Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления


Классификация

Существуют две формы дислалии:

  • механическая;
  • функциональная.

При механической человек не может выговаривать правильно слова из-за дефектов артикуляционного аппарата, которые появляются при травмах, заболеваниях или являются врожденными. При функциональной дислалии нет органических дефектов речевого аппарата, она может развиться при нарушении фонематического восприятия, в определенных социальных условиях и поддается коррекции. Функциональная дислалия классифицируется на

  • моторную (характеризуется нарушением в отделах речедвигательного анализатора),
  • сенсорная (нарушение в отделах речеслухового анализатора),
  • сенсомоторная (имеет признаки первых двух видов).

Дислалия также имеет разделение по характеру дефекта. Степень сложности нарушения определяется количеством неверно произносимых звуков, более 4 считается сложной.

Неправильное произношения одной группы звуков называется мономорфной дислалией. Если нарушение распространяется на несколько разных групп — это полиморфная дислалия.

Недостатки произношения отдельных звуков

Дефектный звукФонетический дефект (искажение звука)Фонематический дефект (смешения, замена звука)
Название дефекта произношенияВиды дефектного произношенияНазвание дефекта произношенияВиды замен
Звук РРотацизмВелярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское»ПараротацизмР = Р’ Р = Л’ Р = J Р = Г Р =Д
Звук Л Звук Л’ЛамбдацизмДвугубное, смягченноеПараламбдацизмЛ = Ы Л = Г Л = Л’ Л = Р
Звуки С, С’ Звуки З, З’ Звук ЦСигматизмМежзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящееПарасигматизмС, З, Ц = Ш С, З, Ц = Ф С, З, Ц =Т С, З, Ц = Щ С — З; Ц = Ч
Звук Ш Звук Ж Звук Щ Звук ЧСигматизмМеззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативноеПарасигматизмШ, Ж, Щ = Т Ш, Ж, Щ = Ф Ж = Ш Ж = З Щ = С’ Ш = Щ Ч = Т’; Ч = Ш’
Звук jЙотацизмМягкое нижней и верхней артикуляцииПарайотацизмJ = Л’
Звуки К, ККаппацизмГолосовое, гортанноеПаракаппацизмК = Т
Звуки Г, ГГаммацизмФрикативное заднеязычное, фарингальноеПарагаммацизмГ = Т
Звуки Х, ХХитизмГолосовое, гортанноеПарахитизм

Терминология фонетических искажений

Дефекты речевого развития, при которых ребенок не выговаривает [р] или [р’] — это ротацизм, если искажает [л] и [л’] — это ламбдацизм, трудности с шипящими звуками [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящими [с], [с’], [з], [з’] называется сигматизмом, йотацизм -это проблема с произношением [й], гаммацизм — искажение [г] и [г’], каппацизм — сложности в произношение [к] и [к’], хитизм — проблемы со звуком[х] и [х’]. Наблюдаются и такие дефекты речи, как озвончение глухих или оглушение звонких согласных, а также замена твердых на мягкие и наоборот.

Названия фонетических дефектов и их виды (таблица)

Все виды недостатков произношения можно для наглядности представить схематично:

Искажения звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией

Евгения Ерохова

Искажения звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста

одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков)

Нарушение звукослоговой структуры слов обычно выявляется при

логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим

недоразвитием. Как правило,диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Вопросом формирования звукослоговой структуры слова в онтогенезе и

при нарушенном развитии у детей занимались специалисты различных

областей (А. И. Сикорский, В. К. Орфинская, Л. А. Чистович, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Также в

литературе широко представлены методики преодоления нарушений

звукослоговой структуры слова у детей (З. Е. Агранович, Г. Г. Голубева,

Т. А. Титова, А. К. Маркова и др.).

Все авторы отмечают, что нарушение звукослоговой структуры слова у

детей с речевой патологией, затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, достаточно стойкое и преодолевается с трудом. Проблему нарушения и коррекции звукослоговой структуры слова

большинство авторов исследуют у детей с моторной алалией (Г. В. Гуровец

Л. Б. Есечко, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, О. Н. Усанова и др.). Речевая

симптоматика алалии выражается в трудностях усвоения языковых

закономерностей и неправильном их использовании, в аграмматизмах,

искажениях звукослоговой структуры слова (пропуски букв, перестановки

слогов, вставки дополнительных гласных и др., нарушении

звукопроизношения и т. д.

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации

речевых нарушений выделена категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная

система,нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Исследователи (А. К. Маркова, Л. Н. Ефименкова, Г. А. Каше,

Л. В. Лопатина, О. В. Правдина, Н. В. Серебрякова, Т. А. Титова

, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова)

исследуя речь дошкольников с ОНР, отмечают, что их речь характеризуется недостаточностью фонетического оформления. У детей с ОНР отмечаются полиморфные нарушения звукопроизношения, несформированность процессов дифференциации акустически или артикуляторно сходных звуков, а также нарушения звукослогового состава слова. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи

дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Спецификой системного речевого расстройства общего недоразвития речи является нарушения звукослоговой структуры слова: замены, пропуски, перестановки, повторения звуков и слогов, антиципации, контаминации.

