Купить газовые котлы и запчасти к ним в Новосибирске Платы управления BALTGAZ,NEVALUX. Циркуляционный насос и воздухоотводчик BALTGAZ,NEVALUX. Циркуляционный насос и воздухоотводчик BALTGAZ,NEVALUX.

Пальчиковые игры и их использование на логопедических занятиях

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковые игры – нетрадиционная форма развития речи. Они помогают использовать ресурсы головного мозга, развивая память, внимание, творческое мышление.

В этой статье вы узнаете, почему пальчиковые игры положительно влияют на речевое развитие малышей, как правильно проводить пальчиковую гимнастику у детей разного возраста, какие еще нетрадиционные формы детской деятельности стимулируют нервные окончания на кончиках пальцев.

Как влияет развитие пальчиков на речь ребенка

Пальчиковые игры для развития речи – это простое и доступное средство развития вербального интеллекта. Известный академик В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной нервной системы человека, доказал, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь.

За речевое развитие в головном мозге отвечают зона Вернике и зона Брока. Рядом с ними находятся области мозга, ответственные за тонкие движения пальцев рук. Во время занятий пальчиковой гимнастикой и другими аналогичными играми происходит одновременная стимуляция речевых зон.

Психоневрологам известно, что наблюдая за движениями кистей и пальчиков ребенка, можно достаточно точно определить уровень речевого развития малыша. Чем они точнее, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем ближе к норме его речь. И, наоборот, неуклюжие движения со слабой координацией указывают на то, что в детской речи наверняка имеется задержка развития.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 1,5 лет

Основное правило – все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются по 3-5 раз. Желательно их делать отдельно для правой, отдельно для левой руки. Если пальчиковая гимнастика для развития речи сопровождается словами, их произносит только взрослый. Текст нужно читать эмоционально и выразительно.

Как делать простейший массаж кистей и пальчиков ребенку до года

Поскольку у детей раннего возраста нередко имеется повышенный тонус кистей рук, их пальчики часто зажаты в кулачок. Для улучшения координации движений и развития мелкой моторики нужно регулярно массажировать кисти и пальчики ребенка. Такой массаж в 1 год проводится в игровой форме.

  1. Гладим ручку малыша с внешней и внутренней стороны от пальчиков к локтю и обратно.

— Ручки, ручки! Я вас знаю, Я водой вас умываю. Пальчики я тоже знаю, Ими я сейчас играю.

  1. Гладим пальчики по направлению к ладошке и обратно, нежно разминая каждую фалангу.

— Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в стороне. Этот пальчик безымянный, избалованный он самый. А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Мягко постукиваем по пальчикам по направлению от подушечек к ладошке.

— Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!

  1. Массируем подушечки пальцев, мягко надавливая на них. По кругу проводим массаж ладошки.

— Сорока-ворона печку топила, Кашку варила, деток кормила, Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала. Он печку не топил, Он дров не носил.

  1. Повторяем первое упражнение.

Такой массаж рекомендуется делать ежедневно.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Все упражнения проводятся в игровой форме, так как в этом возрасте игра является ведущей деятельностью.

  • «Рыбак». Маленьким сачком, который можно сделать своими руками, выловить из миски с водой кусочки пробки, пенопласта, бусины большого размера и выложить их на тарелку. «Удочку» держим одной рукой.
  • «Дорожка». Заполнить манкой или пшеном «дорожку», границы которой выложены из картона или из бумажных полосок. За пределы «дорожки» крупу нельзя просыпать.
  • «Волшебная ложечка» . Пересыпать крупу из одной чашки в другую, осторожно беря ее ложечкой. Затем можно все повторить в обратную сторону.
  • «Салют». Разорвать тонкую бумагу на мелкие кусочки, сложить их на ладошку и подбросить вверх.
  • «Бумажный комочек» . Скомкать лист бумаги в плотный комочек.
  • «Волшебные палочки» . Сложить из счетных палочек дорожку, елочку, домик. Аккуратно собрать их в коробочку, беря по одной штуке.

Комплекс упражнений завершается расслабляющим массажем ручек и пальчиков.

Игры-потешки

Народные традиции воспитания детей, начиная с ранних месяцев жизни грудничка, предусматривали игры-потешки с пальчиками и ручками.

