Условия формирования произносительной речи у детей в норме
Ирина Синюкова
Условия формирования произносительной речи у детей в норме
Формирование произносительной речи у детей – очень важная задача для родителей и педагогов. Для полноценного речевого развития, в частности, для развития произносительных навыков, ребёнок должен быть психически и соматически здоровым, иметь здоровую нервную систему и головной мозг. Для произносительной стороны речинаиболее значимыми являются: нормальные умственные способности, хорошее зрение, хороший слух, хорошо развитое дыхание, полноценное анатомическое строение и функционирующие без патологии органы носовой и ротовой полостей.
В возникновении речевых расстройств, большая роль принадлежит различным неблагоприятным воздействиям на центральную нервную систему ребёнка и на его организм в целом (инфекциям, травмам, интоксикациям, токсикозам, акушерским манипуляциям и др.). Как показывает практика, любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития. Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, скандалы и конфликты между взрослыми, побои, чрезмерно строгие наказания и т. д.). Нельзя перегружать речь ребенка, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сказок сложных по содержанию и форме. Это задерживает развитие речи, а при острых психических травмах, может привести к невротическому заиканию. Надо учитывать возрастные особенности звукопроизношения и не заставлять ребенка говорить слова и фразы трудные как в звуковом, так и в смысловом отношении.
Для развития речи необходимо, чтобы ребёнок находился в окружении людей, воспринимая звучащую речь, а, значит, для формирования произносительной речи нужны социальные стимулы. Имея сформированный мозг, развитый речевой аппарат, хороший слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребёнок перенимает опыт общения от окружающих, поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре чётко произносили все звуки и слова; говорили не торопясь, не очень громко, плавно, правильно и отчётливо, следили за своим произношением. Нечёткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребёнка. В последнее время очень показательна та ситуация,когда родители не уделяют должного внимания своим детям: не общаются с ребёнком, не читают ему, не разучивают стихи, а предлагают разного рода гаджеты и свободное времяпровождение, лишая его тем самым живого эмоционального общения.
Для нормального речевого развития важна сформированность психологических механизмов. Общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать ребёнка к ответу. Детям недостаточно просто слышать звуки (телевизор, радио, магнитофон, им необходимо прямое общение со взрослыми на основе ведущей формы деятельности согласно определённому возрастному этапу. К примеру, замена эмоционального общения, которое характерно для 1-го года жизни ребёнка, на предметно-действенное (начинаем использовать элементы игры)
в 2-3 года является мощным стимулом развития
речи. У детей к этому времени накапливаются впечатления, появляются новые эмоции. Если же этого изменения не происходит, может случиться отставание в речи.
В общей системе работы по развитию речи детей необходимо уделять внимание развитию общей и мелкой моторики, развитию слухового внимания и фонематического восприятия, выработке правильного дыхания, темпа и ритма речи, силы голоса, чёткой дикции и звукопроизношения.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи для более успешного осуществления комплексной медико-педагогической помощи. Тесное взаимодействие педагогов, медиков, психологов и родителей позволит формировать у детей правильную произносительную сторону речи в соответствии с возрастными этапами развития.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.
Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов, несмотря на различия языков и культур. Эти звуки являются предшественниками речи.
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку.
Они вырабатываются у ребенка в течении нескольких лет после рождения в этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются ЦНС. Вредности, ослабляющие развитие, отрицательно сказываются на становление произношения.
При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. Первоначально центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, не дифференцируемыми. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводиться ошибочный, не принимаемый слухом звук. Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании центральное управление перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем.
Длительный путь овладения ребенком произносительной системы обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.
При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звука, которые сливаются в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным отличительным признакам, по которым одна противопоставлена другой. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух.
Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируясь у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах-звуках, важно, чтобы эти звуки произносились, нормировано, иначе их трудно опознать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.
Фонематический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.
В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Артикуляторная база – способность приводить органы артикуляции в позиции, необходимые для образования формирования звуков, нормативных для данного языка.
