Цель занятия: изучаем букву Ф, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
Задачи:
- познакомить дошкольника с буквой Ф, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ф по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Фиалка
Фламинго
Флаг
Филин
Когда мы произносим звук [ф], нижняя губа подтягивается к верхним зубам, между нижней губой и зубами только узенькая щелочка. Произнеси: ФФФ. Зубы и нижняя губа мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ф].
- Какой звук есть и в слове ФЛАГ, и в слове ШКАФ, и в слове ТУФЛИ?
- В начале, в конце или в середине слова звук [ф] в слове ФЛАГ? — ШКАФ? — ТУФЛИ? — ФАРТУК? — ГРЕЙПФРУТ?
- Гласный или согласный звук [ф]?
- Звонкий или глухой этот звук?
- Почему?
- Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
- А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?
Задание: печатная буква Ф для дошкольников
Рассмотри букву Ф. Нашили букву Ф в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Распечатать
Уточнить артикуляцию звуков [ф—ф’]; учить детей дифференцировать звуки [ф—в], [ф’ — в’] в словах; обучать детей подбору к одному прилагательному нескольких существительных; упражнять в составлении предложений из заданных слов; закреплять умение делить слово на слоги; определять последовательность звуков в слове; ознакомить детей с образом буквы Фф; закреплять образы букв.
Оборудование.
Зеркала, схема для анализа артикуляции, панно букв, мел, доска, лист бумаги синего цвета, штампы, белая гуашь; звуковые домики; картинка (игрушка) с изображением ежика; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.
Ход занятия
I. 1. — Мы познакомились с волком и вороной. Какую песенку сочинил волк для вороны? (Несколько ответов)
Анализ слова ворона:
разделить на слоги; определить первый звук в слове и дать ему характеристику.
— Как можно назвать песню волка? (Вой)
Звуковой анализ слова вой
с использованием звуковых домиков: последовательное определение первого, второго и третьего звуков с характеристиками; назвать, сколько звуков в слове.
II. — Кому вы помогли спастись от волка на прошлом занятии? (Ежику) Сегодня благодарный ежик пришел к нам в гости (демонстрация картинки или игрушки). Он хочет рассказать о себе.
Ежика зовут Федей. Он живет в лесу. Найдет Федя что-нибудь вкусненькое и пыхтит от удовольствия. Вот так: фь-фь-фь.
(Дети повторяют за воспитателем) А если Федя встречает лису или волка, то тут же сворачивается в клубок и фыркает:
ф-ф-ф-ф.
(Дети повторяют)
Артикуляция звуков.
— Ежик напомнил нам звуки [ф—ф’]. Когда мы их произносим, то нижняя губа слегка прижата к верхним зубам; верхняя губа слегка при поднята; язык внизу; воздух проходит через узкую щель; голосовые связ ки вибрируют.
Характеристика звуков.
Звуки [ф—ф’] — согласные, бывают твердые и мягкие.
III. Педагог продолжает рассказ. По ходу повествования выставляет картинки (в тексте эти слова выделены).
Каждую ночь ежик Федя встречался со своим другом филином Филей.
Филин любил сидеть на нижней
ветке
большого
дерева.
А ежик садился под деревом в
траву.
Они беседовали, смотрели на
звезды
и вдыхали нежный аромат ночной
фиалки.
Затем филин летел на охоту. А ежик Федя бежал в деревню. Там, в одном доме, ему оставляли еду. Сегодня на блюдце он нашел мясные фрикадельки и
фрукты.
Дверь в дом была приоткрыта. И любопытный Федя заглянул в щелочку. Там, на столе, он увидел
телевизор, вазу
с цветами,
фломастеры,
розетку с
халвой.
Халва так вкусно пахла. Но стояла так высоко. Федя вздохнул и побежал домой.
Педагог просит назвать, что изображено на выставленных картинках, и разложить их на две стопки: в одну слова со звуками [ф— ф’], в другую со звуками [в—в’].
Стопка картинок со звуками [в—в’] убирается. Детей просят определить слова с твердым и мягким звуками {ф—ф’].
Звук [ф]: фрукты, фломастеры.
Звук [ф’]:
филин, фиалка.
3.
Работа с предложениями.
