Наталья Теремкова: Собирай-ка. Логопедические пазлы. Звуки раннего онтогенеза, Г, Гь, К, Кь


Артикуляция звука Г

Артикуляция звука [Г] такая же, как и у звука [К], только с участием голоса. Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Зубы разомкнуты. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Задняя часть языка образует смычку с нёбом. Мягкое нёбо поднимается и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный звук. Голосовые складки смыкаются и вибрируют.

Наталья Теремкова: Собирай-ка. Логопедические пазлы. Звуки раннего онтогенеза, Г, Гь, К, Кь

Наталья Эрнестовна Теремкова — логопед с многолетним стажем практической работы с детьми. Почётный работник образования РФ. «Школа Натальи Теремковой» — это уникальный материал для игровых занятий с ребёнком на коррекцию всех групп звуков. Пособия Натальи Теремковой знает каждый педагог-практик — в ДОО, в частных детских садах и в центрах развития. Учителя-логопеды получают полностью методически проработанный материал для организации системных занятий. Родителям предоставляется возможность закрепить результат занятий с ребёнком в домашних условиях. Игры просты и доступны, разобраться в них сможет любой заинтересованный родитель. В комплект входят пять альбомов, направленных на закрепление звуков раннего онтогенеза у детей разных возрастных групп. Задача комплекта — автоматизация и дифференциация проблемных звуков, обогащение словарного запаса ребёнка, развитие зрительного восприятия, внимания, пространственной ориентации и мелкой моторики рук. Занятия организуются в форме занимательной игры: ребёнок собирает пазлы, пользуясь визуальными подсказками, и помогает весёлым героям выполнить увлекательные задания. Альбом №5 «Собирай-ка. Логопедические пазлы. Звуки Г, Гь, К, Кь» является частью комплекта, предназначенного для закрепления (автоматизации) правильного произношения звуков раннего онтогенеза у детей разных возрастных групп. Цель пособия: — Помочь специалистам и родителям разнообразить процесс автоматизации звуков, используя игровую форму занятий с детьми. — Способствовать пополнению словарного запаса детей. — Развивать у детей посредством игр произвольное внимание, его переключение и концентрацию, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику пальцев рук. Следует помнить! Начинать игры с пазлами рекомендуется после постановки ребёнку звуков под руководством логопеда. Что представляют собой логопедические пазлы? Пазлы содержат специально подобранные картинки и служат для автоматизации звуков раннего онтогенеза Г, Гь, К, Кь. Методика автоматизации звуков основана на включении звука в слова. Автоматизируемый звук последовательно закрепляется во всех позициях слова — в начале, в середине, в конце. — Речевой материал, представленный в пазлах по закреплению изучаемых звуков, максимально освобождён от использования сонорных звуков Л, Ль, полностью освобождён от использования шипящих звуков, сонорных звуков Р, Рь. — Речевой материал, включающий свистящие звуки (С, З), представлен отдельно и маркирован. Пазлы содержат специально подобранные картинки и служат для автоматизации звуков раннего онтогенеза Г, Гь, К, Кь. Как выбрать необходимый пазл для игры по закреплению звука? Необходимо внимательно просмотреть перечень пазлов и сноску к ним. Выбрать для занятия с ребёнком пазл с тем звуком речи, который уже поставлен ребёнку учителем-логопедом и который необходимо закрепить. Важно помнить! В логопедической работе с детьми следует соблюдать правило: не использовать при автоматизации (закреплении) звука слова, содержащие в своём составе звуки, которые ребёнок произносит дефектно!
Скрыть

Автоматизация звука [Г] в начале слов со слиянием согласных

Повторять слова чётко, выделяя голосом звук [г].

