Ускоренный темп речи. Тахилалия, полтерн, баттаризм.


Симптоматика тахилалии

Проявляется как в речевых, так и в неречевых симптомах.

1. Ненормально быстрый темп речи, но фонетика и синтаксис резко не искажаются.

2. Неудержимая стремительность речи.

3. Расстройства речевого внимания, повторы, запинки, перестановки слогов, неясность произношения фраз.

4. Расстройства внутренней речи.

5. Нарушения письменной речи.

6. Нарушения общей моторики (ускорен темп всех движений, гиперактивность, часто встречаются тики)

7. Невротичность, моторное беспокойство даже во сне, вспыльчивость, лёгкая возбудимиость.

8. Неустойчивое внимание, очень быстро переключаются с объекта на объект. Страдают все виды памяти. Речь не успевает за скачками мыслей.

Тахилалия очень часто сочетается с другими речевыми проблемами.

Причины

По статистическим данным психологов, неврологов, тахилалия чаще диагностируется у нервных, быстро возбуждаемых детей, страдающих гиперактивностью.

К причинам возникновения нарушений относят и следующие:

  • Наследственность
  • Расстройства темпов внутренней речи
  • Задержка темпов торможения
  • Копирование речи окружающих
  • Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Нежелание взрослых выслушать длинную медленную тираду малыша вынуждает его торопиться при артикуляции.
  • Психические расстройства.

Симптоматика полтерн и баттаризма.

При баттаризме и полтерн так же имеются как речевые, так и неречевые симптомы.

1. Нарушения устной речи (поспешность, нарушения в образовании отдельных звуков, перестановки, пропуски, изменения звуков и слогов, выпадения слов и фраз). Речь состоит из коротких мало связанных между собой предложений.

2. Спотыкания в речи. Звук произносится не сразу. Могут беззвучно двигаться губы и язык, напоминая судорогоподобные движения.

3. Нарушения дыхания, дикции.

4. Нарушения голоса (нет звонкости, встречается монотон, симптомы перенапряжения голоса)

5. Нарушения чтения (при чтении длинные фразы делятся на короткие, теряется основная мысль читаемого).

6. Нарушения письма (остановки руки в процессе, пропуски, замены, перестановки слогов и букв, слов и целых фраз).

7. Нарушена общая моторика (стремительность, быстрые повороты, разбросанность движений, гримасы).

8. Неустойчивость внимания (не умеют слушать других, плохо улавливают мысли и не запоминают их)

9. Разбросанность мышления, недостаточная логичность.

10. Некритичность ( часто не замечают своего дефекта, взрослые редко сами обращаются за помощью).

Профилактика возникновения

Родители могут оградить ребенка от воздействия внешних отрицательных факторов – не допускать травм, наблюдать за его развитием и принимать в этом процессе активное участие. Их задача состоит в том, чтобы защитить малыша от стрессовых ситуаций, испуга, страха, постороннего шума. Обстановка должна быть размеренной, а требования родителей к ребенку разумными. Но не стоит во всем потакать ему, избегайте излишнего баловства. Здоровая и крепкая нервная система не только предотвратит развитие тахилалии, но и положительно повлияет на общее состояние организма.

Также учитывайте тот факт, что дети во многом подражают родителям, особенно в таком возрасте. Культура вашей речи и темп, артикуляция должны быть примером для него. Следите за тем, чтобы он не говорил на вдохе и не повторял звуки, слоги.

Дифференциальное отличие тиков при заикании от хаотичных движений при тахилалии заключается в том, что в первом случае они возникают при разговоре. А во втором не связаны с речью.

Коррекционная работа при тахилалии.

Коррекционное воздействие осуществляется комплексно.

Медицинское воздействие включает успокаивающее, общеукрепляющее, воздействие в зависимости от того, насколько выражены беспокойство, раздражительность, гиперактивность.

Психотерапия направлена на перевоспитание личности, на социализацию.

Рекомендуется лечебная физкультура. При выполнении упражнений тренируются тормозные реакции, выдержка, сосредоточенность, внимание. Все упражнения проводятся под счёт или под мелодичную музыку в медленном темпе, плавно, спокойно.

