Звуки [С] [С`]. Буквы С, с.методическая разработка по логопедии (старшая группа)


Согласные звуки [с],[с’], буквы С, с

Открываем календарь – и снова осень. А точнее – сентябрь. Сентябрь ‒ это самый первый осенний месяц. В сентябре звенит первый звонок, и многие мальчики и девочки идут в школу. В лесной школе тоже прозвенел первый звонок, и многие зверята сели за парты и стали учиться. А учить лесных зверят стала мудрая сова.

̶ Сегодня на уроке мы будем изучать букву с

.

И мы вместе с лесными зверятами и учительницей-совой будем изучать букву с

. Но сначала давайте познакомимся.

Итак. Ученики 1 «А» класса это: белочка Стрелочка, волк Свистун, ёжик Силач, кабан Сеня. И конечно учительница 1 «А» класса сова Соня Савельевна (Кстати, букву А мы уже знаем!).

Итак, имена учительницы и учеников начинаются со звуков [с], [с’]

. А мы помним, что все звуки на письме обозначаются буквами, а все имена и клички животных пишутся
с большой буквы
. Значит
звуки[с], [с’]
на письме могут обозначаться
большой буквой с
.

А ещё звуки
[с], [с’]
на письме могут обозначаться маленькой
буквой с
.

Например, в словах сыр и семечки.

Итак. Давайте вспомним. Звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим и пишем.

̶ Интересно, а буква с

обозначает гласный звук или согласный?

̶ Хороший вопрос Стрелочка. Сейчас подумаем вместе. Давайте попробуем пропеть звуки [с] и [с’]

: [с-с-с], [с’-с’-с’]. Эти звуки нельзя петь. Наши зубы и язык мешают воздуху свободно проходить во рту и возникает преграда. А значит эти
звуки согласные
.

̶ Соня Савельевна. А почему все звуки сине-зелёного цвета и обозначаются в скобках?

̶ Все звуки всегда записываются в квадратных скобках, чтобы их можно было отличить от букв. А сине-зелёного цвета, наверное, потому, что согласные звуки могут быть твёрдые и мягкие.

Чтобы лучше запомнить, мы буквы, которые обозначают твёрдые звуки

, сделаем синим цветом, и произносим твёрдо. Например, в имени Соня
звук [с]
произносится твёрдо и обозначается на письме
буквой С
. А в имени Сеня
звук [с’]
произноситься мягко и на письме обозначается тоже
буквойС
. Поэтому буквы, которые обозначают мягкие звуки, сделаем зелёным цветом. Причём, к мягкому звуку мы добавим значок, похожий на запятую. Он показывает, что этот звук мягкий.

А ещё согласные звуки могут звучать звонко или глухо. Вот послушайте, как глухо звучит звук [с-с-с]

или
звук [с’-с’-с’]
. И вы, ребята, должны запомнить, что
звуки [с], [с’]
могут быть только г
лухими
.

Буква С

может быть большой (её называют
заглавной
) и маленькой (её называют
строчной
). Как пишутся буквы, мы посмотрели, а теперь узнаем, в каких случаях пишутся эти буквы.

Мы помним, что с большой буквы

пишутся имена, отчества, и фамилии людей, клички животных. Ещё
с большой буквы
пишутся названия городов, рек, озёр и деревень. А
с маленькой
буквы пишутся многие другие слова. Например: стол, скатерть, самовар.

Ещё с большой буквы

пишутся слова в начале предложения. Например: Сентябрь – это первый осенний месяц.

̶ А теперь мы немножко поиграем. Я вам буду загадывать загадки, а вы будете называть, отгадки. Итак, начнём.

Стоят они в лесочке, В оранжевых носочках, Милые сестрички, Имя им…

̶ Лисички.

Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я…

̶ Подосиновик.

После дождика подружки Поселились на опушке. Шляпы разноцветные — Самые заметные.

̶ Сыроежки.

̶ Молодцы. Теперь давайте подумаем, в каких словах буква с

обозначает мягкий звук?

̶ В слове лисички.

̶ А ещё в слове подосиновик. Буква с

обозначает мягкий
звук [с’]
.

̶ Правильно. А давайте, чтобы не забыть, мы эти буквы обозначим зелёным цветом. А в слове сыроежки буква с

обозначает твёрдый
звук[с]
. И обозначим её синим цветом.

Вот и познакомились мы с согласными звуками [с], [с’]

, которые на письме обозначаются большой
буквой С
и маленькой
буквой с
.

А чтобы лучше запомнить букву с, можно вспомнить полумесяц в небе тёмном, который буквой с

повис над домом.

Что с этими звуками не так?

Почему именно эти звуки? Потому что мы зачастую подменяем их одним – русским / а /, что создает наш довольно узнаваемый акцент ( /æ/ может заменяться еще и на русское /э/ ).

Перед тем, как начать, сразу оговорюсь, что не стану останавливаться на правилах чтения: вопрос довольно обширен, а задача статьи – “натаскать” на верное произношение самого звука. Вторая оговорка: в статье будет использоваться британский вариант произношения слов (ниже укажу, про какие именно слова идет речь).

Звуки

Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова. Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] – различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук – тук – ток – рок – рот – ром – том – ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) – воронка (7 звуков), спор – спорт ;
  • набором звуков: различие в одном звуке: лимон [л’имон] – лиман [л’иман];порт [порт] – торт [торт], лук [лук] – сук [сук];
  • различие в нескольких звуках: загар [загар] – забор [забор]; фасоль [фасол’] – пароль [парол’];
  • последовательностью расположения звуков: куст [куст] – стук [стук]; нос [нос] – сон [сон];
  • звуки в словах могут полностью не совпадать: школа [школа] – учитель [учитель]; карась [карас’] – сом [сом], дом [дом] – хата [хата].
  • Образование звуков и их классификация.

    Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

    В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы. Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

    Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а], [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

    Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки – сонорные. Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

    Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

    • гласные: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] – в их образовании участвует только голос;
    • звонкие: сонорные согласные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’] – голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж] – шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук [ж’]: жюри [ж’ури], вожжи [вож’и]) ;
  • шумные глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [щ’], [х], [х’], [ц], [ч’] – состоят только из шума.
  • Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).

    Голос (тон) обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос не образуется.

    Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.

    Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные – звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

    Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

    Гласные звуки

    Произношение русских гласных звуков отличается тем, что поток воздуха, при выдохе и произношении того или иного звука, не встречает препятствий во рту.

    Проговорите: «Ииии». Звук свободно проходит, звучит только наш голос. В русском языке существует шесть гласных звуков: а, о, у, и, ы, э.

    Эти звуки называют десять гласных букв.

    Задание

    Назовите гласные звуки в этих словах, укажите, сколько гласных звуков в слове.

    1. Марка.
    2. Жизнь.
    3. Гол.
    4. Остров.
    5. Эхо.
    6. Урок.
    7. Пол.
    8. Волк.

    Ответ:

    1. Марка, 2 звука а.
    2. Жизнь, 1- и
    3. Гол, 1-о.
    4. Остров, 2 звука о.
    5. Эхо, 2 звука – э, о.
    6. Урок, 2 звука — у, о
    7. Пол, 1 –о.
    8. Волк, 1 –о.

    Итак, гласных звуков – шесть, они произносятся на одном выдохе и без препятствий во рту.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]