Стихи про буквы алфавита — отличный способ познакомить детей с тем, что такое алфавит и какой у букв порядок. Обладающие ритмом, легкой рифмой и веселым слогом стихи про алфавит заучиваются невероятно просто и надолго остаются в памяти.
В этой статье мы предлагаем стихи про букварь для 1 класса и дошкольников. А отдельно стихи про каждую букву алфавита вы найдете в этой статье. В ней собрано более 150 стихов про буквы для детей.
Для знакомства с буквами в сказке приглашаю вас с любознательными детками в мой «Буквоград». Это уникальная авторская методика изучения букв, посредством сказки. Ребенок погостить в домиках всех букв и узнает их особенности. Легко и очень интересно!!! Подробности здесь.
Стихи про Азбуку
Букварь — первая книга малышей, которые учатся читать. Для знакомства педагогам и родителям очень пригодятся стихи про букварь и азбуку.
Первая книжка
Вот книжка моя первая, — Знакома всем, наверное? Картинки — разноцветные, Слова — Простые, Светлые. Она Меня Начнёт Учить — Читать, Писать, Работать, Жить.
Откроет все Дороги в даль Мне книжка первая — БУКВАРЬ! Валентин Лукша
Песенка-азбука
Тридцать три родных сестрицы Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат. Славные сестрицы, — Очень просим всех ребят С ними подружиться! А Б В Г Д Е Ё Ж Прикатили нам еже! З И Й К Л М Н О Дружно вылезли в окно! П Р С Т У Ф Х Оседлали петуха! Ц Ч Ш Щ Э Ю Я — Вот и все они, друзья! Познакомьтесь с ними , дети! Вот они — стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком! Б.Заходер
* * *
Дом красивый. Словно в сказке, В нем живут, надевши маски, Буквы. Ровно тридцать три, Кто снаружи, кто внутри. Буквы спрятались и ждут: — Неужели нас прочтут. В. Берестов
Алфавит для маленьких
Здравствуй, маленький дружок! Сядь, послушай мой стишок.
Чтоб скорее взрослым стать, Должен ты уметь читать, Чтоб Незнайкою не быть, Нужно азбуку учить:
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Ё, – Как здоровье, друг, твоё? Жэ, Зэ, И, И краткое, – оЙ, варенье сладкое!
Ка, эЛь, эМ, эН, О и Пэ Едут в поезде, в купе, С ними – эР, эС, Тэ и У, Паровоз гудит им: У-у-у!
эФ, Ха, Цэ, Че, Ша и Ща Ловят в озере леща. Твёрдый знак – такой чудак! сЪел все булки натощак.
В слове «рыбы» есть две «Ы» И одна – в словечке «мы». Мягкий знак есть в слове «знатЬ» И в словах «читать», « писать».
Э, Ю, Я, Э, Ю, Я – Букв весёлая семья. Вместе – целый алфавит, Буквы он в себе хранит.
Букв в нём – целых тридцать три, Заучи их все, смотри! Сложишь буквы – будет слог, Чтоб его читать ты мог.
За слогами и слова – Вся наука не нова, А начнёшь Букварь читать, Сможешь Знайкой скоро стать.
Ты узнаешь много слов. Ну, учись, и будь здоров!
(В. Филиппов )
Азбука
Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку Прописная буква М, Г ударилась немножко, Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю Перекладинку свою! Очутившись на полу, Поломала хвостик У.
Ф, бедняжку, так раздуло — Не прочесть ее никак! Букву P перевернуло — Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась — Превратилась в букву О. Буква А, когда очнулась, Не узнала никого! Ю. Тувим
Чудо-Азбука
Мне на праздник Дед Мороз Чудо-азбуку принёс… Ну-ка, выучу её: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё И продолжу без проблем — Ж, З, И, Й, К, Л, М, А потом ещё прочту — Н, О, П, Р, С,Т, У И добавлю от души — Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Напоследок будет так — Твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь), А в итоге, знаю я, Очень просто —Э, Ю, Я…
У кого желанье есть Чудо-азбуку прочесть, Буквы тот от А до Я Быстро выучит — как я!
Н. Марянин
Букваринск
Был на речке на Чернильной Город маленький, непыльный, С незапамятных времен Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод, Очень славный жил народ: Хлебосольный, Незлобивый, Дружный И трудолюбивый.
