Статья:
Звуки [Л] и [Ль] ребенок в норме начинает проговаривать правильно с 3 лет, дифференцировать мягкий и твердый вариант с 3,5 лет. Если родители замечают нарушения произношения, смешение звуков, пора браться за дело самим или обращаться за помощью к логопеду. Рассмотрим дифференциацию звуков [л], [ль] в стихах, текстах, игровых упражнениях.
Постановку и автоматизацию звуков [л], [ль] нужно проводить с 4-летнего возраста. Занятия должны длиться не более 20-25 минут. Не старайтесь научить детей правильно говорить с помощью строгих уроков, делайте упор на игру: лабиринты, картинки, загадки, стихотворения, познавательные тексты. Каждое занятия начинайте с артикуляционной гимнастики на звук [л] для мышц языка, щек, гортани. Простые упражнения помогают ребятам настроиться на работу с логопедом и поддерживают речевой аппарат в тонусе.
Упражнения
Начнем с классических упражнений, которые рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проводить занятия по этому списку игр может профессиональный логопед и родитель в домашних условиях.
Слоги
Это чтение или повторение слоговых таблиц. Делать задание нужно по 2-3 минуты несколько раз в течение дня.
В прямых слогах:
ЛЯ-ЛЯ-ЛА | ЛЁ-ЛЁ-ЛО | ЛЮ-ЛЮ-ЛУ | ЛИ-ЛИ-ЛЫ |
ЛА-ЛА-ЛЯ | ЛО-ЛО-ЛЁ | ЛУ-ЛУ-ЛЮ | ЛЫ-ЛЫ-ЛИ |
ЛА-ЛЯ-ЛА | ЛО-ЛЁ-ЛО | ЛУ-ЛЮ-ЛЁ | ЛЫ-ЛИ-ЛЫ |
ЛЯ-ЛА-ЛЯ | ЛЁ-ЛО-ЛЁ | ЛЮ-ЛУ-ЛЮ | ЛИ-ЛЫ-ЛИ |
В обратных слогах:
АЛЬ-АЛЬ-АЛ | ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ | УЛЬ-УЛЬ-УЛ | ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ |
АЛ-АЛ-АЛЬ | ОЛ-ОЛ-ОЛЬ | УЛ-УЛ-УЛЬ | ЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ |
АЛ-АЛЬ-АЛ | ОЛ-ОЛЬ-ОЛ | УЛ-УЛЬ-УЛ | ЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ |
АЛЬ-АЛ-АЛЬ | ОЛЬ-ОЛ-ОЛЬ | УЛЬ-УЛ-УЛЬ | ЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ |
Следующий шаг — включение в слог еще одной согласной или гласной:
ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛА | ПЛЁ-ПЛЁ-ПЛО | ПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУ | ПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ |
ПЛА-ПЛА-ПЛЯ | ПЛО-ПЛО-ПЛЁ | ПЛУ-ПЛУ-ПЛЮ | ПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ |
ПЛА-ПЛЯ-ПЛА | ПЛО-ПЛЁ-ПЛО | ПЛУ-ПЛЮ-ПЛУ | ПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ |
ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ | ПЛЁ-ПЛО-ПЛЁ | ПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮ | ПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ |
АЛЯ-АЛЯ-АЛА | ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО | УЛУ-УЛУ-УЛЮ | ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ |
АЛА-АЛА-АЛЯ | ОЛО-ОЛО-ОЛЁ | УЛЮ-УЛЮ-УЛУ | ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ |
АЛА-АЛЯ-АЛА | ОЛО-ОЛЁ-ОЛО | УЛУ-УЛЮ-УЛУ | ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ |
АЛЯ-АЛА-АЛЯ | ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ | УЛЮ-УЛУ-УЛЮ | ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ |
Важно не торопиться при чтении слогов, а следить за четкостью произношения звука, его мягкостью и твердостью.
Слова
Используйте открытые и закрытые слоги в словах для составления логопедических карточек. Примеры формируйте в ряды по 3-4 штуки в каждом:
Пыл – пыль – пуля – пели.
Ляля – Лолла – Лика – Лена.
Слог – слон – клон – полон.
Лак – флаг – кулак – лавка.
Мыл – намыл – помыл – подмел.
Для ряда слов важно подбирать близкие по звучанию примеры, чтобы у ребенка развивался фонематический слух.
Словосочетания
Дошкольник медленно повторяет за педагогом словосочетания, сложность примеров повышайте на каждом уроке, но постепенно. Если малыш не справляется, не повторяет слова четко, возвращайтесь на прежний уровень и отрабатывайте уже пройденный материал до автоматизма.
Школьный бал; Зеленый луг; Любимая морковка; Туалетной мыло; Холодный пол; Ледяная лужа; Теплое лето; Поймали моль; Съел лимон; Лесной ландыш; Золотое кольцо.
Предложения
Для детей дошкольного возраста достаточно включать в предложения для повторения 3-4 слова.
