Типы аудитории и их классификация. Какие типы аудитории бывают.

Главная цель любой речи, а, следовательно, и любого оратора, — оказать на определенный круг слушателей то или иное воздействие, донести до них конкретную мысль и, как правило, получить необходимую отдачу. При этом риторика настолько гибкая, что действует по-разному в руках каждого отдельного оратора. Данная статья рассматривает несколько классификаций, раскрывающих типы ораторов.

Искусство красноречия, или риторика, почитается с давних времен, и уже сегодня никто не станет отрицать силу слова. Риторика, как и любой другой вид искусства, не однородна и оказывает разный эффект в зависимости от того, какой тип ораторов к ней обращается.

Классификация по Цицерону

Цицерон одним из первых предложил свое разделение ораторов на три типа, согласно тому, чем они пользуются для убеждения публики, — четко выстроенными рассуждениями или эмоциональным воздействием.

Первый тип

Первый тип ораторов по Цицерону отличается скромностью и сдержанностью. Их речь кажется стройной и логичной и, будучи по сути своей монологом одного ритора, тем не менее, напоминает диалог двух интеллектуалов: оратора и его публики. Такой эффект живого общения достигается за счет активного использования риторических вопросов и вопросно-ответной формы общения.

Сила убеждения такого автора заключается в его способности рассуждать и делать определенные выводы. Донося до аудитории сложные вещи простым языком и раскрывая очевидное, оратор располагает к себе слушателей. Как правило, их подкупает рациональность суждений автора, его холодный расчет по отношению к тому, о чем он ведет речь.

В данном случае есть и свои недостатки: риторам первого типа достаточно сложно сделать сухую речь, лишенную каких бы то ни было эмоций, живой. Человек устроен так, что после первых 20 минут восприятия информации внимание становится более рассеянным, появляется скука. Именно поэтому монотонная речь сдержанных ораторов вызывает у многих слушателей сонливость.

Второй тип

Второй тип является своеобразной противоположностью первого и строится на эмоциональной подаче информации. Автор такого типа по-своему вспыльчив, импульсивен и «горит» той идеей, которую он пытается донести до своей публики. Такие люди притягивают к себе внимание и держат в напряжении от начала речи и до самого ее конца.

Оратора захватывают собственные чувства и не столько желание, сколько жажда раскрыть публике глаза на то, что ясно видит сам оратор. Из-за своей горячности он упускает из виду одну важную деталь, а именно – структуру речи. Как правило, речь таких ораторов при всей своей пышности и торжественности достаточно сбивчива и непоследовательна, что вызывает вполне понятные сложности при восприятии.

Кроме того, ритор, бросающий слушателя с места в карьер своими бурными высказываниями, рискует выглядеть не просто странным, но даже пугающим и безумным.

Третий тип

Третий тип ораторов по Цицерону умеренный и располагается между двумя крайностями: слишком сдержанным первым типом и чрезмерно импульсивным вторым. В доступной и привлекательной для публики речи всего должно быть в меру, начиная с логически выстроенной структуры и заканчивая эмоциональным посылом оратора.

Разумно сочетая качества первых двух типов, можно получить идеального оратора, владеющего своей речью и умеющего воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателя.

Содержание

  • Особенности публичных выступлений
  • Типы и виды выступлений по цели
  • Стили выступлений по форме
  • Правила публичного выступления
  • Приемы публичного выступления
  • Начало и окончание выступления перед аудиторией
  • Возможные ошибки спикеров
  • Психология выступлений перед людьми

Публичные выступления – это не просто речь оратора с одним или несколькими слушателями. Это не разговор на площади, где порой одним жестом можно усмирить нахала или, наоборот, одной улыбкой расположить всю новую кампанию. Существует целая классификация публичных выступлений, без которой невозможно постичь теоретические азы ораторского мастерства. К ней относятся виды публичных выступлений по цели и по форме.

Классификация по С.Ф. Ивановой

Согласно мысли педагога, лектора и автора многочисленных работ по риторике С.Ф. Ивановой, человек проявляет себя в ораторском искусстве в зависимости от того, к какому типу личности он относится. Так, С.Ф. Иванова рассматривает в своей классификации следующие типы ораторов.