  • «Сорока-белобока» . Всем известную потешку можно усложнить, пригибая «послушные пальчики» к ладошке и шутливо потряхивая «ленивый» мизинчик.
  • «Ладушки-ладушки» . Хлопаем в ладоши, держа ручки малыша в своих руках и приговаривая: «Ладушки-ладошки, звонкие хлопушки, хлопали в ладошки, хлопали немножко».
  • «Домики зверей» . Взрослый может помогать малышу, держа его ручки за запястья.

— У медведя дом большой – ой-ой-ой! (разводим ручки в стороны). А у зайца маленький – ай-ай-ай! (ручки вместе) Наш медведь пошел домой («топаем руками» по столу), Заинька лег баиньки! (ручки возле щеки)

  • «
    Прятки».

— В прятки пальчики играют, Открываются (раскрыть ладошку), Закрываются (сжать кулачок). -Тук-тук-тук! (стучим кулачок об кулачок) Да-да-да! (хлопаем в ладоши) Можно к вам? (стучим кулачками) Рад всегда (хлопки)

Играть с малышом нужно весело, эмоционально, тогда, когда он находится в хорошем настроении.

Игры с резиновыми игрушками

Резиновые игрушки-пищалки – это отличное средство для совершенствования пальчиковой моторики и развития речи на первом году жизни грудничка. Сжимая игрушку, малыш быстро начинает понимать, за счет чего появляется пищащий звук. Далее он воспроизводит его уже намеренно. Давящее воздействие материала, из которого сделаны игрушки, массирует пальчики, действует на речевые зоны мозга.

Естественные тренажеры для пальчиков – вода, песочек

Песок и вода развивают чувствительность пальцев рук, кинестетические ощущения. Погружая руки в песок, просеивая его между ладонями, сжимая и перетирая, малыш делает самомассаж.
Воздействие песка разной структуры, температуры и влажности на нервные окончания одновременно способствует речевому развитию.

Игры с песком:

  • делать на влажном песке отпечатки ладошек;
  • рисовать пальчиком линии, зигзаги и простые фигуры;
  • прятать во влажном песке мелкие игрушки, камешки;
  • закапывать в песок ладошку и поочередно доставать пальчики;
  • показать, как пальчики «гуляют», «прыгают» по песку.

Игры с водой снимают гипертонус пальчиков и кистей рук, увеличивают объем движений. Контраст температуры воды и воздуха, а так же температура воды в разных емкостях закаливают малыша, повышают чувствительность пальцев. Оптимальное время игр с водой – не более 5-7 минут.

Упражнения с водой:

  • «Теплый, холодный» . Ребенок купает разноцветных рыбок, мячики и другие игрушки поочередно в прохладной и в теплой воде.
  • «Поймай льдинку» . Ребенок достает сачком из воды опущенные в нее льдинки. Сачок нужно держать только одной рукой и выкладывать льдинки на тарелочку.
  • «Достань ракушку (камешек) из воды». Малыш достает одну ракушку, которую ему предварительно показали родители, из общей массы, лежащей на дне.
  • «Что как плавает» . Опустить в воду предметы с различными свойствами: ткань, камешки, резиновую игрушку, бумажную лодочку, кусочек пенопласта. Понаблюдать, что плавает, что тонет, что мокнет. Достать предметы, рассмотреть их, потрогать.

После игры нужно вытереть ручки сухим полотенцем и переключить внимание малыша на другую деятельность.

Ход занятия:

Логопед. Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы рук и ног? Занимаемся гимнастикой! В наших щеках, губах и языке тоже есть мышцы. Давай научим рот открываться и закрываться по команде, губы – двигаться ровно и красиво, а язык – быть ровным и послушным.

1.Подготовка органов артикуляции: элементы логопедического массажа (поглаживание, похлопывание, направленные на расслабление языка, преодоление повышенного тонуса в языке.

2. Дыхательное упражнение «Снежинки»

.

Положить кусочек ватки на ладошку ребёнка, и предложить с силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперёд «трубочкой»

. При этом вдох делать через нос, не поднимая плеч, а при выдохе не раздувать щёк.

3. Артикуляционная гимнастика.

Сейчас мы будем играть с нашим язычком и губками перед зеркалом.

Комплекс артикуляционных упражнений по Л. А. Комаровой.

