Ораторское искусство мастерство речи: что это, виды, как научиться

«Речь – одежда мыслей, а красноречие – ее элегантный наряд».


Ежедневно мы убеждаем кого-то в правоте своих слов и, возможно, применяем ораторское искусство, если есть навыки.

Мы можем участвовать в переговорах, продавать, публично выступать, полемизировать и спорить. Мы постоянно пытаемся доказать и отстоять свои права или точку зрения.

Ежедневно и нас пытаются убедить в том или ином дикторы телевидения, журналисты печатной прессы, продавцы и рекламодатели, начальство и товарищи.

Факты, доводы, аргументы, причины витают вокруг нас. Мы хотим аргументировано выстраивать свои позиции перед любой аудиторией и убедительно говорить для того, чтобы оппонент был заинтригован и заинтересован нашей речью. Какие нужны для этого навыки, и что это такое − ораторское искусство?

Содержание занятий

Разные тренеры практикуют различные методики, они могут в чем-то совпадать, а в чем-то нет. Вот, например, план как овладеть ораторским искусством, рассчитанный на 8 занятий.

На первом уроке происходит знакомство с терминологией – риторикой, стилистикой, логикой, искусством ведения спора, ораторским мастерством. Обсуждаются сферы применения навыков, выясняются, для чего необходимо владеть грамотным литературным языком. Обычно в конце или начале занятия лектор дает возможность всем присутствующим выступить с кратким заявлением-приветствием о себе, своих привычках, увлечениях, качествах характера. Обсуждаются вероятные ошибки в речи, дается понятие ритма, норм произношения, интонации и артикуляции, ударения.

2 урок посвящается непосредственно началу обучения красноречию. Рассказывается о примерных упражнениях, способах совершенствования природных задатков оратора. Выясняется, кому человек подражает (если ли у него кумир среди известных людей) и почему. Проводятся практикумы, обсуждаются свои и чужие ошибки, изучаются примеры из классики (писатели, поэты, актеры). Изучается роль позы, жестов, мимики в ораторском искусстве, прорабатываются сила голоса, темп, артикулирование и интонации – когда их использовать и как. На 3 уроке проводится изучение поздравительной речи (социально-бытовое красноречие) – что это такое, когда ее произносят, на чем делается акцент. Что она значит для слушающего и говорящего, в чем разница.

Подробно разбираются основные канонические примеры таких выступлений, как научиться ораторскому искусству самостоятельно, в конце урока все присутствующие пробуют произнести поздравительную речь на заданную тему. Обсуждаются ошибки, проверяется ударение, интонации, ритм.

4 занятие посвящается деловым переговорам: как к ним готовиться, как вести, что можно (и что нельзя) делать. Изучается тактика принятия компромиссов. Дается понятие делового общения, как комплексного навыка по умению говорить, давать собеседнику возможность высказаться, предложение взаимовыгодных условий (с аргументацией), достижение договоренности, использование языка тела, жестов, мимики. Обязательно рассматривается навык использования аргументов в деловой речи: когда их приводить, на чем делать акцент.

Последующие уроки посвящены этике деловой речи, понятию имиджа делового человека, правильности и точности употребляемых слов, политическому красноречию (с примерами). Закрепляются навыки, подробно разбираются все ошибки, вносятся корректировки.

Завершается обучение формированием индивидуального стиля у каждого обучающегося, тематическим выступлением по самостоятельно подготовленному плану.

Техника речи и голос

Поставившим себе цель, как обучиться ораторскому искусству, обязательно нужно обращать внимание на технику ораторского мастерства: умение делать паузы, владение практикой постановки интонаций, языком тела, мимикой, жестами, позой, общая манера речи оратора. Не менее важен голос – его сила, тембр, обертоны, привлекательность для слушателей

Говорящий должен уметь увлечь присутствующих, буквально заворожить, как профессиональный декламатор заставляет публику в зале слушать то, что он произносит. Для этого придется серьезно тренироваться, исправляя ошибки речи, расширяя словарный запас, работая над мимикой и интонациями

Не менее важен голос – его сила, тембр, обертоны, привлекательность для слушателей. Говорящий должен уметь увлечь присутствующих, буквально заворожить, как профессиональный декламатор заставляет публику в зале слушать то, что он произносит. Для этого придется серьезно тренироваться, исправляя ошибки речи, расширяя словарный запас, работая над мимикой и интонациями.

Поведенческие приемы

Неплохо взять за основу манеру поведения какого-нибудь политика, публичного деятеля, выдающейся личности. Для этого нужно проанализировать выступление, детально разобрать, в какой позе стоит (сидит) человек, положение головы и корпуса, жесты рук, смена выражений его лица.

Работа с аудиторией

Наука под названием ораторское искусство, обучающая, как научиться говорить красиво, подразумевает обязательные публичные выступления. Только многократно шлифуя свое искусство оратора, пока не исчезнет страх перед аудиторией, а речь станет плавной, легкой, как пение соловья, можно добиться каких-то серьезных результатов. Основные примеры можно найти на нашем сайте – это практикумы, видеоуроки, интервью с актерами. Но лучше со временем выработать свой собственный, уникальный стиль, обобщив опыт известных ораторов.

Грамотная речь

Можно ли научиться ораторскому мастерству: психология воздействия на слушателя и ораторские способности еще не все. Только правильная и красивая речь способна вызвать у слушателя серьезное отношение к ситуации и заставить поверить говорящему.

