Подготовительный этап
Развитие речи в дошкольном возрасте начинается еще до года. В период с рождения и до 12 месяцев происходит формирование речевого аппарата, а также его подготовка для правильного членораздельного произношения.
Благодаря крику и плачу малыш пытается донести свои потребности. Мамы умеют определять, когда плач вызван негативными эмоциями, а когда, напротив, сопровождается радостью и приветствием.
Гуление приходится на возраст от двух до семи месяцев. Его принято считать первыми разговорами малыша. Грудничок уже может сочетать гласные и согласные звуки, например, «агу», «абу». Самое невероятное в том, что по характеру гуления и интонации можно догадаться, к какой национальности принадлежит ребенок. Ведь малышу в таком возрасте уже свойственно осваивать эмоциональную специфику родной речи.
Следующим скачком речевого развития является лепет. Он начинается с четвертого месяца. Можно отметить, что повторяемые слоги становятся уже эмоциональными. Появляются переднеязычные и губные согласные, например, «ма-ма-ма».
Первые слова малыш может начать говорить в возрасте от 11 до 12 месяцев. Конечно, это исключительно короткие и простые слова (ам, ням, мама, дай). Но кроха употребляет их с пониманием, и порой даже сопровождает произношение жестами.
По достижении годовалого возраста детки осваивают ударные и последние слоги. И произношение большинства слов можно назвать уже вполне разборчивым и понятным.
Тренировка техник разных видов речи для детей
Для развития разных видов речи у детей нужно проводить специальные тренировки.
Сценическая речь для детей
Сценическая речь является для детей основой развития актерского мастерства, поэтому ее лучше тренировать еще в дошкольном возрасте. Упражнения по сценической речи развивают речевой аппарат, тренируют дикцию и артикуляцию, учат отражать эмоции, контролировать интонацию и с помощью нее передавать оттенки настроения.
Сценическая речь
Важно! Для тренировок сценической речи лучше всего подходят скороговорки, специальные игры, развивающие дикцию и произношение.
Примеры нескольких упражнений:
- Изобразить через мимику и жесты различные эмоции (грусть, радость, злость, удивление и так далее)
- Произнести фразы с разной интонацией, выделяя ударением главное слово в предложении. «Ура! Скоро лето!» — радостно, печально, испуганно, с вопросительной интонацией, как дедушка.
- Четко артикулируя, произнести скороговорки. При этом нужно каждый раз менять ударное слово в предложении, обращая внимание на появление новых оттенков в скороговорке. Примеры: «Кукушка кукушонку купила капюшон», «Галка села на забор, грач завел с ней разговор», «Слишком много ножек у сороконожек».
Есть целые сборники с упражнениями и методики для обучения детей выразительности, которые можно купить или найти самостоятельно, а в детских садах и кружках существуют дополнительные курсы и консультации для родителей, обучающие этому.
Упражнения для дикции для детей
Дикция — важный инструмент понимания чужой речи, поэтому так важно заниматься с ребенком ею с ранних лет, ведь в дальнейшем нечеткая речь может стать причиной насмешек со стороны сверстников и личной неуверенности.
Обратите внимание! Четкая понятная речь — залог привлекательности любого человека, который формируется еще в детстве, специалисты рекомендуют заниматься с детками с плохой дикцией уже в возрасте 2-3 лет, иначе потом исправить ее станет намного сложнее.
Подобная проблема сразу заметна на слух, но тем не менее основными индикаторами нечеткой дикции у детей являются:
- Неправильное звукопроизношение
- замена глухой согласной на звонкую
- сокращение труднопроизносимых слов
- замена одних звуков на другие
- и другие.
Упражнения для дикции направлены на укрепление лицевой и ротовой мускулатуры, потому что необходимо научиться быстро менять положение губ и языка.
Известные упражнения для дикции для детей:
- Трубочка.Сложить губы трубочкой, вытянув их вперед, и произносить таким образом звук «у».
- Улыбка. Нужно улыбнуться очень широко, не размыкая губы.
- Рупор. Широко открыв рот, произносить звук «а».
- Бублик. Необходимо растянуть губы насколько возможно, напрягая мышцы вокруг, и произносить звук «о».
- Барабанщик. Нужно ударять языком верхние зубы и произносить вместе с этим «д».
