Конспект урока обучение грамоте по теме :»Звук и буква В»


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группеТема: «Знакомство с буквой [Вв]»

Цель: учить детей выполнять звуковой анализ слова, познакомить с буквой Вв, учить детей различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие, согласные глухие, делить слова на слоги, составлять предложения с заданным словом; развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ход

Сегодня к нам прилетел Кар Карыч и принёс слово.Но слово рассыпалось. Соберите, пожалуйста, из букв слово.

Что получилось? Какие ещё столовые предметы вы знаете? Кар Карыч предлагает поиграть в «Волшебника».

Он будет называть столовый предмет, а вы его будите уменьшать. Ложка- ложечка, ножик -, вилка -, тарелка -, чашка -.

Из чего состоит слово «вилка»?

Какие бывают звуки?

Назовите правила. Каким цветом обозначаем гласные звуки? А каким цветом обозначаем согласные твёрдые звуки? Как произносятся согласные звонкие, а согласные глухие?

А из каких звуков состоит слово «вилка» давайте узнаем. Начертим схему слова. Сколько звуков живёт в этом слове? Надо произнести слово так, чтобы услышать каждый звук. Произносим, выделяем каждый звук. Сколько звуков в слове «вилка» Какой первый звук? Произносим, выделяем первый звук. Дадим характеристику звуку «В». Какой это звук? Почему он согласный? Как мы его произносим твёрдо или мягко? Что смягчает этот звук? С голосом или без голоса? Значит, какой это звук? Какой фишкой обозначим? Почему?

Какой второй звук? Произносим слово, выделяем второй звук. Назовите второй звук. Дайте характеристику этому звуку. Почему этот звук гласный? Какой фишкой обозначим?

Какой третий звук в слове «вилка» Произносим слово, выделяем третий звук. Назовите третий звук. Дайте характеристику этому звуку. Почему этот звук согласный? Это согласный твёрдый или мягкий? Согласный глухой или звонкий? Какой фишкой обозначим? Почему?

Какой четвёртый звук? Какой это звук? Почему он согласный? Какой фишкой обозначим? Почему? Это звонкий или глухой звук? Проверьте.

Назовите пятый звук. Дайте ему характеристику. Сколько слогов в слове «вилка»? Делим при помощи ладошек. Ставим ударение. А что такое ударение? Что для этого нужно сделать? Назовите ударный звук. Назовите безударный звук. Молодцы.

Физкультминутка «Вороны».

Какой первый звук в слове «вилка». А есть ли у него братец? Назовите его.

Сегодня мы узнаем новое про согласные звуки.

Закройте ушки ладошками и произнесите звук В. Что вы слышите? Теперь положите ладонь на горлышко и снова произнесите звук В. Что вы ощущаете? Звук В произносится с голосом, такие согласные звуки называются звонкими Значит звук В – согласный звонкий звук. Он может быть мягким и твёрдым.

А звуки мы можем увидеть? Что нам поможет? Какой буквой мы обозначим эти звуки? (На доске изображение буквы Вв) На что похожа буква В?

Научимся писать букву Вв

Придумайте слова с буквой В. Какой звук обозначает буква Вв этих словах?

Придумайте предложение со словом «вилка» по схеме.

Прочитайте предложения на доске: На столе лежит вилка.

Сколько слов в предложении. Назовите первое слово, второе, третье, четвёртое.

Придумайте слова по схеме.

Кар Карыч благодарит за занятие и улетает.

Парные непарные глухие согласные, звонкие согласные, таблица

Кириллица русской речи представлена 36 согласными звуками, они в свою очередь классифицируются филологами на звонкие и глухие. В звонкости звука участвует голос, если голос не присутствует, то следует, звук — глухой.

Мы совсем забыли про нашего гостя Винни- пуха. Догадались почему он пришёл к нам на урок?

Винни- пух предлагает нам немножко отдохнуть и поиграть в игру «мягкий – твёрдый».

Винни- Пух большой обжора, он очень любит покушать, а особенно любит сладкое. Он мне передал конверт, где написаны его любимые лакомства.

Если в названии продукта услышите твёрдый звук — приседайте. Если мягкий — подпрыгните и хлопните в ладоши. А если в слове нет новых звуков- стойте спокойно.( варенье, виноград, вафли, мёд, ежевика, вишня, слива, халва, малина, повидло, ватрушка).

Знакомство с буквой В, в.

— Звуки [в], [в’] обозначаются буквой В. ( показ буквы). Имя этой буквы в алфавите вэ. Винни-Пух очень хочет, чтоб вы запомнили букву В и приготовил для вас картинки с буквой В.На что она похожа?