Проверяйте правильность произношения по словарю. Грамотно стройте предложения: неполных должно быть немного, хотя в живой речи их не избежать. Уделяйте внимание склонениям и грамматическим формам. Больше читайте, узнавайте новые интересные слова и расширяйте свой лексикон, но не забывайте об уместности употребления. Если вы неуверены в точном значении слова, лучше заменить его другим.

Исключите слова-паразитов, не изобилуйте архаизмами и неологизмами, терминами. Произносите слова четко. Делайте паузы в предложениях, избегайте двусмысленностей. Пересказывайте тексты. Записывайте свою речь на диктофон и прослушивайте, затем проводите работу над ошибками. Без контроля над речью нельзя развить свои ораторские способности.

Кому пригодятся курсы

Есть мнение, что риторика нужна только тем, кто собирается связать жизнь с театром. В крайнем случае будущим киноактерам. Но уроки пойдут на пользу не только будущим актерам.

Освоение тонкостей ораторского искусства пригодится:

руководителям, четкая, выразительная речь сделает поощрительные речи приятнее, а назидательные — убедительнее;

менеджерам по персоналу, даже если они не ведут дела с работниками лично, а по переписке, никогда не помешает связная письменная речь, способность точно сформулировать мысль;

терапевтам пригодится даваемая ораторским искусством привычка формулировать то, что нужно сказать кратко и максимально понятно для собеседника, без общих фраз, но с необходимой долей эмоциональности;

любителям быть в центре внимания все время такие занятия дадут навык красочно рассказать о любом событии, описать любой предмет так, что их будут слушать бесконечно;

миссионерам и проповедникам стоило бы внести курс ораторского мастерства в обязательную программу обучения, ведь их успех зависит от того, насколько речь будет эмоциональной, убедительной и удерживающей внимание.

Нет такой области, где не пригодилась бы риторика

В жизни или профессиональной деятельности, в личных отношениях или деловых — умение красиво и точно донести до собеседника мысль занимает важное место в списке навыков

Принцип 5. Мотивация это важно

У людей должен быть стимул. И это не просто решение их проблем. Они должны ощущать, что хотят пойти за вами. Наиболее популярный стимул – это взывание к гражданскому долгу. Если общественность будет уверена, что ее действия – это поистине важный человеческий и героический поступок, она пойдет за вами без вопросов.

Будьте внимательны, если то, что вы требуете от людей, будет стоить им денег или времени, результат от их потери должен соответствовать их ожиданиям.

Например, в одном из текстов люди должны потратить время, чтобы выстоять в очереди и подписать петицию. Но взамен они получат свое здоровье и здоровье близких людей. Вы снимаете с них угрозу заболевания, это и есть мотивация.

Пример, подобность и сравнение

Сравнение, наверное, является основным, самым базовым приемом ораторского искусства. Важнейшее правило риторики гласит, что все абстрактное необходимо представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, образов или даже коротких рассказов-иллюстраций, включаемых в речь. Такой прием звучит особенно выигрышно в тех случаях, когда вы хотите донести до слушателя числовую информацию.

Например, всем известный Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. тонн нефти, сравнил это количество топлива с объемом, который может поместиться в «железнодорожный состав, трижды огибающий землю по экватору». Обычному человеку сложно себе представить, сколько это 347 миллионов тонн нефти. Зато мы все знаем, как выглядит поезд, и примерно представляем себе длину окружности Земли, а значит, знаем, что это — очень много нефти. Такое сравнение, использованное оратором, помогает слушателям вообразить числовые данные и мысленно соотнести их со знакомыми им величинами, сделать абстрактные цифры осязаемыми.

Кроме обычного сравнения существуют также его отдельные формы, такие как образ и метафора. В отличие от привычного сопоставления двух вещей в речи, эти ораторские приемы имеют творческий оттенок. Как правило, образы не создаются нами искусственно. Они приходят, когда мы наблюдаем за окружающим миром и строим ассоциации. Если же вы хотите украсить свою речь образами, но испытываете определенные трудности в продуцировании нужной образности, рекомендуем вам ознакомиться со специальным уроком на нашем сайте, направленным на развитие ассоциативного мышления, а также потренироваться разгадывать друдлы.

В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если вам, конечно, позволяет время выступления

Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать меткий и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями

Схожим приемом сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому, является синекдоха (переименование)

. Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно — понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет. Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу. Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного.

Трансакционная психология

Меч и огонь менее разрушительны, чем язык. ( Ричард Стил )

Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь.
( Клавдий )
Говори лишь тогда, когда ты спокоен. [!]
( Китайская пословица)
От одного слова да навек ссора.
( Русская пословица )
Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь.
( Л. Н. Толстой )
Никогда не следует говорить: «Вы меня не поняли». Лучше сказать: «Я плохо выразил свою мысль».
( Робер )
А вообще, о том как не допускать отрицательные эмоции — смотрите страницу Анти-стресс.

  • .

Какие книги стоит прочитать

При ответе на вопрос как научиться красноречию — полезно изучать специальную литературу. Для этого не обязательно изучать словарь, существуют разнообразные обучающие и интересные пособия.

В самостоятельном обучении пригодятся следующие развивающие книги:

  • Повысить культуру речи и добиться выразительности речевых оборотов поможет книга Ирины Голуб «Искусство риторики. Пособие по красноречию».
  • Практические советы и рекомендации представлены в произведении Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».
  • «Ораторское искусство для начинающих» О. Болсунова пользуется популярностью, благодаря тщательному анализу ошибок, которые допускают ораторы.
  • Книга «Черная риторика» Карстена Бредемайера включает упражнения и приемы, помогающие говорить убедительно и вести переговоры с правильной аргументацией.