- Конфетка. Не открывая рот упираться языком то в одну, то в другую щеку.
- Лопатка.Пытаться достать языком то до носа, то до подбородка.
- Иголочка. Открыв рот вытянуть вперед язык настолько, насколько возможно.
- Лошадка.Научить ребенка цокать языком о верхнее небо.
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе
Упражнения для артикуляции
Другим видом тренировки мышц лица является артикуляционная гимнастика, которая также улучшает подвижность языка и губ.
Важно! Специалисты рекомендуют сперва сделать небольшую артикуляционную разминку, уделив ей около 5 минут.
Техника артикуляционной разминки:
- Представить, что во рту находится шарик из воздуха, и перемещать его из одной щеки в другую, затем под верхнюю и нижнюю губу.
- Втягивать и раздувать щеки.
- Двигать нижней челюстью по кругу, вверх-вниз, в стороны, назад-вперед.
- Изображать зевоту, открывая широко рот.
- Имитировать звук полоскания горла.
- Поочередно дотрагиваться неба и основания нижних зубов, напрягая язык.
- Разогреть губы, вытягивая их трубочкой.
- Изображать фырканье и ржание лошадки.
- Натянув верхнюю или нижнюю губу на зубы, скользить ею.
- Доставать языком то до подбородка, то до носа.
- Поворачивать язык во рту то вправо, то влево.
- Вытягивать язык вперед как можно дальше.
Упражнения для красивой артикуляции:
Разминка кончика языка. Бить кончиком языка позубам, напрягая при этом язык ипроговаривая подряд слог «да». Затем тренироваться произносить согласные «т» и «д».
Скороговорки.
- Туп тупогуб тупогубенький бычок.
- Ехал Грека через реку.
- Шла Маша пошоссе исосала сушку.
- (Следует начинать произносить скороговорки настолько медленно, насколько это требуется для наиболее понятного звучания текста. Также необходимо уделять особое внимание выразительности иинтонации. Можно попросить ребенка постепенно увеличить скорость произношения.)
Упражнение для губ.
- Поджав внутрь напряженные губы резко выбросить воздух изо рта наружу. При этом должен слышаться хлопок. Вместе супражнением можно тренироваться произносить «п» и«б».
Выделение окончаний.
- Резко выделить окончание слова, преувеличив произношение последних звуков исделав наних ударение.
Упражнение для мышц губ.
- Быстро поочередно произносить гласные «а» «и» «у» «э» «о».
Первоначальное овладение речью
Основное развитие речи детей младшего дошкольного возраста приходится на период от одного до трех лет и имеет ряд особенностей.
Прежде чем начать говорить самостоятельно, ребенок учится понимать речь окружающих его людей. Нормой принято считать, когда у ребенка в возрасте полутора лет в словарном запасе присутствует несколько основных слов, таких как: папа, мама, дай, тетя, дядя. Примером для подражания крохи во всем выступают родители и близкие люди. Поэтому очень важно комментировать все то, что вы делаете. Ребенку уже свойственно все понимать и запоминать важную информацию.
В возрасте около 1,5 лет малыши еще не могут обобщать слова. Поэтому слово «ням» может означать не только желание кушать, но и просьбу подержать ложку или попробовать есть самостоятельно. Также детям такого возраста свойственно отбрасывать окончания. Вы, наверное, замечали, что ребенок произносит некоторые слова, как будто пытаясь игнорировать некоторые слоги или буквы. Не нужно переживать по этому поводу, пока такие недочеты принято считать нормальными. Со временем ребенок научится произносить правильно звуки и слова. А пока задача родителей заключается в том, чтобы объяснять ребенку, как делать это правильно.
Процесс развития речи в дошкольном возрасте должен сопровождаться частыми разговорами с малышом. Причем очень важно во время рассказа или объяснения использовать жестикуляцию. Для малыша очень важно следить за мимикой, произношением и эмоциональной составляющей. Показывайте и называйте предметы, попавшие вам в поле зрения. На прогулке рассказывайте о природе, собачках, кошечках и птицах, которых вы можете видеть регулярно. Такие события не только запоминаются ребенку, но и оказывают существенную помощь в развитии речевого аппарата.