4. Игра «Поймай звук [С]»
(Выделение звука[С] –хлопком на слух)
Логопед произносит ряд звуков, а ребёнок должен «поймать»
звук[С] – в ладоши, т. е. хлопнуть, когда услышит звук [С].
5. Пальчиковая гимнастика.

На ноутбуке демонстрируем слайд-презентацию «Пальчиковая гимнастика с мячиком»

и выполняем последовательно
(одновременно ребёнок и логопед)
упражнения с массажным мячом.

6. Упражнение «Насос»

.

Для того, чтобы правильно произнести звук [С] нужно улыбнуться, кончик языка упереть в нижние зубы, боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам; по середине языка идёт сильная холодная струя воздуха (показ)

.

Посмотри на картинку, у велосипеда спустились шины, давай попробуем ему помочь накачать их. Воздух выходит из насоса и свистит [с-с-с-с-с-с-с] (отработка упражнения по подражанию)

.

7. Упражнение «Дорожки»

.
(с применением тактильных дощечек)
.

Ребёнок пальчиком проводит по дорожке и длительно произносит звук [С], дойдя до конца дорожки добавляет звук [А]. Посмотрим, какие же слоги у нас будут получаться.

Повтори слоги по схеме:

Словарный материал: СА- СО- СУ- СЫ- СЭ

8. Физкуль

.

Какой звук мы учились правильно произносить?

Источник

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 3 лет

Пальчиковая гимнастика для развития речи в 1,5-3 года может сопровождаться показом картинок. Сначала можно показать яркое красочное изображение, показать, а затем выполнить упражнение. С течением времени малыш усвоит материал и сам вспомнит, что нужно делать. Завершает гимнастику легкий массаж и поглаживание пальчиков и ручек.

Разогреваем пальчики перед основными упражнениями-играми

Чтобы пальчиковые игры для развития речи принесли максимальную пользу, важна правильная подготовка к ним. Она совсем не сложная – достаточно разогреть ладошки, потирая их друг о друга. Если малыш затрудняется сам это сделать, мама должна ему помочь.

В дополнение к этому можно ласково погладить пальчики от подушечек к ладони и наоборот. Не будет лишним мягкое растирание ручек от кисти до локтя и обратно. Все воздействия выполняются очень осторожно и бережно, чтобы не вызвать негативную реакцию ребенка.

Игры с хлопками

Эти игры – вариация игры в «ладушки». Они развивают мелкую моторику, чувство ритма, внимание, мышечную память. Стихотворные тексты, сопровождающие хлопки, можно произносить нараспев, можно их декламировать. Хлопки можно делать в свои ладошки, в ладоши партнера, по телу, по столу.

  • «Огород».
    Дети хлопают в свои ладошки или в ладони родителей.

-Мы имеем огород И растим на нем укроп, Помидоры и салат.. Огород наш – просто клад! Есть петрушка и фасоль, Огурцы, редис, морковь, Кабачки и патиссоны, Свекла, редька, лук зеленый, И, конечно же, цуккини, И арбуз, и даже дыни. Все, что можно, посадили? (развести руки в стороны) Ничего не пропустили.

  • «Танец с кошкой».
    Сопровождается ритмичными хлопками.

Кошка замуж выходила, Нас на свадьбу пригласила, Мы станцуем танец с ней, чтоб порадовать гостей.

  • «Голубки».

— Прилетели голубки На зеленые лужки (машем руками-крыльями), Они пили, они ели, Возле берега сидели (хлопаем ладошками), Напились в холодке, Понеслись по реке, Шу! (машем крыльями).

Развивающие стихи под пальчиковые игры

Если стихи, сопровождающие пальчиковую гимнастику, содержательны и интересны, польза от такой коррекции удваивается.

  • Котятки

Все котятки мыли лапки: Вот так! Вот так! (имитация мытья), Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так! А потом они устали: Вот так! Вот так! Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так! (имитация сна)

  • Птички-невелички

Маленькие птички, Птички-невелички. По лесу летают, Песни распевают (машем руками-крыльями), Буйный ветер налетел (руки вверх), Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло (закрыли голову руками), Там уютно и тепло.