Регулярное чтение художественной литературы также обогащает словарный запас. Классическая художественная литература позволяет изучить стилистическое изложение мыслей и в какой-то мере перенять красоту изложения слога.

Специализированная бизнес литература поможет научиться грамотно и профессионально общаться в сфере вашей деятельности.

Литература по психологии общения поможет правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

Литература по психологии общения обучает правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

Как развивать ораторские способности

Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Все эти варианты предлагает нашему вниманию необъятный интернет.

Если вам по душе самостоятельные занятия по развитию ораторского искусства, давайте поработаем над техникой произнесения речи, подготовимся к выступлению, научимся взаимодействовать с залом и возьмем на вооружение несколько дельных советов.

Техника произнесения речи

Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих:

Дыхание. Темп должен быть размеренным, при этом вдох короче выдоха. Вдыхайте не «до упора», чтобы была возможность довздохнуть. То же самое и с выдохом. Совершенствованию речи способствуют специальные упражнения. Например, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи. Громкость. Управляя своим голосом, оратор влияет на восприятие публикой того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая громкость голоса. Дикция. Говорить понятно, четко выговаривая звуки, помогут скороговорки, если не лениться и не забывать загружать ими свой артикуляционный аппарат. Темп. Надо постараться излагать мысли в среднем темпе, не частить словами и не растягивать их

Так как здесь важную роль играет темперамент и внутреннее состояние человека на момент выступления, то важно успокоиться и настроиться на плодотворный диалог с залом. Интонация. С ее помощью ваша речь запомнится слушателю, потому что будет живой. Тренируйтесь, как в школе, читать вслух с выражением художественные произведения.

Подготовка к выступлению

На этом этапе готовится текст речи. Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы.

Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий.

Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов.

Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы.

Не забудьте, что «по одежке встречают». Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть достойно и соответствовать моменту.

Взаимодействие с аудиторией

Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения. Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя.

Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели.

Советы начинающему оратору

Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы.

  1. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты.
  2. Как интересно подать информацию? Учиться владеть ораторскими инструментами. Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Попробуйте. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя.
  3. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.

Повтор

В одном из уроков по развитию памяти на нашем сайте, есть целый раздел, посвященный повторению, потому что повторение – это важнейший принцип запоминания информации. В ораторском мастерстве используется повтор, который глубже закрепляет в сознании аудитории основную мысль выступления, повышает убедительность речи оратора, вызывает у слушателей воспоминание, помогает правильно организовать речь, представить новую информацию как уже знакомую. Так что если вы хотите, чтобы ваши слушатели хорошо запомнили необходимую информацию, повторяйте ее и получите нужный эффект.

Однако следует учитывать, что обыкновенное дословное повторение материала эффективно только в определенных обстоятельствах, в большинстве случаев повторы становятся действенным приемом оратора исключительно при умелом их оформлении в речи. Можно выделить следующие виды повторов:

Дословный повтор. Этот вид используется достаточно редко: только при дословном цитировании, или для намеренного акцента на конкретной фразе, особенно на восклицании. Например, Мартин Лютер Кинг практически в каждом предложении своей знаменитой речи восклицал: “I have а dream!”. Кроме того, как в прозаической, так и в поэтической речи часто используется прием, близкий к дословному повтору, анафора. Суть анафоры заключается в повторении сходных звуков, слов или групп слов в начале отдельных фраз. Анафора также играет большую роль в формировании четкого устоявшегося образа высказанной идеи в сознании слушателей.
Варьируемый повтор. Чаще для повторения важных мыслей в ораторской речи используется варьируемый повтор, то есть возвращение к уже сказанному ранее в ином словесном оформлении, выражение одной и той же мысли другими словами. Смысловое содержание повтора в этом случае будет преподноситься слушателям с разными оттенками, что сделает идею более яркой и выразительной.
Расширенный повтор (разъяснение или рекурсия) – повтор уже произнесенной мысли с включением в нее новых слов для развития основных идей и образов вашего выступления. Если выражение мысли, выбранное вами первоначально, не кажется вам достаточно убедительным, к нему стоит вернуться по ходу выступления и дополнить его, пояснить. Однако лучше не злоупотреблять этим приемом, так как излишне часто повторяемые ваши слова и идеи могут показаться слушателям навязчивыми, утомительными (вспомните знаменитое шутливое стихотворение «Дом, который построил Джек» в переводе Самуила Маршака или песню Александра Пушного «Ночной дозор» с бесконечным количеством расширенных повторов). Постарайтесь использовать больше емких и кратких образов вместо частых повторений с подробными разъяснениями.
Частичный повтор и рафинирование (обобщение) используется для краткой ориентации слушателя в ранее изложенном материале, например, перед переходом к новой части выступления. Это обобщающий повтор, в виде нескольких точных кратких высказываний. Данный прием особенно подходит для обучающих выступлений (лекций), когда лектору необходимо периодически подытоживать полученные ранее выводы.

Однако весь арсенал этими приемами не исчерпывается.

Разновидности выступлений

Целью публичного выступления является побуждение аудитории к совершению определенных действий.

Главный критерий эффективности выступления заключается в действиях аудитории. Исходя из этого, существует четыре формата выступлений.

