Сфера деятельности детского логопеда — выявление, устранение и профилактика речевых нарушений.
Принято считать, что учитель-логопед занимается только коррекцией звукопроизношения, но это далеко не так. В арсенале логопеда широкий спектр методик, которые позволяют:
- формировать навыки звукового анализа;
- расширять и обогащать словарный запас детей;
- развивать связную речь;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- работать над профилактикой и коррекцией нарушений чтения и письма.
Деятельность логопеда напрямую связана с развитием у ребенка различных психических процессов, таких как зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, внимание, развитие мелкой моторики, речи.
Задачи логопеда
Главная цель, которая стоит перед логопедом — своевременно предупредить и ликвидировать неблагоприятные последствия неправильной речи у детей. Эти осложнения могут проявляться в следующем:
- задержка умственного развития, поскольку речь не просто обогащает мышление ребенка содержанием, но и формирует его;
- психические переживания у ребенка из-за недостатков речевой функции, что возникают к 5 годам;
- трудности в школьном обучении — развитие вторичных речевых нарушений (дисграфия, диссиксия);
- при наличии плохо говорящих детей в классе, нарушается течение занятий, вызванное смехом одноклассников, слезами и отказом отвечать на вопросы учителя;
- в будущем неправильная речь может привести к личным проблемам и ограничениям в выборе отрасли профессиональной деятельности.
Благодаря консультации детского логопеда можно на ранних стадиях выявить речевые патологии, провести своевременную коррекцию и профилактику речевых нарушений.
Логопеды
Кто такой врач логопед
Центр логопедии и его специалисты
Диагностика и лечение у врача логопеда
Ищу логопеда. С чего начать?
Стоимость приема у логопеда
Запись на прием логопеда
Кто такой врач логопед
Врачом логопедом называют специалиста по выявлению нарушения речи, определению механизма их возникновения и путей восстановления. Не смотря на то, что каждому человеку присущи индивидуальные особенности развития когнитивных функций, обратиться к логопеду стоит как при выраженных изменениях, так и в целях диагностики.
Существует целый ряд речевых нарушений, с которыми работает врач дефектолог и логопед:
- Трудности с произношением звуков (алалия, дислалия, ринолалия, дисфония, афония);
- Нарушения тембра, скорости речи (брадилалия, тахилалия);
- Психоневрологические нарушения (заикания);
- Нарушения речи, связанные с другими патологиями (глухота, ДЦП, травмы гортани, речевого аппарата, изменение прикуса, афазия, возникшая в результате перенесенных заболеваний);
- Нарушения восприятия текста при чтении и письме (дислексия, дисграфия, дизартрия).
Консультация врач логопеда поможет выявить не только следствия, но и причины нарушений, ведь гнусавость, шепелявость, нечеткое произношение звуков может иметь различную природу.
Центр логопедии и его специалисты
На консультацию к логопеду маленьких пациентов и их родителей приглашают в год, перед детским садом (в 3-4 года) и перед поступлением в школу (в 6-7 лет). Это те периоды, когда специалист врач логопед может дать рекомендации по коррекции речи, обозначить соответствующие нормативные речевые навыки, выявить области, которые требуют внимания. Большое значение для речи имеет также общая психологическая развитость ребенка, поэтому доктор дефектолог логопед также оценивает этот параметр.
Консультация врача дефектолога логопеда будет полезна младшим школьникам в случае подозрения на нарушение речевого слуха, при дефектах произношения, для правильного формирования и развития словообразования.
Запрос «посоветуйте логопеда» актуален не только для детей, но также и для взрослых, поскольку с возрастом речевые нарушения могут усугубляться психологическими травмами и комплексами. Услуги врача логопеда могут понадобиться пациентам, проходящим реабилитацию после паралича, инсульта, оперативного вмешательства на органах речевого аппарата.
Диагностика и лечение у врача логопеда
Существуют общепринятые нормы сроков развития речи, нарушение которых свидетельствует о том, что нужна помощь логопеда.