  • Две руки

Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая! (показываем руки), Они в ладоши могут бить – и правая, и левая! (хлопаем), Они мне могут нос зажать – и правая, и левая! (зажимаем) Ладошкой могут рот прикрыть – и правая, и левая! С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою! (рукопожатие) И могут ласковыми быть и правая, и левая! Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая! (обнимаем себя)

Игры, развивающие творчество и речь

Такие пальчиковые игры для дошкольников раннего возраста обязательно сопровождаются показом картинок или игрушек, предметов. У малышей 1,5-3 лет преобладает наглядно-образное мышление, так они лучше усваивают материал.

Творческие речевые игры хороши тем, что они одновременно решают несколько задач. Такие игры положительно действуют на мелкую моторику кистей рук, развивают память и внимание, стимулируют речевое развитие.

  • «Сказки»

— Будем пальчики считать, Будем сказки называть (играем пальчиками). Эта сказка «Теремок», Эта сказка «Колобок», Эта сказка «Репка» Про внучку, бабку, дедку (трогаем большим пальчиком остальные пальцы). «Волк и семеро козлят» — Этим сказкам каждый рад!

  • «
    Домашние животные» Во время чтения текста поочередно показываем пальчики на одной и на другой руке.

Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! Ой, сюда комар летит! Прячьте ручки! (убираем за спину)

  • «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибаем пальцы), Мы с тобой снежок слепили (лепим), Круглый, крепкий, очень гладкий (имитируем поглаживание шара), Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним И … сломаем! (топаем ногами)

После того, как игры будут освоены, можно попробовать дать малышам самостоятельность и предложить самим показать то, о чем говорится в стихотворном тексте.

Рисование

Во время рисования дошкольник использует мышечные, зрительные, осязательные анализаторы. Память, внимание, умение анализировать – дополнительные плюсы, получаемые во время этого творческого процесса помимо развития мелкой моторики.
В возрасте 1,5-3 года лучше использовать пальчиковые краски и большие листы бумаги. Можно взять ватман, остатки обоев. Желательно использовать не более 2-4 цветов, начинать лучше с красного и желтого. Вода в этом случае не используется.

Рисованием стоит заниматься, пока у ребенка есть желание. Длительность занятий – от 1-2 до 15-20 минут. Время занятия увеличивается постепенно.

Лепка

Это одно из любимых занятий малышей, которое как нельзя лучше развивает чувствительность нервных рецепторов на кончиках пальцев. Координация движений рук и пальцев, новые тактильные ощущения положительно влияют на развитие речи. Для начала лучше всего использовать технику пластилинографии, так как маленькие дети очень любят размазывать пластилин по любой поверхности.

Для этого на картоне или плотном листе бумаги рисуют простой силуэт (дом, дерево, жук, чашка, солнышко) и показывают ребенку, как можно заполнить контур пластилином. Объяснение можно сопровождать пальчиковой игрой или потешкой.

Аппликация из макарон, листьев, круп

Манипуляции с крупами и макаронами очень полезны для развития мелкой моторики кистей рук. Перебирание крупы пальчиками, щипковые движения положительно действуют на сенсорное развитие. Кроме этого они развивают внимание, творческие способности, внимание.

Важное правило – всегда нужно соблюдать технику безопасности и следить, чтобы малыш использовал крупу по назначению.

Самая простая аппликация – посыпание манкой или пшеном силуэт простой формы, предварительно намазанный клеем. Лишнее стряхивается и на листе бумаги волшебным образом вырисовываются узоры или изображения знакомых предметов.

Аналогично выполняется «макаронная» аппликация, только эти изделия раскладываются по контуру вручную. Звездочки, спиральки, волны и ракушки, бантики и спагетти можно красить гуашью или пищевыми красителями.

Засушенные листья и цветы – отличный материал для нетрадиционной аппликации. Эти хрупкие компоненты требуют бережного обращения, что заставляет ребенка точнее координировать движения рук и пальчиков. Листья выкладывают на контурное изображение простого предмета или в виде симметричного узора.

Естественные тренажеры для пальчиков – застегиваем пуговицы, лепим фигурки из теста

Обилие застежек «молния» и «липучка» на детской одежде лишили детей возможности естественным образом развивать ловкость пальчиков. Чтобы компенсировать это, можно сделать тренажер для пальчиков своими силами. Он представляет собой набор пуговиц и подходящих к ним застежек-петель.

Можно обыграть этот тренажер, сделав его в виде забавной зверюшки, солнышка с пристегивающимися лучами или черепашки со съемным панцирем. Желательно, чтобы петли не были слишком тугими, а пуговицы слишком мелкими. Для успешной тренировки важно создать правильную мотивацию: помоги зайчику застегнуть курточку, а то он замерзнет.