Наша Юля егоза. У Коли флажок. На поляне лебеда. Летят самолеты далеко. Колол Коля колья. В кулачке колос. Лолла и Лика делят все пополам. В поле стоит олень.
На заметку! Предложите ребенку складывать предложения самостоятельно по картинкам, а потом повторять их. Например, положите на стол такой набор карточек: лимон, слон, и написанный глагол любит. Получится, слон (не) любит лимон.
Загадки
Интересные загадки нужно не только отгадывать, но и заучивать наизусть.
Я землю копала, Совсем не устала. Устал тот, Кто мной копал. (Лопата)
Белый на белом, Натоптал, где бегал. Рыженький пройдет, И следы прочтет. (Лис и заяц)
Вот булавки и иголки, Выползают из-под койки. На меня глаза глядят, Молока спросить хотят. (Ежик)
Стихотворения
Стихотворные тексты являются эффективным методом устранения речевых нарушений у детей разного возраста. Малышам дошкольного возраста предлагайте выучить 1-2 четверостишья и большие рифмованные зарисовки не реже одного раза в неделю.
Ливень льет! Пляшут капли в луже! Плот плывет! Никому не нужен! Лягушонок влез на плот! И вопит: “Ура! Вперед!”.
Люблю голубику, Люблю землянику, Люблю и калину, Люблю и клубнику.
Было небо голубое, Было солнце золотое, На крылечке пес лежал, Парень деревце сажал. Было тихо и тепло. Время медленно текло.
Не забывайте объяснять детям смысл незнакомых слов в стихах, текстах, других упражнениях.
Пословицы
Небольшие пословицы нужно читать или повторять за взрослым:
- Даже маленькая ложь за собой большую ведет.
- Капля за каплей камень долбят.
- Не нужно хвалиться началом, хвались концом.
- Пальчик слаб, а кулак силен.
- Кончил дело, гуляй смело.
- Отольются волчишке, овечкины слезки.
- Не все золото, что блестит.
- Поскользнулся — это еще не упал.
После чтения пословиц беседуйте с детьми о смысле фразы, выбирайте поучительные и интересные примеры по возрасту воспитанников.
Скороговорки
Чистоговорки лучше записывать в тетрадь и заучивать наизусть. Посоветуйте родителям проговаривать такие предложения вместе с ребенком на прогулке, перед сном, хором всей семьей, чтобы не превращать игру в строгий урок.
- Мал соловей, а голос силен.
- Еле-еле Лена ела, от лени видно есть не хотела.
- И там я был, ту быль слыхал.
- Галя на проталинке намочила валенки. Валенки у Галеньки сохнут на завалинке.
- Быть хозяйкой не легко, убежало молоко.
- У липы липовой листок, целебен липовый листок и липок липовый листок.
- На самой мели мы налима большого нашли.
Рассказы
Задание предполагает пересказ близко к тесту. Для дошкольников выбирайте небольшие тексты русских народных сказок, поучительных историй.
Маша
Маленькая была Маша, но хотела быстрее вырасти. Решила помогать маме по дому, чтобы быстрее стать большой. Ходила в маминых туфельках, надевала ее платьице, но ничего не помогало.
Однажды решила Маша пол подмести и помыть. Все обрадовались, удивились. Маша хорошо все сделала, а мама спросила: “Маша, неужели ты такая большая стала, что можешь пол помыть и подмести?”. А папа сказал: “Да, а мы и не заметили, что наша Маша так выросла! Теперь будем ее большой называть!”.
Виды искаженного произношения «Л»
Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:
- Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
- Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
- Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
- Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).
Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.
Здесь тоже есть несколько вариантов замены:
- на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
- на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
- на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
- на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
- на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).
Упражнения
Дифференциация [л], [ль] будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками). Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.
Загадки
Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: “Желтый, кислый, овальный…” (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.
Что пропало
Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок). Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.
Правильная артикуляция звука «Л»
Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:
- Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
- Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
- Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
- Голосовые связки создают звучание голоса.
А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:
Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.
Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?
Этап постановки звука
Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:
Постановка звука «Л» по подражанию
На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».
При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.
Постановка звука «Л» механическим способом
Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.
Подготовительный этап
Ребенку объясняют, как выговаривать букву «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить ее на слух.
Затем выполняют дыхательную гимнастику для формирования целенаправленной воздушной струи.
Например, игра в настольный футбол с поролоновым мячиком или упражнение «Бегемотик», как на картинке.
На этом этапе должное внимание уделяется артикуляционной разминке.
Этап дифференциации звука «Л»
На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.
Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.
Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»
Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?
Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:
Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:
Составь предложения:
Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:
Дифференциация звуков «Л» и «В»
Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:
Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:
Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:
Повтори скороговорки:
Дифференциация звуков «Л» и «Ль»
Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:
Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:
Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:
Автоматизация «Л»
Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.
Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.
Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.
Картотека заданий для автоматизации «Л»
Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:
А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?
Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:
Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:
Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»: