Какие предметы нужно сдавать для поступления на логопеда — где учатся и кому подходит профессия?

В связи с увеличением количества случаев проблем с речью у детей и взрослых, профессия логопеда становится все более популярной. Несмотря на то, что профильные ВУЗы каждый год выпускают дефектологов, рынок кадрами не перенасыщен. Дипломированный сотрудник без труда найдет место для старта карьеры, а опытные профессионалы не испытывают недостатка в интересных предложениях. В зависимости от выбранного направления, специалист по коррекции речи работает с детьми или взрослыми. Он может устроиться в коммерческое или бюджетное учреждение, открыть частную практику.

Кто такой логопед

Мнение эксперта
Екатерина Колоколова

Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу.

Логопед (дефектолог) — это специалист по речевым расстройствам и способам их коррекции. Это профессионал высокого уровня квалификации, чья работа направлена на определение у пациента проблемы, установление ее причины, устранение негативных проявлений.

Такой сотрудник владеет методиками, применение которых помогает людям правильно заговорить. Он может избавить от негативных проявлений или максимально их сгладить. Работник этого профиля способен помочь при расстройствах как физиологической, так и психической природы.

Несмотря на описание, эта профессия не имеет прямого отношения к медицине, поэтому для ее получения не нужно заканчивать медицинский ВУЗ. Основной упор при подготовке сотрудников делается на их обучение психологическим методикам и приемам. Нередко эффективность работы логопеда в первую очередь зависит от способности специалиста найти подход к своему клиенту.


Логопед – это актуальная профессия в современном мире. Целью деятельности является предупреждение и коррекция речевых проблем.

Педобучение.рф

Сайт: https://педобучение.рф Телефон Стоимость: курс проф. переподготовки — 5000-14000 р., курсы повышения квалификации — 1600-2400 р.

Курс проф. переподготовки: Логопедия и педагогика в общеобразовательных и дошкольных организациях

Присваиваемая квалификация: Учитель-логопед.

Сроки обучения (набор каждый день):

  • 1504 часа, 151 день
  • 1008 часов, 126 дней
  • 600 часов, 75 дней
  • 288 часов, 36 дней

Учебный план программы:

  • Нормативно-правовые основы логопедической деятельности
  • Основы логопедии. Этиология речевых нарушений
  • Психология в логопедии
  • Психодиагностические методики, используемые в логопедии
  • Нарушения письменной речи у детей
  • Специфика логопедической работы в школе
  • Методика-логопедическая ритмика
  • Основы логопедического массажа

Зачисление, обучение и итоговая аттестация проводятся дистанционно. Пройти курсы и сдать зачет по специальности вы можете в любое время.

Минимальные требования для зачисления: высшее или среднее профессиональное образование. Профиль значения не имеет.

Курс повышение квалификации: Организация и содержание логопедической работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Сроки обучения:

  • 144 часа, 24 дня
  • 108 часов, 18 дней
  • 72 часа, 12 дней
  • 36 часов, 6 дней

В программе курса повышения квалификации изучаются следующие разделы:

  • Нормативно-правовые основы логопедической деятельности
  • Основы логопедии. Этиология речевых нарушений
  • Специфика логопедической работы в школе

Какими личными качествами должен обладать логопед

Работа по этой специальности подойдет спокойным и рассудительным людям, настроенным на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Представителю профессии необходимы терпение, выдержка и умение налаживать контакт с людьми. Такие сотрудники должны быть толерантными и открытыми, тактичными, внимательными, доброжелательными.

Логопеды в большинстве случаев работают с пациентами, страдающими от неуверенности в себе и комплексов. Они могут быть закрытыми, отчужденными и даже агрессивными. Профессионал обязан проявлять участие к их ситуации, но при этом нельзя быть слишком мягким, надо быть настойчивым. Еще одно важное качество для сотрудника — стрессоустойчивость, которая проявляется в способности сохранять хорошее расположение духа в любых обстоятельствах.

