Фонопедические упражнения — решение здоровьесберегающих и координационных задач работы над голосом

Голос у человека является одним из главных средств для общения с окружающими людьми. Именно поэтому его потеря создаёт массу неудобств и проблем. За наличие голоса у человека отвечают голосовые связки – они представляют собой две эластичные мышцы, которые расположены в гортани и крепятся к хрящам гортани. Для появления звука необходимо, чтобы связки полностью смыкались, к сожалению, существует много причин, которые приводят к проблемам с голосом и его полному отсутствию.

ЧТО ТАКОЕ ДИСФОНИЯ?

Дисфония – это расстройство функций голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Как правило проявляется в виде нарушения силы, высоты и тембра голоса, характерна осиплость. Но голос не исчезает полностью, только частично.

Данная патология довольно хорошо проявляется, поэтому проблемы во время диагностирования просто отпадают. Исправление дисфонии у ребенка проводится с помощью комплексного подхода и нацелено на устранение причины возникновения.

Почему голос становится осипшим?

Считается, что, если осип или охрип голос, виновницей такого неприятного состояния является простуда. Либо осипшее горло стало следствием громкого крика. Но это лишь вершина айсберга. Есть и другие причины, от которых горло может охрипнуть:

  • Причиной, почему осипло горло, могут быть инфекционные заболевания вирусной или бактериальной природы: ангина, хронический тонзиллит, фарингит, ларингит.
  • Состояние, при котором осипли голосовые связки, часто связывают с аллергической реакцией. Контакт с аллергеном (пыльцой растений, домашней пылью, шерстью домашних животных, продуктами бытовой химии и пр.) может спровоцировать сильнейший отёк гортани и голосовых связок. Одним из таких опасных проявлений аллергии является отёк Квинке, — при появлении первых признаков отёка необходимо быстро обратиться за медицинской помощью, поскольку любое промедление несёт в себе угрозу жизни и здоровья.
  • Перегрузка голосовых связок — частая «болезнь» представителей речевых профессий, которые по роду деятельности должны много разговаривать. Но и простой человек может перенапрячь свои голосовые связки, если будет громко и долго разговаривать или кричать.
  • Горло может осипнуть при ожоге его слизистой оболочки, например, уксусной кислотой.
  • Посторонний предмет (например, мелкая рыбная кость) может легко ранить стенки гортани, в результате чего горло также может осипнуть.
  • Изменения в звучании речи происходят у мальчиков-подростков в период полового созревания. Это естественный процесс, и как-то специально пытаться быстро восстановить голосовые функции не нужно.
  • Горло может осипнуть при неблагоприятных внешних условиях: при холодном, пересушенном, запыленном, загрязнённом воздухе.
  • Табакокурение — частая причина проблем с голосовыми связками. Все помнят, как звучит речь у заядлых курильщиков.
  • Охриплость или полная афония может появиться после перенесённой операции, когда неумышленно повреждается нервус рекуренс — возвратный нерв.
  • Так же при проведении операции трахеотомии, когда в первые кольца трахеи ставится трахеотомическая трубка, голос так же отсутсвует полностью..
  • Сильный стресс или испуг могут стать причиной осиплости. Восстановиться поможет полный покой и избегание нервных перенапряжений.
  • Причиной охриплости могут стать онкологические заболевания гортани, как доброкачественные, так и злокачественные. Осиплость — это первый звоночек, на который нужно быстро отреагировать и пройти диагностические мероприятия у онколога.

Осиплость горла — это симптом, от которого можно избавиться, вылечив основное заболевание. А поскольку причин появления дисфонии много, и некоторые их них действительно опасны для жизни, необходимо своевременно обратиться к оториноларингологу для диагностики.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ

В медицинской практике причины подразделяются на две группы – врожденные и приобретенные.