(Выставляю картинки)

К единице три подставим

Букву В с тобой составим.

Буква В плывёт ко мне

как кораблик по волне.

Давайте сделаем приятное для Винни-Пуха и вылепим букву В из пластилина.

Пора поселить новую букву в наш Азбукоград. В какое окошко мы её поставим?

Букву В мы заселили и с новосельем её поздравлять прибежали жители из красных окошек.

Чтение слогов

  • Прибежал веселый А

    , почитали дети – ва. Прибежал задорный
    О
    , прочитали дети – во. Прибежал пузатый
    Ы
    , прочитали дети – вы. Прибежал игривый
    И
    , прочитали дети – ви. Прибежал упрямый
    У
    , прочитали дети – ву.

громко (хором)

  • радостно (девочки)
  • вопросительно (мальчики)

1)Работа в парах

Винни- Пух вёз нам в подарок слова с новой буквой. Но слова по дороге рассыпались на слоги. Давайте попробуем собрать эти слова, поработаем в парах. (составить слова из слогов, соединив их стрелочкой)

2)Проверка.

-Какие слова вы составили? Прочитайте.

А сейчас отдохнём, проведём физминутку под песенку Винни-Пуха.

Винни-Пух поёт в своей песенке о том, что не станет худеть. А вы как думаете нужно ли ему немножко похудеть?

А, что с ним случилось в гостях у кролика? (он так объелся, что не смог пролезть в дверь).

Какие же советы вы дадите Винни-пуху, чтобы похудеть?

( сесть на диету)

А как вы думаете Винни-Пух правильно питался?(нет, ел много сладкого).

Значит, что мы ему посоветуем?

(поменьше есть сладкого, а побольше фруктов)

А чем нужно заняться Винни-Пуху?

Конечно, нужно заниматься спортом. больше бегать.

Ребята, наш Рома несмотря на то, что он всего лишь первоклассник уже серьёзно занимается спортом. недавно он ездил в город Орёл на соревнования по бегу и занял там второе место. Так что Винни-Пуху можно брать пример с нашего Ромы.

А какие спортивные игры вы знаете?

5. Работа по учебнику

В какую спортивную игру играют звери?

Вместе с Винни-Пухом отправляемся на футбольное поле.

— Назовите кто играет в футбол. — Кто забивает мяч? — Кто стоит в воротах и ловит мяч? -А как в футболе называют игрока, который стоит в воротах? Есть ли в слове вратарь наш новый звук? Где он стоит?

Давайте составим предложение со словом вратарь.

Как называют тех, кто болеет за своих игроков?

Ударные безударные гласные звуки

Все звуки в русской азбуке подразделяются на гласные и согласные. При соединении друг с другом они образуют слоги, а из слогов образуются слова. Каждое слово содержит важнейший доминирующий слог — это ударный. В ударной позиции гласный звук всегда находится под ударением, а все остальные гласные являются безударными. Ударные гласные стоят всегда в сильной позиции.

Сколько звуков в русском языке

Несмотря на то, что русский алфавит представлен 33 буквами, звуков в русской азбуке 42. Среди них разделяют гласные (их всего шесть) и согласные (их намного больше — 36).

Во время звуко-буквенного анализа слова следует четко различать, что из себя представляют буквы и звуки. Буква — это другими словами иероглиф, который видят и используют в письменной речи, а звук — людьми произносится и слышится.

Лента букв для начальной школы 1 класс

Лента из букв — это учебное руководство, служащее для наглядности в любом кабинете младшего звена, ведь именно с нее начинается знакомство первоклассников с грамотой. Напечатанные буковки в виде ярко-красочной ленточки прекрасно иллюстрируют основные положения в фонетике. Она знакомит детей с алфавитом, помогает различать согласные от гласных, формирует умение различать буквы друг от друга и многое другое. Сегодня на прилавках книжных магазинов встречаются различные варианты «Лент букв». Они прекрасно дополняют и видоизменяют любой школьный кабинет. Также их легко можно скачать с интернета и распечатать. Вот несколько самых популярных вариаций букв:

Основы любого языка закладываются в младенчестве, именно как их усвоит ребенок, зависит его грамотность в будущем.

Твердые мягкие согласные звуки

Все согласные подразделяют лингвисты на твердые и мягкие. Твердость и мягкость зависит от стоящих после них гласных. Гласные или смягчают согласные, или наоборот делают их твердыми. Для этого определения обращают внимание на позади стоящую букву. Смотрите таблицу ниже:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]