История

Название профессии произошло от греческих слов logos и paideia, что означает «воспитание речи». Первые попытки корректировать нарушение способности говорить предпринимались еще в древности, но зафиксированы были только в XVII веке в работах по сурдопедагогике. Тогда расстройства речи рассматривались как медицинская проблема.
И лишь в 1930-е годы с развитием научной мысли пришло осознание того, что дефекты говорения связаны не только с проблемами артикуляционной мускулатуры или дыхания, но и с психологией личности. Основой современной науки «о воспитании речи» являются педагогика, физиология, языкознание и психология, а массово логопедов в вузах начали учить в середине XX века.

Профессия логопед: плюсы и минусы

В работе на должности логопеда есть масса положительных моментов:

  • возможность помогать людям — умение правильно говорить избавляет людей от комплексов и неуверенности в себе, за что они благодарят именно своих учителей;
  • востребованность — проявляется в популярности услуг, возможности устроиться на работу в больницу, поликлинику, развивающий центр, отделение реабилитации и т.д.;
  • уважение к представителям профессии — логопедов уважают не меньше, чем врачей, при этом учиться нужно не 8 лет, а в среднем 4 года (это можно делать даже заочно или дистанционно);
  • разные варианты заработка денег — профессионалы способны работать в бюджетных и платных заведениях, а также вести частную практику;
  • ценность опыта — это одно из тех направлений, в котором опыт важен больше, чем «свежие знания», что позволяет спокойно работать до пенсии и даже после ее наступления.

Профессия не лишена недостатков. К негативным моментам можно отнести невысокие зарплаты у новичков, а также необходимость зарекомендовать себя для получения хорошего места. Заранее стоит подготовиться к серьезным психоэмоциональным нагрузкам. Также возможны сложности с установлением контакта с пациентами. На некоторых рабочих местах логопеды вынуждены вести большие объемы документации, что не всегда адекватно оплачивается.

Кому подходит специальность

Дефекты речи часто становятся причиной комплексов у людей. Оттуда вытекает неоправданная агрессия, скованность, нежелание идти на контакты и взаимодействовать с обществом. В таких случаях логопеду нужна не только методическая, теоретическая, медицинская подготовка, но и психологическая.


Логопед должен быть коммуникабельный и стрессоустойчивым

Если человек располагает такими качествами, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, тактичность и доброжелательность, то логопедия может оказаться нужным профилем.

Профессия «логопед» подойдет людям, которые охотно контактируют с обществом и стремятся быть полезными. Терпимость, уравновешенность и целеустремленность помогут достичь высот в логопедической деятельности, ведь люди идут на контакт с теми, кто к ним расположен. Частные клиники, медицинские и реабилитационные центры ждут таких профессионалов.

Известные представители профессии


Левина Роза Евгеньевна
Советский педагог, психолог

Самым крупным достижением является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления.

Подробнее


Ляпидевский Сергей Семенович

Русский учёный в области логопедии.

Большое значения имеют его исследования посвящённые изучению и коррекции людей страдающих заиканием. Он участвовал в создании естественнонаучных основ воспитания и обучения детей с нарушениями речи, изучал вопросы дифференциальной диагностики, детской психопатологии и невропатологии.

Подробнее

Что такое дефектология?

Сущность данного термина складывается из трактовки составляющих его элементов. Понятие «дефектология» образовалось путем слияния двух слов:

  • defectus, что в переводе с латыни означает «отсутствие» или «нехватка»;
  • logos — греческое слово, буквально переводится как «учение», «слово» или «мысль».

Дефектология — научная дисциплина, основная цель которой — изучение психофизических особенностей развития людей (в первую очередь, детей), имеющих психические или физические отклонения. Это система теоретического и практического целенаправленного обучения, воспитания и социализации лиц, имеющих задержку в развитии.

Обучение на дефектолога

Чтобы работать по направлению, необходимо наличие профильного высшего образования. Для прохождения обучения можно поступить в ВУЗ или, при наличии диплома педагога, окончить курсы переподготовки специалистов. Как показывает практика, работодатели больше доверяют претендентам с высшим образованием по профилю. Сертификаты и дипломы курсов приветствуются в качестве дополнения.


Пример должностной инструкции


Пример инструкции (стр. 2)


Пример инструкции (стр. 3)


Пример инструкции (стр. 4)


Пример инструкции (стр. 5)


Пример инструкции (стр. 6)


Пример инструкции (стр. 7)

Какие предметы изучаются

Обучение по направлению «Логопедия» подразумевает интенсивную подготовку к взаимодействию с пациентами. По этой причине ставка делается на предметы с уклоном в психологию. Сотрудник такого профиля обязан разбираться в людях, уметь налаживать с ними контакт и располагать к себе.

