Во сколько дети начинают говорить и как им помочь

Первый год для родителей самый радостный, но и самый тревожный. Малыш чихнул — родители волнуются, у крохи поднялась температура — всю ночь не спят, ну а уж если ребенок никак не садится или не начинает ползать — взрослые в панике! А первого слова мамы ждут, как манны небесной! Ведь врачи твердят, что сегодня все больше детей страдает задержками речевого развития. Когда же в норме малыш должен заговорить и стоит ли беспокоиться, если в год-полтора он не произносит ни слова? Об этом рассказывает детский невролог Научного Центра Психического Здоровья РАМН Галина Николаевна Шимонова.

Когда ребенок начинает говорить предложениями?

Каких-то определенных сроков развития правильной, связной и осмысленной речи никто не назовет.

Некоторые дети бьют рекорды, начиная говорить еще в раннем возрасте, до года,а другие долго молчат и разговаривают только в 5 лет.

Существует одна закономерность – девочки преодолевают этот рубеж развития быстрее мальчиков.

Когда ваши дети заговорят предложениями, зависит только от вас: важны усилия, приложенные для интеллектуального развития малыша; развивающие упражнения с ним.

Если ребенок поздно заговорил, не ждите, что он сразу станет произносить фразы предложениями. Нужно терпеливо ждать и заниматься с малышом.

Огромное значение в развитии речи у младенца играет его психическое и эмоциональное состояние, микроклимат в семье.

Если малыш начал разговаривать, а его чем-то сильно испугали – он может перестать говорить. Поэтому родителям рекомендуют не повышать голос, чтобы избежать стрессовых ситуаций.

Если нормально развивающийся малыш, не имеющий врожденных заболеваний, не начинает говорить в 4 года, ему необходимо помочь. Для этого логопедами и детскими психологами разработаны специальные методики.

Проводя такие занятия, развивается логическое мышление, улучшается восприятие внешнего мира, что способствует быстрому развитию.

Во сколько месяцев малыши начинают говорить первые слова?


Груднички общаются со взрослыми при помощи мимики и крика. Так они выражают свое недовольство или радость. Становление речи начинается еще в период новорожденности, когда появляются первые вокализации. При помощи растянутых звуков («у-у-у», «а-а-а» или «о-о-о») ребенок обращается к родителям, выражает свои потребности, эмоции. К пятимесячному возрасту возникает лепет.
Малыш может произносить «да-да-да» или «на-на-на». К 9 месяцам появляются первые слова «ма-ма», «ба-ба», «па-па». Но ребенок произносит их случайно. Первые осознанные слова малыш начинает выговаривать к 12 месяцам. Их легко спутать с лепетом, из которого они появляются.

Но если внимательно понаблюдать за ребенком, то можно уловить разницу. Выговариваемые слова очень простые, не содержат ударный слог. Малыши стараются назвать важные для них вещи либо действия. Пассивный словарь каждый день пополняется.

Дети усваивают новую информацию с разной скоростью. Одни к году произносят несколько слов (например, «мама», «баба», «папа»), другие – около 15. Все это является вариантом нормы. В 12 месяцев малыш должен понимать, что говорят ему родители и произносить простые слова.


По мнению известного доктора Комаровского, то, во сколько ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Надо заметить, что активная речь формируется достаточно скачкообразно.

В годовалом возрасте ребенок усваивает 1-6 слов в месяц. Данный этап довольно долгий. Далее происходит скачок в развитии, активный словарный запас начинает стремительно пополняться. За неделю малыш усваивает около 12 новых названий вещей, действий или животных.

Спустя время происходит новый скачок: ребенок начинает запоминать 10-12 слов в сутки. На этом этапе активный и пассивный словари уравниваются и пополняются одновременно.

Определенное влияние, по мнению педиатров и психологов, имеет половая принадлежность. Так, девочки развиваются и начинают говорить быстрее мальчиков.

Как помочь ребёнку заговорить

Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.

Разговаривайте

Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.

  • Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
  • Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
  • Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
  • Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
  • Пойте колыбельные.

