3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 349.
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 349.
Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно: они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Буквенный и звуковой состав языка
Условная последовательность букв в языке, образующая систему письменных знаков, называется алфавитом. Каждая буква в слове соответствует звуковому элементу (элементам), благодаря чему в принципе возможна письменная фиксация речи и ее воспроизведение при чтении.
Русский язык располагает алфавитом, состоящим из 33 букв.
Русская система буквенных символов представлена в таблице ниже:
А а | Б бэ | В вэ | Г гэ | Д дэ | Е е | Ё ё | Ж жэ | З зэ |
И и | Й и краткое | К ка | Л эль | М эм | Н эн | О о | П пэ | Р эр |
С эс | Т тэ | У у | Ф эф | Х ха | Ц цэ | Ч че | Ш ша | Щ ща |
Ъ твёрдый знак | Ы ы | Ь мягкий знак | Э э | Ю ю | Я я |
Количество букв
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы входят в русскую языковую знаковую систему. Самая широкая и основная группировка букв – разделение на согласные и гласные. Русский примыкает к группе языков консонантного типа, то есть в нем преобладают согласные письменные знаки.
Количественное соотношение букв в русском языке выглядит следующим образом: 10 гласных, 21 согласных и 2 буквы, не относящиеся к данным категориям (ь, ъ).
Количество звуков
Звуковой состав отличается от буквенного на 9 элементов в большую сторону, в русском языке насчитывается 42 звука.
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы — из них состоит русская языковая система
Причины несовпадения звукового и буквенного состава языка:
- Распадение букв я, ю, е, ё на 2 звуковых элемента, один из которых представляет собой согласный звук [j’].
- Отсутствие звукового облика у букв ъ и ь.
- Добавление парных согласных звуков по мягкости.
Общее количественное соотношение букв и звуков русского языка представлено в таблице ниже:
Звуки | Количество звуков | Количество букв |
Гласные | 6 | 10 |
Согласные | 36 | 21 |
+ъ и ь, которые не обозначают никакой звук | ||
Итого | 42 | 33 |
Согласные звуки принято делить по следующим критериям:
- Твердый/мягкий/непарный по твердости/мягкости.
- Звонкий/глухой/непарный по звонкости/глухости (сонорный).
- Шипящие.
Значение букв я, ю, е, ё
Особое значение для русской графики имеют буквы я, ю, е, ё.
В зависимости от конкретного положения в слове они могут выполнять разные функции:
- Обозначать 1 гласный звук ([а], [у], [э], [о]) и мягкость предшествующего согласного. Данная функция характерна в том случае, когда указанные буквы следуют сразу после согласного. Примеры: мять [м’ат’], люк [л’ук], лёд [л’от], день [д’эн’].
- Обозначать 2 звуковых элемента: согласный [j’] + гласные [а], [у], [э], [о]:
я = [j’а]
ю = [j’у]
е = [j’э]
ё = [j’о].
Такую роль эти буквы могут играть в следующих позициях:
- В абсолютном начале слова. Примеры: ярмарка [j’армарка], ёлка [j’олка], юла [j’ула], ель [j’эл’].
- После другой гласной буквы. Примеры: баян [баj’ан], уют [уj’ут], жуёт [жуj’от].
- После ь и ъ, выполняющих разделительную функцию. Примеры: семья [с’им’j’а], пьёт [п’j’от], шьют [шj’ут].
Значение букв ъ, ь
Несоответствие количества букв и звуков в русском языке объясняется и особым назначением букв ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак). Изначально данные графические символы в языке играли совершенно конкретную роль: они обозначали на письме звуки речи, которые подвергались редукции (произносились недостаточно четко).
С течением некоторых исторических процессов буквы ъ и ь утратили данную функцию и перестали вообще обозначать какие-либо звуки.
На современном этапе развития языка значение данных букв ограничивается несколькими служебными функциями:
- Смягчение. Данная функция относится только к Ь (мягкому знаку). Он смягчает любые согласные (за исключением шипящих) в середине, а также в конце слова (примеры: возьму, жаль, соль, ноль письмо, пальма). Посредством мягкого знака обозначается и мягкость сонорного согласного звука [л] перед любыми другими согласными (примеры: больной, мальчик, мыльница).