Педагог предлагает детям составить предложения из заданных слов.
а) Филин, спать, день. (Филин спит днем)
Сколько слов в предложении? Какое первое слово (второе, третье)?
б) Федя, нюхать, фиалка, (Федя нюхает фиалку)
Аналогичная работа.
в) Мальчик, рисовать, фломастеры. (Мальчик рисует фломастерами)
Аналогичная работа.
IV. 1. Знакомство с буквой Фф.
— Сегодня мы с вами узнали много слов со звуками [ф—ф’]. Звуков два, а буква, которая их обозначает, одна.
Педагог показывает букву и размещает ее на панно букв по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слева).
2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).
V. 1. Развитие мелкой моторики. Работа со штампами.
Игра «Снегопад». На столе раскладывается лист синей бумаги, ставятся баночки с белой гуашью и несколько штампов-снежинок.
Педагог называет прилагательное, дети подбирают к нему как можно больше существительных. Правильное согласование дает право сделать оттиск снежинки на листе бумаги.
Примерный набор прилагательных:
· февральский
(день, снег, мороз, вечер, ветер, праздник и др);
· кофейный
(сервиз, запах, цвет, шарф, напиток и др);
· фиолетовый
(карандаш, галстук, костюм и др).
Внимание! Игру «Снегопад» можно продолжить после занятия.
Сказка про букву Ф
Фокусник Федя
В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:
«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»
— Фи,— сказал филин Федя,— с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус? — У меня,— сказала медведица и притащила фикус в горшке. — Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!
Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:
— Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам. — Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? — взревела медведица. — Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..
(Г. Юдин)
Логопедическое занятие «Звуки [Ф]-[Ф`]»
Тема: Звуки [Ф]-[Ф`]. Буква Ф.
Цель:
создание условий для ознакомления со звуками [Ф]-[Ф`],
буквой Ф.
Задачи:
- Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф’].
- Упражнять выделять звуки [ф, ф’] на фоне слова.
- Развивать фонематическое восприятие: умение выделять звуки [ф, ф’] в ряду звуков, слогов, слов.
- Закреплять умение определять место звука в слове.
- Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
- Формировать представления о родственных словах.
- Знакомить с буквой Ф.
- Упражнять писать букву Ф.
Материал:
- Две куклы: Фома и Филя.
- Картинки с изображением фотоаппарата, фотографа, фотоальбома, фотографий.
- Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф’].
- Звуковые линейки.
- Картинки с изображением буквы Ф, филина, ключа.
- Тетради в клетку. Простые карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед:
Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)
2. Работа над родственными словами
Логопед:
Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова.
Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото), как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.
3. Выделение первого звука в словах, характеристика звуков
Логопед:
Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).
Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)
В слове Филя – первый звук …(фь). Расскажите о звуке [ф’]. (Мягкий, согласный.)
Звуки [ф, ф’] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?
4. Сообщение темы
Логопед:
Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф’].
5. Дифференциация звуков
[
ф,ф’
]
на слух
Логопед
: Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф’] – поднимите зеленый кружок.
Логопед произносит звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф…), а дети поднимают соответствующие кружки.
6. Дифференциация на слух звуков
[
ф,ф’
]
в ряду слогов
Детям предлагают встать на ковер.
Логопед
: Ребята, я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф’], подпрыгните.
Логопед называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).
7. Дифференциация на слух звуков
[
ф,ф’
]
в ряду слов
Логопед:
А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф’], подпрыгните.
Логопед называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).
8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»
Логопед
: Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.
На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф’].
Логопед раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф’] и отдают Филе или Фоме.
9. Физминутка
Логопед:
Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:
А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули, Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись Через правое плечо, через левое еще. Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись, Опустили руки вниз.
10. Определение места звуков
[
ф,ф’
]
в слове
Логопед:
А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф’] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф’] – в начале, в середине или в конце слова.
(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)
11. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза
Логопед:
Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.
Я буду бросать мяч и называть два звука. А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги.
Логопед бросает мяч, называя пару звуков, а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т.д.)
Затем логопед предлагает придумать слова с этими слогами: Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.
(Дети называют слова: фата, фотография, фикус, фуражка …)
12. Знакомство с буквой Ф
Логопед
: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф. Логопед показывает картинку с изображением буквы Ф.