Логопедическая работа во многом сходна с коррекцией заикания, но логопед учитывает механизмы и симптомы именно этого нарушения. Обязательно в логопедическую коррекцию включается логоритмика. Основой таких занятий является медленный темп.

В работе по преодолению полтерн и баттаризма очень важным является формирование понятий и грамматически правильное их выражение. Работа по преодолению нарушений темпа речи часто является профилактикой заикания.

Этиология возникновения дисфункции

Человеческая речь развивается в соответствии с условными рефлексами. Ее показатели определяет состояние головного мозга, обеспечивающего связи с артикуляционным аппаратом. По нервным импульсам передается сигнал о необходимости движений органами речи. Таким образом, чтобы ее характеристики совпадали с нормой, у ребенка должны быть в порядке функции центральной нервной системы, органов речевого аппарата и отсутствие патологий со стороны слуха. Задача логопедии и психологии заключается в оценке показателей речи и работе над ее отклонениями.

Одним из условий ее развития является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. По этиологии нарушения речи подразделяют на функциональные (нейрогенные логоневрозы и социального типа), органические (при наличии соматических патологий). Дисфункции могут быть следствием травмы в родах, длительных инфекционных заболеваний, перенесенных в раннем возрасте. К внешним факторам относят неблагоприятную обстановку в семье, связанную с дефицитом или избытком внимания родителей.

По одной из версий, тахилалия проявляется у детей, чьи родители быстро говорят, то есть отмечается роль генетического фактора. По мнению Куршева В. А., быстрая скорость речи связана с темпом мышления, а нарушение относится к мыслительно-речевым отклонениям. О связи патологии с заиканием говорил D. Weiss (1950). М. Е. Хватцев (1959) считал, что причина во врожденной речедвигательной недостаточности аппарата заключается в отсутствии примера со стороны взрослых. В. М. Бехтерев (1926) утверждал, что ее причина лежит в преобладании процессов возбуждения. М. Надолечны характеризовал лиц с баттаризмом, как людей поспешных и беспокойных со слабой памятью и расстройством внимания.

Для коррекции недоразвития речи применяют методы психологической стимуляции, вазоактивную терапию, логопедическую работу. Тахилалия может быть чистой и функциональной, сопровождающейся заиканием. К ее клинической картине часто присоединяются нарушения лексики и грамматики, фонетики. Ее отдельными подвидами являются баттаризм, парафразия.

Из этиологических факторов выделяют соматические заболевания, психогенную обстановку и привычку. По результатам неврологических исследований еще в пренатальном периоде у плода происходят соответствующие физиологические и анатомические изменения головного мозга.

Прогноз тахилалии.

Он во многом зависит от структуры дефекта (нарушение выражено в чистой форме или является проявлением более сложного синдрома). Огромное значение имеет умственное развитие и поведение человека.

Преодоление тахилалии так же зависит и от окружающих, от сотрудничества родных с врачом и логопедом, от своевременности и комплексности воздействия.

В этой статье я затронула тему коррекции различных видов ускоренного темпа речи. Тахилалия и её разновидности являются сложными и не до конца изученными речевыми нарушениями.

Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Если вы сочли эту информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Диагностика

Для того чтобы распознать речевую патологию у ребенка, необходимо обратиться в первую очередь не к логопеду, а к неврологу, психиатру. Диагностирование заболевание происходит на основе анализа внешних проявлений и лабораторных методов исследования.

Чаще всего доктор советует провести дошкольнику следующие процедуры:

  1. ЭЭГ: для выявления признаков эпилепсии, нарушений в работе структур головного мозга.
  2. Эхограмма (УЗИ): определит наличие или отсутствие опухолей, новообразований.
  3. МРТ: выявит органические поражения мозга.

Обязательным условием диагностики речевого нарушения является собеседование с психиатром. Специалист определяет уровень развития дошкольника, находит внутренние семейные, бытовые причины развития патологии. Исключает или подтверждает наличие психических отклонений.

Психолог помогает определить уровень моторного, сенсорного, волевого, познавательного развития.

Речевая функция обследуется логопедом. Тщательному анализу подвергается состояние речевого моторики, акустического аппарата, способности расставлять ударения, паузы, темпы речи и письма.