А- аптекарь, Б — бочар, В — валяльщик, Г — гончар, Д — дробильщик здоровенный, Е — ефрейтор, он военный, Ж — жестянщик-простачок, З — закройщик-старичок, И — историк бородатый, К — красильщик франтоватый, Л — лудильщик, М — маляр, Н — носильщик, О — овчар, П — писатель, Р — радист, С — сапожник, Т — турист, У — бесстрашный укротитель, Ф — чудак фотолюбитель, Х — художник-баталист, Ц — известный цимбалист, Ч — чудесный часовщик, Ш — шофер, большой шутник, Щ — щенок его Букетик, Э — электрик-энергетик, Ю — юрист, а дальше: Я — это я, мои друзья! Токмакова Ирина
Азбука
Аист жил у нас на крыше, А в подполье жили мыши. Бегемот разинул рот — Булку просит бегемот. Воробей влетел в окно, В кладовой клюет пшено. Гриб растет среди дорожки, Голова на тонкой ножке. Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом. Ель на ежика похожа: Еж в иголках, елка тоже. Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет. Звезды видели мы днем За рекою над Кремлем. Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели. Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз. Лодки по морю плывут, Люди веслами гребут. Мед в лесу медведь нашел: Мало меда, много пчел. Носорог бодает рогом — Не шутите с носорогом. Ослик был сегодня зол: Он узнал, что он — осел. Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха. Роет землю серый крот — Разоряет огород. Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он. Таракан живет за печкой, То-то теплое местечко. Ученик учил уроки — У него в чернилах щеки. Флот плывет к родной земле, Флаг на каждом корабле. Ходит по лесу хорек — Хищный маленький зверек. Цапля важная, носатая Целый день стоит, как статуя. Часовщик прищурил глаз: Чинит часики для нас. Школьник, школьник, ты — силач: Шар земной несешь, как мяч. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Эта кнопка и шнурок — Электрический звонок. Юнга, будущий матрос, Южных рыбок нам привез. Ягод нет кислее клюквы, Я на память знаю буквы. С. Маршак
Буквы с нами говорят
Мы по улице гуляем, сами вывески читаем, что какая буква значит, узнаём издалека: О кругла, как будто мячик, Ж похожа на жука. Вот четыре буквы: ВО-ДЫ Вот ещё четыре: МО-ДЫ Воды-моды-лимонад! Мы читаем всё подряд! Вот блестит, белее снега, слово горькое — «АПТЕКА». Рядом сладкие слова — «ФРУКТЫ», «ПРЯНИКИ», «ХАЛВА». А напротив них — другое расползлось во весь этаж. Правда, тёплое такое это слово — «ТРИКОТАЖ». Эй, ребята ну-ка с нами все читайте — всё подряд! Буквы с вами, как с друзьями, обо всем поговорят.
Походные буквы
Когда я в путь-дорогу снаряжаюсь, Я алфавитом так распоряжаюсь.
Колёса делаю из «О», Вставляя ось и спицы, Чтоб можно было далеко, Хоть до Москвы, катиться.
Приехав в лес, в один момент Два «Л» в песок вбиваю. Поверх на жердь кладу брезент И дом сооружаю.
А в нём два «П» вбиваю в пол, Кладу фанеру — вот и стол.
Ещё два «Х» неплохо вбить, Чтоб можно для печурки На этих козлах распилить Смолистый ствол на чурки.
Но чтоб забить не кое-как, А прочно и надёжно, С собой беру я твёрдый знак, Хоть что забить им можно.
В палатку-дом я спать иду, «Н» растянув вот так. Ну, а под голову кладу, Конечно, мягкий знак.
Граубин Г.
Стихи про алфавит
Стихи про алфавит для 1 класса и дошкольников познакомят с буквами и азами чтения. Стихи про алфавит для детей помогут и запомнить правильный порядок букв.
* * *
Что такое алфавит? Вам, ребята, он известен. Буква в нем всегда стоит На своем особом месте. Учим, учим назубок Алфавит мы дружно, Чтобы он найти помог В словарях, где нужно.
