Современные представления и история логопедической ритмики
В статье рассматриваются современные проблемы логоритмического воспитания в России. Представлены основные понятия логоритмики, цели, задачи, средства и содержание. Раскрыта история развития логоритмики в России. Сформулированы задачи логоритмического воспитания детей с речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и с заиканием.
Ключевые слова: движение, двигательное умение, двигательный навык, логопедическая ритмика, фонетико – фонематические нарушения, общее недоразвитие речи, заикание.
Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Основная цель логоритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются основные задачи логоритмики: коррекционные, образовательные и воспитательные.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и к речи.
На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале.
Для понимания содержания понятия логопедической ритмики необходимо определить что такое ритмика вообще и для чего она нужна.
В процессе жизни организм человека совершенствуется структурно и функционально, изменяет и приспосабливает среду. В основе движения лежат двигательное умение и двигательный навык.
Двигательное умение — это степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.
Двигательный навык — высокая степень овладения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматизированно и отличается высокой надежностью.
Каждое движение осуществляется в определенном ритме. Понятие “ритм” применяется в разных случаях и имеет широкое распространение: ритм дыхания, сердца, ритм стихотворной строки, прозы, ритм времен года, дня и ночи, ритм работы. Ритм характеризуется основным признаком — это временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов.
В педагогическом аспекте ритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. На ритмических занятиях развивается чувство ритма — способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок в движении: постукивание ногой, качание головой, размахивание рукой. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную и эмоциональную природу. Музыкально — ритмическое воспитание строится на основе развития музыкально-ритмического чувства — способности активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального произведения.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак — Далькроз в 1912 г. Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе — ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников В.А. Гиляровским в 1932 г. и получила высокую оценку специалистов.
В статье по логопедической ритмике В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская в 1936 г. поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи. Практический материал для занятий с заикающимися детьми разработала и изложила в 1941 г. Н. С. Самойленко в статье «Ритмика с логоневротиками дошкольного возраста». Она классифицировала упражнения по степени трудности с учетом нарушения моторики заикающихся детей и определила основные принципы проведения занятий. В. А. Гринер разработала практический материал для заикающихся дошкольников. Она подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.
В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть и в комплекс воздействия на больных афазией. Логоритмика в отношении больных афазией применяется прежде всего к расстройствам музической стороны речи (просодия речи).
В 50-70-е гг. появились работы по логопедической ритмике в системе устранения заикания у детей. В 1958 г. переиздается работа В. А. Гринер «Логопедическая ритмика для дошкольников». В 1960 г. В. И. Рождественская в работе «Воспитание речи у заикающихся дошкольников» подчеркивает роль упражнений на сочетание слова с движением. Ритм производимых движении способствует нормализации речи. В работах Е. Ф. Шершневой, Е. Ф. Рау отмечается значение логопедической ритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного возраста.
Логопедическая ритмика в 70-80-е гг. привлекает внимание исследователей по-прежнему лишь в отношении заикающихся.
Н. А. Тугова в 1968г. разрабатывает систему коррекционно — воспитательных упражнений для музыкально-ритмических занятий с заикающимися с целью воспитания у них произвольного внимания и поведения.
В. И. Дресвянников в 1972г., исследуя особенности моторики заикающихся школьников VI — VIII классов, выявляет зависимость между развитием моторики и экспрессивной речи, между степенью заикания и степенью нарушения моторики и предлагает систему физических упражнений для устранения заикания у школьников 12-15 лет. В 1976 г. Г. А. Волковой был представлен разнообразный логоритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985 г. в книге «Логопедическая ритмика» была дана методика занятий при разных формах нарушений речи. [1].
Вопрос о логоритмике в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста разрабатывает Н. А. Рычкова в 80-е годы и предлагает приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста.
Проблемой логопедической ритмики для заикающихся занимаются также А. В. Крапухин и А. А. Высоцкая.
Логопедическая ритмика широко представлена в работах Е. В. Оганесяна при коррекции невротического и неврозоподобного заикания у взрослых.
В ряде наших работах мы подчеркивали значение теории Э. Жака – Далькроза, которые легли в основу музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей в нашей стране. [2, 3]. В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств — на занятиях по физической культуре.
В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое, целенаправленное воспитание музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают различные виды деятельности: пение, слушание музыки, музыкально — ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах. Основные задачи музыкальных занятий — это воспитание и интереса к музыке, к произведениям разного жанра; развитие мелодического и звуковысотного слуха; совершенствование навыков в пении и в движении под музыку.