Данные нарушения разнообразны и непостоянны в своем проявлении (от

незначительных трудностей до грубых нарушений): часто носят стойкий и

длительный характер, задерживают процесс нормального развития устной речи.

Ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть

звукослоговой структурой слова. Считается, что сензитивным возрастом, для наиболее успешного преодоления данных расстройств, является дошкольный. Но если эти нарушения не коррегируются своевременно, то это приводит к нарушениям всех речевых компонентов: лексики, грамматики, связной речи.

По данным современных исследователей Г. В. Бабиной, Н. Ю.

Сафонкиной патогенезом данного типа нарушений является искажение

формирования сенсомоторного репертуара отдельных систем и их

взаимодействий, в том числе ритмической структуры слова. Это говорит о

дефицитарном или несформированном статусе конкретных мозговых систем.

Специалисты в области психолингвистики В. Глухов и В. Ковшиков

говорят о том, что для полноценного овладения языком требуется созревание вполне определенных структур нервной системы и сформированность определенных связей между ними. Это положение подтверждают, в частности, разные формы патологии нервной системы. Например, многие дети с церебральным параличом (в данном случае речь идет о детях, у которых церебральный паралич не осложнен другими нарушениями нервной системы, которые могут приводить к нарушениям усвоения языка как знаковой системы) овладевают языком как знаковой системой, хотя обычно имеют артикулярные нарушения, подчас тяжелые.

Кроме того, у ребенка должны быть сформированы периферический

артикулярный и слуховой аппарат, позволяющие ему говорить и воспринимать обращенную речь. Однако, как отмечает Н. С. Державин, даже при существенных деформациях периферического артикулярного аппарата, например при расщелинах губы и неба (твердого и мягкого, ребенок усваивает язык как знаковую систему (при этом у ребенка обычно проявляются выраженные нарушения звукопроизношения и просодии)

Иначе обстоит дело при нарушениях слуховой функции. Средняя и

тяжелая степень снижения слуха закономерно ведет к патологическому

развитию всех компонентов языка: не только фонетического и

фонематического, но и семантического, а также синтаксического, лексического, морфологического и морфо-синтаксического.

Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим

недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это

выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры.Нарушение формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова.

При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение,

искажение звукослоговой структуры слов,частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.

Так, Р. И. Лалаева указывает, что наиболее распространенными

ошибками при дислексии и дисграфии являются искажения звукослоговой

структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У умственно отсталых детей именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдает. У детейс дислексией в процессе чтения наблюдаются следующие основные типы ошибок: замена и смешение звуков при чтении (замена фонетически близких звуков, в том числе звонких – глухих и других, замена

букв по оптическому сходству, побуквенное чтение (нарушение слияния звуков в слоги и слова, искажение звукослоговой структуры слова (проявляются в пропусках согласных при стечении, пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях звуков, перестановках звуков, пропусках и перестановках слогов) В. Глухов, В. Ковшиков также указывают, что при дислексии отмечаются

искажения звукослоговой структуры слова. Наиболее распространенные

ошибки этой группы:

а) пропуски гласных при стечении (скамейка – камейка)

;

б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз –

парвоз); в) добавление звуков (под дождем – под дождием)

;

г) перестановка звуков (лопата – лотапа)

;

д) пропуски, перестановки слогов (канава – кавана)

Обобщая данные литературы о нарушениях речи у детей с ЗПР,

Р. И. Лалаева указывает на то, что экспрессивной речи этих детей

свойственны не только нарушения звукопроизношения; во многих случаях

картина свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке

процесса речевого развития. Для импрессивной речи характерна

недостаточность дифференциации речеслухового восприятия.

У детей с ЗПР среди других речевых нарушений также оказывается

нарушенной и звукослоговая структура слова, что препятствует усвоению

словарного запаса и грамматического строя речи. Не только в устной речи, но и в процессе чтения и письма дети с ЗПР допускают различного рода искажения звукослоговой структуры слова. Частыми ошибками являются пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов. Наибольшую трудность вызывают слоги со стечением согласных и слоги с мягкими согласными.

Преодоление дислалии

Коррекция дислалии носит комплексный характер. и состоит из ряда последовательных этапов:

  • подготовительного (включает артикуляционную гимнастику, работу над дыхательно-голосовой функцией, развитие мелкой моторики, синхронизацию речи с движением, формирование пространственных представлений и пространственно-аналитической деятельности);
  • этапа постановки;
  • этапа автоматизации поставленных звуков;
  • этапа дифференциации артикуляционно и акустически сходных звуков речи.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: pleshakof@cp9.ru