По достижении двухлетнего возраста дети могут с легкостью различать интонации. Поэтому очень важно при чтении сказки менять тембр голоса. Например, мишка говорит басом, а мышка тихо пищит тонюсеньким голосочком. Деткам нравится такое ролевое сопровождение. И более того, им проще понимать происходящее в рассказе.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста после двух с половиной лет сопровождается умением говорить словосочетаниями. Обычно предложения состоят из 2-3 слов. Он осваивает закономерность в согласовании различных слов между собой. Уже способен понимать разницу между единственным и множественным числом. Малыш начинает активно пользоваться определенной системой восприятия, которая и становится основным фундаментом для перехода в следующую стадию развития речи.
Основные виды речи и их характеристики
Ниже представлены основные виды речи и даны их характеристики.
Первичный вид речи
Психология разделяет речевую деятельность человека на две категории: внутреннюю и внешнюю.
Занятие педагога с ребенком
Внутренняя
Связана с процессом мышления, не оформляется устно либо письменно, не является средством коммуникации. Образна, отрывочна, в ней участвуют лишь слова, передающие суть мысли, поэтому скорость передачи быстрая.
Внутренняя речь выполняет важную подготовительную функцию перед самим озвучиванием мысли, благодаря ей составляются «наброски» высказываний.
Внешняя
Связана с процессом общения: произнесенная, записанная либо прочитанная. Подвидами внешней речи являются устная и письменная.
Письменная
Оформляется с помощью письменных знаков с соблюдением грамматических правил. Требуются четкое построение фраз, продуманное изложение мыслей, связность полученного текста. К письменной речи относится как само письмо, так и чтение.
Разговорная (диалоговая)
Разновидность устной речи, при которой разговор поддерживается двумя людьми, с использованием простых фраз и оборотов языка. Не требует развернутых выражений, легко понимается собеседником.
Монологическая
Относится к устной форме, произносится одним человеком.
Пример: выступление лектора, оратора.
Монолог близок к письменной речи, ввиду отсутствия обратной связи с собеседником. Требуется соответствие тем же правилам, что и при письме: последовательное мыслеизложение, логичность, умение связно доносить информацию. Монолог считается более сложным видом речи, чем диалог, предполагает контакт с аудиторией и требует подготовки.
Схематическое объяснение речевой структуры
Таким образом, отвечая на вопрос «Какой вид речи первичен в развитии речевой деятельности ребенка?», однозначно можно говорить об устной разговорной форме. Она является генетически первичной: сначала ребенок овладевает диалогом (с младенческого возраста через взаимодействие со взрослыми). И только потом учится выстраивать мысли в монологе и письме. В доказательство тезиса можно привести тот факт, что до сих пор встречаются языки и диалекты, функционирующие только посредством устной коммуникации. Устная речь естественна по природе, письменная является ее производной.
Интересный факт! Большая группа людей, для которых основной формой коммуникации не являются ни устная, ни письменная речи, — глухонемые, не имеющие слух или голос от рождения, либо утратившие их в результате несчастных происшествий. Для них основным видом передачи информации остается кинетика — жесты, знаки. В историческом плане кинетическая речь — первичный вид общения, существующий с древних времен. Но сравнивать коммуникации глухонемых со способом общения первобытных людей, конечно, не стоит. Речи немых свойственна сложность и систематизированность знаков и понятий.
Развитие речевых форм ребенка в ДОУ
Детский сад — это место, где начинается становление личности ребенка. Профессиональная компетентность педагогов играет огромную роль в данном процессе. Развитие связной речи в виде построения диалогов и монологов, закладывание предпосылок письменной — одна из первостепенных задач ДОУ.
Речевое развитие в средней группе детского сада — нормы и особенности
Важно понимать! Это не узконаправленная деятельность, а целый комплекс мер, предпринимаемый специалистами, требующий творческих решений. Важен современный подход к работе и обучению как детей, так и самих педагогов.
На сегодняшний день разработан и введен Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), по которому выделяются основные области развития детей:
- Социально-коммуникативное развитие,
- Познавательное,
- Речевое развитие,
- Художественно-эстетическое,
- Физическое.
Факторы, влияющие на речевое развитие
Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО
Этот стандарт подразумевает грамотную работу специалистов, помогающую детям осваиваться в следующих направлениях:
- Свободное выражение мыслей, чувств для установления контакта с другими ребятами и взрослыми.