Читайте вслух

Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

Признаки задержки речи

Несмотря на индивидуальное развитие малыша, мама должна наблюдать за тем, как он развивается. Если мама заподозрит какие-то отклонения на раннем этапе, их легче можно будет исправить.

Родители должны насторожиться, если малыш к году так и не начал произносить несколько слов или не может повторять за взрослыми звуки. Если ребенок не может запомнить названия предметов к 2 годам, не откликается на свое имя или же не может принести предмет, который вы его просите, это тоже свидетельствует о небольших нарушениях в развитии.

Нужно обратиться к специалисту, если к 2 годам ребенку трудно составить самое простое предложение, он с трудом произносит отдельные слова, он не реагирует на речь взрослых и не может повторить за ними слова. Нехорошо, когда ребенок начинает поздно различать цвета. Если малыш к 2,5 годам не может различить цвета и не знает, как называются части тела. То же самое касается и 3-х летнего возраста, когда малыш не понимает смысл простых рассказов и не говорит предложениями.

Если родители заметили за своим ребенком одни из этих отклонений, не стоит сразу впадать в панику. Возможно, это просто особенность развития, но все же нужно показать малыша специалисту. Он должен сделать анализы и необходимые обследования, результаты которых покажут, нужно ли начинать лечение или же достаточно ограничиться регулярными упражнениями.

Этапы развития ребенка

В психическом развитии дети проходят несколько этапов, и проходят они их по-разному. Кто-то ползает до полутора лет, а кто-то не ползает вовсе, у некоторых малышей зубы прорезываются в три-четыре месяца, а у других первый зубик проклевывается только к году. Хотя, конечно, определенные нормы развития существуют, и по ним педиатры и невропатологи оценивают состояние и развитие малыша. Согласно этим нормам «лепет» должен появиться в речи ребенка уже в 6-7 месяцев, а к году малыш должен повторять несколько слов. Однако на развитие ребенка влияют многие факторы: беременность, роды, образ жизни и даже пол. К примеру, мальчики, как правило, начинают говорить позже девочек-ровесниц. Кроме того, у мальчиков чаще встречаются проблемы с речью. Это обусловлено генетическими факторами. Наследственность тоже играет немаловажную роль: если один из родителей поздно заговорил, то у ребенка, скорее всего, будет наблюдаться задержка речи. И это все варианты нормы.

Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов (своего имени и названий окружающих предметов), в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова. Неспособность детей составлять фразы из двух слов в 2,5 года и неумение произносить простые предложения в 3 года должны также вызывать серьезную озабоченность у родителей. Задержки речевого развития регистрируются у 2-4% детей.

Но если и после 3-х лет малыш не говорит даже простых предложений, о варианте нормы можно забыть. Впрочем, специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Некоторые мамы радуются, что их дети очень рано (около 1-1,5 лет) начинают говорить правильными предложениями, используя довольно обширный лексикон. Однако подобные явления нередко приводят к срыву нервной системы. Таким детям необходим отдых, прогулки на свежем воздухе, минимум впечатлений и умеренные разговоры.

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами

Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка

Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе». Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя». Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать

У них достаточно развиты память и внимание

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха

Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание

А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев?

К 7 месяцам слоги «ма», «па», «ба» хорошо различимы, произносятся четко. Ребенок активно подражает животным (лаю собак, мяуканью кошек и прочим звукам), хорошо понимает обращенные к нему простые просьбы («дай, «принеси», «покажи»). Знает названия большей части окружающих предметов, хотя и не способен пока называть их.

В 8 месяцев крохи активно говорят слогами. Используются звуки «а», «г», «к», «б», «п», «у», «м», «э», «н».

9-11 месяцев – возраст, в котором младенец расширяет словарный запас. Может произносить до 10 простых слов, состоящих из одного слога или 2 повторяющихся.

Не все детские слова могут встречаться в речи взрослых. Крохи нередко упрощают сложные названия до звукоподражаний: называют собаку «ав-ав», машину «би-би», поезд «ту-ту». Ребенок понимает, что видит, может показать предмет, если взрослый назовет его, но не способен воспроизвести сложное слово самостоятельно.