Лепка из соленого теста – еще одно средство развития тонких движений кисти и пальцев ребенка раннего возраста. Массаж пальчиков, сопровождающий лепку из мягкого и легкого материала, позитивно влияет на сенсорное развитие и на развитие речи малыша.

Это тесто невозможно попробовать на вкус, так как оно соленое. Поделки, выполненные вместе с мамой, можно раскрашивать, высушивать в слегка нагретой духовке и играть с ними продолжительное время.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 6 лет

Старшие дошкольники могут делать пальчиковую гимнастику, следуя словесной инструкции. Достаточно назвать упражнение, как дети сразу же вспоминают и текст, и движения. Они уже могут поставить «пальчиковую сказку», рассказать знакомую историю. Для разнообразия можно включить музыку, надеть на пальцы колпачки, шапочки, маски, придумать проблемную ситуацию.

Игры с палочками и спичками

Палочки от коктейля, от мороженого, спички с отломанными серными головками, счетные палочки – отличный материал для развития мелкой моторики. Различная структура поверхности тренирует чувствительность пальцев, развивает сенсорную память. Выкладывая узоры и разные фигурки, дети развивают фантазию, усидчивость, пространственное мышление.

Возможные варианты заданий – как можно поиграть:

  • бросать спички в копилку, наполняя ее доверху;
  • сделать из пластилина ежика или елку, украсив колючками из спичек;
  • собрать со стола 10 спичек одной рукой, не выпуская их из кулачка;
  • выложить рельсы и шпалы из палочек разного цвета;
  • построить длинную и короткую, узкую и широкую дорожку, пусть по ним побегают игрушки;
  • построить из палочек дом, машинку, кораблик, самолет, разные буквы.

Можно вырезать из старой книжки персонажей сказки, приклеить к ним палочки от мороженого и показать кукольный театр.

Игры, развивающие творчество и речь

Дети старшего дошкольного возраста уже могут сами обыгрывать сюжет, рассказанный в стихотворении.

  • Умывалочка

Кран открыли: чик-чик, (вращаем кистью), Руки мыли: шик-шик, (трем ладошки), Пусть бежит водичка, (плавные движения), Мы умоем личико (умываемся). Мылом мы ладошки трем, (моем руки), Полотенцем промокнем (хлопаем ладонями). Вот и чистые ладошки (показать), Мы похлопаем немножко! (хлопаем)

  • Хозяйка

Кукле кашу я сварю (имитация помешивания), В миску молока налью, Положу туда крупу (трем пальчиками), И поставлю на плиту. (ладошки вперед) Будет каша хороша (хлопки в ладоши), Кушай, кукла, не спеша! (погрозить)

Игры с бумагой

Различная структура плотной и тонкой, шелковой и гофрированной бумаги, ее складывание и разворачивание, возможность рвать и скатывать в трубочку, вырезать и склеивать, складывание фигур в технике оригами представляет большую ценность для развития моторики пальцев рук и развития речи.

Игры с бумагой:

  • складывание гармошкой или ширмочкой листа бумаги, начиная с тонкого листа и заканчивая плотным картоном;
  • накручивание полоски бумаги на круглый или ребристый карандаш, склеивание их по длине;
  • нарезание бумаги на полоски и склеивание в бумажную цепочку;
  • разрывание бумаги на мелкие кусочки и складывание их в картинку.

Теневой театр рук

Театр теней – это волшебство, которое можно сделать своими руками. Помимо того, что декорации и действующих лиц можно сделать из подручных средств, для изображения героев спектакля иногда достаточно пары рук. Если расположить кисти и пальцы особым образом, может получиться гусь, овечка, осел, корова, собака, черепаха и другие животные.

Расскажи стихи руками

Такой вид деятельности всегда интересен детям. У них развивается мелкая и крупная моторика, внимание, память, повышается настроение. Можно показывать не только содержание строчек, но и отдельных слов. Для рассказывания руками подходят не все стихи. Их подбирают или сочиняют специально для этих целей:

  • Горох

— В ведро насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.

  • Фасоль

— В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне игрушки для детей, Мы их достанем без затей.