Таким образом, речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная роль принадлежит деятельности головного мозга.
Осуществляя речевое общение посредством языка, говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывая их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.
Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата.
Следующая > |
Основные (ключевые) понятия: гуление, атака звука, лепет, слог, первые слова, словесное ударение, логическое ударение, палатализованность, мономорфное нарушение, полиморфное нарушение, замена звука, смешение звуков, искажение звука, пропуск (отсутствие) звука, фонологический дефект, морфологический дефект, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, йотацизм.
Произносительная сторона речи является непосредственным результатом моторной реализации речевой деятельности. При этом, имея вполне сформированный периферический речевой аппарат, ребенок не обладает совершенными произносительными возможностями, обеспечивающими воспроизведение ʼʼвзрослойʼʼ нормы звукопроизношения. Их активное развитие отмечается в течение первых 5-6 лет жизни.
Важную роль в развитии произносительной стороны речи в онтогенезе играет совершенствование артикуляционных навыков и формирование фонематического слуха ребенка. Соответственно развитие фонематического слуха и артикуляции подготавливают основу для формирования нормативного звукопроизношения.
Дофонемная стадия развития ребенка (от рождения до 1 года) характеризуется становлением следующих функций:- неречевого слухового гнозиса, являющегося основой для развития фонематического слуха,- элементарных произносительных умений, проявляющихся в виде предречевых реакций,- физиологического и речевого дыхания,- голосообразования.
Первой произносительной реакцией ребенка является крик новорожденного
. Он появляется на фоне первого выдоха после расправления легких и является безусловной реакцией на внешние и внутренние раздражители. Крик здорового новорожденного громкий, длительный, чистый, с коротким вдохом и продолжительным выдохом. В звуковом отношении он представляет собой нерасчленимый звуковой поток, выделить из которого отдельные звуки практически невозможно. Исключение составляет звук [
а
], воспроизводимый в крике при широком открывании рта.
Развитие слухового восприятия малыша этого возраста базируется на врожденных ориентировочных рефлексах. Так, при резком звуке новорожденный вздрагивает всем телом, замирает и прислушивается. В дальнейшем на втором месяце жизни ребенок при восприятии звукового сигнала способен поворачивать голову в сторону раздражителя и следить взглядом за источником звука (погремушкой).
При нормальном речевом развитии к 2 месяцам частота крика снижается и появляется новая произносительная реакция – гуление
. Оно возникает в ответ на физиологический комфорт, осуществляется на мягкой атаке звука и включают в себя не только сочетания недифференцированных гласных, но и прототипы согласных (ʼʼ
а-гу, бу-у, а-бу
ʼʼ и т.д.).
К 4-5 месяцам активность гуления постепенно снижается, и у ребенка появляется новая предречевая реакция – лепет
. Он, так же как и гуление, в основном состоит из недифференцируемых звуков. При этом со временем в лепете становятся хорошо различимы гласные [
а, о, и, у
] и согласные звуки [
б, бь, г, м, мь, дь, ть, к, п, пь
]. В этом же возрасте у ребенка отмечаются первые дифференцировочные реакции. Малыш начинает различать качественно разные звуки окружающего мира (дверной звонок, стук и т.д.), выделять из множества неречевых звуков и шумов звуки человеческого голоса, по-разному на них реагировать. Дальнейшее развитие приводит к совершенствованию слухового восприятия. К 5-6 месяцам малыш уже хорошо различает голоса близких людей. Голос чужого человека приводит к замедлению общих движений ребенка. По-другому он реагирует на голос матери – ее напевная мелодичная речь успокаивает его. Тем не менее, ребенок до года воспринимая речевое высказывание, не выделяет из него отдельные фонемы, усваивается только его римико-мелодический контур. Размещено на реф.рф
Начало усвоения ритмико-слоговой организации речи отмечается в возрасте 5-6 месяцев, что связано с ритмичным произнесением и повторением под контролем слуха устойчивых звукосочетаний (слогов) – появлением лепета.