Почему он молчит? Причины задержки речи у ребенка до 3 лет

Причины задержки речи могу быть разными. Одна из самых распространенных причин задержки — поражение слуха. Так, если малыш не отзывается на свое имя, ничего не говорит — это должно взволновать родителей и побудить их проконсультироваться с педиатром и ЛОРом. Нередко проблемы со слухом возникают из-за воспаления среднего уха в сочетании с серной пробкой (отит). В этом случае врач выпишет антибиотики и кортикоиды, которые ребенок должен принимать в течение нескольких недель.
Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов, в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова.

Вторая причина — особенности биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая. Это часто бывает у недоношенных детей.

Третья причина более серьезная: задержка речи является лишь следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.

Четвертая причина — отсутствие мотивации. Обычно подобная картина складывается в семьях, где ребенку отводиться центральная роль. При «детоцентризме» мама с папой, бабушки и дедушки определяют своей главной жизненной задачей выполнение всех прихотей ребенка, когда по первому его крику или даже взгляду взрослые точно улавливают, чего хочет чадо, и тут же кидаются на помощь. Ребенку даже не нужно ни о чем просить! Как в известном анекдоте, когда ребенок до 3-х лет молчал, как рыба, и заговорил только, когда ему подали несладкий чай. «Как?! — удивились родители, — ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!». «Так раньше все было нормально», — невозмутимо ответил малыш.

Пятая причина — педагогическая запущенность и эмоциональная неудовлетворенность, когда ребенком мало занимаются, не уделяют должного внимания. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Попадая в нормальные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой.

Шестая причина — психологическая травма. В первую очередь, к таковым можно отнести ранний отрыв от матери. Например, мама серьезно заболела, легла в больницу, и малыш некоторое время оставался вдали от мамы. Или, наоборот, кроха попал в больницу (даже если мама была рядом, для ребенка это удар по психике). Либо мама была вынуждена на несколько дней уехать и оставить малыша на попечение родственников. Для ребенка до года это может стать серьезным испытанием. Поэтому о подобных вещах обязательно нужно сообщать невропатологу для выявления истинной причины задержки речи и установления правильного диагноза.

Специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Седьмая причина — дефицит личного общения. Нередко мамы так заматываются с непоседливыми детьми, что предпочитают усаживать их в манеж или перед телевизором и заниматься своими делами. Да и работающие отцы сильно устают после работы, и, приходя домой, мечтают только о том, чтобы сытно поужинать и отвлечься от повседневных забот, погрузившись в «телевизионный» мир, а с ребенком разговаривают скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить!

Кроме того, некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую». Дело в том, что когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело.

Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

6 месяцев

Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

~ 1 года

Первые слова К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.

Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки

Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.

При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых.

1,5-2 года

Первые предложения Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»

Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».

Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.

К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.

По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

Когда дети начинают говорить

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает Baby milestone: Talking гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».
Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник.

Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется When Do Babies Start Talking? младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».

Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.

Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.

Первое осмысленное слово появляется Онтогенез речевого развития в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).

Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит Your Child Talking Timeline ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.

Во сколько месяцев малыши начинают говорить первые слова?


Груднички общаются со взрослыми при помощи мимики и крика. Так они выражают свое недовольство или радость. Становление речи начинается еще в период новорожденности, когда появляются первые вокализации.
При помощи растянутых звуков («у-у-у», «а-а-а» или «о-о-о») ребенок обращается к родителям, выражает свои потребности, эмоции. К пятимесячному возрасту возникает лепет.

Малыш может произносить «да-да-да» или «на-на-на». К 9 месяцам появляются первые слова «ма-ма», «ба-ба», «па-па». Но ребенок произносит их случайно. Первые осознанные слова малыш начинает выговаривать к 12 месяцам. Их легко спутать с лепетом, из которого они появляются.

Но если внимательно понаблюдать за ребенком, то можно уловить разницу. Выговариваемые слова очень простые, не содержат ударный слог. Малыши стараются назвать важные для них вещи либо действия. Пассивный словарь каждый день пополняется.