- Пополнение словарного запаса, умение объединять слова в предложения, изменять форму слов, т. е. освоение грамматического строя.
- Развитие творческого начала, умение составлять короткие рассказы, продумывать сюжеты сказок.
- Освоение системы ударений, правильного произношения звуков, умение выразительно говорить и читать стихи.
- Изучение букв, морфологии слова, синтаксических правил, подготовка к обучению грамоте, осваивание азов письма.
- Приобретение опыта чтения книг.
ФГОС ДО по речевому развитию
С 3 до 7 лет
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста приходится на период от трех лет. В этом возрасте малыш с легкостью может описать предмет и даже выстроить небольшое описание, касающееся картинки в книге. Родителям в этот период времени очень важно отвечать на все интересующие вопросы ребенка. А их будет очень много. Помимо этого, уже можно использовать ролевые игры при помощи игрушек. Такое взаимодействие оказывает положительное влияние на развитие речи в дошкольном возрасте.
В 4-5 лет нормой принято считать, когда рассказ или описание предмета понятны не только родителям, но и окружающим людям. Более того, ребенок говорит не только предложениями, но и умеет имитировать голоса разных животных.
Несмотря на то что на ребенка постоянно обрушивается количество новых фраз и слов, он с легкостью их распределяет и классифицирует по необходимым признакам. Так и формируется его словарный запас. Речь ребенка в таком возрасте формируется достаточно просто.
Интересный факт! Будучи лингвистом, К. И. Чуковский определил, почему деткам свойственно ежеминутно создавать новые особые детские наречия. И выяснилось, что малыши создают такие неологизмы не случайно. Они сортируют слова по логическому смыслу, следуя грамматическим правилам. В результате мы можем услышать, как сухарики становятся «кусариками» благодаря смысловому пониманию значения слова «кусать». А собака с длинной шерстью может называться у детей «мохматая».
Психологические особенности развития речи у дошкольников ноябрь 2021
Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
У детей дошкольного возраста речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.
По мере развития лексико-грамматической стороны речи, ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез.
Речь является одним из показателей развития ребенка. Речь сопровождает все виды деятельности.
Она реализует несколько потребностей ребенка: коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.
Первоначальная функция речи коммуникативная. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Развитие речи лежит в центре обучения ребенка.
Работа по развитию детской речи должна быть комплексной и решать задачи, связанные со всеми сторонами речевого развития – фонематической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребенка является обязательным условием развития связной речи. Кроме того, именно взрослый пробуждает у ребенка интерес к языку и побуждает его к творчеству.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Современное – значит начатое с первых дней жизни ребенка. Полноценное – значит достаточное по объему языкового материала, побуждающее ребенка к овладению речью в мере его возможностей на каждой возрастной ступени.
Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в разных его формах.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 г. 4 мес. еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.
И наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Например, обучая неговорящих детей (алаликов), очень важно знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если в таком случае сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Остановимся подробно на характеристике этих этапов.
Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).
Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается?
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 — 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от 1 года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства.
- Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша.
- Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п.
Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дайТате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместолопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать с взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки. Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности. В процессе освоения новых слов ребенок не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т.е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи.
На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки.
т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Имея хорошую память, ребенок способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
Таким образом, дошкольное детство является периодом интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой деятельности.
В дошкольном возрасте имеют место следующие виды расстройств:
— ДИСФОНИЯ/ АФОНИЯ/ — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляются в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.
— БРАДИЛАЛИЯ- патологически замедленный темп речи.
— ТАХИЛАЛИЯ- патологически ускоренный темп речи.
— ЗАИКАНИЕ- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
-ДИСЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
— ДИЗАРТРИЯ- нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.(органика)
— РИНОЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
— АЛАЛИЯ- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития.
— ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ( ЗРР )- наиболее медленный по сравнению с нормой темпом усвоения родного языка.
— ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
— ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ( ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи( лексики, грамматики, фонетики, семантики ) при нормальном слухе и интеллекте.
Каждая группа дефектов различается по форме , степени его выраженности. От этого и зависит характер коррекционной работы, формы и методы, а так же сроки.