Побуждающие выступления

Речи должны звучать как побуждающие к какому-либо действию. Например, вы являетесь продавцом определенного товара, и от вашего выступления зависят продажи этого товара.

Вы проводите презентацию, что побуждает аудиторию подписать договор с вами или проголосовать за вашу кандидатуру. Эти выступления требуют серьезного подхода и ораторского мастерства.

Ритуальные выступления

Ритуальные речи чаще произносят конферансье, когда представляют кого-то, или же вступительные речи, также к ритуальным выступлениям относятся тосты.

Целью ритуальных выступлений является изменение отношения аудитории

Если речь идет об имениннике, то слушатели должны обратить на него внимание. Если представляется оратор, то аудитория должна относиться к нему лучше

Ораторское искусство в таком выступлении необходимо, так как нужно уметь завлечь публику и подготовить ее к дальнейшим действиям.

Информирующие речи

Речи, к которым предъявляются самые низкие требования по форме – лекции. Они не обязывают оратора быть интересным, красноречивым, чопорным и интригующим, так как аудитория зависима от оратора, а не наоборот.

Сессию нужно сдать всем, право каждого слушать или не слушать оратора. К сожалению, не все современные лекторы владеют ораторским искусством.

Развлекательные речи

Это профессиональное искусство, где необходимы определенные знания, которыми пользуются актеры, театралы и юмористы. Хотя среди них тоже есть достойные ораторы.

Джим Керри выступил перед выпускниками университета с ошеломляющей и веселой речью, которая запомнилась им надолго. Можно только сделать выводы, что кем бы вы ни были, ораторское мастерство не навредит, а только поможет в любой сложившейся ситуации.

Автор статьи Елена Жук

Софизмы

Софизмы

(от греч. «хитрая выдумка, уловка») — это ложные высказывания, которые, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажутся правильными («мнимые доказательства» по Аристотелю). Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики оратором для введения в заблуждение слушателей. Софизмы бывают логические, терминологические, психологические и другие.

Подробнее софизмы как один из приемов ораторского искусства описаны отдельно в специальной статье в разделе «статьи», однако мы не рекомендуем использовать софизмы в своей речи, поскольку прибегать к ним следует только в крайнем случае, когда остальные приемы не действуют. Если вы будете уличены в использовании софизмов, впоследствии вам будет крайне сложно убедить аудиторию в вашей объективности и правоте.

Все перечисленные выше ораторские приемы часто взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого. Тем не менее, не стоит применять их слишком кучно, иначе они могут начать работать не на вас, а против вас. Приемы различаются функционально: некоторые из них влияют на содержательную сторону выступления и способны удерживать внимание слушателей, убеждать их в своей точке зрения, тогда как другие направлены на подготовку аудитории и оформление материала.

Многие из рассмотренных риторических правил ораторы могут использовать интуитивно, но при подготовке к выступлению мы рекомендуем вам сознательно ознакомиться со всеми приемами, чтобы наверняка не упустить из виду их возможное влияние и эффект на восприятие вашей речи слушателями. А еще рекомендуем пройти кейс про Стива Джобса.

Основы ораторского искусства

Под ораторским искусством понимают творческую деятельность выступления на публике, в котором умело сочетаются риторика, психология и актерское мастерство. Все это в месте способствует убеждению слушающих. Риторика и основы ораторского искусства полагаются для освоения каждому человеку. Однако исключительно целеустремленная и талантливая личность способна умело применять знания на практике, используя нужные цитаты и правильно сказанные слова. В наше время это искусство подразделяется в зависимости от сфер применения:

  1. Социально-политическое красноречие — связано с выступлениями, докладами и речами в политической и экономической сферами, а также с социальной стороной общества.
  2. Академическое — сюда относят лекции, доклады и выступления с целью донести аудитории информацию научного или познавательного характера. Презентация таких докладов происходит по определенному плану и требованиям.
  3. Социально-бытовое красноречие — подразумевает речи, направленные на поздравления, поминание и т. д.
  4. Судебные — к ним относятся судебные, обвинительные и защитные речи, от профессионализма которых зависит успех карьеры юриста.
  5. Богословные — связаны с проповедями в церквях разных конфессий.

Помимо данной классификации, можно выделить выступления по телевидению и радио, рекламу и прочие сферы жизни, в которых успешно применяется ораторское искусство. Если говорить кратко, в основы ораторского искусства вкладывают:

  • Высокую коммуникацию, способность выступать публично, доносить информацию и слушать других людей.
  • Способность уважительно и объективно относится к словам своего партнера.
  • Умение найти контакт с любым человеком, выяснить, что вам связывает и какие у вас есть общие интересы, после чего можно построить действенное взаимодействие.

К основным понятиям теории ораторского искусства относят этос, логос и пафос. Под этосом подразумевается этническая часть образа диктора, которая играет небольшую роль в наше время. Правила поведения, моральные нормы и ценности определяют его отношение к слушателям и целям своей работы. Нравственные и этические требования оратора по отношению к слушателям считаются основополагающими в любом выступлении.

Понятие логос описывает использование таких словесных средств и речевых оборотов, которые достигнут разума аудитории. То есть, оно включает доскональное знание своего предмета, владение искусством аргументации и логика высказывания.

