Определение
Звукоподражание в русском языке — это:
1. Воспроизведение различных звуков окружающей действительности.
Если вы, к примеру, посетили дельфинарий, и увиденное представление привело вас в восторг, то скучно и сухо рассказать об этом у вас не получится. Вы попытаетесь с помощью звукоподражания передать атмосферу этого действа: крик дельфинов, плеск воды, звучание музыки.
Пример:
- скрип двери;
- крик птицы;
- звучание музыкального инструмента.
2. Создание слов, по звучанию схожих с такими звуками.
Разговаривая с ребенком, без звукоподражательных слов не обойтись — вас просто не поймут! Маленький человек познает мир, сопоставляя явление или живое существо со словом, которое его обозначает.
Пример:
- мяукает кот — мяу-мяу;
- идет дождь — кап-кап;
- смеется человек — ха-ха.
Подражание музыкальными звуками конкретному голосу тоже называется звукоподражанием.
Звукоподражания
Можно выделить две точки зрения на звукоподражания как часть речи.
I точка зрения
Звукоподражательные слова относятся к междометиям. (Гвоздев А. Н., Виноградов В. В.)
II точка зрения
Звукоподражания составляют самостоятельную часть речи. (Шанский Н. М., Тихонов А. Н., энциклопедия «Русский язык».)
Звукоподражания — это неизменяемые слова, которые своим звуковым составом воспроизводят издаваемые человеком, животными или предметами звуки.
- Говорит с тобою, а сам: кхе-кхе-кхе… и слёзы на глазах.
- (А. П. Чехов)
- — Котик, скажи: мя-чик.
- А он говорит: мяу!
- (С. Я. Маршак)
- Еду, еду в чистом поле;
- Колокольчик дин-дин-дин…
- (А. С. Пушкин)
Галкина-Федорук Е. М. подчёркивает, что полного, тождественного воспроизведения звуков птиц, животных, явлений природы не удаётся ни в одном языке. Только приблизительно и условно передаются звуки речи, схожие с издаваемыми тем или иным существом или природными силами. Причём в разных языках звукоподражания, соответствующие одному и тому же звучанию, различны. Например, на языке аборигенов Австралии ква-ква будет звучать как твонк-твонк. Поэтому наблюдаются противоречия, но, с другой стороны, существует «звукоподражательная теория» происхождения языка.
Шанский Н. М., Тихонов А. Н. и авторы энциклопедии «Русский язык» считают, что звукоподражания обладают самостоятельным лексическим значением. Специфической чертой звукоподражаний является звуковая оформленность, или звуковая мотивированность лексического значения.
Галкина-Федорук Е. М. и проф. Щерба Л. В. говорят о том, что звукоподражания не обладают лексическим значением. В каждом языке звукоподражания имеют постоянный фонемный состав: хрю-хрю (о свинье), буль-буль (о звуке жидкости). Звукоподражания, как и междометия, являются коллективно осмысленными языковыми знаками, фиксируются в словарях, но в отличие от междометий семантика звукоподражаний не находится в тесной зависимости от контекста, интонации, не требует мимического и жестового сопровождения.
Звукоподражания — это неизменяемые слова (не имеют форм словоизменения), обычно состоят из повторяющихся слов (ха-ха-ха), но могут и фонетически варьироваться (тик-так, пиф-паф).
Чеснокова Л. Д. выделяет три функции звукоподражаний в тексте:
1. Являются самостоятельными высказываниями.
- Бау-бау! — Раздались выстрелы.
2. Выполняют функцию прямой речи.
- Работал бондарь: тук-тук-тук.
3. Приобретая номинативное значение, выступают в роли знаменательных слов и употребляются в функции членов предложения.
- Но бестолковая кукушка
, - Самолюбивая болтушка,
- Одно ку-ку
своё
твердит
… - (М. Лифшиц)
- Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится
«
бу-бу-бу
»… - (А. П. Чехов)
- Динь-динь-динь
,
динь-динь-динь
— - Колокольчик звенит…
- (Е. Юрьев)
Звукоподражания активно участвуют в словообразовании. Они служат базой для образования глагольных междометий, самих глаголов (обычно с суффиксом —ка
: гавкать, шушукать, пошушукаться) и отглагольных существительных (гогот, хохот, гавканье).
Автор: Наумова Ирина
© 16 сентября 2012, 21:49
Поделиться публикацией:
Виды
Звукоподражание для малышей служит важным способом познания окружающего мира. Звукоподражательные слова в русском языке имитируют:
- крик птиц (вороны: кар-кар, курицы: ко-ко-ко);
- голоса животных (собаки: гав-гав, лошади: иго-го);
- звучание музыкальных инструментов (балалайки: трень-брень, колокольчика: дили-дон);
- звуки природных явлений (дождя: кап-кап, грома: ба-бах);
- звуки, издаваемые людьми (кашля: кхе-кхе, ходьбы: топ-топ).
Все разнообразие звуков, которые нас окружают, можно отобразить звукоподражательными словами. И они будут понятны каждому без дополнительных объяснений!
Звукоподражания как начальный этап развития речевой функции у ребёнка
Консультация для воспитателей логопедической группы
Младший дошкольный возраст
Звукоподражания как начальный этап развития речевой функции у ребёнка.
Звукоподражание или речевое подражание
– это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка. Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю».
Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.
Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:
-речь должна быть правильной, без речевых нарушений;
-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
-взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Этапы развития речевого подражания:
Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.
Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл. Это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д.; подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.; подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д., и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.
Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д.
Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!
Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.
Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.
Приложение.
«Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: «Ква-ква»».
«Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: «Ку-ка-ре-ку»».