* * *
Ты эти буквы заучи. Их три десятка с лишком, А для тебя они — ключи Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь Ключей волшебных связку. В любой рассказ найдешь ты путь, Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях, Растеньях и машинах. Ты побываешь на морях И на седых вершинах… Тебе чудесные края Откроет путь от «А» до «Я».
Алфавит
«А» — арбуз, «Б» бралось за него, «В» взяло его, «Г» глядело на него, «Д» делило его, «Е» ело арбуз, «Ж» жалело, что все съело, «З» завидовало тем, у кого осталось, «И»…» искало новый арбуз».
Песня Алфавит
А! — Алфавит пройдем мы вместе, Б! — Будем петь его как песню. В! — Весело его споем мы! Г! — Громче грома, громче грома! Д! — День сегодня музыкальный, Е! — Есть у нас талант вокальный, Ж! — Жить без знаний скучно было! 3! — Знания — это наша сила! И! — И тому пути открыты, К! — Кто подружит с алфавитом. Л! — Лошадь, лама, ландыш, ложка, М! — Метель, метро, матрешка. Н! — Небо, невод, нить, невеста, О! — Овод, облако, оркестр! П! — Попугай поет по нотам. Р! — Рой пчелиный строит соты. С! — Стрекоза в саду стрекочет, Т! — Такса лапками топочет. У! — Утка слушает пластинки, Ф! — Фанту пробует фламинго! X! — Хор не плох, есть слух у хора! Ц! — Царь зверей — его опора! Ч! — Чтим его, рычит он чисто! Ш! — Шесть заменит он солистов! Щ! — Щедрый мир нам дарит песня. Э! — Этот день собрал нас вместе: Ю! — Юмористов, оптимистов, Я! — Ясли-садовских артистов И. Резник
А вот и забавные стихи про алфавит и буквы.
На пиру у крота
Между собой уже века Живут в согласье «Г» и «К», И не впадает «К» в обиду, Когда ее сменяет «Г», Что схоже с цаплею по виду И на одной стоит ноге.
Открыл однажды КРОТ В огороде огромный ГРОТ. Достал мешок КОСТЕЙ И пригласил ГОСТЕЙ. Издалека ШАКАЛ На пир к нему ШАГАЛ. Топтыгин шапку СКИНУЛ — Шакал от страха СГИНУЛ. А краб Бороться с КРАБОМ Давай в тени под ГРАБОМ. Свернулся ёж в КЛУБОК, Стал сон его ГЛУБОК. И, закусив КОРОЙ, Зайчишка под ГОРОЙ, Чтоб отличиться в ИГРАХ, Плясал до боли в ИКРАХ.
Лесная Академия
Как-то летом, на лужайке, Очень умный майский жук Основал для насекомых Академию наук.
Академия открыта! От зари и до зари Насекомые лесные Изучают буквари:
А
-Акула,
Б
— Берёза,
В
— Ворона,
Г
-Гроза… — Шмель и Муха, не жужжите! Успокойся, Стрекоза!
Повторяйте, не сбивайтесь: Д
— Дорога,
Е
-Енот… Повернись к доске, Кузнечик! Сел ты задом наперёд!
Ж
— Журавль или Жаба,
З
— Забор или Змея… — Не смеши клопа, Комарик, Пересядь от Муравья!
И
-Иголка,
К
— Крапива,
Л
-Личинка, Липа, Луг… — Ты кому расставил сети? Убирайся , злой Паук!
М
— Медведь, Мышонок, Море.
Н
-Налим, а
О
— Олень… — В академию не ходят Те, кому учиться лень!
П
-Петрушка,
Р
— Ромашка,
С
— Сучок или Сморчок… — Таракан, не корчи рожи! Не подсказывай, Сверчок!
Т
— Травинка, У — Улитка,
Ф
— Фиалка,
Х
— Хорёк… — После первой перемены Мы продолжим наш урок!
Учат азбуку букашки, Чтобы грамотными стать, Потому что это мало — Только ползать и летать!
С. Михалков
Озорные буквы
Воробьишка поскакал — Где-то КРОШКИ отыскал. Он одну сейчас же съел Прямо на дорожке, Остальные не успел: Помешали КОШКИ.
«К» в карман к монтёру — прыг! — А в кармане — РОЛИКИ. Из кармана в тот же миг Выскочили КРОЛИКИ!