Врожденные причины дисфонии
(нарушения в области гортани)
  • Сужение путей дыхания (стеноз).
  • Врожденные пороки.
  • Сосудистые аномалии гортани, формирование ангиом (сосудистые опухоли).
  • Отсутствие или недоразвитие голосовых складок.
Приобретенные причины дисфонии
  • Состояния стресса.
  • Воспалительные заболевания верхних дыхательных путей.
  • Астеническое состояние – синдром хронической усталости.
  • Болезни легких, сердца, эндокринной системы, сосудов.
  • Ранее перенесенные хирургические вмешательства в области шеи, которые могли повлечь за собой повреждения голосовых связок.
  • Химические ожоги.
  • Влияние медикаментов.
  • Психосоматические причины.
  • Осложнения после перенесенных тяжелых заболеваний.
  • Травмирование голосового аппарата.
  • Результат образования злокачественных и доброкачественных опухолей.
  • Нарушения функционирования гормонального фона.
  • Неврологические и психические расстройства.
  • Перенесенные инфекционные заболевания.

Фонопедические упражнения — решение здоровьесберегающих и координационных задач работы над голосом

Юлия Самсонова

Фонопедические упражнения — решение здоровьесберегающих и координационных задач работы над голосом

Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения.

Разработки В. Емельянова, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.

Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий)

певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь
голосовой аппарат — саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой. А на все остальные компоненты идет воздействие только через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.
Вокальные проявления начинаются уже у новорожденных. Доказано, что по крику, плачу ребенка уже можно определить, какой голос будет — высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление)

.

К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых складок. С 9-10 лет голоса приобретают силу, расширяется диапазон.

Взрослым следует помнить, что детей надо учить петь не для утренников, концертов, детских развлечений. Главная цель — развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств. Петь хотят все дети. Часто они поют слишком громко, с криком, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Педагоги должны грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровье-сберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.

У детей есть и фальцетное, и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного. В пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом до-школьникам безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок, тогда как грудное пение вызывает трение связок. Поэтому для детей младших групп подходит регистр от ля первой октавы до ми второй октавы, для старших — от ля малой октавы.

Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют. Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не с 7 лет, а раньше. Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет,так как в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.

О фонопедическом методе развития голоса В. В. Емельянова (ФМРГ)

«Фонопедический метод развития голоса»

В. В. Емельянов. Емельянов Виктор Вадимович является автором
фонопедической методики развития голоса (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного ниверситета).В прошлом врачу – фониатору. профессиональному вокалисту и актеру ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения.
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ)

– это многоуровневая обучающая программа
(педагогическая технология)
установления
координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. (Для справки: Фониатрия — это раздел оториноларингологии, посвящённый проблемам диагностики, лечения и профилактики заболеваний голосового аппарата, фонопедия – это раздел логопедии, занимающийся восстановлением и профилактикой голоса специальными педагогическими техниками). Система взглядов, методов работы по постановке голоса была изложена автором в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж», которая адресована самому широкому кругу читателей. В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое»
и/или неречевое положение или действие
голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса. Фонопедический метод развития голоса также направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у вокалиста любого возраста способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т. е. правильно себя слушать и слышать.
Для работы с детьми автором предусмотрены голосовые игры.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо.Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку»

, сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень!Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.

Эти особенности положены в основу ФМРГ.

Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В. Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения.

Упражнения ФМРГ Фонопедический метод развития голоса, имеет прежде всего, технологическую направленность. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют, тренируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу?Это: •Расширение диапазона;

•Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;

•Усиление насыщенности звука;

•Полетность;

•Улучшение вибрато;

•Большая певучесть звука;

•Свобода;

•Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

Важное значение имеют фонопедические упражнения и в профилактике простудных заболеваний верхних дыхательных путей и заболеваний горла. В работе музыкального руководителя детского сада данный метод развития детского голоса может применяться как фрагментарно в организованной образовательной музыкальной деятельности, так и полностью при оказании дополнительных музыкальных образовательный услуг – в работе с хором или индивидуальной работе по вокалу с детьми дошкольного возраста. Фонопедический комплекс ФМРГ состоит из 6 групп упражнений:

• артикуляционная гимнастика;

координирующие интонационно фонетические упражнения;

• активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)

;

• тренировочные программы для грудного (не фальцетного)

регистра детского и женского
голоса; (с 9 лет)
• тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога-«П»

;
(с 9 лет)
• тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса. Каждая группа упражнений имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны. Освоение программы по развитию голоса при помощи фонопедического метода В. Емельянова (ФМРГ)

предполагает несколько последовательных уровней обучения: 1 уровень. Дошкольники и младшие школьники, не проходившие обучение в дошкольных учреждениях.