Домашнее рукоделие

Трудно переоценить пользу этого вида деятельности для детского развития. Декоративно-прикладное или творческое рукоделие позволит ребенку выразить свои способности, украсить детский уголок.

Польза изготовления поделок своими руками – что формирует:

  • усидчивость;
  • мелкая моторика;
  • внимательность;
  • аккуратность;
  • воображение;
  • возможность изготовить уникальную вещь.

Различная структура ткани, ниток, бумаги, ощущаемая пальцами, манипуляции с инструментами стимулируют нервные рецепторы, делая пальчики более ловкими, развивая речевые зоны мозга.

Виды рукоделия:

  • шитье кукольной одежды и предметов для домашнего хозяйства;
  • плетение украшений из бус и бисера;
  • вязание крючком и спицами;
  • вышивание;
  • лепка изделий из полимерной глины и соленого теста.

Естественные тренажеры для пальчиков – завязываем шнурки

Умение завязывать шнурки исключительно полезно для развития пальчиков и стимуляции речевых зон мозга. Если нет возможности практиковаться на собственной обуви, можно приобрести специальный тренажер или сделать его своими руками.

Начинать обучение нужно с 4-5 лет, не раньше, так как ребенок должен знать, где у него правая и левая рука. Для облегчения его задачи можно раскрасить обе части шнурка в разные цвета. Показывать способы шнурования нужно, стоя или сидя за спиной ребенка. Зеркальный показ запрещен.

  • — Пытаешься вязать шнурки? Не парься – это пустяки! Возьми шнурок. Петля, крючок. Ура! Выходит узелок! Теперь их нужно затянуть, Сюда продеть и повернуть. Петля, ушко, и вот – Уже обувка не спадет!

Сложный уровень

Третий уровень учит координации отдельных пальцев, их противопоставлению. Проработка такого рода движений способствует воспроизведению «С» по первому требованию в любой момент речи.

Снится сладкий сон Степану – дети закрывают глаза руками

Видит свежую сметану – широко открывают глаза и облизывают губы круговым движением языка по часовой стрелке

В знакомой миске голубой – ладони обеих руку нужно соединить так, чтобы образовалось углубление – изображаем миску

А ложка у него с собой – теперь миску изображает одна согнутая ладонь, а оттопыренный указательный палец другой руки – ложку. Ребенок совершает круговые движения большого пальца по «ладони-миске»

Он ложкой ест сметану – большой палец «зачерпывает» воображаемую сметану, подносит ко рту. Можно изобразить жевательные движения.

Всё это снится Степану – снова закрывают глаза ладошками

Затем поочередно соединять большие пальцы с другими, получая новые колечки и тренируя тонкую моторику.

Следует хвалить ребенка, когда у него получается, ведь положительны еэмоции значительно облегчают постановку звука «С». Малышам нравится рифмованная речь, а значит занятия будут протекать без особых сложностей и принесут наибольшую пользу.

Не следует преувеличивать роль пальчиковой гимнастики — она не заменит полноценную физкультуру, также не заменит общение мамы и ребенка. Навыки работы пальцами очень нужны, например для работы на компьютере, на мобильном телефоне. И иметь тренированные пальцы, которые способны быстро совершать быстрые скоординированные действия, очень полезно.

Источник

Коррекционный комплекс для детей 1,5 – 3 года

Все упражнения взрослый предварительно показывает, сопровождая показ объяснением.

  • Ладошки лежат на столе. На счет «раз» — пальчики врозь, «два» — пальчики вместе.
  • Под счет чередуем положения рук: кулак – ребро – ладонь.
  • «Человечек бегает по столу» , сначала левая рука, потом правая, потом обе руки вместе.
  • «Дети бегут наперегонки», выполняется аналогично предыдущему упражнению.
  • «Деревья» — подняли руки вверх, расставили пальцы в стороны.
  • «Пальчик – мальчик» . Загибают пальчики малыша под потешку:

— Мальчик-пальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем песни пел,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел.

Большой пальчик прикасается по очереди к подушечкам всех пальцев по очереди, от указательного пальца до мизинчика.

Для начинающих

Упражнения различаются по сложности. С первого уровня следует начинать маленьким детям, а так же тем малышам, кто не знаком с подобной работой. Эти задания для кистей рук, развивают умение подражать, удерживать на некоторое время напряжение рук и переключать внимание.