гнать гнуть гнев гнет гнездо

грач груша громко грива грибы

гвозди глушь глина глянец глазурь

глубина глазомер гладиолус грань гром грош груз гриб

грим гриф грамм груздь грунт

груша грамота гравер грызун гребень

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Примеры слов на букву «Ь»

#СловаСлова начинающиеся на букву «Ь»—Слова заканчивающиеся буквой «Ь»Ось, ель, будь, корь, ложь, мазь, матьС буквой «Ь» в середине словаТьма, альянс, барьер, бульон, бальзамСлова содержащие несколько букв «Ь»Сельдь, фальшь, зашьешь, скользь, мелькатьСтраны—Города—Животные—Овощи, фрукты и ягоды—Профессии—Все имена на букву «Ь»Мужские имена—Женские имена—

Автоматизация звука [Г] в середине слов

Повторять слова чётко, выделяя голосом звук [г].

яга нега нога рога снега

вьюга книга ватага радуга телега

навага отвага мотыга пирога лачуга

фрамуга бродяга благо огонь багор бугор вагон загон

гогот погон ноготь бегом кругом

иголка огород угодье погода разговор

нагорье бегония полигон агат багаж наган загар пугач

бригада делегат рогатина богатство могут прогул драгун лагуна фигура

ягуар чугун балагур лягушка попрыгунья

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Словосочетания со звуком г: повторять по 2-3 раза чётко, выделяя голосом звук [г].

гоголь-моголь гнилая груша

гребни гор огромный город

пограничный гарнизон игра органиста

гроздья винограда пергаментная бумага

громкий голос прогноз погоды

горные луга чугунная ограда

Упражнение «Придумай словосочетание по картинкам».Например: Говорящий попугай грязные сапоги

Слова, в которых два звука г.

Повторять слова чётко, выделяя голосом звук [г].

гага гангрена гоголь глагол

гагара гангстер гогот загогулина

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Предложения со звуками Г и Г’

Я его догнал и обогнал. Я мигом Олега догоню.

Гога долго болел гриппом. Галя гоняла голубей.

Голуби влетели в голубятню. Я бегу по лугу.

Галя загадала загадку. У Гоги — гаммы.

Гера играет на гобое. На Урале громадные гранитные горы.

В огороде на грядке растут огурцы. Гусь гогочет: «Га—га—га!»

Грачи вьют гнезда на дереве. В вагоны грузят арбузы.

На берегу стоят пингвины. Дорогу посыпают галькой.

На заводе гудит гудок. У Гоги — гири.

Гена помогает другу. Гена на гобое играет гимн.

На пороге вытри ноги. Листья герани испаряют достаточно влаги.

Вечная слава героям. На флаге — герб.

Из-за вьюги не придут подруги. На берегу Волги много лагерей.

Едят Гена и Галя геркулесовую кашу. Гена просит Геру сыграть на гитаре.

Галя надула губы. Детский лагерь находится у горы.

В городе висят красные флаги. У Гоги болит нога.

Упражнение «Придумай предложения по картинкам».Например: Гриша играет на гитаре.


Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуками [г], [г’] и буквой Г»

Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе: Подготовка к обучению грамоте «Звуки [г], [г


]. Буква Г».
Подготовила: Сомова Н.Н.

Задачи:

— познакомить детей со звуками [г] и [г’],

— формировать умение дифференцировать звуки [г] и [г’] по твердости – мягкости,

определять место новых звуков в словах;

— познакомить с образом буквы Г;

— развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление, умение работать в коллективе;

— воспитывать интерес к изучению грамоты и чтению, чувство товарищества, самостоятельность, дисциплинированность.

ХОД НОД

1.
Организационный момент (игровая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).
— Ребята, сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну звуков и букв. Кто живет в той стране? (звуки и буквы)

-Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем).

— А что мы будем делать в этой стране? (Знакомиться с новыми звуками, буквами и играть с ними).

— А вот с какими звуками мы сегодня познакомимся, вам подскажут загадки. Слова-отгадки начинаются с новых звуков.

Невидимка-великан В небе бьёт в барабан. (гром)

А это что за чудеса? В лесу мы слышим голоса, Ребята у костра сидят, Поют и на нее глядят. Чтобы она вдруг зазвучала, Щипни струну ты для начала. А струн бывает семь иль шесть, Ее достоинств нам не счесть. Всем под нее легко поется, Скажите, как она зовется?.. (Гитара)

— С какими звуками мы познакомимся сегодня? ([г] , [г’])

— Закройте глаза, а произнесу волшебные слова. И мы окажемся в волшебной стране звуков и букв.