Логопед
: На что похожа буква Ф?
(Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, логопед показывает картинки-символы и читает стихи:
– Филин, два огромных глаза, Букву Ф напомнит сразу.
– Всем известно без подсказки: Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас Не отнимет Карабас.
– Филя ходит – руки в боки, Значит, выучил уроки.
Логопед:
Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.
13. Печатание буквы Ф
Логопед:
Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.
Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку.
14. Запись слогов в тетради
Логопед:
Вы научились писать букву Ф.
Филя и Фома предлагают вам попробовать записать слоги. Филя просит написать слог АФ.
Какой первый звук в слоге АФ? Какой буквой мы обозначим звук А? Запишите ее. Какой второй звук в слоге АФ? Какой буквой он обозначается? Напишите букву Ф рядом с буквой А. Прочитайте, какой слог у вас получился?
Фома просит записать слог ФО. Какой первый звук в слоге ФО? А второй? Пропустите одну клетку и запишите слог ФО.
Ребята, вы помните, мы сегодня искали общую часть в словах: фотография, фотоаппарат, фотограф. Какая это часть? (Фото). Посчитайте, сколько слогов в слове фото. Назовите первый слог. Мы его уже записали. Какой слог надо дописать, чтобы получилось слово «фото»? (Слог «то».) Допишите его. Прочитайте, что у вас получилось. (Слово «фото».)
Филя и Фома благодарят вас за помощь!
15. Итог
Логопед
: Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?
Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!
Веселые стихи про букву Ф для детей
… А фазаны попросили — Букву Ф Найди нам, Филин. Но, вздыхая тяжело. Филин прячется в дупло. Филин даже с фонарем Ничего не видит днем. (Г. Сатир)
Филин в чаше у-ух да у-ух! У зайчишки замер дух. Бедный заинька не спал, Под кустом всю ночь дрожал. (Ф. Бобылев)
Фиалки — Фью, фью! — птица распевает. И фиалка расцветает, И земля глядит на нас Миллионом синих глаз. (Г. Виеру)
Фокусник во фрак одет, Факел превратит в букет, Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо? (В. Берестов)
Филин взял футбольный мяч, И у норок новых Начался футбольный матч Двух команд норовых. (А. Пудваль)
Филин серый, филин старый, А глаза горят, как фары. Филин — прыг, филин — скок, Филиненку дал флажок. Филиненок рад, рад — Два фонарика горят. (Г. Сатир)
Флажок Посмотрите! Посмотрите! Вот какой флажок у Мити! Кто флажок подарил? Митя сам смастерил. (О. Высотская)
Фотограф Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей!» Мышь пищит: «Боюсь немножко, Что увидит снимок кошка». «Уколю,— грозится еж,— Если снимка не пришлешь!» (В. Берестов)
«Знакомство со звуком «Ф»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Знакомство со звуком Ф»
Цели и задачи: расширение представления о звуке «Ф»; расширение представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; развитие фонетико-фонематических процессов; закрепление умений осуществлять речемыслительные операции анализа, синтеза, перестановки и замены на основе звукового и слогового состава слов; развитие памяти, словесного внимания, мышления, умения концентрировать и удерживать внимание во время самостоятельных заданий; активизация интереса к открытию новых знаний и представлений.
Ход занятия
: Ребята, мы уже с вами здоровались , а теперь я предлагаю пожелать всем «Хорошего дня». Мы с вами стоим в кругу, ручки сложить надо лодочкой и сказать «Хорошего дня» и передать другому и так по кругу.
— Ребята сегодня мы продолжим путешествие по городу звуков с нашими игрушками, они долго гуляли по городу и зашли в кафе отдохнуть и подкрепиться. В кафе они заказали себе фрукты и вафли и стали ждать , когда им принесут. В это время они увидели на улице кота, который уныло брёл по дороге и всё время фыркал: Ф-Ф-Ф. Друзья пригласили печального кота к себе за стол и поинтересовались, почему он такой грустный. Их новый знакомый сказал, что зовут его Фока и он сам не знает что с ним происходит. Только сегодня он хочет все время спать и постоянно чихает. «Да ты же заболел»- догадалась мудрая сова. И тебе необходимо лечиться. Друзья попросили у официанта теплый шарф и укутали шею Фоки, напоили его горячим молоком и дали ему лекарство. Благодаря такой заботе кот Фока вскоре почувствовал себя лучше и повеселел. А игрушки пожелали ему больше никогда не болеть.