Дети усваивают новую информацию с разной скоростью. Одни к году произносят несколько слов (например, «мама», «баба», «папа»), другие – около 15. Все это является вариантом нормы. В 12 месяцев малыш должен понимать, что говорят ему родители и произносить простые слова.


По мнению известного доктора Комаровского, то, во сколько ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Надо заметить, что активная речь формируется достаточно скачкообразно.

В годовалом возрасте ребенок усваивает 1-6 слов в месяц. Данный этап довольно долгий. Далее происходит скачок в развитии, активный словарный запас начинает стремительно пополняться. За неделю малыш усваивает около 12 новых названий вещей, действий или животных.

Спустя время происходит новый скачок: ребенок начинает запоминать 10-12 слов в сутки. На этом этапе активный и пассивный словари уравниваются и пополняются одновременно.

Определенное влияние, по мнению педиатров и психологов, имеет половая принадлежность. Так, девочки развиваются и начинают говорить быстрее мальчиков.

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями – это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту – дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка говорить в 2 года по советам Комаровского?

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Причины задержки развития речи

Почти каждый ребенок, достигший 2 лет, начинает активно говорить, при этом ежедневно из его уст доносятся все новые слова. К 2 годам мозг малыша созревает, и он выражает свои эмоции разговором. Но, бывает и такое что речевое развитие вашего крохи может чуть запоздать. Давайте рассмотрим по каким причинам ребенок может начать говорить позже:

  1. Недоразвитие мускулатурной функции рта.

Малыш больше любит мягкую пищу, чем твердую, у него постоянно выпадает еда изо рта.

Если вы столкнулись с проблемами в питании малыша, а может и действительно ребенок не может жевать и глотать кусочки твердой пищи, тогда вам стоит посмотреть интернет-курс «Азбука прикорма», где мы пошагово разберем, что и как нужно делать, чтобы ребенок хорошо кушал. Посмотрите полное описание курса и выбирайте свой вариант участия!>>>

Ребенок в основном дышит ртом, мало говорит и к тому же невнятно, а также повышено слюноотделение – это означает, что у него недоразвиты мышцы рта. Зачастую такая проблема появляется из-за раннего отлучения от груди. Читайте о том, что делать, если ребенок не наедается грудным молоком>>>

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.

Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге; Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении? Комментируйте каждое свое действие, показывайте и называйте предметы, которые его окружают. Говорите при этом четко, громко.

  1. Проблемы с органом слуха. При плохом слухе развитие детей естественно замедляется. Главное, не упустить тот самый момент, когда еще можно стимулировать слуховые проходы, ведущие к частям мозга, отвечающим за эту функцию. К сожалению, не редко проблемы со слухом обнаруживают поздно. Есть несколько признаков для каждого возраста, по которым можно определить имеются ли у ребенка такие проблемы:
  • Новорожденный. Если хлопнуть в ладоши на небольшом расстоянии от ребенка он должен вздрогнуть, а когда вы заговорите — успокоиться;
  • В 3-4 месяца когда Вы обращаетесь к ребенку, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • В 7-8 месяцев малыш не повторяет несложные звуки и не лепечет;
  • С 8 месяцев, услышав знакомые голоса должен сразу поворачиваться, ища кто говорит. По-своему отвечать, если с ним разговаривают.

Как понять, что у ребёнка проблемы с речью

Мама — самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.

Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.

  • 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
  • 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
  • 8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
  • 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
  • 13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.

Ещё один тревожный симптом — потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.

Как помочь ребенку?

Если ребенок в три года не выговаривает ни слова, то родителям нужно помочь ему развить речевой навык. Первое, что стоит сделать, это полностью обследовать малыша. Необходимо показать его отоларингологу для оценки остроты слуха. Надо проверить сложные психофизиологические процессы.

Для этого следует посетить невролога. Также требуется проконсультироваться с детским психологом, логопедом, сурдологом. Только выявив в ходе обследования причину нарушения, можно будет предпринять правильные меры по становлению речи.

