Консультация для родителей на тему: «Значимость упражнения «Грибок» при исправлении звукопроизношения.

Почему упражнение грибок так важно при исправлении дефектов речи?

В этой статье я расскажу, как вам поможет упражнение для языка «Грибок» и массаж органов речи для постановки некоторых звуков. У всех детей наступает момент, когда они начинают разговаривать. Безусловно, это самый важный период в развитии речи. В норме ребенок начинает говорить с десяти месяцев. Нарушения дикции становятся более заметными к двухлетнему возрасту, когда малыш старается подобрать правильные слоги, объединяя их в слова.

Если у ребенка не получается правильно произносить звуки, слоги, слова и фразы, то причиной могут быть проблемы в строении органов артикуляции, например снижена подвижность языка. Вот тут-то родители и должны насторожиться, если речь невнятная, шипящие и звук «р» отсутствуют или сильно искажаются. Малышу грозят трудности в общении, правописании, снижении самооценки и уверенности в себе.

Короткая «уздечка»

Причина, по которой ребенок не может произнести звук слабые мышцы языка, щек, губ. Ему трудно поставить губы и язык в правильное положение для создания четкого звука. Безусловно, частой причиной нарушения произношения звуков является укороченная подъязычная связка (уздечка). В норме длина уздечки полтора сантиметра.

Стоматолог может посоветовать подрезать подъязычную связку с помощью лазера или хирургическим путем.

С помощью упражнений попытаемся растянуть подъязычную связку. Это необходимо для постановки звуков «Р» и «Л», а также Ш и других шипящих. Эффективность упражнений повышается, если правильно выполнять артикуляционную гимнастику.

Проводятся занятия в хорошо проветриваемом освещенном помещении. Ребенок усаживается перед зеркалом на удобный стул так, чтобы ноги доставали до пола. В самом начале ребенок и взрослый должны сидеть перед зеркалом, ребенок смотрит и повторяет движения. При выполнении упражнения «Грибок» малыш должен улыбнуться и широко открыть рот. Затем присосать язычок к небу.

Если не получается сразу, можно поддержать язык снизу ложкой, шпателем или массажным зондом. Упражнение не всегда получается сразу, чтоб ребенок не отвлекался, можно показать картинку с грибами, рассказать про них, как они растут, как их собирают, кладут в корзинку. На следующих занятиях можно рассказывать стихи и загадки про грибок. Играть, собирая игрушечные грибочки в кузовок.

Архивный номер № 23 (1390) от 8 июня 2021 — Здоровьечко

ЛОГОПЕДИЯ

Для правильного произнесения звуков необходима слаженная работа всех артикуляционных органов. Без тренировок здесь никак не обойтись!
[td]

Если вашему ребенку уже 5 лет, а он до сих пор не выговаривает четко некоторые звуки, они искажаются или смазываются, вам обязательно стоит ходить на занятия к логопеду (он поставит звуки). Заниматься же с крохой дома самостоятельно при «речевой каше» можно с 3–4 лет. Тогда, возможно, и логопед вам не понадобится. А после 6 лет исправить произношение уже будет намного сложнее.

Для уроков в домашних условиях вам понадобятся зеркало, игровой настрой и желание ребенка заниматься. Речевые тренировки проводят 1–2 раза в день. Продолжительность одного занятия – от пяти до двадцати минут. На первых порах берите одно упражнение. Каждую неделю или каждые три дня разучивайте новое. Освоенное в предыдущие дни упражнение повторяйте.

Занимательная статика

Начните со статических упражнений. В них артикуляционная поза удерживается под счет от 3 до 20. Время удержания увеличивается постепенно. Статические упражнения помогают укреплять мышцы артикуляционного аппарата, а также формировать правильные уклады речевых звуков.

• «Окошко».

Рот широко открыть и в дальнейшем удерживать это положение.

• «Заборчик».

Губы растянуть в улыбке, зубы остаются плотно сжатыми.

• «Хоботок».

Зубы плотно сжать, губы вытянуть вперед, словно хоботок слоненка.

• «Блинчик».

Широкий, распластанный язык спокойно положить на нижнюю губу, рот полуоткрыт.

• «Капкан».

Широкий язык прикусить за боковые края коренными зубами, кончик языка при этом опущен за нижние резцы.

• «Сердитый котенок».

Кончиком языка упереться в нижние резцы, широкая спинка языка круто выгнута, рот открыт, губы растянуты в стороны.

• «Жало».

Рот приоткрыть, острый язык высунуть изо рта (по возможности дальше).