«Колокольчик мой целый день звенит «динь-динь»».
«Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: «Хрум-хрум»»
«Дождик говорит: «Кап-кап». Нужно зонтик с собой брать».
«Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука «цок-цок-цок»».
«Свинка говорит: «Хрю-хрю, я вам конфетку подарю»».
«Часы о времени дают нам знак и звучат они «тик-так»».
«Паровоз ездит по свету и твердит: «Ту-ту, я еду»».
«Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: «Ау-ау»».
Звукоподражание это важный этап в становлении речи ребенка. Благодаря звукоподражанию у ребенка развивается звукопроизношение, накапливается пассивный словарь, развивается чувство ритма.
Особенности звукоподражания в русском языке
Для звукоподражательных слов характерны:
- повторы (бом-бом, ко-ко-ко), звукоподражательные слова усиливают эмоциональное воздействие;
- употребление как отдельного существительного (Громкое тик-так резало слух.);
- преобразование в другие части речи (хохот, хохотать, хохочущий).
Таким образом звукоподражание передает атмосферу, создает образ. Давайте попробуем рассказать о часах по-разному:
- Часы висели на стене. Показывали точное время.
- Мерно тикали часы, на стене играл солнечный зайчик.
Как вам больше нравится? Для создания образа, настроения звукоподражательные слова необходимы.
Отличие звукоподражательных слов от междометий
Отдельно следует отметить отличие звукоподражательных слов от междометий. Несмотря на внешнюю схожесть, это — не одно и то же: первые передают звук, вторые — эмоции.
Примеры междометий:
- Многозначительное “Тсс” — это, без сомнения, просьба соблюдать тишину.
- “Ух-ты, здорово!” — очевидны радость, восторг.
- “Круто!”, “Бла-бла-бла” — модные формы междометий в современном сленге, говорящие — “хорошо, замечательно”, либо о чем-то понятном или пустом.
В отдельную группу относятся слова, являющиеся и междометиями, и звукоподражаниями. Например, “Гы-гы-гы” своим звучанием выражает смех и одновременно передает чувство радости и веселья.
Функции
Основная роль звукоподражательных слов — повторить звучание.
Например, если мы хотим воспроизвести звон летающего комара, то это будет “ззз”. А тиканье часов выглядит как “тик-так”.
Кроме этого, звукоподражание — способ создания выразительного эффекта. Например, сравните:
- Собака маленькая. Щенок резвился и смешно тявкал “тяв-тяв” на летающих бабочек.
- Собака большая. У ворот сидел огромный пес и важно лаял “гав-гав”, если кто-то проходил мимо.
- Собака злая. Собака ощетинилась и зарычала “ррр”, кот не испугался, но попятился назад.
- Собака скулящая. Где-то жалобно скулила собака “ууу”, навевая тоску.
Здесь звукоподражательные слова передают оттенки и интонации по сути одного действия. Согласитесь, в каждом случае в воображении представляется совершенно разное животное с определенным набором эмоций.
Применение
Звуковое подражание широко используется во многих сферах жизни человека.
В педагогике
Подражание — один из методов постановки звуков у плохо говорящих детей.
На занятиях с логопедом такому ребенку предлагают покаркать как ворона (каррр) или пошипеть как змея (шшш). А также поучаствовать в играх с озвучиванием определенных действий: плюх-плюх (поросенок купается в луже), бу-бух (мишка свалился с дерева).
Подражание звукам животных и природы особенно полезно для малышей. Так они с удовольствием учатся и быстрее начинают говорить.
В художественной литературе
В литературных произведениях с помощью звукоподражания достигается эффект звукового присутствия. Словами с шипящими звуками можно воспроизвести шум или шорох. Пример: Слышался шепот дождя в шуршащей листве деревьев.
Также звукоподражательными словами можно передать эмоциональный фон описываемой сцены, выразить состояние героя и действующих лиц, ощущения от происходящих действий.
Музыканты прибежали, В барабаны застучали, Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет муха с комаром. А за нею клоп, клоп Сапогами топ-топ.
К. Чуковский
Звукоподражание дарит ощущение праздника, плясок, веселья! Не правда ли, зажигательно?
В фольклоре
Народные песенки, стишки, потешки, которые очень любит детвора, изобилуют звукоподражательными словами.
Пример: Пиф-паф! Ой-ой-ой! Убегает зайчик мой.
А вот еще:
А совища из лесища Глазами-то: хлоп-хлоп! А козлище из хлевища Ногами-то: топ-топ!
Звукоподражание помогает образному восприятию и поэтому так нравится детям.
В разговорной лексике
В повседневной речи звукоподражательные слова усиливают передаваемые эмоции, придают экспрессию разговору:
- Твое треньканье мне надоело!
- Я позвонил, в ответ — ни гу-гу.
В рекламе
Звуковое подражание расширяет восприятие, цепляет внимание, привлекая потенциального покупателя. А, главное, очень хорошо запоминается: Кубики бульонные — буль-буль.
Звукоподражание в литературе. Примеры:
Возьмем стихотворение В. Хлебникова (известного футуриста, увлекающегося словотворчеством) «Море»:
Волны скачут лата-тах! Волны скачут а-ца-ца!
«Лата-тах» и «а-ца-ца» — это, по мнению автора, те самые звуки, с которыми «скачут» волны. Человеку в повседневной беседе употребить подобные звукоподражания показалось бы странным и неудобным, ведь его бы просто не поняли. Другое дело язык поэзии, ведь когда дело касается литературы, то на сцену выходит и понятие звукообразности. Оно тесно связано с звукоподражанием, но совсем не идентично ему. Разберемся и с этим термином.