Первые лепетные цепочки бывают чрезвычайно разнообразными. Так, к 5 месяцам у малыша появляются вокализации
в виде ритмичного пропевания сочетаний гласных звуков. К 6 месяцам здоровый ребенок начинает воспроизводить два одинаковых слога (ʼʼ
мааа-мааа
,
бааа-баааʼʼ
и т.д.). В 6-7 месяцев малыш осваивает цепочки из 3-4 стереотипных (одинаковых) сегментов (ʼʼ
ма-ма-ма-ма, ба-ба-баʼʼ
и т.п.).
Затем звуковой состав лепетных структур усложняется – ребенок чередует в лепете слоги с разными гласными звуками (ʼʼте-те-тя, ба-ба-ба-биʼʼ
и т.п.). К 9-10 месяцам в лепете воспроизводятся ритмичные сочетания различных слогов (ʼʼ
ди-ди-ка, ма-ма-тя, a-кaʼʼ
и т.п.).
Кроме того в довербальный период осуществляется развитие дыхательного и голосового отделов речевого аппарата͵ составляющих энергетическую основу звучной речи. Так в процессе крика у малыша формируется и закрепляется физиологическая основа короткого объёмного вдоха и длительного ротового выдоха, крайне важно го для речевого дыхания. Во время гуления и лепета͵ которые в основном реализуются на базе мягкой атаки звука, происходит становление механизма голосообразования и голосоподачи.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к концу первого года жизни дети произносят большинство гласных звуков, часть согласных звуков, артикуляция которых характеризуется невысокой артикуляционной напряженностью. Οʜᴎ хорошо различают привычные звуки окружающего мира, голоса людей, интонации. При этом система фонологических противопоставлений речевых звуков еще очень ограничена и неустойчива, что приводит к наличию недифференцированного звукопроизношения. К году закрепляется механизм автономного слогообразования – ребенок осваивает ритмико-звуковую структуру разных типов слогов. Происходит становление механизмов речевого дыхания и голосообразования.
Активное развитие произносительной стороны речи ребенка начинается с периода появления первых слов
(1-1,5 года). Ритмико-слоговая структура первых слов ребенка в основном повторяет структурную организацию лепета. Так, в возрасте 1 года малыш, как правило, воспроизводит слова, состоящие из двух одинаковых открытых слогов (ʼʼ
ма-ма, би-би, ку-ку
ʼʼ и т.п.), или повторяет один (чаще ударный) слог услышанного слова (Миша – ʼʼ
ми
ʼʼ).
Их фонетический состав чрезвычайно близок к лепетным сочетаниям, и характеризуется наличием гласных [а, и, у, о
] и согласных звуков [
м, мь, п, пь, б, бь, к, дь, ть, г, х, ль
]. Несколько позднее (к 2 годам) в речи детей появляются свистящие звуки [
сь, зь
], а также смягченный смычно-щелевой [
ць
]. Характерной особенностью звукопроизношения ребенка второго года жизни является палатализация (смягчение) большинства согласных звуков. Это обусловлено возрастной недостаточностью функций произвольного регулирования мышечного тонуса в подкорковых структурах головного мозга.
К полутора годам в речи ребенка появляются двусложные слова, состоящие из разных слогов (ʼʼкиса, дека, кока, айка
ʼʼ и т.п.). Структура воспроизводимых трехсложных слов упрощается им до двух слогов (собака — ʼʼ
бака
ʼʼ, корова – ʼʼ
вова
ʼʼ и т.п.).
В этом же возрасте отмечается начальная стадия дифференциации фонем. В начале второго года жизни дети начинают отличать группу гласных звуков от всех согласных на базе их консонантности и звучности. Внутри группы гласных первым дифференцируется широкий гласный [а
], затем наиболее противопоставленные по артикуляции и звучанию [
и-у
], [
и-о
], [
э-у
], [
э-о
], несколько позднее более близкие [
и-э
]. В последнюю очередь дети различают близкие звуки [
и-ы
] и [
о-у
]. В целом данный период завершается к полутора – двум годам жизни ребенка и плавно переходит в следующий.
Дальнейшее развитие произносительной стороны речи связано с увеличением речевой активности детей в возрасте 2-3 лет. Ребенок третьего года жизни активно осваивает фонетическую систему родного языка. В его речи появляются четко артикулируемые губно-губные звуки [в, вь, ф, фь
], свистящие [
с, сь, з, зь
], свистящая аффриката [
ц
], сонорные [
й, л, ль
]. Начинают появляться шипящие звуки [
ш, ж, щ
]. Но их использование в речи еще неустойчивое, и они часто заменяются на близкие по акустико-артикуляционным признакам свистящие. Шипящая аффриката [
ч
] пока отсутствует или расщепляется на составляющие [
ть
] или [
щ
]. Характерны пропуски сонорных звуков [
р, рь
] или их замена на [
й, ль
]. К трем годам увеличиваются возможности произвольного управления движениями органов артикуляции, нормализуется мышечный тонус, и ребенок начинает правильно воспроизводить в речи артикуляционные различия твердых и мягких согласных.
В этом же возрасте закрепляются фонологические противопоставления лабиализованных гласных [о-у
], усваивается система оппозиций согласных звуков. Так, первыми в группе согласных начинают различаться звонкие сонорные звуки. Основой этого процесса является их противопоставленность шумным согласным по звучности. Следующий дифференциальный признак, который усваивает ребенок, —
палатализованность
согласных звуков. Изначально малыш воспринимает данный признак как единственно существующий в данной группе, но в дальнейшем начинает замечать и его отсутствие. В результате формируется различение мягких и твердых согласных. Далее ребенок учится дифференцировать звуки с менее выраженными признаками. Звонкие и глухие согласные противопоставляются друг другу на базе интенсивности их звучания, взрывные и щелевые – на базе длительности, свистящие и шипящие – на базе их акустического эффекта͵ сонорные [
л, ль
] и [
р, рь
] – на базе наличия голосовых вибраций. Дифференциация передне-, задне- и среднеязычных звуков осуществляется на базе формирования и закрепления речевых кинестезий в процессе совершенствования артикуляционных возможностей ребенка. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к двум — трем годам у ребенка в целом формируется система фонологических противопоставлений. Дальнейшее развитие звукоразличения связано с автоматизацией акустико-артикуляционных признаков фонем и совершенствованием фонологической системы, завершающимся к 5 годам.
Период 2-3 лет характеризуется бурным расширением активного словаря малыша. Ребенок использует в речевом общении одно-, дву-, трех-, четырехсложные слова. При этом, в трех-, четырехсложных словах один безударный слог пропускается (колобок — ʼʼкобок
ʼʼ, обезьяна – ʼʼ
бизяня
ʼʼ). Сложные слова часто воспроизводятся ребенком как контурные.
В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-5 лет) происходит дальнейшее совершенствование произносительных умений и навыков ребенка. В данный период возрастного развития дошкольник сознательно усваивает такие понятия как словесное
и
логическое ударение
, учится выделять голосом наиболее важные в смысловом плане части высказывания. К 5 годам у детей появляется интерес к играм-рифмовкам, и дошкольники подбирают цепочки слов с одинаковой ритмической структурой.
Произношение большинства звуков родного языка становится нормативным. Ребенок правильно использует в речи свистящие и шипящие звуки, закрепляется шипящая аффриката [ч
], появляются йотированные гласные [
е, ё, ю, я
]. К пяти годам ребенок осваивает произношение наиболее сложных по артикуляции звуков [
р, рь
]. При этом их использование в речи должна быть неустойчивым. В основном данные звуки правильно произносятся в начале или конце слов. В середине слова их слуховое восприятие оказывается затрудненным, и вибранты часто заменяются на смычно-проходные [
ль, л
]. Устойчивое произношение [
р, рь
] формируется к 5,5 – 6 годам.
Ниже приведена примерная схема появления звуков речи в произношении детей с указанием примерных возрастных сроков:
[б] | — 1год -1год 1мес. | [д] | — 2года 3мес. — 2года 7мес. |
[м] | — 1год -1год 2мес. | [х] | — 2года 2мес. — 3года 10мес. |
[п] | — 1год 1мес. — 1год 4мес. | [хь] | — 2года 2мес. — 3года 3мес. |
[й] | — 1год 3мес. — 1год 8мес. | [бь] | — 2года 3мес. — 2года 9мес. |
[к] | — 1год 5мес. — 2года 6мес. | [мь] | — 2года 4мес. — 2года 10мес. |
[г] | — 1год 5мес. — 2года 5мес. | [пь] | — 2года 5мес. — 2года 9мес. |
[в] | — 1год 8мес.- 1год 10мес. | [вь] | — 2года 5мес.- 3года |
[ф] | — 2года — 2года 4мес. | [фь] | — 2года 8мес. — 3года 3мес. |
[ть] | — 1год 10мес. — 2года 1мес. | [з] | — 2года 8мес. — 3года 2мес. |
[нь] | — 1год 10мес. — 2года 3мес. | [с] | — 2года 8мес. — 3года 1мес. |
[дь] | — 1год 11мес. — 2года 3мес. | [л] | — 2года 11мес. — 3года 6мес. |
[ль] | — 1год 11мес. — 2года 4 мес. | [ц] | — 3года 2мес. — 4года 10мес. |
[кь] | — 1год 10 мес. — 2года 7 мес. | [ч] | — 3года 1мес. — 4года 4мес. |
[гь] | — 2года 1 мес. — 2года 6 мес. | [щ] | — 3года 5мес. — 4года 5 мес. |
[сь] | — 2года 1 мес. — 2года 6мес. | [ш] | — 3года 8мес.- 5лет |
[зь] | — 2года 2мес. — 2года 7 мес. | [ж] | — 3года 8мес. — 5лет |
[т] | — 2года 1мес. — 2года 7 мес. | [рь] | — 4года — 5лет 6мес. |
[р] | — 5 — 6 лет |
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к старшему дошкольному возрасту ребенок полностью овладевает произносительной стороной речи.
При этом в некоторых случаях ребенок не усваивает фонетическую систему языка. В речи это проявляется в виде нарушений звукопроизношения. Наиболее часто у детей страдает произношение фонетической группы сонорных (р, рь, л, ль, й
), шипящих (
ш, ж, щ, ч
), свистящих (
с, сь, з, зь, ц
) звуков. Реже нарушаются артикуляционные и акустические признаки заднеязычных (
к, кь, г, гь, х, хь
), а также парных звонких и глухих, твердых и мягких звуков. Вместе с тем, при некоторых нарушениях речи (ринолалия, дизартрия) нарушенным оказывается произношение гласных.
Учитывая зависимость оттого, какое количество звуков произносится неправильно нарушения звукопроизношения подразделяются на простые и сложные:
· к простым (мономорфным) относят нарушения, при которых неправильно произносится один звук или звуки одной фонетической группы, имеющие сходную артикуляцию.
· ксложным (полиморфным) относят нарушения, при которых неправильно произносятся звуки двух и более фонетических групп.
В любой из данных групп различают четыре вида нарушения звуков:
1.Замена звуков наблюдается при нарушении процессов их опознания по артикуляционным или акустическим признакам. В результате один или несколько признаков звука оказываются неусвоенными, и в процессе операции отбора фонем выбирается звук, характеристики которого наиболее близки к данному. В зависимости от того, какие из признаков звуков ребенок не усвоил — акустические или артикуляционные, — звуковые замены будут различны: по звонкости, по мягкости, по акустическому эффекту, по способу образования, по месту артикуляции.