• «Чашечка».

Рот широко открыть, язык в форме изогнутой чашечки поднять к верхней губе (нижняя губа ему в этом деле не помогает).

• «Грибок».

Рот открыть, широкий язык крепко присасывается к небу верхней поверхностью, подъязычная уздечка растянута – как гриб на длинной ножке.

• «Трубочка».

Язычок свернуть (похож на полую трубку), губы округлить вокруг языка, они помогают удерживать трудную позу. Все это – базовые упражнения артикуляционной школы.

Динамично и увлекательно

Объединяя два статических упражнения в единую связку, получаем динамичные композиции.

• «Заборчик» – «Хоботок».

Зубы плотно сжать. Под счет «раз-два» губы то растягиваются в улыбке, то вытягиваются вперед. Следите, чтобы зубы на протяжении всей комбинации не размыкались, а мимика была естественной (ребенок не должен жмурить глазки).

• «Блинчик» – «Трубочка».

Эта связка одна из самых сложных. Если ее выполнить не удается, возьмитесь за разучивание более легких каскадов: «Блинчик»
• «Жало», «Блинчик» – «Чашечка», «Блинчик» – «Грибок».
Когда малыш сможет проделывать их бе-зукоризненно, вернитесь к трудной связке.

Все каскады выполняются под счет «раз-два». Cначала медленно, с четкой фиксацией каждой позы. От занятия к занятию скорость, с которой ребенок выполняет упражнения, увеличивается.

Ваш ребенок уже освоил эти упражнения, выполняет их с легкостью? Тогда самое время перейти ко второй, более сложной части логопедии.

Язык-труженик

Есть упражнения, которые изначально предполагают энергичную работу языка, он трудится в паре с нижней челюстью или губами.

• «Качели».

Узкий язык попеременно тянется то к носу, то к подбородку. Нижняя челюсть при этом опущена, ее положение фиксированно, рот широко открыт.

• «Маляр».

Рот широко открыть. Длинный узкий язык, словно кисть маляра, старательно «красит» нёбо вдоль и поперек. Нижняя челюсть неподвижна.

• «Змейка».

Узкий язык максимально высунуть изо рта. Он совершает быстрые колебательные движения из стороны в сторону (как это делает языком змея). Рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна. Губы растянуты в стороны.

• «Индюк».

Широкий язык выбрасываем изо рта и бьем по верхней губе, издавая при этом характерные звуки рассерженного индюка: «бл-бл-бл». Нижняя челюсть опущена, она не двигается в такт работе языка.

Тренируются все!

В артикуляционных упражнениях не меньше нуждаются губы и нижняя челюсть. Поможем им работать более динамично.

• «Рыбка».

Зубы крепко сжать, губы вытянуть вперед (см. упражнение «Хоботок»). Губы то раскрываются, то смыкаются (как это делает ротиком рыбка в аквариуме).

• «Воронка».

Выдвинуть нижнюю челюсть, рот приоткрыть, зубы разомкнуть. На счет «раз» губы вытягиваем вперед, на счет «два» втягиваем губы внутрь рта, подвернув их за зубы. Сделать не менее 10 повторов.

• «Досада».

Покусать нижними передними зубами верхнюю губу не менее 10–15 раз. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперед.

• «Литавры».

Губы слегка завернуть за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одной о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Повторить не менее 10 раз.

• «Пофыркивающая лошадка».

Губы расслабить, пофыркать, подражая лошадке. Повторить не менее 10 раз.

• «Засов».

Нижнюю челюсть выдвинуть вперед как можно дальше. Подвигать ею из стороны в сторону не менее 10–15 раз с максимальной амплитудой.

• «Прятки».

Здесь есть три варианта:

1) спрятать верхнюю губку, прикусив ее нижними передними зубами. Видна только нижняя губа, она тянется вверх, к носу. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.

2) спрятать нижнюю губку, прикусив ее верхними передними зубами. Видна только верхняя губа, она тянется вниз, к подбородку. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.

3) спрятать верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживать такое положение не менее 5 секунд.

• «Рубанок».

Поскрести нижними центральными зубками по верхней губе не менее 10–15 раз. Нижняя челюсть выдвигается вперед и энергично работает. Затем то же самое повторить с нижней губой, но ее надо будет «обрабатывать» уже верхними зубами.

Показательные выступления

Если после двух-трех месяцев тренировок ребенок успешно освоил школу и произвольную программу, самое время переходить к поста­новке показательных номеров. Это целые мини-спектакли с участием артикуляционных органов и, конечно же, самого ребенка. Но кто здесь главный герой? Гномик Язычок!