СИМПТОМЫ

При таком нарушении, как дисфония, можно выделить несколько симптоматических процессов:

  • Сильные болевые ощущения в горле, даже во время глотания жидкой пищи и напитков.
  • Повышенная температура тела.
  • Голос охрипший и низкий, может снижаться до шепота.
  • Дыхание сбивчивое и шумное.
  • Ребенка сопровождает мучительный кашель, характерна сухость во рту.
  • Зачастую области шеи и затылка болят, это объясняется спазмированием из-за постоянного напряжения голосовых связок.
  • Ребенок раздражен, часто меняется настроение.
  • Ухудшается общее состояние ребенка: головные боли, слабость, сонливость.

На моей практике были детки, речь которых сопровождалась звонкими и громкими звуками (стридор), а возникало это из-за сужения гортани и отсутствии просвета.

Способы восстановления голоса

Как указывалось выше, для восстановления утраченного голоса назначаются специальные дыхательные упражнения. На сегодняшний день существуют различные комплексы, которые помогают восстановить голос и улучшить его звучание.

Для людей с частично утраченным голосом полезны следующие упражнения:

  1. Вначале необходимо присесть на корточки, при этом расстояние между коленями должно составлять не больше размеров 1–2 кулаков. Спина при этом должна оставаться ровной, руки нужно положить на колени. Находясь в таком положении нужно сделать выдох, максимально напрягая руки, горло и шею. Через 6-10 секунд можно расслабиться, и сделать несколько обычных вдохов-выдохов и повторить глубокий выдох.

    Подобные упражнения следует сделать 6-10 раз, их можно повторить через пару часов.

  2. Сначала необходимо лечь на спину и делать вдохи таким образом, чтобы в них участвовал живот, затем нужно будет задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося при этом звук «С», это упражнение делается около 5 минут. После этого на выдохе следует произносить звуки «З» и «Ш».
  3. Следующим этапом этого комплекса упражнений является произношение звука «М» на выдохе, положения тела при этом остается таким же, как и во время выполнения предыдущего упражнения.
  4. После этого, попытайтесь напевать букву «М», делая каждый звук наиболее длинным. Продолжительность этого упражнения составляет не менее 5 минут.
  5. Затем следует с открытым ртом тянуть звук «Н», при этом следите за тем, чтобы произносимые буквы звучали без дребезжания.

Другие методики восстановления связок

Чтобы восстановить связки, для начала следует снять напряжение и расслабить их. Для этого используется специальное упражнение, получившее название «Зевающего льва». Во время проведения этой процедуры необходимо запрокинуть голову назад и широко открыть рот, после этого нужно постараться издать звук, похожий на громкое зевание, при этом должна изменяться его тональность. Именно зевание, по мнению специалистов, является лучшим способом расслабить гортань, в которой и находятся голосовые связки.

Ещё одним эффективным способом расслабить связки является снятие напряжения с диафрагмы, именно по этой причине у многих людей возникают проблемы с голосом. В таком случае применяют специальные методики дыхательной гимнастики, среди них особое место занимает система Стрельниковой. Эту методику используют в ведущих клиниках и центрах нашей страны для лечения других заболеваний дыхательной системы.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Существует несколько форм дисфонии, которые зависят от характерных особенностей.

МутационнаяДанная форма свойственна подросткам мужского пола, начинает “ломаться” голос. Увеличивается кадык, повышается количество слизи и появляется отечность.
СпастическаяНет вибраций в голосовых связках. Происходит это по причине импульсивных сокращений внутренних мышц гортани. Поэтому ребенку так сложно говорить.
ПсихогеннаяОтсутствует звучность голоса, но малыш способен говорить шепотом. Зачастую такая форма преобразуется в афонию.
ФункциональнаяНарушения голосовых функций, характерно неполное смыкание голосовых связок. Но при этом исключены патологические изменения в области гортани.

Для того, чтобы исправление дисфонии у ребенка проходило быстрее, необходимо определить форму заболевания.

Методики лечения

Главным фактором в определении методов лечения при потере голоса является выяснение причины данного состояния. Очень часто лечение заключается в устранении симптомов основного заболевания, которое и привело к поражению голосовых связок и потере голоса.

На сегодняшний день для разработки голосовых связок применяют специальные комплексы упражнений. В основном они разрабатывались фониатрами (так называют специалистов, которые занимаются восстановлением голоса), поэтому являются достаточно эффективными. Однако зачастую добиться полного восстановления голоса можно только при проведении комплексного лечения, которое назначает врач.

Главное, на что следует обратить внимание пациентов, у которых пропал голос – это соблюдение молчания.

Ни в коем случае не следует надрывать связки и говорить через силу, это может привести к афонии, после которой восстановить голос в полном объёме будет очень сложно. Кроме того, необходимо избегать употребления горячей, острой, соленой и холодной пищи. Также нужно будет забыть о спиртных напитках, кислых фруктах, например, цитрусовые следует полностью исключить из рациона больного.

ДИАГНОСТИКА

Во время диагностирования дисфонии необходимо консультирование таких специалистов, как педиатр, эндокринолог, детский хирург, отоларинголог, логопед.

В первую очередь проводится:

  • Физикальный осмотр ребенка и сбор анамнеза (совокупность данных, полученных путем опроса обследуемого). Проводится визуальное исследование гортани, за счет которого можно дать оценку состояния слизистых оболочек гортани и функциональность голосовых складок.
  • Акустическое исследование голоса. Измеряется частота и амплитуда голоса во время чтения.
  • Лабораторная диагностика. Сбор общих анализов: кровь, моча, биохимический анализ крови.
  • Обследование отоларингологом. Проводится обследование на предмет небно-глоточной недостаточности и оценки потока воздуха через дыхательные пути.
  • Логопедическое обследование ребенка с дисфонией. Логопед дает оценку анамнеза; уточняет, какие жалобы есть; изучает характер образования голоса и голосовой атаки; обследует физиологическое и фонационное дыхание; проверяет темпо-ритмические и интонационные параметры речи.

Как работает голосовой аппарат человека?

Гортань — это не только часть дыхательных путей, это орган звукообразования. На ней расположены голосовые связки — парный орган, представляющий собой скопление мышц. Когда человек молчит, между связками есть расстояние — гортанная щель. Чтобы рождался звук, необходимо, чтобы связки были плотно прижаты друг к другу. При таком плотном смыкании воздушный поток, выходящий из лёгких на выдохе, проходит через сомкнутые связки, вызывая их колебания. В этот момент зарождается звук, и мы слышим человеческую речь.

Если голос охрип и стал осипшим, значит связки не могут плотно примыкать друг к другу, в результате чего звучность речи теряется.

Состояние, при котором осипли голосовые связки, может быть вызвано их воспалением либо рядом других причин, которые мы разберём далее.

Как утопающий за соломинку

Кроме шипа мой голос ничего не произносил. Приятель порекомендовал обратиться к врачу-ларингологу профессору Василенко из больницы им. Боткина, и тот мне показал несколько упражнений из комплекса дыхательной гимнастики! И я уцепился за них как утопающий за соломинку.

Придя домой я тут же с большим энтузиазмом принялся их осваивать…Проделывал я эти упражнения утром и вечером и днём по нескольку раз , хотя он рекомендовал мне утро и вечер…

На следующий день у меня прорезался тонкий , цыплячий голосок ,еще через день стало что то членораздельное, через неделю мой голос полностью восстановился. Об этом я помню всю жизнь!

  • Для меня это была такая нечаянная радость, граничащая только с чудом. С тех пор— это мой утренний моцион —3- 4-е дня в неделю. А начиная с нынешнего лета делаю её ежедневно.

Дыхательная гимнастика стрельниковой упражнения

Для восстановления голоса мне хватило основного! Вот он

!