2.Смешение звуков наблюдается при нарушении процессов дифференциации фонем по артикуляционным или акустическим признакам. В этом случае у ребенка сформированы общие представления о звуках, но система их фонологических противопоставлений по дифференциальным признакам неустойчивая. В результате в процессе операции различения фонем выбирается то один, то другой звук из оппозиционной пары. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик.
3. Пропуск звука(отсутствие) может наблюдаться в двух случаях. В первом ребенок не усваивает акустические признаки звука – он отсутствует в фонемной решетке, благодаря чему его артикуляция не формируется – звук отсутствует в речи. Данный вариант пропуска отмечается при точечном поражении фонематического слуха. Во втором случае у ребенка оказываются сформированными акустические представления о звуке, однако, его правильная артикуляция по каким-либо причинам является невозможной. В результате при слуховом восприятии ребенок опознает звук, но в речи его не использует.
4. Искажение звука наблюдается, в случае если у ребенка сформировался неправильный артикуляционный уклад звука — некоторые отдельные артикуляционные позиции не соответствуют нормативным. В результате звук произносится искаженно с нарушением произносительной нормы, однако на слух опознается как соответствующая фонема.
Перечисленные виды нарушений: замены, смешения пропуски и искажения звуков подразделяются на две категории:
· 1 категория— фонологические(фонематические)дефектызвукопроизношения. К ним относятся замена, смешение и пропуск звуков (при несформированности акустических признаков). При данных дефектах у детей наблюдается нарушение фонематического слуха.
· 2 категория— антропофонические (фонетические)дефекты. К ним относятся искажение и пропуск звука (при несформированности артикуляционных признаков). В данном случае нарушенной оказывается произносительная норма речи.
Знание характера нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонологических нарушениях основной акцент делается на развитие фонематического слуха. При антропофонических больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата.
Антропофонические и фонологические дефекты каждой фонетической группы звуков имеют свое название. Для их обозначения используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса-изм
:
Фонетические группы звуков | Название дефекта произношения | |
антропофонического | фонологического | |
Свистящие: с, сь, з, зь, ц Шипящие: ш, ж, ч, щ | сигматизм | парасигматизм |
Сонорные вибранты р, рь | ротацизм | параротацизм |
Сонорные смычно-проходные л, ль | ламбдацизм | параламбдацизм |
Глухие взрывные заднеязычные к, кь | каппацизм | паракаппацизм |
Звонкие взрывные заднеязычные г, гь | гаммацизм | парагаммацизм |
Заднеязычные щелевые х, хь | хитизм | парахитизм |
Звонкий сонорный й Йотированные гласные е, ё, ю, я | йотацизм | парайотацизм |
Нарушения произношения фонетических групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют — их называют:
· дефекты озвончения;
· дефекты смягчения.
Кроме видов и категорий различают три уровня нарушения произношения звуков:
· Первый уровень
. Полное неумение воспроизводить звук в устной речи. Он отсутствует на всех уровнях произношения — во фразовой речи, в отдельных словах, слогах и в изолированном виде.
· Второй уровень
. Звук правильно произносится в изолированном виде (чаще по подражанию), но искажается или пропускается во фразовой речи и в словах. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правильный звук есть, но он не автоматизирован.
· Третий уровень
. Звук правильно произносится изолированно, в словах и при повторении фраз, но в самостоятельной речи может искажаться или смешиваться с другим, близким по артикуляционным или акустическим признакам.
Нарушения звукопроизношения оказывают отрицательное влияние на формирование фонематических процессов, развитие грамматической и лексической систем языка, влияют на коммуникативные возможности ребенка. В связи с этим преодоление данных нарушений является одной из важных задач логопедической работы. Их преодоление позволит создать благоприятные условия для языкового, речевого и психологического развития ребенка.
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте характеристику произносительной стороны речи ребенка первого года жизни.
2. Дайте характеристику произносительной стороны речи ребенка раннего возраста.
3. Определите особенности состояния произносительной стороны речи ребенка дошкольного возраста.
4. Сформулируйте основные закономерности развития произносительной стороны речи в онтогенезе.
