Мелкая моторика – один из важнейших навыков для любого человека. Одинаково тщательно ее нужно развивать не только детям, но и взрослым. Многие пренебрегают простейшими тренировками, не понимая, насколько это необходимо. Именно руками мы держим столовые приборы, чтобы есть, пишем, рисуем, хватаем желаемые предметы и совершаем множество других действий.
Задумались? Тогда предлагаем освоить следующие упражнения на мелкую моторику рук у взрослых. Они помогут сохранить подвижность и здоровье в любом возрасте.
Тренировка мелкой моторики рук при восстановлении лежачего больного
Гаврилкина Оксана Сергеевна Главный врач реабилитационного , врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине,
Подробнее о враче
Когда речь заходит о мелкой моторике рук, люди обычно думают, что речь идет о грудных детях или малышах дошкольного возраста. Однако есть еще несколько категорий людей, кому необходимо выполнять нехитрые упражнения, восстанавливающие подвижность суставов кисти, пальцев, стоп. К ним относятся:
- дети, рожденные с ДЦП;
- пациенты, перенесшие инсульт;
- пожилые люди (старше 65 лет);
- лежачие больные, вне зависимости от заболевания в анамнезе.
Все суставы и мышцы организма, не зависимо от их размера и расположения, нуждаются в постоянном движении. При вынужденном бездействии тонус мышц быстро теряется, снижается чувствительность пальцев, уменьшается подвижность суставов. Это может привести к полной атрофии конечности.
Способы развития мелкой моторики рук.
Улучшать, восстанавливать двигательную активность суставов рук и пальцев можно несколькими способами. Они могут включать в себя взаимодействие с другими людьми, использование механических приспособлений. Например:
- массаж;
- перебирание, пересыпание мелких предметов;
- упражнения с использованием колец, шаров, которые одеваются на штативы;
- упражнения с турниками, кольцами.
Особенности улучшения мелкой моторики рук у лежачих больных.
Основной проблемой, с которой сталкиваются люди при ухаживании за пациентами, не встающими с кровати, является ухудшение способности к двигательной активности у больного, апатия, ухудшение качества речи. Все это связано со слабостью мышечного аппарата вследствие вынужденного длительного бездействия. Особенно это состояние опасно для пожилых людей, у которых полная атрофия мышц может наступить уже через месяц после начала постельного режима.
С двигательной активностью пальцев и кистей рук связана и внятная речь больного. Понимание и воспроизведение слов напрямую зависит от двигательных импульсов, возникающих в верхних конечностях. При регулярной тренировке мелкой моторики пальцев рук можно добиться значительного улучшения качества речи пациента, что очень важно для лежачих больных, которые перенесли инсульт.
Еще большей проблемой может обернуться нежелание больного выполнять упражнения. Здесь помогут задания в форме игры со стихами или с музыкальным сопровождением.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
Если лежачий больной способен самостоятельно заниматься творческими делами типа вязания, вышивки или рисования – это лучшие методики для поддержания моторики пальцев на нужном уровне. Но зачастую пациенты, прикованные к кровати, нуждаются в более простых упражнениях, которые можно делать самостоятельно или под присмотром сиделки. Некоторые из них:
- Попеременное сжимание в кулак и распрямление пальцев;
- Растирание ладоней друг о друга круговыми движениями;
- Последовательное сгибание, разгибание пальцев;
- Перекатывание в ладонях стеклянного или металлического шарика;
- Пересыпание руками мелкого песка;
- Разделение предметов разной формы и размера по категориям (хорошо подойдет перебирание гороха, фасоли, гречки, смешанных в одну кучу);
- Захват умеренно тяжелых предметов (книги, стакана, бутылки с водой), приподнимание зажатого в руке предмета на 20-30 см над горизонтальной поверхностью;
- Навешивание/снятие прищепок для белья с веревки или проволоки;
- Растирание ладоней с помощью крема для кожи рук (особенно подходит для женщин любого возраста);
- Лепка из пластилина или мягкой глины.
Механические приспособления для развития утраченной мелкой моторики рук
Медицинская промышленность предлагает много вариантов устройств, помогающих лежачим больным в период реабилитации для улучшения качества жизни. Самые простые из них – вкладыши из шерсти или поролона, сжимая которые в руке, больной уменьшает спазм мышц и проводит самостоятельный массаж ладони и пальцев. Большой популярность также пользуются пирамидки наподобие детских, они не только стимулируют работу мелких суставов руки, но и восстанавливают обычно нарушенное цветовосприятие. Существуют комбинированные приспособления, включающие в себя элементы пирамидки, эспандеров для сжатия, емкостей с мелкими шариками для перебирания и массажа.