Психолог, психиатр, логопед используют диагностические тесты, специализированные задания при осмотре малыша.

Диагноз тахилалия ставится после полного обследования дошкольника, сбора анамнеза и анализов результатов диагностики от всех специалистов.

Полтерн это в логопедии

Ю. А. Флоренская считала, что механизмы парафразии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и парафазии связано с затруднением произвольного нахождения слов и выражается как: нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроизвольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение буквенного состава слова, наличие литеральных парафразии.

Полтерн (спотыкание)

— патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе различных расстройств органического и функционального происхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятельное речевое нарушение. Экспериментальные исследования направлены на отграничение спотыкания прежде всего от заикания. А. Куссмауль (1879) выделил дислогические расстройства речи, или дизфразии, обусловленные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневрозы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное расстройство речи. Он первым указал на возможность смешения спотыкания с заиканием и предложил способ различения этих расстройств: привлечение внимания к речи у заикающихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием — улучшает речь; заикающиеся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже.

Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в первом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время как заикающиеся от него страдают. При сосредоточенном внимании речь при полтерн и парафразии улучшается, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обстановке дети с парафразией и полтерн говорят лучше, заикающиеся — хуже. Во время непринужденного разговора симптомы полтерн и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются.

В 30—50-х годах нашего столетия были проведены электроэнцефалографические исследования, подтверждающие различия между заиканием и спотыканием.

Как нормализовать состояние речи

Лечение тахилалии заключается в применении комплексного подхода.

Схема коррекционной терапии включает:

  • назначение медикаментов (ноотропы, седативные);
  • физиотерапевтическое воздействие (гальванический воротник, электросон);
  • лечебную физкультуру;
  • упражнения на ритмику (нормализация моторики);
  • логопедические занятия (разработка логики, внимания, вырабатывание ритма и замедление темпа речи).

Курс лечения составляет 9-10 месяцев. Медикаментозную терапию назначают в соответствии с наличием или отсутствием сопутствующих заболеваний. Часто тахилалия носит смешанный характер и сопровождается дизартрией. Также она может сочетаться с неврологическими патологиями.

Эффективность лечебной физкультуры заключается в тренировке тормозных реакций, выдержки, внимания и концентрации. Во время упражнений включают мелодичную и спокойную музыку.

Для повышения эффективности тренировки проводят небольшими группами. Это дисциплинирует детей и снижает психомоторную возбудимость. В первое время им непросто адаптироваться к новым условиям, логопед задает темп с помощью хлопков в ладоши, постукивания по предмету. Дети учатся произносить речь под удары мяча и прыжки. Такие игровые приемы облегчают нагрузку на нервную систему. Музыкальная ритмика развивается с помощью озвучивания текста под аккомпанемент. В начале курса дошкольники обучаются замедленному темпу речи, после его усвоения их переводят на нормальный ритм.

Чтобы отработать последовательность мышления, педагоги работают с детьми по составленному плану. Составление пересказа способствует развитию мышления. Также практикуют проговаривание начала фразы, а дети ее заканчивают.

Обратите внимание! Тахилалия является стойкой деформацией речи, поэтому в течение года после окончания терапии необходимо наблюдать за ребенком. Это предотвратит повторное ускорение и поможет сохранить приобретенные навыки.

Цель логопедических упражнений состоит в контроле скорости и синхронности действий. Для этого пациент должен выполнять комплекс упражнений, рассчитанных на тренировку дыхания, силы голоса, отработку ритма, внимания, координации движений. Курс рассчитан на 2-3 месяца, после перерыва его можно возобновить.

Если тахилалия протекает на фоне неврологических и психических заболеваний, прогноз динамики состояния пациента трудно предугадать. В любом случае, многое зависит от родителей и близких, им необходимо оказывать психологическую поддержку больному.

Этапы логопедической работы:

  • режим молчания (максимальное ограничение контактов с окружающими);
  • чтение в медленном темпе;
  • редактирование высказываемого;
  • составление коллективного рассказа;
  • подготовка к публичному выступлению.