Третья категория, пафос, включает эмоциональную сторону — насколько человек может эмоционально воздействовать на аудиторию, выражать неравнодушие к своему предмету. Выразительность своему выступлению можно придать за счет интонаций — пауз, разного тембра, изменения темпа речи. Таким образом, основные понятия ораторского искусства объединяют качества, которые определяют хорошего оратора.

Психологические основы ораторской речи кратко можно описать так:

  1. Способность произвести хорошее впечатление на партнера или аудиторию.
  2. Выразить свои мысли или идеи таким образом, чтобы заинтересовать другого человека.
  3. Способность адаптировать свою речь и тему доклада (общения), чтобы слушатель все понял.
  4. Создание комфортных условий для общения.
  5. Способность объективно оценить слушателя.

Практические советы

При самостоятельном обучении стоит воспользоваться следующими советами:

Необходимо следить за своей речью и обдуманно выбирать круг общения. Чтение книг позволит формировать богатый словарный запас и повышать объем знаний. Лучше говорить немного, но только по делу. Нужно стремиться, чтобы каждая произнесенная фраза была яркой и полноценной. Речь для публичного выступления рекомендуется предварительно готовить

К импровизации важно подготовиться морально. Говорить нужно отчетливо, спокойно и громко, но не крикливо. При чтении доклада нужно смотреть на людей, а не на бумаги. С помощью пауз необходимо выделять формулировки и важные слова.

Профессиональный подход предполагает поиск собственного стиля в ораторском искусстве. Поставленная речь помогает утвердить свои убеждения и повлиять на людей, но при этом нельзя навязывать свое мнение

Важно убеждать ту аудиторию, которая готова слушать

Необходимо приобретать опыт, ведь только практика поможет оттачивать мастерство.

Не менее важным считается вопрос: как улучшить красоту речи у своего ребенка. Подобное умение позволит не только хорошо отвечать у доски, но и стать успешным человеком в будущем. Для этого рекомендуется читать книги, слушать аудио сказки и устраивать домашние представления. Необходимо побуждать ребенка говорить и задавать ему при этом наводящие вопросы.

Регулярные занятия и упорный труд в развитии красноречия способны сделать из практически любого человека настоящего оратора.

Ораторство в жизни


Навык публичной речи – это применение инструментария на фоне психологической нагрузки. И какие бы мы ни читали книги, как бы ни старались применять свои знания, без психологического понимания человека не обойтись.

В публичном выступлении вероятность того, что что-то пойдет не так, высока. Как бы человек ни управлял ситуацией, успех его выступления зависит от количества слушателей, у которых есть свои привычки и своя мотивация. Уровень напряжения во время выступления крайне высокий, поэтому навыки выступающего имеют свойства блокироваться.

Искусство ораторства не имеет прописанных законов для качественного выступления, но точно ясно, что это такой инструмент влияния на окружающих, равных которому нет. Ни одна система мотиваций не сможет дать такого эффекта, как заряжающая мотивирующая речь. Никакие попытки снять напряжения и вселить уверенность в кризисной ситуации не дадут такого стимула, как одна вдохновляющая речь.

Человек, который применяет и усовершенствует ораторское искусство, параллельно формирует более высокую степень уверенности в себе, раскрепощенности, свободы.

Выступая публично, мы оттачиваем мастерство аргументации, красноречия, убеждения. В индивидуальном общении эти навыки работают таким же образом, но несколько проще.

Искусство красноречия Древнего Рима

Римляне мудро обошлись с историей ораторской речи, наследием выдающихся греческих ораторов, постепенно развивая достижения предшественников и приумножая их. Уже во 2 веке до нашей эры на территории Римской республики были гуманитарные школы, в которых мальчиков, будущих политических деятелей, общественных мужей, судебных заседателей обучали искусству публичных выступлений. Изучение классических дисциплин разбивалось на несколько этапов:

  1. Чтение классической литературы.
  2. Правильное письмо на основе требований грамматики.
  3. Овладение красноречием с сочинением собственных речей.

О том, что преподавалось, чему учили в римских школах, поведал в своем труде «Риторические наставления» Марк Квинтилиан, сам имевший богатый опыт учителя, а также судебного адвоката. У него изучение наук, книг сопровождалось углубленным познанием правил ораторского искусства, включая историю его возникновения.

Философ и преподаватель, прославившийся на этом поприще, гораздо больше, чем как судебный деятель, Квинтилиан посвятил свою жизнь подробному, методичному анализу качеств, необходимых оратору, и тому, с помощью чего их можно развить

В его книгах даются советы, как лучше всего аккумулировать цитаты известных авторов, крылатые выражения, особенное внимание уделяется постоянным устным беседам, формирующим слог, чувство ритма, опыт ведения дискуссии

Хорошего оратора, как считал именитый римлянин, можно узнать по складной, красивой речи и особой утонченности фраз. В своих трудах он вывел ряд рекомендаций, направленных на практическое улучшение речи, проработку мимики, позы говорящего, обязательное следование логике.

Другой известный деятель времен Римской республики, Цицерон, добился значительных успехов в своей карьере благодаря совершенствованию качеств ритора. Речи судебного деятеля, а позднее консула поражают безупречностью логики, тщательно подобранными аргументами. Своими учителями он считал Аристотеля и Платона, восходя к греческой школе ведения дискуссий. Взгляды Цицерона нашли отражения в его трактатах («Оратор», «О построении речи» и других).

Программа курса Ораторское мастерство:

Первое занятие. Уверенный оратор.