Важно создать благоприятные условия для развития ребенка:

наладить атмосферу в семье

Родителям не следует выяснять отношения при малыше; уделять достаточное внимание ребенку; больше общаться с малышом. Слушая маму и папу, он пополняет пассивный словарный запас и запоминает артикуляцию

Полезно задавать простые вопросы; оберегать ребенка от переживаний, стресса.

При слабости мышц лица поможет специальный логопедический и общий массаж, артикуляционная гимнастика. Желательно, чтобы эти процедуры делал специалист. Дома родители могут использовать общеукрепляющие упражнения.

Хорошо тренируют мышцы рта вытягивание губ трубочкой, растягивание улыбки. Также полезно строить гримасы. Если плохо развита мелкая моторика, то родителям полезно будет проводить с ребенком развивающие занятия.

На пользу ребенку пойдут игры с кинетическим песком

Рекомендованы игры с кинетическим песком, перекладывание кубиков из одного ведра в другое, расчесывание и одевание куклы. Хорошо развивает мелкую моторику перелистывание страниц книги, разрывание бумажного листа, рисование, нанизывание бусин.

Можно выполнять массаж пальцев и ладоней. Его делают с использованием таких техник: поглаживание, растирание, разминание. Перед проведением сеанса необходимо смазать руки маслом или кремом. При нарушениях неврологического характера, возможно, придется пройти медикаментозное лечение, физиотерапию.

Восстанавливают функциональность нервной системы, стимулируют работу участков головного мозга отвечающих за речь, такие препараты:

  • Нейромультивит;
  • Кортексин;
  • Пантогам;
  • Энцефабол.

Также хорошо помогают медикаменты, содержащие йод и глицин. Назначать лечение должен только специалист.

Из физиотерапевтических процедур способствуют развитию речи:

  • магнитная терапия;
  • электростимуляция;
  • массаж.

Если причина плохо становления речи заключается в билингвальности семьи, то нужно начать разговаривать при малыше на одном языке. Если ребенок не общается из-за дефицита внимания, тогда родителям необходимо пересмотреть отношение к малышу. Им следует больше разговаривать с младенцем, играть с ним, проводить обучающие занятия.

Карточки Домана

В период бодрствования ребенку следует читать сказки и стишки, петь песни. Пополнить словарный запас можно используя карточки Домана. Некоторые специалисты рекомендуют для стимулирования развития речи завести домашнее животное. Ребенок будет интересоваться кошкой или собакой, пытаться с ней разговаривать.

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите интернет-курс

«Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года»

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

  • правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом «задержка психического развития».

Жмите на эту ссылку, переходите на страницу описания курса и определяйтесь с вариантом участия!

На заметку! Чаще всего «взрыв» речи происходит в районе 1-1,2 лет. Если ребенок молчит, то следующий скачок речевого развития произойдет около 2 лет.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, родительскому счастью нет предела. Приготовьтесь к тому, что первое слово не обязательно будет «мама», это может быть и «дай» и «на», но вскоре вы обязательно услышите долгожданное и главное в жизни слово.

Когда ребенок начинает говорить мама и папа

Обычно слово мама ребенок может лепетать в возрасте 6-ти месяцев. Но это не относится к осознанному обращению. Целенаправленно произносить слово «мама» ребенок начинает в районе 10-12 месяцев.

Начинаем говорить фразами

В 2 года кроха может уже говорить множество слов. Когда идет третий год жизни, он начинает выговаривать сложные предложения. Кроха умеет задавать вопросы, предлагать, отвечать.

С 2,5 лет карапуз соображает, в каких случаях говорятся предлоги «вдоль», «сквозь». Совершенствуются речевые способности на четвертом — пятом годах жизни.

Почему дети поздно начинают говорить?

Анна Владимировна, в последние годы резко возросло число детей с задержками речевого развития. Вы первой описали, как это связано с развитием мозга. Что же происходит?