Необходимо затронуть и такой важный элемент как профилактика речевых нарушений. Если ее не проводить, то возможны переходы определенных нарушений на письменную речь (ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ ) или наслоение вторичных нарушений на первичные .А это еще более сложный коррекционный процесс. Поэтому, все речевые нарушения желательно устранять в дошкольном возрасте.
Стимулирование
Особенности развития речи детей дошкольного возраста напрямую зависят от их окружения. Ведь именно от родных и близких они узнают свои первые слова. Очень важно в этот период преподносить ребенку информацию с правильным и четким звуковым сопровождением.
Поэтому специалисты говорят, как важно максимально часто и много разговаривать с малышом. Существует огромное количество красивых книг с яркими рисунками и детских карточек. Благодаря таким вспомогательным инструментам можно стимулировать развитие речи в дошкольном возрасте. Любые картинки можно обсудить с ребенком. Не обязательно читать описание или текст рядом. Давайте возможность ребенку пофантазировать. Пусть расскажет, что он видит. Если малыш не идет на контакт, то попробуйте начать первыми.
Психология развития детей подтверждает факт того, что речь непрерывно связана с мелкой моторикой ребенка. Такой вывод базируется на знании о том, что речевые и двигательные центры мозга расположены рядом. Поэтому очень важно в период речевого развития применять пальчиковые игры. Самыми популярными считаются лепка и рисование пальцами при помощи специальных красок. Не менее хорошим занятием принято считать перебирание крупы, пуговичек и прочих деталей. Пусть малыш отсортирует их по цветам и размерам.
Когда пора беспокоиться
Развитие речи в младшем дошкольном возрасте не всегда проходит гладко. Оценку способностям крохи можно выставлять в возрасте одного года. Стоит начинать беспокоиться, если кроха в этом возрасте не реагирует на звуки и не может их произносить самостоятельно. В норме ребенок в возрасте 12 месяцев должен активно использовать в общении жесты (махать ручкой, указывать пальчиком и прочее).
При правильном развитии малыш в возрасте от 1,5 года с легкостью имитирует звуки животных (мяу, гав, му, бе, ме), а также с легкостью воспринимает и понимает просьбы.
По достижении двухлетнего возраста родители должны с легкостью понимать не менее половины слов, которые произносит ребенок.
И именно в возрасте двух лет психолого-педагогическая комиссия в ДОУ может поставить ребенку диагноз задержки речевого развития. Важно понимать, что это не приговор, и чаще всего такой диагноз снимается к 4-5 годам. Совсем недавно ЗРР было принято ставить всем двухлетним малышам, у которых словарный запас был менее 200 слов. На сегодня эти показатели значительно уменьшились. И ребенку этого возраста достаточно произносить порядка 50 слов, в том числе звукоподражание и лепет. А также о нормальном развитии детей свидетельствует умение формулировать двухсоставные конструкции.
Помните, что роль развития речи в дошкольном возрасте не преувеличена. Именно поэтому важно соблюдать основные правила. Помните, что не стоит оставлять беспрерывно работать телевизор в помещении, где малыш проводит больше всего времени. Такой звуковой фон не приносит пользы, а лишь мешает крохе развивать коммуникативные навыки. Помимо этого, посторонние звуки и шум мешают ребенку разговориться. Так как вместо активизации собственной речи ему приходится быть вовлеченным в процесс слушания.
Методы развития речи детей дошкольного возраста
Наглядное моделирование считается эффективным способом для коррекции речи у деток. Благодаря данному приему ребенок начинает представлять абстрактные явления, связанные со словами и звуками. Именно такой подход значительно облегчает понимание процесса для ребенка.
Суть данного средства развития речи детей дошкольного возраста заключается в демонстрации свойств обсуждаемого объекта. Допустим, логопед ведет работу с ребенком, направленную на коррекцию нарушения слоговой составляющей. Для этого он может вовлечь ребенка в игру под названием «Пирамида». Суть ее заключается в том, что необходимо разобраться, в какой последовательности должны располагаться картинки по отношению к кольцам, и проделать это на практике. Допустим, нижнее кольцо содержит слова с одним слогом, среднее включает слова с двумя слогами, а третье кольцо – слова из трех слогов.