Как произвести правильное позитивное впечатление? Проработка страха публичных выступлений, техники избавления от волнения. Создание базы уверенного поведения: перестаем бояться аудитории. Принимаем обратную связь. Самопрезентация. Мимика, жестикуляция, поза, взгляд.

Второе занятие. Инструменты оратора Управление голосом.

Работа с дыханием, артикуляцией, темпом и дикцией. Логическая и психологическая пауза. Практическая проработка интонирования.

Третье занятие. Структура выступления Построение выступления.

Тема, цель, осознанность. План. Профиль аудитории. Проработка вариантов «вступления». Грамотное завершение выступления. Способы привлечения внимания. Создание выступления построенного на принципе «проблема и ее преодоление». Создание выступления, направленного на достижение собственных целей.

Четвертое занятие. Убеждающее выступление, Тезис, аргументация, работа с возражениями.

Законы построения убеждающего выступления. Разбор приемов мотивации слушателей на то или иное действие. Грамотная аргументация. Создание собственного выступления, которое убедит слушателей в правильности вашей позиции. Получение обратной связи о том, какие аргументы мотивировали лучше, какие хуже.

Пятое занятие. Работа с вопросами. Создание ярких образов.

Встраивание своих идей в ответы на вопросы. Уход от неудобных вопросов в нужное вам русло. Проработка навыка «держу удар». Тренировка эмоциональной устойчивости при ответах на неожиданные вопросы.

Создание собственного выступления — яркой, интересной истории-зарисовки из своей жизни. В этом занятии собираются все навыки, отработанные на курсе. Основная задача – выступить с учетом всего, что уже знаешь.

Получение обратной связи на выступление. Выявления дальнейших направлений развития в себе «красноречия». Подведение итогов.

Курсы ораторского искусства рассчитаны на всех людей, которым приходится говорить публично, будь то менеджеры, руководители компаний, юристы, журналисты, IT– специалисты, политики и те, кто собирается ими стать, студенты и находящиеся в поисках работы люди и т. д.

В курсе ораторское мастерство основной акцент делается на раскрытии Вашего красноречия, уверенности в себе и в том, что Вы делаете. Базой для этой уверенности станет практика, основанная на теории, отобранной из лучших источников об ораторском искусстве. Соотношение теории к практике: 1:3.

Только регулярные занятия дают реальный результат тем, кто готов работать над собой!

Курсы «Ораторского мастерства» в тренинговой г. Харьков помогут Вам:

  1. побороть боязнь публичных выступлений и овладеть навыком уверенного поведения.
  2. научиться доносить свои мысли качественно, красиво и доступно к пониманию.
  3. узнать и отработать технические приемы влияния во время выступлений.
  4. научиться управлять собой, своими эмоциями, интонацией, жестами, мимикой, взглядом.
  5. научиться создавать удачные композиции выступления.
  6. разработать свой речевой аппарат

Важно! Вы можете пройти курс «Ораторское мастерство» в формате индивидуальных занятий!

Возможна отработка пропущенного занятия (не более одного) в следующей группе или в индивидуальном порядке.

Продолжительность курса «Ораторское мастерство» — 5 занятий по субботам по 4 часа (с 11:00 до 15:00).

Стоимость курса «Ораторское мастерство» – 3 500 грн.

В стоимость обучения входит рабочая тетрадь с практическими заданиями и базовой теорией, кофе-пауза, видео материалы.

Ведущий тренер курса «Ораторское мастерство» — Елена Почуева, руководитель тренинговой , филолог-лингвист, практический психолог, сертифицированный тренер-консультант, стилист-имиджмейкер.

Виды приемов ораторского выступления

Условно ораторские приемы можно разделить на несколько классов или, так называемых, «видов». Классификация позволяет составить более структурированный план изучения и последующей практики, чтобы вы могли шаг за шагом стремиться к совершенству владения речевыми оборотами и уловками. Так, существуют следующие приемы ораторского искусства:

Тропы – это различные виды сравнений, позволяющие избавить вашу речь от ненужных повторов и, в случае необходимости, выразить подходящий эмоциональный накал во время выступления. Если вы хотите в совершенстве изучить секреты ораторского искусства, то начать стоит с эпитетов, метафор и аллегорий, которые позволят вам хорошо овладеть как публицистикой, так и академической речью

К тому же, зачастую, когда необходимо объяснить сложную терминологию или технологию, на помощь всегда придут аллегории. Повторы – противоположность выше обозначенного вида ораторских уловок, позволяющие сконцентрировать внимание публики на конкретном факте или моменте выступления. Как и с тропами, их необходимо уметь использовать, не перенасыщая свою речь, чтобы сохранять баланс