Отлично себя зарекомендовали и игольчатые аппликаторы, которые воздействуют на чувствительные точки на ладони больного и улучшают кровообращение в конечностях, что тоже важно для нормального функционирования суставов и мышц руки.
«Пальчиковые» игры
«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.
Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.
Нескучные упражнения для младенцев
Это моя игрушка!
Вариант занятия с ребёнком, который уже умеет хватать и держать предметы. Когда малыш лежит в кроватке, дайте ему в ручки мягкую погремушку и осторожно, слабо потяните её на себя. Пусть малыш попробует перетянуть игрушку к себе. Такое упражнение позволяет тренировать бицепсы, которые отвечают за сгибание рук в локте и повороты кистей.
Экспедиция за детскими сокровищами
Разложите по комнате или манежу любимые игрушки малыша и дайте ему свободу движений: пусть он сам пытается ползти к своим любимым зайчикам, кубикам и пирамидкам. Это разбудит у ребёнка интерес к самостоятельным движениям.
Разноцветные листочки
Упражнение подходит для крох, которые уже делают первые попытки по вставанию на ножки, держась за бортики кроватки. На стену, у которой стоит кроватка, приклейте несколько цветных стикеров — они должны быть недосягаемыми из положения сидя. Но малышу должно быть легко их доставать, поднимаясь на ножки. Карапузу наверняка понравится отрывать листочки со стены. Не оставляйте малыша со стикерами без присмотра.
Что это такое?
То, что большинство из нас называют, как правило, ловкостью пальцев, на самом деле представляет собой сложный процесс, в котором задействованы различные системы организма. Моторика рук — это умение совершать точные и скоординированные движения пальцами. Они могут быть разнообразными, начиная от захвата предметов, заканчивая созданием картин и жонглированием. Общим является привлечение к выполнению движения опорно-двигательного аппарата, мышц, нервной системы и зрения.
Если хотя бы одна из систем не справляется со своей задачей, то нужного результата достигнуть не получается. Например, если ничего не предпринимать для развития мелкой моторики у ребенка, то ему будет сложно научиться разборчиво писать, он будет часто ронять предметы и столкнется с трудностями во время занятий спортом. Кроме того, подобные навыки отражаются на качестве речи. Во взрослом возрасте недостаточная тренировка пальцев станет причиной неуклюжести и проблем в быту, поэтому о том, как развивать мелкую моторику рук, следует знать каждому. Приятная новость – если прилагать усилия и запастись терпением, то можно научиться управлять своими движениями, сколько бы лет вам ни было.
Амбидекстрия
Это врожденная или выработанная способность владения не ведущей рукой так же, как ведущей. Суть в следующем… Легкость владения вашей ведущей рукой примерно отражает развитость вашей психики и когнитивных навыков. Проделайте следующее упражнение: запишите вашей ведущей рукой любое предложение. Оцените, насколько это было легко. Далее то же предложение запишите не ведущей рукой и оцените, насколько это было трудно. Разница в легкости написания ведущей и не ведущей рукой примерно равна спящему внутри вас потенциалу. Наверняка после этого несложного упражнения многие поразятся этой огромной разнице.
Еще одно преимущество амбидекстрии… Для решения проблем некоторых эпилептиков нейрохирургам приходится идти на контрмеры — эпилептикам рассекают мозг. Отделяют полушария друг от друга. Далее за больными еще некоторое время наблюдают, и эти наблюдения привели к следующему открытию. Активность доминантного полушария возрастает в то время, как не доминантное полушарие практически прекращает свою активность. Каков тут вывод? Плохо развитое не доминантное полушарие, из-за своей неразвитости, притормаживает доминантное полушарие мозга, не давая раскрыть ему весь свой потенциал. Проверить это очень легко.
Проделайте упражнение, которое я описал выше, но после того, как вы запишете предложение не ведущей рукой, то же самое предложение запишите опять ведущей рукой и оцените, насколько быстрее, легче и ровнее стал ваш прежний почерк. Это происходит буквально мгновенно. Эффект будет сильнее, если не ведущей рукой писать дольше. Развитие не ведущей руки — это очень важный момент в развитии своих способностей. Так что тренируйтесь.
К слову сказать, всемирно известный гений Леонардо Да Винчи развил свое владение не ведущей рукой до совершенства, чего и вам желаю