Театр и риторика
Методы для развития речи детей дошкольного возраста базируются на множестве игр. Немаловажным аспектом в данном деле принято считать отдачу от ребенка. То есть если малыш не будет заинтересован в процессе, то результата не следует и ждать.
В процессе игры, направленной на разыгрывание сказок, историй или рассказов, у малыша развивается умение последовательно перечислять события, сохраняя данную информацию в уме. Когда дети сочиняют самостоятельно сценарии для кукольных спектаклей, они учатся создавать сюжет, который строится на завязке, экспозиции, развитии, кульминации и развязке. Согласно такой последовательности событий может быть выстроено и вступление, и речь.
Не менее привлекательным способом является развитие речи детей дошкольного возраста через пересказ. Это могут быть известные сказки и рассказы, которые можно взять за основу сценария к спектаклю.
Выбирая сказки, малыши учатся понимать темы текстов, а также выбирать и систематизировать изложенный материал. Помимо этого, они активно редактируют полученные знания, используя свои дополнения. Они с легкостью передают эмоциональную составляющую своего героя и меняют тембр голоса каждому из персонажей.
Кукольный театр для ребенка можно сделать самостоятельно, а можно приобрести готовый набор в детском магазине. Такие развивающие игрушки разработаны на основе рекомендаций известных детских психологов. Самыми интересными являются пальчиковые персонажи. Ребенок во время игры активно задействует мелкую моторику. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста можно сопровождать кукольным театром с игрушками, которые надеваются на руки, тем более что многие детки в возрасте пяти лет уже могут самостоятельно читать. А набор практически всегда дополнен книжкой с яркими картинками. Рассказы и сказки, написанные в ней, можно смело брать за основу сценария. Конечно, не лишним будет предложить ребенку пофантазировать и внести свои корректировки в сценарий. Давайте ему возможность размышлять и принимать решения по поводу того, что бы он исправил в данном рассказе.
Логопедический массаж
Когда перед родителями стоит цель развития речи детей дошкольного возраста, то в ход идет масса методик и способов. Одним из популярных считается логопедический массаж. Обычно такая манипуляция у большинства людей ассоциируется с лечебным эффектом. Но следует отметить, что массаж оказывает прямое влияние на деятельность головного мозга. Он приводит в тонус центральную нервную систему, а также усиливает нервные соединения между мозгом и мышцами с сосудами.
Разработаны методики, которые положительно действуют на память, аналитику и мышление человеческого мозга, а также на речь.
Был проведен эксперимент на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. В течение восьми месяцев они проходили специальный курс массажа. И уже через 21 день были замечены отличные изменения в активности головного мозга у большинства детей. У детей появилось больше интересов и увлечений. В целом результат данного эксперимента показал увеличение умственных способностей на 75 %.
Всего было проведено 6 курсов массажа. Каждый из них состоял из 10 сеансов и занимал не более 10 минут. Причем такой массаж ребенок сможет со временем повторить самостоятельно.
Методы обследования речи дошкольников
Диагностика речевого развития детей раннего и дошкольного возрастов проходит по следующим параметрам:
- Словарь ребенка.
- Звуковая культура речи.
- Грамматика.
- Развитие связной речи.
Применяемая литература по теме: Грибова О. Е., Бессонова Т. П. «Дидактический материал по обследованию речи детей»
Специалисты должны оценивать навыки ребенка только с использованием соответствующих диагностических материалов, помогающих объективно подходить к оценке речевых возможностей детей. Для подбора инструментария и технологий обследования рекомендуется воспользоваться методической литературой Грибова, Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей».
Он представлен в трех направлениях:
- «Словарный запас»,
- «Грамматический строй»,
- «Звуковая сторона» ч. 1, ч. 2.
Рекомендуемые дидактические материалы
Обследование звуковой культуры речи детей
Понятием «звуковая сторона» обозначается звукопроизношение. Диагностика звуковой культуры речи дошкольников должна производиться логопедом два раза в год: осенью — при составлении плана коррекционной работы и весной — при подведении итогов.
Важно! Во время исследования звукопроизношений педагогу следует отмечать такие показатели: какие звуки произносились правильно, есть ли нарушения слоговой структуры слов, умеет ли ребенок регулировать силу голоса, темп, были ли пропуски коррекции звукопроизношения, активна или пассивна речевая деятельность.