Если для устранения проблемы недостаточно 2-3 месяцев, делают перерыв и продолжают терапию. В дальнейшем, в течение года закрепляют навыки правильной речи самостоятельно в домашних условиях. Прогноз для здоровья при тахилалии зависит от ее структуры: представлена она в чистом виде или является вторичным проявлением более сложного заболевания. В таком случае динамика состояния пациента зависит от его умственного развития и поведения в социуме. Лечить ее нужно в обязательном порядке, самостоятельно она не пройдет.

Определение

Клаттеринг — это особая форма речевого дефекта, которая сопровождается невнятной артикуляцией, паузами и убыстренными темпами речи, сбивчивостью высказываний или непреднамеренным искажением словоформ. Относится к нарушениям темповой и ритмической стороны артикуляции.

Код по МКБ-10: F98.6 речь взахлеб

В переводе с английского “clattering” означает “загромождение или засорение”. Понять, что говорит человек с таким синдромом крайне сложно. Речь больного сбивчива, неравномерна по ритму, захлебывающаяся.

Клаттеринг-синдром часто путают с заиканием. Очень важно понимать, что логоневрозы связаны с мышечным напряжением и спазмами мышц артикуляционного аппарата, а клаттеринг нет. При заикании у ребенка проявляются вторичные симптомы речевого дефекта: ускоренное и частое моргание, раздувание ноздрей, общее мышечное напряжение. Эти внешние признаки нарушений артикуляции при клаттеринге не наблюдаются, если он не осложнен логоневрозом.

На заметку! За рубежом клаттеринг впервые был описан в 1717 году, первый научный труд по заболеванию вышел в 1964 года (автор профессор Десо Вейс). В России этот диагноз официально не ставится до сих пор.

Преимущества коррекции тахилалии в наших клиниках

Опытный персонал

Лечение тахилалии у детей и взрослых проводят опытные специалисты, логопеды, психологи, афазиологи-нейрореабилитологи со стажем работы более 15 лет. Специалисты применяют эффективные методики, в том числе и авторские программы коррекции тахилалии, разрабатывают упражнения для формирования навыков межличностного общения, становления образного мышления.

Интересная форма обучения

Занятия для детей с тахилалией проходят в игровой форме. Это активизирует познавательную активность детей, развивает их логическое мышление. Занятия с детским логопедом помогают в будущем без проблем общаться со своими сверстниками и быстро адаптироваться в новых коллективах.

Лечение

Для коррекции речевых нарушений при клаттеринге необходимо создать план работы с логопедом. Терапия должна быть направлена на решение проблемы с темпом, ритмом речи, развивать психические функции. В процессе лечения ребенок учится формулировать и излагать мысли логично, последовательно, строить семантические конструкции. Одновременно с этим пациенты занимаются развитием фонематического слуха, тренируют артикуляционный аппарат, устраняют дефекты звукопроизношения.

Логопеду рекомендовано выстраивать ход занятий следующим образом:

  • Речевые задания произносятся в замедленном темпе. Можно использовать отраженное (вслед за педагогом) или сопряженное (одновременное) повторение. Фразы, слова проговариваются неторопливо и четко. Рекомендуется в начале урока задавать нужный ритм речи и придерживаться его точно, можно использовать негромкую музыку.
  • Проводится работа над эмоциональностью, выразительностью речи. Логопеды просят ребенка проговаривать одну фразу с разными эмоциями, шепотом, громко и т.д.
  • Отрабатывайте умения излагать мысли правильно. Рекомендуется заучивать наизусть стихи, составлять рассказы по картинке, вести диалоги, пересказывать прочитанное или услышанное.
  • Тренировка навыка планирования высказывания. Сначала ребенок проговаривает фразу, несколько предложений про себя, затем вслух.
  • Включайте в урок артикуляционную и дыхательную гимнастики для формирования разборчивой, внятной речи. Этот прием полезен и при полтерне (спотыкании). Для занятий со школьниками выбирайте дыхательные упражнения по Стрельниковой.
  • Для закрепления чистоты произношения звуков проводите их постановку, коррекцию при необходимости.
  • Со школьниками проводите работу над дислексией, дисграфией, чистописанием.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]