Независимо от планов на будущее, логопеды должны владеть основами психологии взрослых и детей. Дополнительно даются базовые принципы педагогического образования, проходят курсы анатомии и медицинских причин речевых расстройств.

Курсы

Прохождение курсов для получения профессии логопед актуально для лиц с педагогическим образованием. В этом случае они могут прослушать программу переподготовки специалистов продолжительностью 1 тыс. часов. После этого нужно сдать ряд тестов и экзаменов, чтобы получить допуск к работе с пациентами. При отсутствии педагогической базы прохождение программы переквалификации не дает права работать по профилю.

ВУЗы

Для поступления на направление «Логопедия» или «Дефектология» в один из ВУЗов обычно не нужно сдавать экзаменов. Достаточно иметь высокие баллы ЕГЭ по русскому языку и биологии. В качестве дополнительной дисциплины выступают обществознание, литература или математика. В некоторые ВУЗы все же иногда дополнительно сдается вступительное испытание, позволяющее пройти на бюджетное место.

В Москве лидерами подготовки по этому профилю считаются МПГУ, Институт социальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, РГПУ имени Герцена. Высокий уровень подготовки гарантирован в Государственном университете имени Пушкина в Санкт-Петербурге.


Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии.

Зачем необходим

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Где можно работать

Профессионалов с логопедическим образованием принимают в детские сады, школы, поликлиники. Также они востребованы в центрах дополнительного образования для дошкольников, школьников и взрослых. Наличие опыта работы позволит устроиться в реабилитационный центр или организацию по борьбе с нарушениями речи. Логопеды, занятия с которыми дают очевидный положительный эффект, без труда набирают клиентскую базу. Это позволяет параллельно вести консультации или даже открыть собственный частный кабинет.


Пример резюме


Пример резюме (стр. 2)

Учитель-педагог.ру

Сайт: https://uchitel-pedagog.ru Телефон Стоимость: по запросу

Курс проф. переподготовки: «Логопедия»

Программа составлена в соответствии с актуальными ФГОС. Она состоит из нескольких разделов:

  • Анатомия и физиология артикуляционного аппарата
  • Причины нарушения речи
  • Основные виды речевых патологий
  • Методы диагностики нарушений речевого развития
  • Разработка коррекционных программ
  • Основы логопсихологии
  • Логопедическая ритмика
  • Организация работы с воспитателями, учителями, родителями
  • Профилактика речевых отклонений
  • Профессиональные стандарты
  • Охрана труда специалиста

Каждый слушатель получает доступ к закрытой электронной библиотеке, где размещены методические материалы и пособия по изучаемой теме. Осваивать их можно в удобное время.

Когда все вопросы будут разобраны, требуется выполнить онлайн-тест. Положительные результаты проверочной работы – основание для выдачи диплома, подтверждающего получение дополнительного образования.

Также проводится курс повышения квалификации для логопедов.

Программа предусматривает знакомство слушателей с общими и узконаправленными темами:

  • Виды и специфика основных нарушений речи у детей
  • Методы диагностики в логопедии
  • Системные подходы, применяемые при коррекции разной сложности
  • Анатомо-физиологические особенности патологий развития речи
  • Психическая организация детей с речевыми нарушениями и способы общения с ними
  • Вопросы этики в логопедии и дефектологии
  • Профессиональные стандарты и методики их применения
  • Принципы охраны труда специалистов

Сколько получают

У каждого логопеда свой подход к работе с пациентами, что сказывается на эффективности проводимого ими лечения. Этот фактор оказывает большое влияние на уровень заработка специалиста. На начальном этапе карьеры такой работник получает 20-30 тыс. рублей.

По мере роста профессионализма он уже может выбирать место работы. Если в бюджетных организациях дефектологам платят 35-45 тыс. рублей, то в частных фирмах их заработки доходят до 60-70 тыс. рублей. Профессионалы, ведущие частную практику, зарабатывают от 80 тыс. рублей при наличии клиентской базы и правильной организации работы.

[salary]

А как насчет медицинского образования?