Возраст | Речевые навыки |
4-6 месяцев | Гуление, агукание, лепет |
1 год | Базовые односложные и двухсложные слова, понимание обращенной речи, звукоподражание |
1,5 года | Определение родственников («мама», «папа»), простые предложения |
2 года | Знание частей тела, озвучивание животных |
2,5 года | Сравнительные прилагательные, антонимы |
3 года | Информация о себе (имя, фамилия, отчество, возраст, адрес), счет до 10, определение основных цветов, небольшие стихи |
4 года | Умение сконцентрироваться, слушать и пересказывать рассказы, сказки |
Обследование у врача логопеда начинается с анализа речи ребенка в соответствии с определенными логопедическими картами и схемами. Если есть подозрение, что речевое нарушение связано с функциональной патологией, может понадобиться дополнительная диагностика или исследование, на основании которого логопед примет решение о дальнейшей коррекции.
Следует учитывать, что лечение проходит не только в кабинете логопеда – залог успешного восстановления речи в регулярных домашних занятиях и тренировках.
Ищу логопеда. С чего начать?
Есть смысл проанализировать отзывы об эффективности работы логопедов, причем лучше, если это будет проверенная и объективная информация. Проще искать логопеда в специализированных клиниках, детских дошкольных учреждениях с логопедическим уклоном – у таких специалистов большая практика и с успехами их пациентов можно ознакомиться. Также найти логопеда можно по рекомендации врача-дефектолога, отоларинголога, терапевта, педиатра, детского невролога, психолога.
Обратите внимание также на подход к лечению: высококлассный логопед может применять в сочетании несколько методик: физиотерапевтическую, коррекционную, медикаментозную.
Правильный выбор логопеда с большой долей вероятности гарантирует эффективную коррекцию речевых нарушений у пациентов любого возраста.
Стоимость приема у логопеда
С сентября 2021 года в рамках полиса ОМС логопедические услуги не оказываются, поэтому дешево прием логопеда стоить не может по определению. Альтернативный вариант – недорого заниматься с логопедом по скайпу, однако он не всем подходит. В основном пациенты стараются попасть платно на консультацию к логопеду, что гарантирует внимательный подход и регламентированное время для занятий. Цены у логопедов имеет широкий разброс, что обуславливается квалификацией врача, используемыми методиками, месторасположением клиники. Лучшие логопеды постоянно повышают уровень образования, разрабатывают авторские методики, следят за научными и медицинскими тенденциями.
Запись на прием логопеда
Осуществить запись на прием к логопеду можно в регистратуре клиники или лично у врача. При этом гораздо удобнее записаться через интернет к логопеду, поскольку это можно сделать в любое время. Тем более, при подобной записи есть различные варианты по выбору врача: на сайте ВсеВрачиЗдесь собрана информация о лучших логопедах. Кроме того, пациентам рекомендуется ознакомиться со следующими данными:
Отзывы о работе логопедов;
Рейтинг логопедов с указанием образования и квалификации врача;
Адреса логопедов и специализированных клиник;
Цена на прием логопеда (первичный и повторный).
В соответствии с вашими пожеланиями список логопедов можно отсортировать по тому или иному критерию.
Когда обращаться к логопеду
Поводом для посещения и консультации логопеда могут стать следующие ситуации:
- ребенок 2-3 лет не произносит отдельные слова, не стремится общаться в окружающими, не способен построить простую фразу;
- ребенок 3 лет не произносит слова до конца, говорит бессвязно, меняет слоги и буквы;
- при речи наблюдается заикание, навязчивое моргание, непроизвольные жесты;
- затруднительное произношение свистящих звуков;
- ребенок 5 лет имеет бедный словарный запас, произносит слова без конечных либо начальных букв, шипящие и свистящие звуки затруднены;
- речь ускорена либо замедлена;
- ребенок замкнут, избегает общения с другими детьми;
- у ребенка 7 лет наблюдается трудность описательного процесса, высказываний, неправильное сочетание слов (аграмматизмов);
- ребенку трудно дается письмо и чтение, он замыкается в себе, заикается при разговоре, постоянно молчит.
Виды занятий для развития речи
Артикуляционная гимнастика
Это комплекс упражнений, которые развивают речевой аппарат и способствуют постановке звуков. Артикуляционная гимнастика помогает произносить слова чисто и внятно даже без помощи логопеда. Подойдет для преодоления любых речевых дефектов.
Заниматься нужно ежедневно по два раза в день. Каждое занятие – по 3-5 минут, каждое упражнение – по пять раз. В день можно добавлять не более чем по одному новому упражнению. Все занятия необходимо проводить сидя перед настольным зеркалом. Хорошо, если мать или отец выполняет их вместе с ребенком.
Примеры:
1. «Трубочка»: губы вытягиваются вперед, зубы смыкаются.
