Животные дикие и домашние, а также их детеныши
Предоставляется отличная возможность посмотреть на животных близко, чуть ли не потрогать их. В это время хорошо узнать названия детенышей животных. Дети часто называют поросенка свинкой, а жеребенка лошадкой. И особенно тем, у кого есть проблемы с речью, трудно запомнить, кто у кого мама, папа, сын. Есть возможность на наглядном примере отработать лексический материал, например: “кот — кошка — котенок — котята” или “бык — корова — теленок — телята”.
Научиться употреблять правильно: “один поросенок — два поросенка — пять поросят”. А также ягненок — у овцы, а папа у него — баран. Цыпленок у курицы, а папа — петух. Хорошо бы всю эту домашнюю живность сфотографировать, а потом, разглядывая фотографии вспоминать. Искать их на картинках, раскрасках, подбирая правильные цвета (цыпленок желтый, а гусь белый). Одновременно происходит закрепление словаря, развитие грамматического строя, сенсорики и мелкой моторики.
Значение слова огород
— О. называется участок земли, большей частью огороженный забором или живой изгородью и предназначенный для разведения овощей и других огородных растений (см. Овощи и Огородничество). Устраиваются О. обыкновенно вблизи или в самой усадьбе.
Выбор места. Для О. отводят самые различные как по рельефу, так и по почве места, употребляя, однако, все усилия для наилучшего их приспособления: высокие места обносят валом, засаженным живой изгородью (лучше всего елью, вечно покрытой хвоей и не дающей в то же время сильной тени), низкие — дренируют. Подобные искусственные меры тем более необходимы, что одни из растений любят тень, другие — яркое освещение, одни — влажную почву, другие — более сухую и т. д.
Улучшение почвы. Равным образом — приспосабливают и почву: глинистую, чересчур вязкую — разрыхляют, внося в нее песок или усиленно удобряя, легкую, песчаную смешивают с глиной (осенью или зимой) для придания вязкости и с торфом (весной до удобрения) — для обогащения перегноем. Кислые перегнойные почвы и бедные известью улучшают, внося в них известковую или мергельную земли. Все эти изменения производят, опять-таки руководствуясь потребностями растений.
Защита О. необходима, особенно — с севера и востока, а также со стороны дующих ветров. Лучшей защитой Грелль считает два ряда елок, расположенных несколько поодаль от изгороди.
Разделениe О. — О. разделяют на несколько участков, исходя из той мысли, что для наилучшего произрастания овощей, как и других растений, необходимо применение плодосмена. Наиболее простой способ состоит в разделении О. на четыре части (по Рытову — на три), из которых на первой разводят растения, требующея свежего удобрения, например — капусту, причем почву предварительно обрабатывают на перевал (см. Огородничество); на второй части сеют огурцы, на третьей — картофель или корнеплоды, на четвертой — бобовые растения. На следующий год растения перемещаются, причем капуста переходит на место бобовых, бобовые на место картофеля и т. д. В других случаях (по Шредеру) О. разделяют на два равных участка: на одном возделывают однолетние растения, на другом многолетние. При этом каждый год происходит частичный переход по 1/4 или по 1/5 участка однолетних на равный участок многолетних, так что через 8-10 лет произойдет большой оборот или полная перемена мест однолетних с многолетними. Помимо этой смены, однолетняя культура, разбитая на своих 4 полях, имеет свой собственный оборот, так как одни из растений высеваются по свежему удобрению, другие через год после него. Кроме участков, входящих в плодосмен, в О. отводится особое место для двулетних семенников (с тощей почвой), для ранней выгонки овощей (с тучной почвой), для рассадников (гряды с хорошей землей, приспособленные для покрытия их матами из соломы) и для рабаток (гряды в защищенных местах, у стен, заборов, изгородей и т. д., назначенные для выращивания нежных или декоративных растений, а также для кустарников и плодовых деревьев, дающих тень). Затем, на особо выбранных местах, с глинистой подпочвой, устраивают парники, а также сажалки, т. е. водоемы для сбора дождевой и снеговой воды, для уменьшения испарения воды их обсаживают деревьями. В затененных углах О. отводят места для компостных куч.
Е. Каратыгин.
Связь с другими словами
Слова содержащие -огород-:
- богородица
- иногородний
- иногородняя
- иногороднее
- богородое
- богородск
Слова начинающиеся на огород-:
- огородная
- огородник
- огородничество
- огородное
- огородный
Гипо-гиперонимические отношения
участок огород
Каким бывает огород (прилагательные)?
Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.
небольшим чужим большим ухоженным маленьким разбитым собственным целым заброшенным аптекарским обширным огромным запущенным соседским соседним бывшим возделанным деревенским тихим монастырским новым колхозным общим хорошим видным тайным крошечным родным лучшим прекрасным личным частным пустым большим капустным первым лекарственным травяным пустынным устроенным брошенным просторным школьным заросшим индивидуальным чахлым окрестным советским разведенным ближайшим настоящим голым потрясающим бесконечным крестьянским бурым яичным грибным необходимым крохотным полным любимым вспаханным плавающим
Что может огород? Что можно сделать с огородом (глаголы)?
Подбор глаголов к слову на основе русского языка.
развести зарасти появиться иметь стоять простираться расти копошиться выйти работать находиться превратиться копаться выращивать торчать выходить воровать давать заниматься тянуться мелькать представлять перекопать оказаться повадиться забраться начинаться казаться спускаться дать полниться побежать зеленеть радовать поджать располагаться занимать полететь таскать доставлять примыкать выручать нагородить доноситься обеспечивать смениться держать вырастать покопаться сажать копать идти залезть остаться виднеться кончиться вспахать разбиваться существовать чередоваться вырваться требовать упираться заблестеть
Ассоциации к слову огород
дом кухня лес грядка овощ капуста картошка забор поиск деревня баня предел окно канава дача лопата река теплица крыша задворка сад окраина трава двор город стена сорняк озеро поляна поле сторона час порядок берег замок тетя направление пруд выращивание домик соседство зад высадка предлог пугало околица дорога банька музей дерево тыква зелень речка шейла село парник учет отпугивание пучок шланг церковь превращение корень петербург
Синонимы слова огород
капустник
Гиперонимы слова огород
- участок плантация
Сфера употребления слова огород
Общая лексика Пословица Сельское хозяйство Идиоматическое выражение Экология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по лексической теме «Огород. Сад». Расширение и активизация словаря по теме.
Сценарий предназначен для закрепления овощей и фруктов. Где проростают.
Конспект занятия используемого вместе с мультимедийной программой power point с анимацией Зайки и с воспроизведением вставленного звука.
Домашнее задание для родителей.
Домашнее задание по лексической теме «Огород.Овощи» (информационный уголок).
С 30 сентября по 4 сентября изучали с детьми лексическую тему «Огород. Овощи». Здесь родители могут найти материал по закреплению с детьми дома знаний и умений, полученных в детском са.
Источник статьи: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/03/13/leksicheskiy-material-sad-ogorod
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Овощи. Огород»
Любовь Золотухина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Овощи. Огород»
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Овощи. Огород»
Составление описательного рассказа «Помидор»
по картинкам-символам.
образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
усвоение глаголов с различным значением;
подбор относительных прилагательных к существительным;
употребление в речи предложений со значением противопоставления;
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»
;
развивать мыслительную деятельность, внимание;
воспитывать у детей интерес к окружающему;
вырабатывать навыки правильного питания;
Оборудование: картинки-символы; дидактическая игра “Поможем козе Лизе”; картинки с изображением овощей.
Ход занятия:
Дети сидят на стульях.
Воспитатель: ребята, посмотрите, куда мы с вами попали. А как вы думаете, что это? (Огород)
На полу лежат 2 грядки, на одной из них лежат овощи.
— А что же растет у нас в огороде?
— Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (вносится игрушка собаки)
Давайте придумаем имя нашей собачке. (дети по очереди предлагают клички собаки)
– Шарик.
— Давайте поздороваемся с Шариком. Дети, по очереди здороваются с Шариком.
— Посмотрите, внимательно на Шарика и опишите его.
-Давайте погладим нашего Шарика. Какой он на ощупь?
А как вы думаете, для чего шарик сидит у нас в огороде?
Шарика сажаем около грядки.
— А какие овощи вы видите у нас на грядке?
Индивидуальные ответы детей. (Я вижу)
Ребята, а у меня есть волшебная корзина. Как вы думаете, что в ней лежит? (Выносится корзина с овощами)
.
Игра «Найди такой же»
— Вот давайте на нашу пустую грядку посадим овощи.
Дети по очереди берут из корзины овощ, называют его, описывают внешний вид, обследуют, какой овощ на ощупь. Овощи выкладываются так же, как на первой грядке.
