ПРИЗНАКИ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ
Существуют определенные признаки, которые указывают на возможное развитие речевых деффектов.
Расстройство экспрессивной речи – скудный запас слов, недоразвитость речи, плохое восприятие и запоминание новых слов, непонимание временных форм глаголов, молчаливочть, использование в разговоре одних и тех же фраз. При этом проговаривание слов может быть правильным.
Расстройство рецептивной речи – отсутствие интереса к разговорам. При этом малыш с трудом выполняет указания, часто вообще плохо понимает, что ему говорят, не может писать и читать написанное.
Обязательно ли нужно выполнять задания, которые логопед дает на дом?
Все советы наших педагогов носят рекомендательный характер. Но если Вы хотите получить положительный результат от занятий и облегчить для ребенка процесс усвоения материала, рекомендации выполнять нужно. Домашние задания не так объемны и сложны, и не каждому ребенку их дают, а только тем, кому это действительно необходимо. Ведь порой мы (родители) ломаем голову, чем бы таким занять ребенка, чтобы с ним сделать. А здесь Вам не придется задаваться этим вопросом, Вы просто будете выполнять инструкции педагога, с пользой для Вас и Вашего малыша. В начало
К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ?
Исправлением дефектов речи занимаются два специалиста – и дефектолог, и логопед.
Логопед – это специалист, который занимается восстановлением речи пациентов, не имеющих отклонений в физическом и психическом здоровье, а также нарушений работы ЦНС.
Дефектолог – это врач, который не только учит правильного говорить и произносить звуки, но и занимается коррекцией нарушений в развитии. В задачу этого специалиста входят несколько задач – устранение деффектов речевого аппарата, обучение человека общению, преодоление барьеров и жизненных сложностей.
Специальные упражнения для чёткости дикции.
Выполняйте упражнения ежедневно и по нескольку раз. В помещении должно быть комфортно, никаких посторонних лиц, даже животных. Лучше всего заниматься комплексно, то есть, сегодня одно упражнение, а завтра – другое, а сразу все поочерёдно.
«Хобот слона». Вытяните губы трубочкой как можно дальше. Теперь нужно вращать получившимся «хоботком» по нескольку раз вправо-влево, по часовой стрелке и против неё.
«Улыбка». Растянув губы как можно шире, зафиксируйте их в таком положении на 7-10 секунд. Затем верните губам нормальное положение и несколько раз повторите упражнение.
Чередование двух предыдущих упражнений. Не спешите, выдерживайте время и фиксируйте губы в напряжённом и расслабленном положениях.
«Перекрёсток». Здесь требуется, открыв рот, улыбнуться, затем кончиком языка коснуться уголков рта сначала у нижних, затем – у верхних зубов.
«Лопатка и иголка». Приоткройте слегка рот и пошире улыбнитесь. Положив язык на нижнюю губу, постарайтесь его максимально расслабить. После нескольких секунд такого положения напрягите язык и используйте его, образно говоря, в качестве иголки: сделайте им 5-7 «колющих» движений.
ЧТО МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ КЛИНИКА «ДОКТОР ЗВУКОВ» В ГОРОДЕ КУРСК?
Клиника «Доктор звуков» в г. Курск работает в самых различных направлениях. Это и логопедия, и дефектология, и логопедический массаж, и раннее речевое развитие.
Лечение проводят квалифицированные специалисты с большим опытом работы. Они могут найти индивидуальный подход к каждому пациенту.
Логопеды из клиники не только научат правильно и четко говорить, но и помогут устранить такие речевые деффекты, как аллалия, ринолалия, дизартрия. При необходимости человеку будут назначены специальные занятия (при дисфагии и дислексии, когда имеются нарушения овладения навыками чтения и письма).
Цели дефектологии:
- изучение малышей с особенностями развития;
- подбор индивидуальных коррекционных методик;
- обучение и воспитание людей с психофизическими недостатками.
В арсенале дефектологов клиники «Доктор звуков» самые современные методики и приемы, которые позволяют выявить речевые нарушения в раннем детстве, тем самым увеличив шансы особенных детей на улучшение качества жизни.
Педагоги уделяют внимание не только произношению, но и интонационным, грамматическим и фонетическим составляющим. Занятия расширят словарный запас и разовьют способность к правильной связной речи. Для улучшения восприятия информации специалисты используют увлекательные игровые методики.
В центре работают высококвалифицированные логопеды-дефектологи и олигофренопедагоги. Они проводят занятия для малышей со следующими патологиями: задержка развития, нарушения зрения, слуха, речи, работы опорно-двигательного аппарата, олигофрения, другие отклонения.
Для чёткости произношения звуков как свистящих, так и шипящих.
— В целях устранения явления, которое по-научному называется сигматизмом, необходимо «научить» язык находиться впереди, в межзубном промежутке. При произнесении свистящих и шипящих заводите кончик языка по возможности за нижние резцы. И пусть вас не смущает, что звук, не исключено, будет даже более шепелявым, чем обычно: когда язык начнёт правильно направлять воздух, звук начнёт становиться более похожим на «С».
— Почаще произносите слоги «ся», «се», «со», «су» и подобные, первая буква в которых – «С», вторая же – должна быть и мягкой, и твёрдой гласной. Закрепив навык верного произношения звука «С», аналогичным образом прорабатывайте «З» и «Ц».
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЦЕНТРА В Г. КУРСК
В центре практикуется индивидуальный подход к каждому пациенту, персональный подбор диагностических и коррекционных методов. Специалисты бережно и очень терпеливо относятся ко всем обратившимся в клинику, и обязательно обеспечивают обратную связь с родителями маленьких пациентов. Также проводится консультирование родителей, подбираются полезные рекомендации. После каждого проведенного занятия заметен положительный результат.