2. Знакомство со звуками
], [г

] (характеристика звуков с помощью схемы)
— Открывайте глаза.

— Произнесите: « Г». Звук [г], он какой, согласный или гласный? (согласный) Почему? (не поется) Звонкий или глухой? (звонкий, он произносится громко, звонко и не шумит) Твердый или мягкий? (твердый)

— Как вы думаете, есть ли у звука [г] родной братик? (да, звук [г’])

— Произнесите звук [г’]. Расскажите он какой? (согласный, звонкий, мягкий)

3.
Игры на развитие слухового внимания.
1) Игра «Сигнальщики».

— А сможете ли вы отличить братьев [г] и [г’] друг от друга?

— Я буду произносить звуки, а вы зажигать огни.

— Теперь наоборот, я зажигаю огонек, а тот на кого я покажу, произносит звук [г] или [г’].

— Посмотрите, у вас есть еще красный огонек. Почему его не зажигали? ([г] и [г’] – согласные звуки, а красный огонек обозначает гласный звук)

2) Игра «Звукоежка».

— Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел.

— Я произнесу слово без первого звука, а вы произнесете его правильно.

руша (груша), ..ном, …рузовик, …роза

..иря, ….ильза, …ерой, ..азета, …рим, ..релка, …лоток

— Какие звуки съел Звукоежка? ([г], [г’]).

3) Игра «Звуковые матрешки».

— Братьев различать научились, значит, можем поиграть. Закройте глазки.

(воспитатель помещает на доску «Звуковую яблоню» и «Звуковых матрешек», на «яблоках» нарисованы тигр, бегемот, голубь, гуси, гнездо, кегли, книги, груша, радуга, шапки)

-Будем яблочки срывать и Матрешек угощать.

— А Матрешки едят все яблоки? (Нет, синяя матрешка – яблоки с картинкой, в названии которой звук [г], зеленая – со звуком [г’]).

— А вы на карточках обозначьте место звука в слове синим или зеленым яблочком.

— Гнездо. Для какой матрешки это яблоко? (для синей, есть звук [г], он твердый, первый в слове)

— Бегемот. Для какой матрешки это яблоко? (для зеленой, есть звук [г’], он мягкий, находится в середине слова)

Работа с остальными картинками.

— Какая матрешка съест яблоко с шапками? (Никакая, потому что в слове «шапки» нет звуков [г], [г’]).

Физкультминутка

Проводит ребенок.

4. Знакомство с буквой Г.

— У братьев Г и Гь одна мама – буква Г. Вот она. Это буква Г.

— На что похожа буква Г?

Букву на плече носил,

На лугу траву косил.

— Почему буква Г раскрашена синим и зеленым цветами?

5. Закрепление образа новой буквы.

Игра «Собери букву» (четыре конверта, в каждом разрезанная на несколько частей буква Г)

— Посмотрите! Для нас звуки и буквы приготовили сюрприз. Заглянем в конверты. А здесь какие-то кусочки? Как вы думаете, что это?

Дети делятся на четыре группы и собирают буквы.

6. Речевые игры.

1) Игра «Скажи наоборот»

— Поиграем в игру «Скажи наоборот», но сегодня будет одно правило — во всех словах первый звук [г]: тихо, веселый, сладкое, жидкие, чистая, шершавый, нежное.

2) Игра «Закончи предложение»

— Я начну предложение, а вы закончите словом, первый звук в котором [г] или [г’].

У Гали голубые … (глаза).

На клумбе выросли … (гвоздики).

Гончар вылепил из глины …. (горшок)

Гром гремит во время … (грозы).

На лугу гогочут … (гуси).

7. Итог. Рефлексия.

— А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. Я произнесу волшебные слова.

– С какими звуками мы познакомились во время нашего путешествия? Чем они похожи? Чем отличаются?

— А зачем, мы с вами учились различать звуки, знакомились с буквой Г? Где вам потом пригодится это знание? (правильно читать, грамотно писать)

– Что больше понравилось? Что было трудно?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]