Применение элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда
Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
. В.А. Сухомлинский
Речь является результатом согласованной деятельности многих областей головного мозга. Известно, что дошкольный период является значимым в становлении и формировании речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе, как учителя-логопеда, является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений через использование современных оздоровительных технологий и методик.
Традиционная форма работы по коррекции речевых нарушений, артикуляционная гимнастика, способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные, стандартные выполнения гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Другими словами, увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению мало способствуют эффективности коррекционной работы
В последние годы многими авторами описаны приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи (с задержкой речевого развития — Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием — Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией — Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.
Я, как учитель-логопед заинтересовалась новым и интересным направлением коррекционной работы, таким как биоэнергопластика. Термин «биоэнергопластика»
состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, при условии их пластичности, раскрепощенности и свободы, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта в методах кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет достаточно быстро снизить и даже убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.
Работа в системе биоэнергопластики:
активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
стимулирует интеллектуальную деятельность;
развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
развивает артикуляционный аппарат;
формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
В коррекционной работе учителя-логопеда, с использованием биоэнергопластики, наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой логопата и педагога на протяжении всего занятия. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.
В специальной литературе недостаточно полно раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.
Биоэнергопластика может стать неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.
В рамках реализации ФГОС ДО приоритетными становятся такие формы работы, которые позволяют решать задачи образовательной программы в специфических формах детской деятельности (игровой и совместной деятельности с детьми).
Коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики для детей с нарушениями речи необходимо начинать с изучения и анализа особенностей состояния нервной системы ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Центром педагогического процесса являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Может сложится, мнение о трудоемкости метода биоэнергопластики. На самом деле применять на практике может как воспитатель, так и специалист логопед. Важно оценить как эмоциональную, развивающую и здоровьесберегающую пользу, так и организационную составляющую артикуляционной гимнастики проводимой на основе метода биоэнергопластики. Наблюдая за детьми во время выполнения артикуляционной гимнастики, можно заметить, что детские руки все время ищут себе некое занятие, сама природа стремится к занимательности, к игре. Метод биоэнергопластики как нельзя лучше объединяет в себе элементы игры и целенаправленные коррекционные действия.
Таким образом, основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Коррекционная работа с применением метода биоэнергопластика вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода биоэнергопластика. Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться не только логопедами, но воспитателями в коррекционной работе.
Примерный комплекс артикуляционной гимнастики,
направленный на постановку свистящих звуков с применением метода Биоэнергопластика
При выполнении упражнений ребенок сидит на стульчике напротив логопеда. Руки ребенка разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 5 — 7 секунд. После выполнения каждого упражнения ребенку предлагается опустить руки и расслабиться.
Упражнение для языка «Бегемот»
— упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;
Упражнение для языка «Улыбка»
— пальцы сжаты в кулак;
Упражнение для языка «Трубочка»
— пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;
Упражнения «Улыбка»
и
«Трубочка»
чередовать 2-3 раза.
Упражнение для языка «Лопатка»
— кисти рук расслаблены и опущены;
Упражнение для языка «Желобок»
— кисти рук принимают форму
«лодочки»
(пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);
Упражнение для языка «Горка»
— кисть руки принимает форму горки;
Упражнения «Желобок»
и
«Горка»
чередовать 2-3 раза.
В заключение хочется отметить, что применение метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы. А также расширяет возможности проявления творчества педагога.
«Движенья рук – как взмах крыла,
Без них полёт не состоится…
Желаю счастья и добра!
И лучшее ещё случится!»
Литература:
Бадаян Л.О. Невропаталогия М., 1982
Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи//Дефектология, -1999, -№4
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. С-Пб., 2002
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет. С-Пб, 2004
Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004
Новиковская О.А. Логоритмика. С-Пб, 2005
Новоторцева Н.А. Развитие речи дошкольников. Ярославль, 1999
Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999
Мастер – класс «Биоэнергопластика как элемент нетрадиционной логопедической работы»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Именно поэтому на прошлой недели в МАДОУ «Детский сад № 36» проходил мастер – класс по развитию речи на тему: «Биоэнергопластика как элемент нетрадиционной логопедической работы». Своим опытом поделился логопед Никулина Марина Викторовна.
В зале собрались логопеды и воспитатели нашего города, которых привлекает в развитии речи все новое, кто решил попробовать себя в увлекательном занятии — биоэнергопластики. А занятие было действительно интересным!
Сначала гости узнали о новом нетрадиционном методе в логопедической работе. После теории плавно перешли к практике – созданию перчаточного героя.После необходимых приготовлений гости приступили к оформлению персонажа: одни делали это с помощью заранее приготовленного материала (пуговиц, лент, бантиков, декоративных глаз), другие – рисовали любимых героев на перчатках при помощи маркеров.
Работа закипела, со стороны было очень интересно наблюдать за этим процессом: мастера, вооружившись инструментом, старательно выполняли поставленную перед собой задачу. Еще бы, им предстояло пополнить свой речевой уголок новой игрой, новым персонажем.
На протяжении получаса продолжался творческий процесс, но результат стоил того.У каждого педагога получился свой, не на кого не похожий персонаж.
Затем педагоги выполняли ряд артикуляционных упражнений, сопровождая их жестами перчаточного героя.
Музыкальный зал садика и наши сердца наполнились энергией, дружбой и радостью общения. Мастер – класс прошел на ура!
Автор репортажа: Никулина Марина Викторовна
учитель – логопед МАДОУ Детского сада № 36
От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области» Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf
Перейти к форме заказа >>>
Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>
Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2021/2022 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.
Поделиться
«Биоэнергопластика»
Ручная поза:
все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Фонарики.
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать иразжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая изакрывая рот.
Лодочка.
Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцыприжаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одногоуголка губы в другой.
Пароход.
Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены всторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба»,одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.
Речка и рыбка.
Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону
«от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбкихвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
Деревья.
Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороныи напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнутькисти рук, поболтать языком.
Корни.
Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать рукии язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении на счёт до пяти – десяти. Послеупражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.
Птичка пьёт водичку.
Пальцы сложить «щепотью» — это клюв. Не отрывая локоть от стола,
«клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять«голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
Птичка летит.
Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести –это «голова» птицы. Остальные пальцы-«крылья». Помахать ими, «крылья» вверх- языквысунуть, «крылья» вниз- язык убрать.
Цветок.
Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг кдругу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируяпри этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этомзвук –у-, не произнося его.
Кошечка.
Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затемодновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, наприжатые ладони к столу- кошечка улыбается.
Ворота.
Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота» закрыты, рот закрыт.Ворота открываются — рот широко открывается.