Эмоционально-интуитивный

Данный тип личности соотносится со вторым типом по Цицерону. Так же, как и у Цицерона, эмоционально-интуитивный оратор овладевает вниманием публики при помощи страстной и экспрессивной речи, богатой ироничными замечаниями, злободневными шутками, яркими сравнениями и лирическими отступлениями.

Ораторы этого типа зачастую выглядят немного эксцентрично из-за особенностей поведения за трибуной. Опасность для таких авторов заключается в том, что их сумбурная речь выглядит для многих слушателей пустой болтовней и, следовательно, не получает необходимого серьезного отношения со стороны аудитории и ее отклика, что, собственно, и является целью любого высказывания. Для того чтобы оставаться не только оригинальным автором, но и востребованным, ораторы этого типа проводят особую работу над своей речью.

Такие авторы обычно готовятся к выступлениям в два этапа. Для начала они записывают свою речь в том виде, в каком она исходит от сердца со всеми эмоциональными выражениями и отступлениями. На втором этапе происходит проработка полученного текста. Автор анализирует свою работу и отсекает лишнее. Во время самого выступления им рекомендуется иметь при себе четкий план, отражающий структуру речи, и предохраняющий от ненужных высказываний и затягивания выступления.

Рационально логический

Ораторы, относящиеся к рационально-логическому типу, ведут себя более сдержанно. Как правило, такие люди более молчаливы и не произносят пустых речей. Каждое высказывание является плодом долгих и глубоких размышлений. Такие люди склонны к постоянному отслеживанию и анализу всего происходящего вокруг, а также того, что происходит внутри самого оратора и его слушателей. Эта привычка к рефлексии рождает точно выверенные высказывания, лишенные при этом краски и особой «сочности», которыми должна обладать хорошая речь.

Как показывает первый тип ораторов классификации Цицерона, лишенная некоторой доли экспрессии речь становится практически безжизненной при всей своей логической красоте. Анализ ситуации и той речи, которая готовится по поводу этой ситуации, очень важны, как важна и структура выступления. Однако этого мало для того, чтобы «достучаться» до аудитории и получить ее отклик.

Именно поэтому, готовясь к выступлениям, этот тип много времени посвящает письменному редактированию своей речи в сторону ее обогащения различными художественными средствами наподобие метафор, сравнений, эпитетов, а также многочисленных афоризмов и пословиц.

Философский

Этому типу ораторов сложнее дать характеристику, так как они не относятся к той или иной крайности, но время от времени могут быть, то слишком последовательными, то, напротив, сбивчивыми. Как правило, люди этого типа несколько замкнуты и зациклены на интересующей их теме. Им нравится изучать объект со всех сторон, проводя немало времени в работе с архивами и общении с людьми, причастными или близкими к предмету изучения.

Такой автор обычно нечасто выступает на публике, но как оратор он характеризуется своим глубокомыслием и всесторонним анализом изучаемой проблемы. Риторам, представляющим философский тип, хорошо даются письменные рассуждения, потому письма единомышленникам или научные статьи, выходящие в свет из-под пера этих авторов, отличаются логичными рассуждениями и глубоким пониманием всего, что касается объекта изучения.

Публика любит и внимательно слушает таких риторов, благодаря их способности подавать информацию в умеренном стиле, сохраняя оригинальность своих суждений при достаточной образности речи.

Лирический или художественно-образный

Ораторы этого типа редко встречаются в чистом виде и обычно являются философами, увлекшимися лирическими рассуждениями. Ритор-лирик – творческая натура, которой, как и философам, свойственно глубокомыслие и склонность к постоянной рефлексии.

Главная особенность речи такого оратора – ее образность. Он мыслит не логическими структурами, а образными проявлениями окружающей действительности. Благодаря такому восприятию мира, ораторы лирического типа произносят речи, богатые метафорами, сравнениями, метонимиями, цитатами, пословицами, поговорками и другими средствами выразительности языка.

Список использованной литературы

Использованная литература

1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. — 432 с.

2. Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб.пособ./ -М.: Просвещение, 1994. -207c.

