время упражнений необходимо давать малышу паузы, чтобы он осмыслил информацию и отдохнул от активной деятельности.

Коррекция в домашних условиях

Данную терапию можно проводить и в домашних условиях, выбрав упражнения, не требующие от родителей владение особыми навыками:

  • танцы, бег и ходьба вокруг предметов, расставленных на определенном расстоянии друг от друга;
  • лепка из пластилина;

  • игры с воздушными шарами;
  • игра с крупами и другими сыпучими продуктами;
  • различные виды прыжков, лучше всего, если получится приобрести батут;
  • игры на сортировку предметов по различным признакам;
  • рисование различными способами – карандашом, кистями, пальцами.

Все эти упражнения направлены на стимуляцию всех органов чувств. Обычно домашние занятия являются дополнительными, усиливающими эффект коррекционной работы специалиста.

Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

  • Тактильная дисфункция

Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

  • Вестибулярная дисфункция

Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.

  • Проприоцептивная дисфункция.

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

  • Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

  • Оральные дисфункции

Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.

  • Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

  • Визуальная дисфункция

Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.

  • Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

  • Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

  • Эмоциональная дисфункция

Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.

  • Игровая дисфункция

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

  • Дисфункция саморегуляции

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

  • Интроцепция (внутренняя регуляция)

Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.

На заметку! У большинства детей с нарушениями интеграции в процессе диагностики причин заболевания не выявляются повреждения структуры мозга. Хотя дисфункция в поведении и ощущениях связана со сбоями в работе его отделов.

Когда стоит ожидать эффекта

Точных сроков, когда стоит ожидать эффекта от терапии сенсорной интеграции нет – все зависит от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Но для достижения результата занятия должны быть регулярными, а задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Иногда успехи могут появиться к концу первого месяца занятий – в зависимости от сложности задачи.

При коррекции сложных дефектов результат может появиться спустя 3 месяца после начала занятий. Для появления прогресса упражнения необходимо постепенно усложнять, а комплекс упражнений подбирать так, что они задействовали все органы чувств.

Сенсорная интеграция является одной из часто используемых методик в коррекционной работе. Это позволяет стимулировать работу органов чувств, чтобы в дальнейшем ребенок смог успешно овладел навыками письма и чтения, а также успешно социализировался в обществе. Преимущество данной методики в том, что ее можно использовать в домашних условиях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]