5. Определите отличительные признаки мономорфного и полиморфного нарушения звукопроизношения.
6. Дайте характеристику вариантов нарушенного произношения звуков.
7. Составьте сравнительную характеристику фонологических и антропофонических дефектов произношения.
8. Охарактеризуйте уровни нарушенного произношения.
Ход игры.
Дети садятся на поляне, вокруг разбросаны лепестки цветов.
Логопед: — Жила-была «Лесная полянка». Жили на ней дружно насекомые Бабочка- красавица и Божья коровка, гусеница Люся и Лягушка Кваша,цвели на ней волшебные цветы: Цветик-семицветик, Ромашка и Колокольчик. Но однажды злая волшебница Непогода послала на поляну ветер, который разбросал лепестки, растрепал цветы, попрятались от Непогоды насекомые. Выглянуло утром Солнышко, увидело опустевшую поляну и загрустило.
— Давайте расколдуем поляну, поможем вернуться насекомым, расцвести цветочкам, развеселим солнышко.
Прилетела Бабочка-красавица и принесла с собой картинки разные. Нужно отобрать картинки, в словах которых есть звук (Л) в твердой позиции и подарить ромашке, кладя на каждый лепесток картинку и пристегивая ее к пуговицам. Увидел Колокольчик это и просит чтобы и ему подарили картинки. Дети отбирают картинки и кладут на первый цветочек картинки, в словах которых звук (Л) в начальной позиции, на второй цветок- звук по середине, а на третий-в конечной позиции.
— А тут приползла любопытная гусеница Люся и предлагает прошагать по звуковой дорожке слова-картинки.
— А на соседнем болоте живет лягушка Кваша, которая очень любит петь. Она прыгает по кувшинками поет разные песни. Ла-Ла—Ла; ла—ла-ла—ла и др. Дети пропевают вместе с лягушкой.
Вот на шум прилетела Божья коровка, дети помогают пристегивать ее лапки к кнопкам и считают понравившееся слово столько, сколько у нее ножек. (Счет 1-6).
Развеселилась «Лесная полянка», улыбнулось Солнышко, расправило лучики. Дети улыбнулись весело и расплели лучики.
ИГРА НА ПЕСКЕ «НА ЛУНЕ».
ЦЕЛИ: 1. Создание игровой мотивации;
2. Автоматизация звука (Л) в свободной речи;
3. Активизация словаря;
4. Знакомство с буквой Л.
Оборудование: короб с песком, мелкие игрушки.
Ход игры.
Логопед с ребенком около короба с песком, в котором построена космическая станция из лего.
Логопед : — Это космическая колония на луне, это лунная колония. А как ты думаешь как называются жители луны (лунарики). Они очень умные, у них есть свои изобретения, например лазерный излучатель. Этот излучатель добрый, помогает добывать лунарикам полезные ископаемые (логопед показывает «излучатель», они с ребенком его рассматривают).
— Но у лунариков есть и враги-роботы, которые высадились из далекой планеты и пытаются отобрать излучатель. Поэтому лунарики все время строят укрепления, поможешь? (Логопед с ребенком строят из песка рвы в виде буквы Л.
— Тебе не кажется, что окопы похожи на букву ЭЛ? Ты знаешь как пишется эта буква. (Рисуют на песке букву Л).
— А давай поможем лунарикам найти полезные ископаемые, которые зарыты в песке. (Логопед зарывает в песке разные буквы, ребенок ищет букву Л и называет слово со звуком (Л).
— Вот мы и помогли лунарикам. Скажи, а какие новые слова ты сегодня узнал. (Излучатель, лунарики, лунная колония, планета).
— А давай мы посчитаем эти слова до10.
ИГРА У ЗЕРКАЛА «У КАРКУШИ».
Цели: 1. Создание игровой мотивации;
2. Показ точных движений органов артикуляционного аппарата;
3. Отработка артикуляционных упражнений.
ПОСОБИЕ: кукла Каркуша.