Достаточно простое упражнение, подходит для детей 2-3 лет, поскольку не требует сложных координированных движений пальцев и лицевых мышц.

Скачут, скачут во лесочке (прыгают на месте)

Зайцы — серые клубочки (прыгают, руки держат у груди).

Прыг — скок, прыг – скок — (прыгают вперед и назад)

Стал зайчонок на пенёк (выпрямиться и упереть руки в бока).

Всех построил по порядку, (повернуться туловищем вправо, правую руку отвести в сторону, затем влево и левую руку вытянуть в сторону)

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. (маршируют на месте)

Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, делают «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись. (руки вверх, потом к груди)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперёд)

Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки к груди)

Зашагали как отряд. (снова маршируют на месте)

Коррекционный комплекс для детей 3-6 лет

Дети постарше уже могут следовать инструкции взрослого и управлять своими движениями. Им предлагаются более сложные упражнения:

  • Трем ладошки друг об друга до появления ощущения тепла.
  • Сжимаем руку в кулачок и разжимаем ее.
  • Зацепляем руки в «замок» и тянем кисти в противоположные стороны.
  • Руки остаются в «замочке», двигаем сцепленными кистями рук вперед-назад.
  • «Солнышко». Поднимаем вверх кулачки со сжатыми пальчиками (солнышко встает), затем раскрываем пальчики (солнышко светит).
  • «Пальчики здороваются». По очереди соединяем большой пальчик с остальными, делая колечко.
  • «Футбол». Пальчик, катающие бумажный шарик, имитируют движения ног футболистов.
  • «Ножницы». Режем «понарошку» бумагу, ткань, клеенку.
  • Кладем ладошку не стол, поднимаем по очереди пальчики один за другим, повторяем другой рукой.

Тест на мелкую моторику М. А. Поваляевой

Цель проведения теста, предложенного кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой, — определение нормы и патологии деятельности некоторых отделов коры головного мозга. Он настолько прост, что его легко могут провести родители в домашних условиях.

Для его проведения нужно сесть напротив малыша и накрыть одну его ручку своей рукой, чтобы он ее не видел. Затем мама или папа трогает пальчики «спрятанной» руки в свободном порядке. Малыш в это время по просьбе родителей разжимает такой же пальчик другой руки, сжатой в кулачок.

Параметры благополучия – что должны определять дети в разном возрасте:

  • 3 года – большой пальчик;
  • 5 лет – большой пальчик и мизинчик;
  • 6 лет – указательный и большой пальчик, мизинчик.

Дети, с которыми родители или педагоги регулярно занимаются пальчиковыми играми и сенсорным развитием, без труда проходят этот тест.

Основные выводы

Одно из простых и эффективных средств для развития речи детей – пальчиковые игры. Их можно применять, начиная с первых месяцев от рождения ребенка. Зоны коры головного мозга, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся рядом.

Для стимуляции пальчиков используют игры-потешки, игры с резиновыми игрушками, игры с водой и песком, рисование, лепку, аппликацию из крупы и макарон.

Старшие дошкольники стимулируют нервные рецепторы на пальцах, играя с бумагой показывая теневой театр, занимаясь домашним рукоделием, рассказывая стихи руками.

Для коррекции речевого развития можно применять комплексы пальчиковой гимнастики, предназначенные для раннего возраста. Существует простой и удобный тест М. А. Поваляевой для измерения уровня развития мелкой моторики, который можно провести в домашних условиях.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Увеличение сложности

Второй уровень требует более точных, но статичных действий, благодаря которым «С» будет выговариваться гораздо легче.

На каждую строчку стихотворения необходимо совершать движения пальцев, губ или языка. Дети должны проговаривать стих.

Снится сладкий сон Степану (дети закрывают глаза руками)

Видит свежую сметану (широко открывают глаза и облизывают губы круговым движением языка по часовой стрелке)

В знакомой миске голубой (ладони обеих руку нужно соединить так, чтобы образовалось углубление – изображаем миску)

А ложка у него с собой (теперь миску изображает одна согнутая ладонь, а оттопыренный указательный палец другой руки – ложку. Ребенок совершает круговые движения большого пальца по «ладони-миске»).

Он ложкой ест сметану (большой палец «зачерпывает» воображаемую сметану, подносит ко рту. Можно изобразить жевательные движения).

Всё это снится Степану (снова закрывают глаза ладошками).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]