Применяемые разновидности повторов и троп напрямую зависят от того вида речи, который вы решили использовать в конкретном случае. Так, при академическом выступлении, лучше применять дословное повторение основных пунктов зачитываемого плана, чтобы сказанное лучше закрепилось в голове слушателей. Фокусировка является одним из методов подстройки материала под аудиторию. Необходимо понимать, перед кем вы выступаете, и что для этой аудитории будет являться основным в ваших словах. Один из элементов данного вида – фрейминг, что в переводе с английского – «Разбиение на части», остается важным элементом нейролингвистических техник программирования людей. Это умение преподнести идею людям так, чтобы они подумали, что это их собственная задумка. Фрейм – это своего рода контекст, в котором вы преподносите то или иное высказывание. Подобно выставлению запятых в предложениях, он может в значительной степени изменить основной смысл вашей речи. На эту тему лучше всего прочитать книгу «Фокусы языка» от Роберта Дилтса, в которой он описывает, как можно преподносить одну и ту же мысль, а также, каким образом изменить угол восприятия людей на подходящий оратору. Выделяют 14 основных приемов фрейминга, упрощающих преподнесение материала. Софизм является ложным высказыванием, преподносящимся под видом аксиомы. Его часто используют в философских дебатах и церковных речах, дабы запутать оппонента. Суть заключается в том, что вы сознательно хотите ввести слушателя в заблуждение, чтобы затем показать оттуда выход, сконцентрировав его внимание на той или иной проблеме. Софизмы можно разделить на логические и терминологические, одним из известных является слово «Буквально», которое часто используют в неправильной трактовке. Софизмы делятся на открытые и скрытные, к последним прибегают в крайнем случае. Цель их также диаметрально противоположна, ведь в первом случае вы стараетесь завоевать доверие аудитории, показав свою открытость и хорошую логику. Во втором же оратор старается сознательно ввести слушателей в заблуждение, дабы преподнести ту или иную мысль под нужным углом. Будучи уличенным в скрытом софизме, вы рискуете потерять внимание и доверие публики, что приведет к плачевному исходу, поэтому стоит быть крайне осторожным с этим инструментом. Другие приемы, к которым относятся различные методики приукрашивания речи и выражения своих мыслей. К ним относится аллегория, которая также применяется в тропах, но зачастую не причисляется к данному виду ораторских приемов. Этот вид изучается после того, как вы освоите все остальные, и является ювелирным инструментом, позволяющим доточить вашу технику, избавив речь от возможных недугов или, наоборот, приукрасив уже сформированное ораторское искусство.

В каждом виде от 4 до 15 различных приемов, и рассказ о каждом займет много времени. Давайте выделим основные приемы ораторского выступления и их содержание, с которых стоит начинать знакомство с ораторским искусством, и которые необходимы каждому человеку, выступающему перед публикой или желающему улучшить свою речь.

Правила поведения оратора


В чем заключаются основы ораторского искусства? Нужно научиться произносить такие речи, которые смогут производить изменения в людях.

Говорить так, чтобы люди могли не только констатировать, что хорошо провели время, а стремились после вашего выступления к определенным действиям, к которым вы старались их побудить, к тому, к чему вы их склоняли.

В публичных выступлениях нет бесконечных правил, которые нужно полжизни заучивать, нужно всего лишь освоить простой алгоритм действий. На базе освоенных знаний, путем вырабатывания практикой и опытом, можно в ораторском искусстве достичь немалых результатов.

  • Основы ораторского искусства легко перенимать у хороших ораторов. Наблюдая за их действиями, изучая их поведение, вы сможете перенять у них тактику ораторства.
  • В коре головного мозга человека есть зеркальные нейроны, позволяющие обучаться путем наблюдения за действиями другого человека. Так маленькие дети повторяют все за родителями, едят то, что едят родители, разговаривают так же, даже с той же интонацией. Это один из важнейших условий прироста навыка оратора.
  • Публичное выступление требует знаний и умения и в обязательном порядке требует практики. От чтения правильных книг и обучающей литературы, в которой четко расписано, что это такое, и как овладеть мастерством, навыки не смогут нарастать с нужной для вас скоростью.
  • Знания не имеют ценностей без практики. Также любые знания могут наскучить, если их не применять. Нет аудитории – вам поможет ораторское искусство, упражнения которого можно проводить в гордом одиночестве перед зеркалом. В книгах по ораторскому искусству можно ознакомиться с такими упражнениями.
  • Настоящего оратора не должны беспокоить негативные мысли, а особенно страх провала. Это непременно будет мешать выступлению перед публикой. На время выступления все посторонние мысли необходимо удалить из своего сознания. Полное увлечение выступлением не оставит места для волнения и переживаний.
  • Ораторское искусство включает в себя правила поведения оратора. Хороший оратор не испугается посторонней фразы со стороны или неуместного вопроса. Он владеет ситуацией, и на время выступления только он хозяин положения. Для этого нет необходимости хамить и спорить, нужно найти контакт с аудиторией и быть немного выше нее. Добиться такого результата можно только зная свое дело, и с уверенностью аргументировать и убеждать слушателей.
  • Четкая и ясная речь, правильно поставленные фразы не позволят аудитории уснуть во время вашего выступления. Даже скучный доклад можно разбавить интересными фактами, особенно, если привлечены фамилии известных людей.
  • А более эффективным выступление будет, если аудитория будет вовлечена в дискуссию. Ораторское искусство заключается в применении приема вовлечения, но в допустимой норме, так как ваше ораторское место может занять более активный слушатель.
  • На бумаге, которая будет лежать перед оратором, не должно быть текста, плох тот оратор, который читает свою речь. Кроме плана своей речи ничего не должно быть перед лицом выступающего. Глядя каждому слушателю в глаза по несколько секунд, вы добьетесь большего успеха. Ораторское искусство гласит, что перед выступлением оратор должен много раз отрепетировать свою речь.
  • На помощь человеку, произносящему речь, всегда придут умеренная жестикуляция и энтузиазм в лице. Легкая приветливая улыбка, подтвержденная спокойным темпом речи – первый шаг к победе. Именно такая тактика привлекает внимание и запоминается быстрее, чем монотонный скучный рассказ безликого существа.