- Разделение. Твердый и мягкий знаки играют разделительную роль в слове. Благодаря данной функции букв ь и ъ остальные звуки не сливаются при чтении, и читающий может абсолютно точно воспроизвести слово в звучащей речи. Примеры: подъезд, адъютант, двухъярусный, обезьяна, сеньор. Наличие разделительных знаков, как правило, сигнализирует о следовании двойной гласной (я, ё, е, ю).
Отличие букв от звуков
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы соотносятся со звуками в языке. Но понятия «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Буква – это не более чем изображение, картинка. Она не обладает какими-либо свойствами и не различает слова, а выступает в качестве описательного элемента.
Понятие о звуке
Звук – это минимальный элемент речи, который является результатом сложных артикуляционных манипуляций. Звуки речи обладают определенными характеристиками с точки зрения восприятия речи и акустики. Артикуляционно все звуки делятся на 2 больших класса – гласные и согласные.
Понятие о букве
Буква – это графический знак, которым на письме обозначаются звуки. Все буквы в языке делятся на гласные и согласные, а также на строчные и прописные. Звукобуквенные отношения в языке неоднозначны. Так, одной и той же буквой могут обозначаться на письме совершенно разные звуки (пример: молоко – [мъл˄ко], буквой о обозначено 3 разных звука).
Имеет место и обратная ситуация, когда один и тот же звучащий элемент изображается на письме различными буквами (пример: лук – луг, [лук] – [лук]).
Графический символ может одновременно обозначать сразу 2 звука (пример: юла – [j’ула]), а в других случаях ни одного (пример: ель – [j’эл’]). В орфографической ситуации «непроизносимая согласная» у буквы отсутствует всякое звуковое соответствие (пример: лестница – [л’эсн’ица]).
Отличия букв от звуков
Основные отличия букв от звуков представлены в таблице ниже:
Буква | Звук |
Визуальный элемент (видим, читаем) | Аудиальный элемент (слышим, произносим) |
Обозначающий элемент | Обозначаемая единица |
Не обладают никакими характеристиками, делятся только на гласные и согласные | Обладают следующими характерными особенностями: твердость/мягкость, глухость/звонкость. Бывают ударными и безударными. |
Не определяют выбор звука речи | Определяют выбор буквенного знака |
Разделение звуков и букв на согласные и гласные
Звонкие и глухие, шипящие звуки относятся к классу согласных. Гласные буквы составляют противоположный по характеристикам класс элементов.
Отличие гласных звуков от согласных:
- По способу артикуляции: гласные образуются при участии голоса, шумы полностью отсутствуют; воздушная струя не встречает какой-либо преграды при произнесении;
- согласные образуются либо только из шумов (глухие), либо из шумов и голоса (звонкие и сонорные).
- гласные определяются тоном, они отличаются мелодичностью и гармоничностью восприятия; такой акустический эффект достигается за счет определенных колебаний голосовых связок;
- основная функция гласных – слогообразование (количество слогов всегда приравнивается к числу гласных звуков в слове). Другие дополнительные функции – это окрашенность речи, сила звучания, эмоциональная нагруженность;
Особенности шипящих звуков
Шипящие при произношении имеют свои особенности. Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.
Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с [gj], [‘zj] и другими звуками.
Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь», например:
- мужь;
- нессши;
- часъ;
- уюти и пр.
Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».
В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:
- тревожь;
- шить;
- жир;
- рожь и т. д.
Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».
Гласные звуки и буквы
Русский язык насчитывает в своем составе 10 гласных букв и 6 гласных звуков. В звучании русского литературного языка преобладают звуки [и] и [а], данный феномен принято называть «аканье», «иканье». Главная особенность гласных звуков, вызывающая трудности в орфографическом написании, – это видоизменение качества звука (редукция) в ослабленной позиции.
Сильным положением для гласного считается нахождение звука под ударением, в остальных случаях сила и качество звучания ослабляется. Главная функция гласного звука – способность образовывать слог и становиться его вершиной. В русской языковой системе согласные не могут выступать в качестве слогообразующих единиц.