Развитие ребенка стоит на трех китах: состояние его мозга, его поведенческая активность в богатой и разнообразной внешней среде и постоянное общение со взрослыми. В последние годы все эти условия, мягко говоря – в негативе. Но я отвечу именно на вопрос о неблагополучном развитии мозга многих современных детей. Всем известно, что в мозге есть кора и подкорковые отделы. Всем известно, что в норме ребенок начинает активно говорить примерно в 2-3 года. Почему не в три месяца или в год? Потому что только в 2-3 года кора головного мозга готова взять на себя речевую функцию. А до этого времени ее речевые таланты созревают и формируются за счет бурной активности подкорковых структур. Это можно сравнить с цветком: чтобы он зацвел, должны стать сильными корни, стебель, появиться бутоны. Так вот: примерно у 70% детей с отклонениями речевого развития сегодня имеется тот или иной дефицит подкорковых структур мозга. Тех самых, что отвечают за развитие любой психической функции и за развитие ребенка в целом. Почему? Потому что помимо собственных уникальных функций, подкорковые структуры «запускают» межполушарные взаимодействия и все корковые системы мозга. Если этот процесс нарушен или искажен — ожидать полноценной речевой компетентности не приходится. Собственно, это все сегодня и видят: дети разговаривают «с кашей во рту», пишут с чудовищными ошибками, не могут изложить свои мысли… Были такие дети раньше? Да, но они составляли лишь 10-15%.

70%?! Почему так много?

Никто этого точно не знает. Эти неприятности начались в середине 80-х годов прошлого века. Мы вообще стали существенно менее здоровыми, чем наши бабушки и дедушки. Думаю, все согласятся, что ХХ век – век невиданных ранее стрессов, которые из поколения в поколение «ослабляли» человечество – ну как они могли не повлиять на мам, и, соответственно, на внутриутробное развитие детей? Плохая экология, добавки, вода, воздух, обилие лекарств, родовые травмы – все это мы даже не обсуждаем. Но, как мне кажется, важнейшим фактором стало изменение электромагнитного поля Земли. Еще 40 лет назад у нас не было такого количества излучателей: телевизоры, компьютеры, мобильники и т.п. Наше с вами «мозго-тело» имеет физико-химическую, электрическую природу и другие волны на его работу очень влияют.

И все-таки не очень понятно, почему все это ударило именно по подкорковым структурам.

Потому что они первыми откликаются на любые неблагоприятные изменения во внешней среде. Это центр регуляции всего нашего организма, он самый уязвимый. Когда мы говорим, что у нас на смену погоды начинает болеть голова, зрение падать и спать хочется, на языке нейропсихологии это значит: «Ваши подкорковые структуры так отреагировали».

А только ли они виноваты в том, что дети позже начинают говорить?

Они и интимно связанные с ними шейные и грудные отделы позвоночника. У многих современных детей, как я говорю, «нет спины». Вот казалось бы, мы с вами говорим о таком высоком – о речи. А она на самом деле формируется, начиная с мышц спины, когда ребенок поворачивается, ползает, начинает ходить. И мышцы, и нервы от живота до макушки – все они так или иначе участвуют в акте говорения. Поэтому я очень хочу посоветовать родителям, у которых дети в 2 года не заговорили: сходите к хорошему остеопату. Проверьте, все ли у малыша в порядке с мышечным каркасом, с позвоночником. Обратите внимание, что сегодня на слово «гипертонус» все реагируют безразлично: «…у всех так». Но ведь это первый звонок о серьезном неблагополучии ребенка.

Вот вам недавний пример. Ко мне привели неговорящего ребенка 6 лет. Я начала смотреть его при студентах. Обратила внимание на то, что язык у него в совершенно скомканном, напряженном состоянии. Поворачиваю мальчика к себе спиной, прохожусь по мышцам и нажимаю на нижний отдел трапециевидной мышцы, которая у нас часть спины и плечи держит. Вы же понимаете, как я нажимаю – несильно. И вдруг весь зал ахает. Что случилось? А у него язык выскочил! То есть этот скукоженный язык – его держала в тонусе трапециевидная мышца! И ведь логопеды с этим ребенком несколько лет работают. Спрашивается: с чем они работают? Чем они могут ему помочь?

