Краткие исторические сведения из истории изучения дислалии


Функциональная дислалия

22.11.2019

Термин «дислалия» был введён ещё в XIX веке. После этого он пережил различные изменения своего значения. Дислалия — одно из самых распространённых заболеваний, связанных с нарушением речи. Она характеризуется дефектами звукопроизношения, но слух и мышечная активность речевого аппарата находятся в норме.

Общие сведения

Эта болезнь не затрагивает дефекты органов и малое количество мышечных сокращений, необходимых для произношения. Основным фактором нарушения произношений звуков является неоконченное формирование речевого аппарата либо неполное воспитание. Вовремя неисправленные проблемы со звукопроизношением могут стать основой для нарушений в области письма и чтения.

Виды функциональной дислалии

Данное заболевание можно классифицировать разными способами.

Способ 1. В лечении различных заболеваний используется патогенетический подход. В данном случае учитывается преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности. Используя эти данные, выделяют 3 формы функциональной дислалии. Подобное деление затрагивает психофизиологические способы образования речи, имеющие проблемы у ребёнка и требующие исправления с помощью логопеда.

Сейчас мы рассмотрим эти три вида более подробней.

Моторная функциональная дислалия. Данный тип обусловлен неполноценной готовностью артикуляционных органов к выполнению речедвигательных актов, таких как: удержания языка и губ в правильных положениях, своевременное переключение с одной артикулемы на другую. В результате неправильного взаимодействия нервных импульсов и двигательных частей закрепляется нарушенное звукопроизношение.

Сенсорная функциональная дислалия. Этот тип вызван недостаточным развитием восприятия речи слуховым аппаратом. В результате недоразвития не может сформироваться фонематическая система языка.

Смешанная функциональная дислалия. Другое название – сенсомоторная. Дело в том, что предыдущие 2 вида связаны между собой. Из-за этого в основе дефектного произношения лежат связанные факторы. Часто бывает так, что неправильное звукопроизношение связано с некорректным звуковосприятием. Здесь наблюдается смешанная связь вышеперечисленных видов.

Способ 2. Принято рассматривать данное заболевание и с другой точки. Со стороны фонетических или фонематических нарушений осуществляют следующее деление:

  • акустико-фонематическое. Причиной этой формы служит неумение ребёнка различить близкие по звучанию звуки. Из-за того, что они обладают похожим произношением, он не может досконально понять услышанное, поэтому такие звуки пропускаются, смешиваются или заменяются;
  • артикуляторно-фонематическая. У ребёнка не развита совокупность приспособлений к речи и образованию звуков. По этой причине он изменяет звуки или пытается смешивать, чтобы как-то достигнуть нужного результата;
  • артикуляторно-фонетическая. В данном случае полностью сохраняется активность фонематических процессов. Нарушения затрагивают физическую степень речи. Дефекты заключаются в неверных произношениях различных звуков. Вариант с полным отсутствием звука практически не встречается.

Причины функциональной дислалии

У детей с таким заболеванием нарушенное звукопроизношение связано с протеканием нейродинамических процессов, происходящих в коре головного мозга. По сравнению с другими подобными заболеваниями, здоровье звукопроизводящих органов и их иннервирование находятся в норме. Данное заболевание характеризуется биологическими и социальными факторами.

К биологическим факторам чаще всего относятся:

  • небольшие задержки в развитии ребёнка. Чаще всего они проходят сами, но не стоит забывать о наблюдении врачей и продолжении обучения ребёнка. Если всё это пустить на самотёк, то могут быть значительные осложнения;
  • расстройства питания. В период формирования важнейших процессов нельзя забывать о правильном питании. Пища ребёнка отличается от той, которой питаемся мы. Она не должна включать в себя красителей, консервантов и прочей гадости. Недостаток в пище витаминов, макро- и микроэлементов, белков, углеводов и жиров может негативно отразиться на формировании организма ребёнка. В связи с этим могут возникать вышеперечисленные проблемы и заболевания. Также стоит внимательно следить в этот период за здоровьем пищеварительной системы.

К социальным факторам относят следующие причины:

  • неправильное общение с ребёнком, которое включает в себя искажения слов или различные «усюсюканья», принимающиеся ребёнком за норму речи;
  • общение дома на различных языках также может привести к нарушениям, так как ребёнок анализирует всё услышанное, однако из-за обилия слов на разных языках могут возникать искажения;
  • запущенность обучения очень сильно влияет на правильность речи ребёнка. Данная причина характерна, в основном, для неблагополучных семей, которые уделяют мало времени ребёнку. Он не читает книги, не проявляет интересу к обучению. Отсюда и вытекают все последующие проблемы.