Правописание гласных после шипящих Ж, Ш, Щ, Ч
Давайте разбираться…
- О после шипящих в ударных слогах
. Буква О пишется в ударных слогах в том случае, если она относится к окончанию существительного. Например: большой, ключом, врачом. Также О пишется в ударных слогах, если относится к суффиксам существительных -ок-, -онок и -онк-. Например: сапожок, порошок, медвежонок, бочонок, девчонка, собачонка. Ещё буква О пишется в суффиксах прилгательных -ов-. Например: грошовое, моржовое. Буква О употребляется если является суффиксом наречений -о-. Например: горячо, хорошо. Буква О пишется в окончаниях –он имён существительных в родительном падеже и множественном числе. Например: княжон, кишок. Помимо всего это есть и словарные слова: крыжовник, обжора, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чопорный, чокаться, Печора, шов, шорох, шовы, изжога, ожог, поджог. В заимствованных словах написание аналогично звучанию. Например: крюшон, планшет, жест. - О и Е после шипящих в безударных слогах.
В русских словах после Ж, Ш, Ч, Щ в безударных слогах пишется Е. Например: горошек, хорошего. Если слово иностранного происхождения, то может использоваться буква О. Например: жокей, шоколад. - О и Е после шипящих в других случаях
. Во всех иных случаях пишется буква Ё, хотя может слышаться О (в ударных слогах). Сюда относятся окончания глаголов -ёшь, -ёт, -ёте, ем (например: лжёшь, ржёте), суффиксы глаголов и существительных -ёвыва- (например: пережёвывать, затушёвывание), суффикс существительных, образованных от глаголов с –ёвк (пример: размежёвка, жёвка, выкорчёвка), суффикс существительных -ёр- (например: дирижёр, ухажёр, стажёр), корни с чередованием Ё под ударением и Е без ударения (например: жёлтый – желток, чёрный – чернеть, щёлочь — щелочной), суффиксы страдательных причастий –ённ (-ён) в производных от них (например: печёный, увлечённый, запечённый, обречённый), окончания местоимения что в предложном падеже (например: о чём, при чём).
Поделиться в соцсетях:
Случайная статья
Понятие о транскрипции
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы лучше всего отображаются в фонетической транскрипции. Буквенная фиксация речи не отражает ее звуковой облик. Графическое изображение речи во многих случаях неоднозначно (пример: буква ю может означать 2 звука или же 1).
Для точной передачи звучащей речи на письме был разработан метод транскрибирования.
Фонетическая транскрипция призвана передавать даже тонкие особенности звуков, обусловленные аспектами акустики и артикуляции. Транскрипционная фонетическая запись всегда заключается в квадратные скобки. Для обозначения некоторых звуковых параметров используют дополнительные (диакритические) знаки, например, [’] знак мягкости согласного звука.
Фонетический разбор лексической единицы
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы необходимо обозначать при разборе лексической единицы со стороны фонетики. Звуковой анализ слова – это описание лексической единицы с точки зрения ее буквенного и звукового содержания, а также слогового разделения.
Пошаговая инструкция фонетического разбора лексической единицы:
- Выписать необходимое слово в той словоформе, в которой оно представлено.
- Обозначить ударный слог.
- Расчленить единицу на слоги.
- В квадратных скобках произвести транскрибирование.
- Записать отдельно, в вертикальный столбец, каждый звук из фонетической транскрипции.
- Охарактеризовать каждый выписанный звук по предложенной ниже схеме:
- гласный: ударный/безударный;
- согласный:
- звонкий/глухой/сонорный, твердый/мягкий, шипящий.
- Подсчитать количество букв в лексической единице.
- Определить численность звуков в анализируемом слове.
- Соотнести звукобуквенный состав, обозначить несоответствия, если они имеются.
Звонкие и глухие, шипящие звуки, относящиеся к классу согласных букв, а также гласные буквы позволяют фиксировать письменно и воспроизводить устно речевой поток. Данные единицы – основа языковой системы.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Работа со скороговорками
Скороговорки — это отличная разминка для детей, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.
Предложите ученикам прочитать вслух хором несколько скороговорок подряд. Причем первый раз это нужно делать медленно, а затем постепенно увеличивать темп произнесения.
Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.
Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.
О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.
Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.