В сети работают настоящие профессионалы своего дела. Они обладают знаниями, навыками и опытом, следовательно, могут оказать качественную помощь в каждом конкретном случае.
Важно понимать, что эффективное устранение речевых нарушений очень важно для каждого человека. Ведь именно речь позволяет найти свое место в обществе и достигнуть определенных высот. Такая возможность должна быть у каждого человека. Не откладывайте визит в , позвоните, запишите своего ребенка на прием и подарите ему будущее.
Лечение
Режим
Если запинки в речи ребенка имеют физиологический характер, необходимо организовать оптимальный общий и речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поступление новой информации, свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение массовых мероприятий. В речевом общении нужно соблюдать следующие рекомендации:
- не акцентировать внимание ребенка на запинках, не просить его повторить слово заново;
- разговаривать с ребенком спокойно, негромко, чуть медленнее, чем обычно;
- использовать короткие фразы, простые слова;
- заниматься пением, разучивать стихи, соответствующие возрасту, с отстукиванием ритма или маршировкой.
Психологическая коррекция
Показана пациентам с эмоциональными запинками в речи, заиканием, тахилалией, полтерном. Данное направление коррекционной работы способствует снижению фиксации на речевом дефекте, устранению логофобии, овладению новыми механизмами саморегуляции, расширению коммуникативных возможностей. Основными методами психокоррекционной работы являются сеансы психотерапии и гипноза, тренинги общения, аутогенные тренировки.
Логопедическая коррекция
С учетом причин, лежащих в основе речевых запинок, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахилалии и т. д. Логотерапия направлена на выработку нового речевого стереотипа, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять излишнее напряжение мускулатуры при фонации, сделать артикуляционные движения более точными, сформировать необходимые кинестезии. Используются упражнения для мышц языка, губ, неба, мимических мышц. Голосовая гимнастика способствует развитию силы голоса, просодических компонентов. - Дыхательная гимнастика.
Правильное речевое дыхание – залог свободной, плавной речи. В ходе занятий осуществляется постановка диафрагмального нижнереберного дыхания. Овладение техникой речевого дыхания позволяет без запинок и пауз произносить фразы различной длины. - Логопедическая ритмика.
Логоритмические упражнения способствуют нормализации темпа и ритма речи, синхронизации дыхания и артикуляции, развитию общей моторики. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используется маршировка, хлопки, прыжки. - Занятия с помощью ИКТ.
В комплексной работе по преодолению заикания широко применяются компьютерные технологии. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и повысить эмоциональную окраску речи, устранить запинки.
Оздоровительные мероприятия
Организуются на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель – нормализация регуляторной функции ЦНС, повышение адаптационных механизмов. Пациентам с патологическими запинками в речи назначаются:
- курсы медикаментозной терапии (седативные препараты, витамины группы В, ноотропы, противосудорожные ЛС):
- физиотерапевтические процедуры (электрофорез со спазмолитиками, электросон);
- водные процедуры (хвойные, углекислотные, кислородные ванны, оздоровительное плавание);
- массаж (общий медицинский, нейроседативный, ШВЗ);
- иглорефлексотерапия;
- лечебная физкультура.
Какие материалы логопед использует на занятиях?
Учитель — логопед использует на занятии следующее оборудование и инвентарь:
- Логопедический альбом, картинки, материалы для диагностики произношения звуков;
- Зеркало;
- Шарики, мыльные пузыри, вата, ветерок для дыхательной гимнастики;
- Набор логопедических инструментов (шпатели, зонды, щётки) для постановки звуков
- Карточки, книги, пособия для автоматизации звуков в речи;
- Литература, используемая в процессе логопедических занятий.
- Карандаши, фломастеры, альбомы.
Всё логопедическое оборудование каждый раз проходит санитарную обработку после использования на занятии. В начало
Степени расстройства
Дизартрическое расстройство не ограничивается речевыми дефектами. Сюда причисляют все нарушения, так или иначе связанные с патологической иннервацией либо с неадекватной работой неправильно иннервируемых органов. Так, из-за гипотонии или гипертонуса языка, а также пареза мягкого неба появляются трудности в акте глотания и жевания. Наблюдается птиализм – повышенное слюнотечение. Страдает мимика из-за расстройства иннервации мимической мускулатуры. Невозможность пошевелить бровями, улыбнуться, надуть щеки, лицо приобретает вид маски.
Однако нельзя сказать, что у одного больного присутствуют все патологические характеристики. Заболевание проявляет себя в зависимости от степени развития расстройства.
Легкая степень дизартрии сопровождается сокращением активности артикуляционной стороны речи в силу замедленных движений языка и губ. Речь таких больных следка замедлена и лишена силовой выраженности. Звуки при произношении смазываются. Затруднено произношение шипящих, звонкие согласные звучат недостаточно громко. Нарушается звучание мягких согласных, так как это требует активного участия спинки языка и мягкого неба. Глотание практически не нарушено.
При средней степени наблюдается уже значительное видоизменение речи. Она становится нечленораздельной и очень тихой. Появляются даже дефекты произношения согласных букв. Звонкие согласные замещаются глухими. Проглатываются окончания. Голос приобретает гнусавость, присутствует усиленный носовой выдох. Характерно расстройство жевания, глотания. Страдает мимика.
Для тяжелой степени характерны глубокие поражения речедвигательного аппарата. В результате язык и губы у таких больных практически полностью обездвижены, лицо приобретает маскообразные черты. Рот всегда полуоткрыт за счет отвисания нижней челюсти. Все это очень затрудняет речевое продуцирование, в результате чего наблюдается анартрия – неспособность говорить. Человек может издавать только отдельные звуки. Жевание и глотание ему недоступны.