Для того, чтобы ребенок заговорил, его «мозго-тело» должно быть к этому готово. А для этого он должен полноценно пройти все этапы своего сенсо-моторного развития. Если здесь что-то не так, на это цепляется масса всяких соматических проблем, возникают отклонения в развитии поведения вообще. И незаметно, день за днем, все это мешает. А взрослые не обращают на это внимания, они его цифрам учат с полугода – вместо того, чтобы заняться элементарной гимнастикой, нейропсихологическими упражнениями и танцами.

А раньше разве этих проблем не было?

Как я уже сказала, раньше таких детей было несравненно меньше. И раньше дети бегали, прыгали, ездили к бабушкам в деревню на все лето… Побегаешь в «казаки-разбойники», в вышибалы попрыгаешь, в классики, через скакалку, в репейник залезешь – и мышцы спины сами встанут на место. Все это, если хотите, природная остеопатия. Причем, изо дня в день. Многие вещи выправлялись сами собой. Кроме того, любая игра – это общение, внимание, эмоции, восприятие, мышление, правила – то есть весь спектр психического развития. А сейчас? Сейчас дети сидят над планшетами, и проблемы копятся.

Ну, а если они не хотят гулять? Если им дома комфортнее, интереснее?

Точнее, если взрослые убедили его, что дома интереснее… Вы можете быть демократами и предлагать ребенку одеть ту шапку или эту, пойти в парк или к песочнице. Но то, что вы должны гулять и активно играть с ним каждый день, — это даже не обсуждается.

А что еще нужно делать родителям?

Постоянно разговаривать с ребенком. Читать ему книги, вместе с ним смотреть мультфильмы, где персонажи много и хорошо говорят, а не перекидываются междометиями. Обсуждать с ним все, что происходит вокруг. Речь ребенка развивается, только как отражение от кого-то говорящего. Если этого нет, ребенок становится в той или иной степени Маугли.

Читают сейчас действительно мало?

Да, причем, сначала не читают родители, а потом не читает сам ребенок. «Ну, а что делать? Ну не любит он это дело! А заставлять его я не буду», — говорят мне на консультациях политкорректные мамы и папы. Но вы поймите: чтение – это новые слова и предложения, из которых, как из конструктора лего, складывается речь ребенка. Всегда были дети, расположенные к чтению и нет. Но в каждом доме стояли книги. Да, где-то их было 100, где-то 10 тысяч, однако необходимый минимум все прочитывали.

Читая, мы не только заимствуем новые слова. Мы еще и отражаем замечательные мысли умных людей. Следя за сюжетом, поневоле присваиваем размышления автора – и учимся думать. Мы можем соглашаться с героями или нет, но наш мозг воспринимает и запоминает эти алгоритмы – что думать можно так, а еще вот так. И чем богаче этот репертуар, тем богаче личность и сознание человека. Конечно, можно вместо трех книг прочитать три строчки в интернете. Но тогда и ваш мозг будет работать вот так, на этих трех аккордах — строчках.

Есть еще версия, что дети в наше время позже начинают говорить, потому что долгое время ходят в памперсах.

Надо четко понимать, что развитие начинается с того момента, когда ребенку становится дискомфортно. Мокрые пеленки – это как раз один из первых таких серьезных дискомфортов, который запускает множество мыслительных процессов. «Ага, мне неприятно, надо миру об этом сообщить. Я кричу, но никто не подходит, надо позвать погромче. Если я кричу вот так, подбегают быстрее…» И вот уже в мозгу у ребенка закрепляются какие-то связи, он начинает налаживать с мамой диалог, слышать ее интонации, видеть ее мимику, повторять их … Конечно, отказываться от памперсов глупо (я не сторонник пещерного быта), но с ними надо быть поаккуратнее. Ведь постоянное отсутствие неприятных ощущений в этой области тела снижает ее чувствительность, что может привести к энурезу, онанизму, разнообразным сексуальным отклонениям.

А насыщенное информационное поле, в котором современные дети растут? Оно как-то влияет на речевое развитие?