Умение нравиться

Мы всегда стремимся произвести впечатление на окружающих и оставить его в головах людей. Для этого необходимо уметь понравиться, что довольно сложно.

Производить впечатление необходимо сразу при появлении в обществе. Для этого важно понимать психотип своего оппонента или группы людей, знать с кем и как можно разговаривать.

Все эти знания можно получить, изучая ораторское мастерство, которое объединяет в себе две составляющие, изучающие вопросы о том, что говорить и как – это ораторское искусство и риторика.

Полезными для вас могут быть книги Р. Гандапаса «Харизма лидера» и «101 совет оратору», «Арсенал оратора. Полный боекомплект» А. Ковалева, Б. Морева и Убеждай и побеждай. «Секреты эффективной аргументации» Н. Непряхина.

Понять людей нетрудно, нужно всего лишь внимательно на них посмотреть. Нам проще общаться с подобными себе людьми – это абсолютно подсознательные действия.

Поэтому талантливые переговорщики владеют мимикрией. Это важное качество ораторского искусства. Они умеют услышать, узреть желания той стороны, с которой необходимы переговоры, и выстроить такую систему мотиваций и внешний облик таким образом, чтобы не вызвать раздражения.

Причины раздражения собеседника

Для облегчения ориентации в малознакомом обществе, и для того чтобы у оппонента не возникло раздражение еще до начала беседы, важно знать некоторые правила:

  1. Ораторское искусство для чайников берет начало с внешнего вида человека. Встречают ведь по одежке. Конечно, неряшливый внешний вид является серьезным раздражителем, но и изысканная роскошь в стиле одежды способна вызвать такую же реакцию. Вы можете безумно любить свои дорогие часы, но они будут раздражать человека, общаться с которым вам предстоит. Изысканная бедность внушить доверия тоже не сможет. Вывод: одежда должна быть сдержанной и адекватной.
  2. Все отлично понимают, что немаловажную роль в общении играют запахи. И лучше не пользоваться никакой косметикой, чем какой-нибудь. На чистоплотности останавливаться не будем, так как этот факт даже малышам известен. Но часто с запахами переусердствуют женщины. Не всегда шлейф духов завораживает оппонента так, что им можно манипулировать, иногда и наоборот. И даже первоклассное ораторское мастерство не сможет притянуть внимание оппонента.
  3. Мы, глядя на человека, пытаемся понять кто этот человек. Мужчины оценивают по физической форме, так как уровень соревнований заложен в них с рождения. Женщины всегда оценивают с позиции соперниц. Но нужно четко понимать, какие области необходимо убрать из сознания, а какие правильно преподнести. Если мы не смотрим человеку в глаза, у него складывается впечатление, что мы что-то скрываем. Если голова слегка посажена назад, то это говорит о нашем высокомерии. Наша задача – знать, какими мы должны предстать перед собеседником. Сканируя человека, нам следует сделать выводы, что можно делать, а что нельзя, и как себя вести. Этот аспект крайне важен в ораторском искусстве.
  4. Если наш собеседник разговаривает с акцентом, то для того чтобы найти с ним общий язык не следует пытаться говорить с ним так же, с акцентом, уловить темп его речи – вот главная задача. Нужно суметь попасть в комфортный нашему собеседнику темп речи. Только слушая его можно понять, как и что он сможет воспринимать.
  5. Если мы хотим убедить собеседника в своей правоте, то логика в этом помочь не сможет. Человек принимает решения всегда на двух уровнях: рациональном и эмоциональном. Когда мы апеллируем к его «рацио», но эмоции оппонента не полностью перетянуты на нашу сторону, он найдет себе обоснования ложности нашей логики и ухода от нее. Ситуация убеждения равна нулю, если мы на сто процентов не уверены в своей правоте.

Ораторское искусство для чайников не подлежит восприятию без всех вышеупомянутых правил и без специальной литературы по ораторскому мастерству, разработанных методик для начинающих.

Важные советы

  1. Ораторское мастерство заключается в том, что владельца знаний не испугает количество слушателей или статус многих из них. Он всегда найдет тему интересную любому собеседнику, он с первых минут определит, чем можно завлечь даже незнакомого собеседника, но не будет при этом назойливым.
  2. Любое выступление, даже самое хорошее, можно сделать немного лучше. У всех процессов есть определенная структура, построенная на мировом законе композиций. Он не придуман человеком, а лишь зафиксирован им. Это закон природы. Все протяженные процессы начинаются с наращивания, развития, подготовительного действия, а лишь потом происходит основное действие, и только после него происходит некое затухание. Например, в ресторане подают холодные закуски или аперитив для того, чтобы подготовить посетителя к основному блюду, после подносят основное блюдо, а в окончании подают десерт. Прием у доктора тоже имеет свою композицию. Поэтому и выступление должно быть подготовлено по тому же принципу.
  3. Современные ораторы допускают типовую ошибку. К сожалению, они вступление либо вовсе исключают либо произносят предсказуемые банальные фразы. А как раз вступление играет важнейшую роль, и его нужно тщательно подготавливать, не менее чем саму речь. От него зависит дальнейшее восприятие всей речи аудиторией – это же подогрев, подготовка.
  4. Если человек не смог за несколько минут утвердить свое право удерживать внимание аудитории в течение нескольких часов, то вряд ли она будет склонна кредитовать такого оратора на большее время. Заинтриговать, заинтересовать современную публику можно только нетрадиционным и тщательно продуманным вступлением.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]