Инструменты
Также интересно будет ребенку узнать об инструментах. Рассказать, что бывают инструменты рабочие (пила, молоток, топор) и садовые (лопата, грабли), для чего они используются, что ими делают. Если делать скворечник (скамейку, калитку), то нужно отпилить доски и вбить гвозди. Лопатой копаем грядки, граблями разравниваем, убираем мусор с участка. Можно купить детям детские инструменты, чтоб они могли ими по мере своих сил что-то сделать, принять участие в общем деле.
Поливать из леечки, собирать мусор, забивать гвозди в доску рядом с папой. Будет уместно поговорить о соблюдении техники безопасности. И пусть малыш потом расскажет вам, что нужно делать, чтоб не ударить молотком по пальцу и как правильно поставить грабли, чтоб они никого не ударили черенком. Почему нельзя ходить по вскопанным грядкам, и как правильно держать лейку, чтоб вода не пролилась напрасно.
Насекомые и мелкая живность
По мере того, как становится теплее, появляется больше насекомых и других мелких животных. Тоже очень благодатная тема для обогащения словаря и развития грамматического строя. Дети, если не боятся, очень любят собирать всякую мелкую живность: червяков, лягушек, кузнечиков, жуков, улиток. Делают для них домики, сажают в банки. Обратить внимание на способ передвижения — одни животные летают, другие ползают, третьи прыгают и скачут.
Бабочки летают НАД цветком и садятся НА них, а могут и на ладошку. Но лучше их не трогать, так как у них очень нежные крылышки. Пчелки летают и собирают мед, а также могут и ужалить. Кузнечики прыгают С травки на травку. А дождевые черви прячутся ПОД досками. Улитки могут ползать ПО стене и листикам. Божья коровка ползет по ладошке, доползает до самого высокого пальчика и улетает. Пока она движется, можно приговаривать: “Божья коровка, лети на небко, там твои детки кушают конфетки”.
После завершения дачного сезона возвращаемся домой и вспоминаем, как мы провели лето, что делали. А в это время за окном льется осенний дождик или метет зимняя метель. А мы смотрим фотографии, рисунки и поделки, едим соленья и варенья, пьем чай и строим планы на будущее лето. Для закрепления можно поиграть в магазин (продавать овощи-фрукты, инструменты), скотный двор и зоопарк, дом насекомых.
На этом заканчиваю писать статью, но будет еще продолжение про подвижные игры, походы в лес, о том, чем заняться в плохую погоду и на пляже у воды в хорошую. А также, как организовать День рожденья на даче. Следите за обновлениями, подписывайтесь на новости. Пишите в комментариях о своих впечатлениях об отдыхе на природе, даче и в саду-огороде. Делитесь с друзьями и родственниками в соцсетях.
Развитие лексико-грамматического строя
Затронем несколько лексических тем, которые можно отработать в данной ситуации:
- признаки весны
- инструменты: садовые, рабочие
- птицы перелетные, зимующие и домашние
- растения
- овощи — фрукты
- животные дикие и домашние
- насекомые и др мелкие животные
Происходит активизация словаря, перевод из пассивного в активный.
Заодно необходимо отработать правильное использование в построении предложений и фраз:
- падежные окончания существительных
- согласование с прилагательными в роде, числе и падеже
- признаки предмета
- действия предмета
- положение предметов в пространстве относительно друг друга (слева, выше, далеко)
И умение строить диалог, вести беседу:
- вспомнить о том, что произошло
- рассказать, что делаешь сейчас
- поведать, что собираешься сделать в будущем
правильно аргументируя и обосновывая свои действия.
Растения
Кроме животных обращаем внимание на растения. Во-первых, на их размер, деревья большие и высокие, кустарники (кусты) пониже, а трава и цветы совсем низенькие и тоненькие. Но в то же время у них есть и общие признаки: листья, стебли, корни и цветы. Можно сравнить деревья лиственные и хвойные (вечнозеленые) — “Зимой и летом одним цветом. Что это?”. “Весной зеленеет, а осенью желтеет?”, вспоминаем загадки про деревья, растения
Затем можно перейти к сравнению культурных и дикорастущих (диких и домашних) растений. Здесь вспоминаем цветы садовые (тюльпаны, нарциссы) и полевые (ромашки, лютики), сравниваем деревья, что растут в лесу и в саду (фруктовые). Обратить внимание, что яблоня может быть дикой, дичок и что плоды у нее мелкие и кислые. Дикие растения растут сами по себе, а за культурными надо ухаживать. И здесь ребенку можно не только рассказать, но и показать, что нужно делать в саду и в огороде.