Музыкально — ритмические движения тесно связаны с общими движениями, которые развиваются воспитателем на занятиях по физической культуре. Основными задачами занятий являются развитие основных качеств общей моторики — мышечного тонуса, координации движений, переключаемости, двигательной памяти. Умение владеть своим телом развивается с помощью ходьбы, бега, прыжков, перестроений, спортивных игр.
Задачи по развитию физических умений и ритмических способностей у детей решаются на протяжении всего дошкольного возраста — с 3 до 7 лет, готовя их к возрастающим нагрузкам в школе. Музыкальные занятия и занятия по физической культуре развивают психомоторику детей, что благоприятно сказывается при их обучении в начальной школе.
У детей с нарушениями речи, в отличии от детей с нормальным речевым развитием, имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии.
В группе для детей с фонетико — фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушена статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы — общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.
У детей с общим недоразвитием речи нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.
Занятия физической культурой и музыкальные не решают основных коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия логопедической ритмикой.
Лечение посредством движения предполагает применение различных видов движений в кинезитерапии. С помощью системы физических упражнений под музыку развивается чувство ритма в коррекционно — лечебных целях.
Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Г.А.Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в “любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией”.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика — М., Просвещение, 1985.
2. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с ФФН. — М., 1996, 16 с., автореферат дисс. канд. пед. наук.
3. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации — М., 2001.
Сведения об авторе
Шашкина Гульнара Рустэмовна
Кандидат педагогических наук, доцент.
Доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВПО МГПУ) и зав. кафедрой специального дефектологического образования Московского социально – гуманитарного института (НОЧУ ВПО МСГИ).
111673, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, к. 4, кв. 38.
Телефон
Диагностика детей раннего возраста
За консультацией логопеда чаще всего обращаются, когда малышу исполняется 3 года. Но чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее она будет. Логопедическое обследование, проводимое с детьми раннего возраста, позволит увидеть полную картину речевого развития. Родителям стоит обратить внимание на состояние моторной сферы:
- может ли малыш стоять на одной ноге;
- на качество прыжков и бега на месте;
- как ребенок держит карандаш, делает аппликации;
- может ли повторить ритмический рисунок.
Если малыш неловок, старается избегать заданий, требующих тонких дифференцированных движений пальцами (вырезание, аппликация), не может повторить ритм – это может быть признаком речевого нарушения. Если к полутора годам он не говорит, использует в основном мимику и жесты – стоит обратиться к специалисту.
Современные технологии логопедической помощи детям раннего возраста позволяют максимально скорректировать речевое нарушение. Работа строится на формировании правильного произношения гласных, губно-губных, губно-зубных, заднеязычных и переднеязычных звуков. Все упражнения стоит дополнять пальчиковой гимнастикой. Все это благоприятно скажется на состоянии моторной сферы и развитии детской речи.
Что такое логоритмика
Она является составной частью кинезотерапии. Во время логоритмических занятий специально подобранные упражнения сочетаются с произношением определенного речевого материала.
Природа речевых нарушений определяет, то, какая главная задача логопедической ритмики. С помощью её методов происходит комплексная коррекция как речевых, так и других нарушений, связанных с ними на основе комплексного использования ритмических движений, слов и музыки.
Логоритмические упражнения
Важно! В результате регулярных занятий планируется не только выполнение коррекции речевых функций, но и развитие физических и психических качеств детей, адаптация к условиям внешней среды. У детей на этой основе происходит перестройка двигательной, сенсорной, речедвигательной, сердечно-сосудистой систем, воспита6ние эмоционально-волевых качеств личности.
Даже не говорящие в раннем возрасте малыши получают шанс на полноценное развитие.
Эффективность и результативность этого метода
В результате проведения логоритмических занятий происходит решение следующих задач:
- Малыши получают способность более точно выполнять артикуляцию звуков.
- У них производит улучшение фонематического восприятия.
- В результате развитие речевой сферы происходит увеличение лексического запаса.
- При проведении логоритмических занятий улучшается слуховое внимание и усиливается двигательная память.
- Под руководством логопеда происходит развитие общей и мелкой моторики, которое тесно связано с совершенствованием мышления ребенка.
- Малыш учиться выполнять четкие скоординированные движения в соответствии с произносимой речью.
- Совершенствование мелодико-интонационных характеристик речи.
- Развитие детской творческой фантазии.
Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет
При регулярных занятиях эффект будет наибольшим.