— Ребята , как фыркал кот Фока? (Дети сидят полукругом на ковре и отвечают на вопросы)
— Сегодня мы поговорим о звуке «Ф». Картинка, где изображено как фыркает, т.е. чихает кот Фока ,обозначает звук «Ф». ( Дети сидят полукругом на ковре и на доске рассматривают картинку со звуком «Ф».) Как движутся губы при произнесении этого звука? (Нижняя губа прикасается к верхним зубам)
(Дети вместе с воспитателем произносят звук «Ф»)
-Найдите на рисунке звук «Ф» и расскажите, какой он. (Дети рассказывают ,что звук согласный ,твердый и глухой)
-Что заказали себе игрушки в кафе?
-Какой звук есть в этих двух словах?
-Что еще есть в кафе со звуком «Ф»?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
-Ребята , а сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
(Дети становятся в круг )
-Я буду кидать вам мяч и называть вам слог, вы должны поменять местами звуки в слоге и кинуть мяч мне обратно: АФ-ФА;ОФ-ФО;ЫФ-ФЫ;УФ-ФУ;ЭФ-ФЭ.(Дети выполняют задание)
Звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф.
А навстречу ему Кто?
А Лиса хитрая самые трудные задания Колобку подготовила
.
— Рассмотрите картинку на стр.70, что вы там видите? (флот)
Подготовленные дети рассказывают о истории флота.
Люди очень давно научились использовать моря и реки в своих целях. Те народы, которые селились на берегах водоемах очень скоро учились плавать по ним. Для этой цели люди сперва использовали плоты и самые простые лодки, сделанные из ствола дерева или из коры.
Чуть позже люди научились строить корабли и это было уже началом флота. Первые корабли были гребными. Люди в них использовали весла, чтобы передвигать корабль против течения или ветра. А чтобы плыть по ветру они использовали небольшое прямоугольное полотнище — парус.
Постепенно прямые паруса на кораблях заменили косыми и корабли смогли сами плыть не беспокоясь об направлении ветра.
А потом люди придумали паровую машину. И тогда появились первые пароходы. На них все еще стояли паруса, но также имелся и двигатель. Корабли обзавелись трубами.
После этого история флота слала развиваться очень быстро. И вот уже наши моря бороздят суда самых разных форм и назначений.
Среди них есть скоростные военные катера, ледоколы, которые пробивают путь во льдах северных и южных морей, пассажирские лайнеры, которые могут взять на борт многие тысячи людей и отвезти их на другой конец света. И наконец подводные лодки, которые опускаются в океанические глубины.
есть много других видов кораблей, но все они служат одной цели — приносить пользу людям, помогать им, делать их жизнь лучше и удобней.
2. Чтение стихотворения на стр. 71 учебника
.
А.С.Пушкин «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно!»
Пушкин использует метафору, ставшей крылатой фразой..»Окно в Европу»-это образное выражение, означает интеграцию России с Европой. В результате Северной войны, Россия получила выход к Балтике. Это стало достижением, Россия превратилась в морскую державу-«ногою твёрдо стать при море».Пётр заложил Санкт-Петербург, порт, через который Россия вышла в Европу.
2. Составь предложение.
—
Прочитайте слова в учебнике с 71, составьте с любым из слов предложение.
3.Игра «Справа-налево!»
— Попробуйте прочитать слова на карточке
рифпас акирбаф кутраф ьлосаф ьраноф рёфош нофелет фьлог фрот фарг
-Почему не получается? Как мы читаем слова ? (слева -направо)
-Прочитайте слова справа-налево. Что получается?
— И с самым трудным заданием помогли справиться
Но Лиса –то у нас хитрая, просто так отпускать колобка не хочет
— Помогите колобку укатиться от лисы, для этого вам нужно провести его по дорожке, которая содержит только буквы Ф. (Приложение 3)
— Ну вот вы помогли колобку справится со всеми заданиями. Покатился Колобок дальше в другие сказки.