2. «Шлагбаум»: язык поднимается за верхние зубы, рот приоткрыт.
3. «Качели»: язык двигается вниз и вверх поочередно, в каждой позиции – по несколько секунд.
4. «Заборчик»: губы удерживаются в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажаются. 5. «Блинчик»: расслабленный язык удерживается за нижними зубами.
6. «Потягушки»: язык высунут и тянется к носу, подбородку, уголкам рта поочередно. 7. «Грибок»: ребенок должен улыбнуться,широко открыть рот и присосать широкий язычок к нёбу.
8. «Лошадка»: рот открыт, губы удерживаются в улыбке. Кончик языка нужно присосать к нёбу и начать щелкать языком. Выполняется 5-6 раз.
9. «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот и загнуть края языка в форме чашечки.
Важно научиться удерживать выбранную позу в течение необходимого времени – например, под счет от 1 до 5 или 10.
Развитие мелкой моторики
Речевой центр головного мозга расположен близко к моторному. Ученые доказали, что если развивать мелкую моторику рук ребенка, то есть учить его выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами, активизируется и речевой центр. Такие упражнения полезны при любых нарушениях речи.
Упражнения:
- Игры с пластилином. Детям помладше достаточно мять его и лепить фигуры одного цвета, детям постарше поручайте многоцветные фигуры посложнее.
- Сортировка маленьких предметов (особенно важна на третьем году жизни). Смешайте в одной емкости два вида бусин или пуговиц, горох с фасолью, ракушки и камушки – и попросите малыша отделить одни от других. Можно «подогнать» под это какую-нибудь историю – например, одна кукла любит на ужин горох, а другая фасоль. Постепенно усложняйте задание – пусть в одной емкости окажутся предметы трех, четырех и более видов. Упражнение малыш должен выполнять двумя или тремя пальчиками, а остальные подогнуть.
- Упражнение с сыпучими веществами. Научите ребенка пересыпать крупу, горох, чечевицу из одной посуды в другую (стакан, бутылку) с помощью ложки или воронки. Погрузите в песок мелкие игрушки, бусинки и попросите малыша их найти и вытащить пальцами.
- Катание шариков. Ребенок катает ладонью или пальцем маленькие шарики по плоской поверхности и не дает им выскользнуть.
- Игра с бумагой. Ребенок комкает, рвет и разминает лист бумаги, учится попадать им в мусорную корзину.
- Упражнение с изюмом. Раскатайте тесто и предложите малышу украсить его изюминками. Пусть берет каждую двумя пальчиками и раскладывает на расстоянии друг от друга.
Пальчиковые игры
Одна из разновидностей упражнений — «пальчиковые игры». Это короткая инсценировка (часто ритмичная, стихотворная) историй, сказок с помощью пальцев. Ребенок повторяет движения взрослых.
Примеры:
- Молоточком я стучу (кулачки стучат друг о друга), дом построить я хочу (кончики пальцев обеих рук соединяются, изображая крышу дома). Строю я высокий дом (ладони, прилегая друг к другу, поднимаются вверх), буду жить я в доме том (хлопаем в ладоши).
- Мы писали, мы писали (изображаем процесс письма), наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем (встряхивание кистями рук) и опять писать начнем (движение, аналогичное тому, что было в начале упражнения).
- Идут четыре братца навстречу старшему (пальцы поочередно соединяем, чтобы получилась щепотка). Здравствуй, большой! Здорово, Васька-указка! (большой палец соединяем с указательным). Здорово, Мишка-середка! (большой – со средним). Здорово, Гришка-сиротка! (большой – с безымянным). Здравствуй, крошка Тимошка! (большой – с мизинцем).
- В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так, и головки убирали. (Все десять пальцев одновременно ритмично сгибаются и разгибаются.)
- Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись. По ладошке побежали, побежали, побежали, поскакали, поскакали – и устали. (Изображаем все движения поочередно, затем встряхиваем пальцами и кладем руки на колени.)
- Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот – мамочка, этот– я, вот моя семья! (Вначале рука сжата в кулак, затем разгибаем поочередно по пальцу, в конце – раскрытая ладонь.)
Желательно выполнять упражнения медленно, от 3 до 5 раз: одной, потом другой рукой, затем обеими. После каждого «сеанса» расслаблять пальцы и кисти, тряся ими.
Жестких правил по периодичности упражнений нет. Главное – регулярность.
Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
Без развитого слухового восприятия невозможна правильная устная речь. Показывайте детям картинки с животными и предлагайте воспроизвести звуки, которые они издают. На прогулке обращайте внимание детей на звуки улицы, их различия. Включайте аудиозаписи со звуками природы и спрашивайте ребенка, что и где звучит. Приобщите его к аудиосказкам.
Держите дома банки с камешками, шишки, сосуды с водой, дудочки и свистки. Пусть ребенок сам извлекает из них звук.
Логопед Москва: процедура консультирования
Консультация специалиста не нуждается в особой предварительной подготовке. Единственное, что требуется от родителей — подготовить ребенка к будущей беседе, объяснить необходимость ее проведения и настроить на положительное восприятие логопеда.
Изначально логопед (Москва) пообщается с опекунами либо родителями ребенка и выяснит характер нарушений, их наследственную предрасположенность, возможные причины развития. В ходе беседы специалист попробует завоевать доверие ребенка, установив с ним правильный контакт. Дальнейшее консультирование будет проходить исключительно с самим пациентом, в процессе которого логопедом будет установлено нарушение речевых функций и проработан предварительный план последующей коррекции.
Логопед предоставит родителям домашнее задание, подробные рекомендации, а также запланирует первое занятие и расскажет целесообразность его проведения. Также врач продемонстрирует с помощью каких методик можно исправить артикуляцию ребенка. При необходимости покажет видео либо даст прослушать аудиозаписи с прошлыми наработками.
На консультировании логопеда могут присутствовать врачи других специальностей. Они будут постепенно вступать в процесс беседы, чтобы не тревожить ребенка. Среди профильных специалистов может потребоваться помощь ортодонта, психолога, невролога и других врачей.
В процессе консультации логопеда, специалист практикует исключительно индивидуальный подход к пациенту, разрабатывает собственные программы лечения, благодаря которым можно в короткие сроки привести любые отклонения речи в норму.
Что происходит на наших занятиях:
На первом занятии логопед диагностирует актуальный уровень речевого развития ребёнка, соответствие речевого статуса возрасту ребёнка, определяет характер речевых нарушений. По результатам первичного осмотра составляется индивидуальный план коррекционной работы, определяется необходимость консультаций специалистов смежных специальностей (психолог, психиатр, невролог, дефектолог, нейропсихолог).
В логопедическую программу по показаниям включаются регулярные игровые логопедические занятия, логоритмика, игровая и песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция.
Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.
Активное участие родителей в реализации плана коррекционной работы в домашних условиях, несомненно, является залогом успеха!
Произношение сложных звуков
Артикуляция развивается постепенно, произношением сложных звуков дети обычно овладевают в последнюю очередь. Часто в речи ребенок заменяет их на более простые или не проговаривает вовсе.
Звук «Р»
Эксперты советуют заниматься постановкой этого трудного звука у ребенка в 5 лет. Если малыш произносит «р», но некорректно, то еще раньше – потом переучивать сложнее.
В помощь:
- Скороговорки с «р» («Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
- Подражание (просто произносите «р» в своей речи при ребенке как можно четче и чище).
- Постановка от других звуков, которые ребенок произносит правильно. Например, когда ребенок произносит «ж», осторожно отодвиньте палочкой язык вглубь рта – образуется «р». Закрепите звук, повторив упражнение несколько раз. Или малыш говорит «з», слегка касаясь языком альвеол, и сильно дует на язык. Слышен звук «р».
- Трехэтапное упражнение: язык «присасывается» к твердому небу, ребенок делает глубокий вдох через нос и короткий выдох через рот с подключением голоса.
- Постановка механическим способом (осуществляется только логопедом – с молоточком, шпателем).
Звук «Ш»
Постановка этого звука происходит в 3–5 лет.
Наиболее употребляемый способ – через «с». Ребенок поднимает язык к небу, произносит «с» и плавно выдыхает воздух, чтобы получилась «ш». Перед непосредственно постановкой «ш» специалисты рекомендуют развить артикуляцию губ и языка с помощью упражнений:
- Широкая улыбка, обнажающая оба ряда зубов, на 5-7 секунд.
- Облизывание губ «широким языком» сверху вниз.
- Загибание широкого кончика языка по направлению к носу.
- Ребенок вытягивает губы трубочкой и долго дует на ватный шарик, загоняя его, например, в угол стола.
- Малыш дует сквозь сближенные губы на полоску бумаги – сильнее, слабее, снова сильнее.