1. Ладошки

Исходное положение:

  • Встать прямо, показать ладошки зрителю, локти опустить, поза экстрасенса, делайте короткий , шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки( хватательное движение), причём все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.

Сразу после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот.

  • Нужно научиться не думать о выдохе. Активен только вдох, выдох пассивен.

Нужно иметь ввиду, что эти простые упражнения делаются в тепе- ритме шагающего взвода солдат.

2. Погончики

Сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом толкните кулаки к полу, во время толчка кулаки разжимаются, пальцы широко растопыриваются.

3. Насос

Движение похожее на то, когда мы накачиваем колесо автомобильным насосом…Вдох в нижней точке наклона, выдох в верхней..

4. Кошка

Движения торса вправо и влево с одновременным лёгким приседанием.Повернулись, одновременно присели — вдох, т.е. вдох в нижней точке приседания. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу. Не забываем о темпе-ритме.

5. Обними плечи

Во время короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Вдох в момент когда руки на плечах. Руки держать паралельно друг другу.

6. Наклон вперёд. наклон назад

Вдох с пола, вдох с потолка. Очень эффективное упражнение. Наклон-вдох,слегка прогнулись в пояснице, голову в потолок-вдох.

7.Повороты головы

Голова без остановки поворачивается вправо-вдох, влево-вдох. Руки можно держать на талии.

8.Ушки

Смотрим прямо перед собой. Голова тянется к плечу направо-вдох, налево-вдох.

9.Маятник

Из положения прямо, голова кивает вниз и сразу вверх. вдох с пола, вдох с потолка.

10.Перекаты

Правая нога впереди, левая на расстоянии шага сзади Слегка присели на правой ноге-вдох, переносим тяжесть тела на левую ногу, присели-вдох.Второй цикл упражнения продолжаем поменяв переднюю и заднюю ноги.

11.Передний шаг

Упражнение проще-простого. Шаги на месте поднимая высоко колени. Ногу подняли-вдох, подняли вторую-вдох. Когда высоко поднимаешь колено, чувствуешь диафрагму, а это укрепляет её мышцы, что очень полезно.

12.Задний шаг

Поочерёдно поднимаем ноги, как бы стараясь достать до ягодиц. Подняли ногу-вдох, вторую-вдох. И так 96 раз!!!

Комментарий эксперта

Рецензия на книгу михаила Щетинина “ Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой” главного специалиста по функциональной диагностике г. Москвы, пульмонолога, доктора медицинских наук, профессора Московской медицинской академии им. Сеченова М.И. Анохина:

.

Тысячи больных подтвердили высокую эффективность гимнастики Стрельниковой.

М.И.Анохин

Положительный фактор, свойственный системе— движение.Необходимость и полезность движения неоспоримы.

М.И.Анохин

Движение полезно всем. В стрельниковской гимнастике оно циклическое, повторяющееся, что наиболее адекватно для вегетососудистой дистонии. Специфический элемент гимнастики- изменение стереотипа дыхания.

М.И.Анохин

Как видите упражнения просты и доступны каждому! В зависимости от состояния здоровья нагрузки можно варьировать. После дыхательной гимнастики утренняя зарядка проходит на ура!

Метод дыхательных упражнений

Как я позже узнал- это гимнастика А.Н. Стрельниковой, открывшая этот метод лечения самых различных заболеваний!

Строится этот метод на трёх основных правилах:

Первое:

  • Думать только о вдохе! Тренировать только вдох! Но не искусственный, длинный объемный, а естественный- короткий и активный!

Второе:

  • Не закрывать плотно рот. чтобы после каждого вдоха— выдох мог уйти свободно.

Третье

  • Считать только вдохи
  • методику эффективных упражнений запомнить не сложно!

Стрельниковская сотня состоит из 96 вдохов- движений. Это норма, после выполнения этой нормы — следующее упражнение. Если тяжело выполнить сразу 96 , можно начинать с 4-х , 8-и, 16-и. 32-х., но довести нужно до 96. Я выполняю сразу все 96 в одном упражнении.
Существует основной комплекс , и дополнительные упражнения для различных заболеваний.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]