Как-то вздумали газели С буквой «Г» затеять ИГРЫ, И за это чуть не съели Их безжалостные ТИГРЫ!
Вот такая смехота: «Р» свалилась на КОТА! Кот не кот теперь, а КРОТ, Роет он подземный ход.
Как буквы женятся
Как одинок бедняга М
, Он от тоски засох совсем, Как майский жук в коробочке. И вот красотка буква
У
Однажды встретилась ему На алфавитной тропке. И бедный
М
сказал с мольбой: — Давай поженимся с тобой. Но встречен был сурово: — Ты
М
, я
У
, а вместе
МУ
? Всю жизнь мычать мне ни к чему. Прощай, я не корова. Наш
М
был страшно оскорблён. Но букву
Ы
посватал он. И та была согласна. Она ему сказала: — Мы Составим вместе слово
МЫ
, А это так прекрасно.
Ю.Вронский
Стихи для запоминания алфавита
* * *
А, б, в, г, д, е, ё – Постираем мы бельё. Ж, з, и, й, к, л, м – Апельсинку быстро съем. Н, о, п, р, с, т, у – Погуляем на мосту. Ф, х, ц, ч, ш, щ – Ах, какая чаща! ъ, ы, ь – Не запомнятся никак. Э, ю, я – Вот и все, мои друзья.
* * *
Здравствуй, чтение моё: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё
! Прочитаю громко всем:
Ж, З, И, Й, К, Л, М
! Ну-ка, снова перечту:
Н, О, П, Р, С, Т, У
! Прочитай со мной и ты:
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы
!
Ъ и Ь
– Не прочесть нам их никак!
Но читаю дважды я: Э, Ю, Я
!
Э, Ю, Я
!
(М. Яснов)
Алфавит
А Б В Г Д Е Ё Знайте место все своё! Ж З И Й К Л М Вспоминайте, кто за кем! Н О П Р С Т У Стойте дружно все в ряду! Ф Х Ц Ч Ш и Щ Размещайтесь не спеша! Ъ Ы Ь Стойте рядышком, вот так! Торопитесь, Э Ю Я! Вот и в сборе букв семья!
С.Ф.Жуйков, М.М.Зеленина, Е.Г.Карлсон
Любимый русский алфавит
Любимый русский алфавит Из букв и звуков состоит. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж… Дальше знаете уже. Звуки с вами говорим, Произносим и кричим, Шепчем, воем, слышим… Буковки мы — пишем, Можем их нарисовать, Напечатать и прислать! То есть звуки только слышим, Ну а буквы только пишем! Теперь поговорим о звуках — Ведь звуки — целая наука! Гласные, согласные… Трудные, ужасные…
Что такое гласные? Ох, пока не ясно мне! Объясните поскорей, Чтобы стал я поумней! «Голос» называли «глас» — Вот и гласные у нас: А, О, И, Е, У, Я, Ы — Голосом протянем мы. Иль, к примеру, буква Ё — Тянем голосом её.
Гласные зачем нужны? Для чего они важны? Нету гласных — нет слогов, Без слогов не будет слов. Вместе повторим, друзья: Десять гласных знаю я: А, Я, У, Ю, О, Ё, И, Е, Э и, конечно, Ы !
А кто согласен с гласными? Конечно же, согласные! Мы с громким шумом их произнесём, Мы голосу поможем языком, А иногда зубами, И нёбом, и губами. Звуки те согласные Все такие разные: Они бывают Звонкие — (М, Л, З, Ж, Р, Н,) Бывают и глухие — (С, Ш, П, К, Ф, Х,)
Есть твердые и мягкие, Бывают и другие… Вот, давайте, например Приведем такой пример: Ш и Щ — мы шипим, С — как будто свистим, М — мычим, Р — рычим… Ж — жужжим, З — зудим,
Стало легче понимать? Будем верно отвечать? Гласные, согласные… Милые, прекрасные!
Мария Лэнг
Вот такие увлекательные и веселые стихи про алфавит. Пусть детям будет учиться весело и интересно!!!
Литература:
1. Программы дошкольных об разовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. — М., 2010. 2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г. и др.; Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.:, 2009. 3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетикофонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. — М., 1998. 4. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. — СПб., 1998. 5. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб., 1999. 6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. — М., 2008.
Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, январь 2015.