3. Михальская А.К. Русский язык: Риторика. 10-11кл. – М.: Дрофа, 2011. – 491с.

4. Стюард К., Уилкинсон М..Ораторское искусство (притворись его знатоком) . – СПб:. Амфора/Эврика, 2001 год. https://koob.ru

5. Сурин Н. Риторика: Учебное пособие. – М.:МГИУ, 2007. – 246с.

Похожие работы

тему «Определение целевой аудитории, особенности определения целевой аудитории в Интернет. Методика определения целевой аудитории и поиска ее в Интернет. Виды целевой аудитории в Интернет. Взаимосвязь целевой аудитории и типа рекламной кампании, используемых рекламных инструментов»
Межличностная совместимость, классификация типов межличностной совместимости
Черная риторика: основные проявления и причины. Манипулирование выступающим, основные признаки. Методы защиты оратора от манипулирования, черной риторики и т.п
Тема «маленького человека» в русской литературе
Оценки и анализ показателей финансовой устойчивости. Классификация типов финансовой устойчивости
1.Денежные агрегаты в России и США. 2.Коммерческие банки: понятие, функции, классификация типов. 3.Система органов управления финансами в РФ. 4. Ре
Классификация типов брака
«Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века»
Образ «маленького человека» в русской литературе

Классификация по С.А. Минеевой

Первые два подхода к классификации типов ораторов основывались на психологических особенностях личности автора, в то время как третья классификация, предложенная автором многих книг по искусству риторики, С.А. Минеевой, обращается к тому, что оратор ставит во главе своего выступления: свою речь, аудиторию или самого себя.

Конструктивный

Конструктивный оратор расставляет приоритеты так, что на первом месте оказывается речь, именно поэтому такой автор много времени уделяет на формулировку тезиса своего выступления и того, каким способом наиболее эффективно донести его до аудитории.

Для авторов этого типа важно не просто произнести речь, а полностью раскрыть перед публикой проблему и рассмотреть все возможные пути ее решения. Им необходимо, чтобы после их выступления остался конкретный результат, который станет толчком к разрешению обсуждаемой ситуации.

Как правило, риторы конструктивного типа проводят кропотливую работу над своей речью, тщательно продумывая структуру выступления и избирательно наполняя ее языковыми средствами для установления необходимой связи между оратором и его аудиторией. Отдельное внимание уделяется подготовке убедительной аргументации в пользу предлагаемых решений.

Риторика в руках таких авторов становится настоящим оружием по достижению убеждения аудитории любыми доступными риторике способами.

Так, Аристотель писал, что риторика — это «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Именно таким подходом к риторике пользуются конструктивные ораторы.

Популист

Популизм – яркий пример практически всех речей, произносимых политиками в период предвыборной кампании. Исходя из одной только этой мысли, можно догадаться, что оратор-популист ориентируется, в первую очередь, на привлечение массовой аудитории.

Как правило, речи таких ораторов – зеркальное отражение того, что желает услышать публика. Отсюда многочисленные предвыборные обещания, о которых оратор забывает после достижения своей цели. К слову, цель популиста – привлечение общественного внимания к определенной личности. Эта личность обычно выражается в образе героя (которым чаще всего является сам оратор или тот, за кого оратор агитирует) либо в образе врага, против которого необходимо объединиться под руководством образа героя.

Средства, которыми пользуется популист, обычно заключаются в обильной критике оппонентов, в обещаниях привести аудиторию к лучшей жизни, в ярком описании решений всех имеющихся в обществе проблем. Оратор-популист своими выступлениями создает имитацию бурной деятельности по восстановлению субъективной справедливости.

Популистские методы привлечения аудитории отличаются своей деструктивностью и, в отличие от созидательного призыва конструктивных ораторов к практическому решению проблем, создает лишь иллюзию разрешения наболевших вопросов, а свойственной им критикой и вовсе порождает в обществе негативное отношение к оппонентам, вплоть до конфликтов и столкновений.

Демагог

Для оратора этого типа риторика является способом самовыражения и привлечения внимания к самому себе, таким образом, в приоритете оказывается сам оратор.

Речь представителя этого типа ораторов отличается неточностью и обобщенностью формулировок, отсутствием ссылок на конкретные события и личности.