• «Блинчики».

Гномик Язычок купил в хозяйственном магазине посуду. Теперь он учится готовить себе еду. Больше всего Язычку нравится печь блинчики на новой сковородке. Блины получаются румяные и круглые. Каждый из них Язычок смазывает маслом (широкий язычок распластан на нижней губе, обе губы пришлепывают блинчик: «пя-пя-пя»). Блины Язычок ест с вареньем.

• «Вкусно!»

Приоткрыть рот и широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз не менее 5 раз. Следите, чтобы нижняя губа не «подсаживала» язык. Блины Язычок запивает чаем. Если чай слишком горячий, Язычок на него дует (положение артикуляционных органов как в упражнении «Чашечка», подуть на края языка, не раздувая щек).

• «В лес за грибами».

Гномик Язычок очень любит собирать грибы. Он берет большую корзину (упражнение «Чашечка») и отправляется в лес. По дороге ему приходится перебираться через ручей. Упражнение «Ручеек»: губы улыбаются, зубы почти сжаты, кончик языка упирается в основание нижних передних резцов. Длительно произнести звук «с». Ручеек воздуха при этом стекает по языку, посередине нижней губы и по подбородку. Вода в ручейке холодная. Ребенок подставляет свою ладошку под подбородок и проверяет, действительно ли холодная водичка в ручейке. При этом главное – не забывать длительно произносить звук «с»! Чтобы не промочить ноги, Язычок пользуется мостиком.

• «Мостик»:

язык круто выгибается, упираясь кончиком в основание передних нижних резцов. Рот открыть как можно шире.

Сколько в лесу грибов! Вот под елкой спрятался крепкий боровичок (упражнение «Грибок»), а рядом – лисичка. Тут же – сыроежка, рыжик (ребенок с небольшими интервалами выполняет несколько раз упражнение «Грибок»). Придя домой, гномик Язычок готовит из собранных грибов очень много вкусных блюд (упражнение «Вкусно!»).

Используя перечисленные упражнения, вы легко сможете сами составлять произвольные и показательные программы для артикуляционных органов вашего малыша. Не стоит только забывать, что главный судья всех этих соревнований и выступлений – зеркало. Только с его помощью можно оценить чистоту выполнения каждого элемента. Зеркало поможет справиться и с артикуляцией трудных звуков, и скоро речь будет чистой и правильной.

moirebenok.ua

Поделиться ссылкой:

Подписаться на «Друг для друга»:

Яндекс Новости Яндекс Дзен Google Новости YouTube Видео

Сказка про маленький Грибок

Жил-был в сосновом лесу маленький гриб. И он очень хотел поскорее вырасти, но не знал как. В лесу ходили слухи о старом и мудром старичке Боровичке. Грибок отправился на поиски. Несколько дней и ночей он ходил по лесу, спрашивая у всех грибов, встречающихся на пути. К сожалению ни кто не знал, где старичок живет. Выйдя на опушку леса, возле высокой ели на прогретой солнцем траве сидел старичок Боровичок.

Обрадовался Грибок, побежал со всех ног к нему. Спросил Грибок, как ему поскорее вырасти. Старичок нахмурился, призадумался и говорит:»С первым теплым дождем начнешь расти. Сначала твоя шляпка потянется вверх, а затем ножка начнет вытягиваться и расти». Поблагодарил Грибок старичка и отправился домой. Как и говорил Боровичок, с первым теплым дождем Грибок стал расти и вырос в большой красивый подосиновик.

Как научить ребенка говорить Р: усердно тренируемся

Ваша первостепенная задача — помочь малышу укрепить мышцы языка. Для этого существует комплекс упражнений.

В основу занятия можно положить сказку о Веселом Язычке. Рот – это домик, твердое небо – потолок.

Если вопрос «Как научить ребенка говорить Р?» стоит в вашей семье остро, приступайте к тренировкам, запомнив несколько простых правил.

  • Ваш девиз – терпение.

Если родительская настойчивость сопровождается нервно дергающимся глазом и пунцовыми щеками, отложите занятия. Не стоит винить малыша в том, что он не с первого раза демонстрирует чудеса артикуляционной акробатики.

  • Не забывайте, что ведущая деятельность дошкольников – игра.

Занятия проводите перед большим зеркалом. Так малыш сможет контролировать свои движения.

  • Только систематические тренировки гарантируют результат.

Поэтому рекомендуем вам придерживаться домашнего расписания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: pleshakof@cp9.ru