Многие отмечают, что дисциплина «Логопедия» находится на стыке педагогики и медицины. Мы уже упомянули о том, что для работы логопедом достаточно педагогического образования. К тому же на первых курсах дефектологических факультетов довольно подробно изучают аспекты, связанные с медициной. Будущие логопеды знакомятся с детской невропатологией, получают все необходимые знания о работе мозга и речевого аппарата, центральной и периферической нервных систем.

При этом многие логопеды, имеющие помимо педагогического образования медицинское, отмечают, что глубокие познания в медицине им очень помогли. И наоборот, те, кто получил недостаточно глубокие медицинские знания в рамках педагогического курса, указывают на то, что периодически вынуждены заниматься самообразованием. Так что работа логопедом на базе медицинского образования совсем не лишена смысла.

Кстати, до 1960-х годов логопедия в России квалифицировалась как область медицины, а в некоторых странах и сейчас остается направлением работы исключительно людей с «медицинским» дипломом.

Всему научат! Или нет?

Многие взрослые привыкли думать, что в школе ребенка обучат всему необходимому – говорить, считать, вести себя правильно. Мнение ошибочное – на школу таких обязательств не возлагается. Период изучения букваря строго ограничен временными рамками, и учителя просто не имеют возможности корректировать программу под отдельных детишек, не успевающих за основной группой. Одновременно с изучением букваря малыша учат читать по слогам. Иногда родители, в некий момент обнаружив неудовлетворительные результаты такого обучения, в ужасе хватаются за голову и приступают к поискам дефектолога-логопеда, способного исправить ситуацию.

Из педагогической практики известно, что неправильное речевое восприятие возможно у внятно говорящих, конгениальных малышей, если есть фонематические сложности. Такое в большей степени свойственно дошкольному возрастному периоду. Выше вероятность проблемы у левшей. Если вовремя не обратить на это внимание, к средней школе проблема станет причиной отставания по разным гуманитарным дисциплинам.

Когда нужен специалист?

Не всегда родителям ясно, уже пришло время обратиться к профессионалу или ребенок развивается нормально, логопед-дефектолог не требуется. Как говорят специалисты, следует направить чадо на коррекцию, если к этому есть показания, с самого раннего возраста. К логопеду записывают с трех лет. Разница во времени объясняется особенностями конкретного состояния, наличием отклонений (нарушение слуха, зрения и прочее).

Планируя направить чадо к дефектологу, важно сделать это вовремя – лучше раньше, чем позже. Получая в вузе квалификацию, логопед-дефектолог усваивает твердо – работу нужно начинать уже тогда, когда расстройство точно диагностировано. Речевые умения у малыша развиваются постепенно, совершенствование происходит шаг за шагом. Чтобы ребенок начал говорить, он нуждается в сформированном речевом аппарате, зрелых центрах в мозговой коре. Важное условие – нахождение в обществе. Это не позволяет логопеду начинать работу раньше достижения пациентом трехлетнего возраста – только к этому времени все предпосылки окончательно готовы. Если до достижения 3 лет видно, что ребенок сильно отстает, необходимо обратиться в комиссию за подбором дефектолога – вероятно, сперва это будет не логопед, а специалист смежной квалификации.

Нужно ли мне это?

Детский логопед-дефектолог многим родителям кажется непонятным специалистом, помощь которого их детям точно не нужна – вдруг окружающие подумают, будто бы чадо отстает в развитии! Как говорят профессионалы, такой подход некорректен. Не нужно бояться дефектолога, стесняться, если нужна помощь квалифицированного специалиста. Самостоятельно обыватель вряд ли сможет обучить ребенка, у которого проблемы с речью и чтением, поскольку нет доступа к специфическим методикам, которые используют в своей работе логопеды – а этому обучаются в вузах не один год.

Плохое чтение исключает грамотность ребенка в будущем. Неграмотность, косность языка не позволяют человеку полноценно мыслить. Обучение речи – задача сложная, а работа требует немалого времени. Детский логопед-дефектолог кропотливо трудится над всеми сложностями, свойственными конкретному случаю, но за неделю или две занятий с новым специалистом малыш не научится всему словно бы по мановению волшебной палочки – на это рассчитывать не стоит, курс будет длительным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]