Симптомы функциональной дислалии

Первое, на что нужно обращать внимание, это, конечно, искажения звукопроизношения у ребёнка. Ваши попытки правильно научить проговаривать звуки кончаются крахом. Большая часть выходит без ошибок, но потом начинаются шипящие, мягкие, свистящие и твердые звуки. Передне- и заднеязычные звуки путаются между собой. Видя подобные проблемы, необходимо сразу же обратиться к логопеду во избежание осложнений.

Диагностика

Диагностика этого заболевания весьма несложная, однако требует консультации логопеда. Первое, что потребуется врачу – разговор с родителями. Вам придётся подробно рассказать, как вы обучали ребёнка, когда начали появляться проблемы, не было ли каких-либо заболеваний, связанных с функциональностью нервной системы.

Затем следует оценка работоспособности и эластичности речевого аппарата. Ребёнка просят сделать несложные движения, заключающиеся в вытягивании губ, поворота и показывании языка, открытии рта. Далее, следует проверка звукопроизношения. На этом этапе определяется основная часть дефектов.

В заключении ребёнка просят читать слова по ударениям. Таким образом проходит проверка фонематического слуха.

Коррекция функциональной дислалии

Исправление таких нарушений заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно управлять своим речевым аппаратом. Занятия с логопедом должны проводиться не меньше, чем три раза в неделю. Обязательны и домашние тренировки по рекомендациям врача. Их следует разбивать на небольшие блоки длительностью до 15 минут. Точных цифр полного освоения звукопроизношения нет: всё зависит от личных показателей и степени тяжести нарушений.

Профилактика функциональной дислалии

С самого рождения ребёнка нужно следить за его здоровьем и укреплять иммунитет. Необходимо проводить больше времени со своим чадом. Игры и развивающие задания помогут вашему ребёнку в правильном развитии. Не лишним будет и своевременная консультация врача.

Заключение

В конце хотелось бы отметить, что функциональная дислалия – не самая опасная и неисправимая болезнь. Она диагностируется у многих детей, пускай и в разных формах. Внимание и забота о своём ребёнке помогут вам избежать лишних проблем. Здоровья Вам и вашей семье!

Опубликовано в Дефектология Премиум Клиник

Виды и формы дислалии

В медицине выделяют такие виды дислалии:

  • механическая – спровоцирована патологиями анатомического строения артикуляционного аппарата;
  • функциональная дислалия – развивается из-за нейродинамических проблем в работе головного мозга обратимого характера либо на фоне социального фактора.

Последняя форма дислалии делится еще на два типа – сенсорный и моторный. В первом случае речь идет о нарушениях речеслухового анализатора в головном мозгу – звуки в устной речи заменяют друг друга, ребенок путает звонкие и глухие, шипящие и твердые. Моторный тип функциональной формы заболевания отличается неточными движениями губ и языка, что сказывается на произношении звуков.

Врачи при диагностировании заболевания обязательно определяют, сколько звуков ребенок произносит неправильно. В зависимости от этого показателя выделяют такие виды дислалии:

  • простой – проблема касается максимум 4 звуков;
  • сложный – ребенок неправильно произносит более 4 разных звуков.

Причины дислалии

Они разделены на две большие группы:

  • функциональные причины развития нарушения – анатомия артикуляционного аппарата неизменна, чаще всего срабатывают социальные или биологические факторы (копирование родителей, которые неправильно произносят звуки/слова, изучение сразу нескольких языков в семье);
  • механические – имеются нарушения в строении артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка, микро- или макроглоссия, слишком толстые губы).

Прежде чем приступить к решению проблемы, врачи устанавливают истинные причины дислалии – от этого зависит дальнейшая программа коррекции. Например, при механических причинах может понадобиться малое хирургическое вмешательство, если отмечается микро- или макроглоссия, то ставят под вопросом нормальное физическое и умственное развитии ребенка.

Коррекция дислалии

Работу при дислалии проводит логопед – специалист, который может привить ребенку навыки правильного произношения звуков и слов. Коррекция выстраивается по этапам:

  1. Подготовка – логопед должен сначала установить контакт с ребенком, вызвать интерес к занятиям, адаптировать к условиям кабинета.
  2. Формирование первичных умений и навыков – специалист должен научить пациента правильно произносить конкретные звуки, сравнивать их со схожими и дифференцировать в словах, отличая по произношению.
  3. Формирование коммуникативных навыков – ребенок учится общаться с помощью предложений, разговаривать с безошибочным произношением всех звуков.

Этапы коррекции дислалии подразумевают использование различных творческих материалов, упражнений, игр словами и звуками. Чем младше ребенок, тем больше игровых элементов должно присутствовать на занятиях. Логопедическая работа при дислалии проводится длительное время, чем раньше родители обнаружат проблему, тем проще пройдет коррекция. Чаще всего прогнозы при таком нарушении речи благоприятные, в большинстве случаев успех гарантирован (если отсутствуют нарушения психического развития).

Особенности дислалии разных видов и форм, конкретные программы по коррекции нарушений подробно освещены на нашем сайте https://www.dobrobut.com/.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]