Нет никакого насыщенного информационного поля. Большая часть того, что вокруг транслируется, — это информационный мусор. И именно потому, что наши дети постоянно в нем находятся, с развитием их речи не происходит ничего путного… Есть другой, более важный момент. Мы почему-то забываем, что речь – это общественный договор. Человечество когда-то договорилось словом «ля-ля» называть вот этот предмет, а словом «ля-ля-ля» — вот это конкретное действие. Речь – это некие лейблы, бирки, навешанные на наши действия с внешним миром. До двух лет ребенок должен отдействовать, отдвигаться, пощупать, понюхать, чтобы лейбл «сел» на его конкретное действие, конкретное ситуативное восприятие. Если вы видите красную чашку, и я говорю, что это «красная чашка», и вы ее можете потрогать и даже разбить, это запоминается. А если я говорю слова «чашка, красная, пить», но вы этого не видите, вы, может быть, запомните слово, а дальше – слово помню, но к чему оно… Более того, все эти слова скоро забудутся. Покажите ребенку чашку. Дайте ему ее в руки. Пусть он попьет из нее молоко, чай, компот. Поиграйте с ним в игру «чашка на блюдце…под салфеткой…в чашку-из чашки…». Пусть даже он разобьет ее, и вы вместе обсудите, что она, оказывается, хрупкая, она бьется, разлетается на множество осколков – посмотрите, сколько сразу новых слов, какое пространство для размышлений! Каждое слово должно быть наполнено конкретным действием, должно быть прочувствовано, прожито.

Пока мама, папа, бабушка – птицы-говоруны, пока ребенок внутри этих действий, пока он сам может все увидеть, потрогать, понюхать, почувствовать, его речь будет развиваться. Помните, как в «Фаусте»? «В начале было дело». Это самое «дело» из жизни современных детей стало вымываться. Речи не на что «садиться».

Вот, оказывается, почему иностранные языки лучше всего учатся в среде…

Пройдите тест

Готов ли ребенок к школе?

Конечно. Есть абстрактные глаголы, прилагательные и существительные, которые мы слышим или изучаем. А есть, что называется, изучение языка с погружением… Абстрактные слова-бирки накладываются: 1) на конкретно осязаемые предметы, людей, животных, природные явления, 2) на их цвет, запах, форму и другие качества, 3) на их расположение в пространстве: «над-под, слева-справа, спереди сзади, из-за…» и 4) на какие-то действия. Нахождение в среде позволяет наглядно увидеть все, что описывается не просто словами, но целыми предложениями. Человек (тем более – ребенок) не видит себя со стороны, а других видит. Потому он быстрее запоминает — как это описать словами.

А есть какой-то алгоритм для родителей, у которых дети не говорят или говорят плохо? К кому они первым делом должны идти – к логопеду?

Лучше всего начать с любым ребенком заниматься профилактически: с младенчества выполнять немудреные двигательные упражнения, про которые я спела уже тысячу песенок. Все опубликовано, не вижу проблем… По поводу логистики – вопрос неожиданно сложный. Я знаю много блестящих логопедов, которые внедрили нейропсихологические методы в свою практику. И знаю тех, кто решил называться нейропсихологом, не имея ни малейшего представления о нейропсихологии. При благоприятном раскладе я настаиваю на первоочередном участии нейропсихолога. Не потому, что я не уважаю логопедов. А потому, что грамотные нейропсихологи видят то, на что логопеды в силу своей специфики не обращают внимания. Ведь речевые проблемы редко бывают изолированными. Они идут в едином русле с проблемами движения, восприятия, пространственных представлений. Те же проблемы со спиной, о которых я рассказала… именно нейропсихолог нацелен на целостное рассмотрение отклонений ребенка и соответствующую их коррекцию. А дальше – да, нужен логопед. А в идеале – лучше всего, когда все (нейропсихолог, остеопат, логопед) будут действовать в связке, когда они договорятся между собой о тактике и стратегии. И когда родители будут не просто им внимать и послушно водить на занятия ребенка, но и принимать в его жизни активное участие. Будут с ним разговаривать, играть, читать, станут для него проводниками в мир речи, где открываются двери ко всем богатствам культуры человечества.

Автор: Евгения Данилова Опубликовано: 20 февраля 2021 г.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]