Как говорил римский ритор Квинтилиан, риторика – это «наука хорошо говорить», а ритор – «достойный муж, готовый к речи».

Именно это отличает настоящего демагога – он готов говорить в любой ситуации, по поводу и без повода.

В речи демагога отсутствует идея и цель. Как правило, такое выступление превращается в необдуманный поток общих фраз, лишенный какой бы то ни было конкретики.

Начало и окончание выступления перед аудиторией

Начало и завершение – самые мощные части выступления. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой приветствием, демонстрацией видео или фото, сообщением интересного факта, описанием проблемы или возможных после ее решения перспектив.

После того, как связь со слушателями установлена, оратор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.

Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям. Некоторые грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям.

Качества хорошего оратора

Независимо от того, какой тип представляет тот или иной оратор, ему необходимо обладать определенными качествами для того, чтобы быть достойным объектом внимания публики. К таким качествам можно отнести следующие:

  • начитанность и безупречное владение языком – неотъемлемое качество хорошего оратора;
  • оратор также должен быть внимательным и наблюдательным, так как для него важно фиксировать и анализировать изменения, происходящие в мире и в обществе. Кроме того,
  • важно подмечать перемены настроения в аудитории для того, чтобы уметь на нее воздействовать;
  • смекалка и умение логически мыслить поможет оратору наделять свои речи рациональными суждениями и четкой структурой;
  • широкий кругозор и развитый интеллект необходимы автору для формулирования собственного мнения на основе изученных фактов и полученных данных;
  • умеренная экспрессивность необходима оратору для демонстрации личной заинтересованности в обсуждаемой теме и для эмоционального сближения с аудиторией;
  • оратору необходимо развивать личностные качества, чтобы выглядеть достойным человеком в глазах публики.

Талант красноречия не дается каждому от рождения, но, тем не менее, каждый человек за свою жизнь хотя бы раз выступает в роли выступающего, тем самым проявляя в себе качества тех или иных типов ораторов, что доказывает важность риторики в жизни всего общества.

Возможные ошибки спикеров

Ораторами не рождаются, а становятся. И при этом большинство даже самых опытных и известных спикеров прошли путь проб и ошибок, которые вполне типичны.

Основные моменты ошибок:

  • Спикер демонстрирует отсутствие уверенности – для аудитории это свидетельство того, что докладчик слабо знает освещаемый вопрос или боится людей. Уверенность приходит с практикой.
  • Начинает оправдываться, утрачивая доверие слушателя.
  • Не стоит иллюстрировать речь примерами из опыта или из литературы и истории.
  • Излишне жестикулирует (для управления языком тела лучше постоянно анализировать видеозаписи и слайды выступления и избавляться от ненужных движений).
  • Отсутствует четкость речи или структура выступления. Спикер расплывчато изъясняется или растекается по древу.
  • Выступающий не точно подбирает слова и составляет предложения: например, частое использование отрицательных частиц, излишний англицизм, слова паразиты или сложные речевые обороты могут привести к неправильному пониманию смысла сказанного.
  • Уделяет мало внимания подготовке.
  • Торопится, смотрит на часы, тараторит или наоборот зажимается и вязнет.
  • Монотонно читает сообщение без юмористических отступлений и не поддерживает зрительный контакт.
  • Не использует паузы для удержания внимания.
  • Показывает самоуверенность и излишнюю серьезность.
  • Психология выступлений перед людьми

    Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют и рекомендуют:

    1. Уделить достаточно внимания своему внешнему виду (одеться удобно и солидно).
    2. Сделать небольшую паузу перед началом и обвести взглядом слушателей, установить зрительный контакт.
    3. Начинать выступление в медленном темпе. Для публичного выступления рекомендуется снизить на 2 тона тембр голоса (это поможет беречь голосовые связки, низкий голос воспринимается людьми лучше, чем высокий) и выработать навык использования различных голосовых техник.
    4. Самые важные мысли повторить 3 раза.
    5. Не превышать регламент выступления, даже если внимание аудитории не ослабело.

    Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие упражнения на уроках в двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.

    узнать подробнее о занятиях
    Узнать подробнее о курсах

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]