Средства развития речи ребенка дошкольного возраста

Хотелось бы обсудить очередную животрепещущую тему — средства развития речи детей дошкольного возраста. Ведь все мы мечтаем, чтобы детки сразу научились объясняться предложениями, правильными словами и с нужными окончаниями.

И при правильном подходе можно значительно ускорить этот процесс!

Основные средства развития речи

Важность речи

Согласитесь, до первых осознанных слов и заявлений сложно воспринимать вопящий комочек как личность с собственными мыслями и желаниями, а вот разговаривающий ребенок – уже достойный собеседник, с которым можно и нужно говорить буквально обо всем.

Умение говорить нужно и самому ребенку. Оно помогает ему общаться с родными, знакомыми, сверстниками в саду.

Методические средства

  • разговор со взрослыми;
  • речь воспитателя в детском саду;
  • специальные занятия, к примеру, с логопедом или уроки по методике раннего развития;
  • чтение художественной литературы;
  • занятия искусством.

Общение с родными

Когда же ребенок начинает говорить первые слова – расслабляться не стоит, предстоит еще большая, но интересная работа. Разговариваем с ним как можно чаще, рассказывая об окружающих предметах и действиях, называя имена, цвета, характеристики вещей, задавая наводящие вопросы, играя с ним.

Рекомендации для дома:

  • чтение стихов, потешек, скороговорок, сказок;
  • петь с ним простые и запоминающиеся песенки, так как музыкальные произведения тренируют дыхание, помогают справиться с заиканием, формируют правильный фонематический слух, вырабатывают темп речи;
  • проговаривать с ним простые стихи или загадки, предполагающие договаривание нужного слова, читать крохе первую часть, а последнее слово пусть скажет, вспомнит, подберет он. Если ребенок затрудняется – можно подсказать первую часть требуемого слова;
  • смотреть и читать с ребенком красочные сказки, по мере рассказа указывая пальцем на упомянутых героев и предметы, диалоги нужно читать разными интонациями, можно даже копировать голоса животных, людей;
  • использовать пальчиковые игры, доказано, что эти интересные, запоминающиеся стихи и песенки при условии сочетания с определенными жестами не только помогают развивать память, но и ускорить развитие речи, да и играть в них очень интересно даже взрослым, знаете, затягивает!

Почитайте обязательно об особенностях применения скороговорок для детей.

Речь воспитателя в детском саду

Очень важная часть развития связной речи, ведь ребенок на протяжении нескольких часов практически ежедневно слышит этого человека, запоминает особенности построения слов и предложений. Доказано, что малыши как губки впитывают новые интересные словосочетания и выражения, чтобы потом употребить их в разговоре.

Для детей наиболее благоприятной средой является спокойный, доброжелательный тон воспитателя и его содержательная, понятная и яркая речь.

Специальные занятия

В принципе, на занятиях по раннему развитию детей учителя пользуются всеми теми же способами, что и заботливые мамочки – те же потешки, стишки, песенки, загадки, пальчиковые игры.

Чтение художественной литературы

Эффективность сказок и народного фольклора для ребенка переоценить сложно, ведь мы с вами выросли и учились на рассказах о курочке рябе, спящей красавице, золушке, красной шапочке и множестве иных поучительных историй.

Методика как наука тоже признает важность художественной литературы, ведь на ней дети сначала учатся ощущать красоту и образность родного языка, а потом уже пытаются воссоздать отдельные слова и фразы.

В наш век технологического прогресса все больше на первый план выходят современные гаджеты с интересными играми для малышей и увлекательными мультфильмами, для просмотра которых не нужно включать воображение и представлять события, описанные в истории. Но по возможности все же приучаем наших деток к печатному слову, его не заменит даже самых модный телевизор.

Занятия искусством

Живопись, музыка, театр также являются помощниками для становления речи ребенка, они вызывают сильный эмоциональный отклик, который требует от малыша отдачи, провоцирует желание поделиться впечатлениями.

Сходите с крохой в кукольный театр или на специальное детское представление, попробуйте сами стать актерами, поиграв любимыми игрушками или приобретя пальчиковый театр из мягких игрушек или бумажных фигурок. Пусть ребенок сам выразит себя творческой личностью, опробует на себе разные роли, интонации и голоса.

Средства, позволяющие быстрее развить речь ребенка, многогранны и разнообразны. Порой достаточно просто уделять крохе внимание и весело играть в полезные забавы, чтобы заметить ощутимый результат. Выбирайте самую подходящую игру и помогите своему малышу быстрее освоить навык общения.

Развитие речи ребенка в 2-3 года

Как правило, в 2-3 года даже самый ленивый и инертный ребенок начинает активно развиваться, изучая новые слова и понятия. Педиатры отмечают такие особенности развития, как активное запоминание новых слов и их сочетаний. В этом возрасте малыши, словно губки, способны изучать по 3-4, а то и десяток новых понятий за день, развиваясь семимильными шагами.

Конечно, скорость у каждого ребенка разная. Одни начинают говорить правильными предложениями, склоняя слова буквально с двух лет, другие же медленно набирают пассивный словарный запас, запоминая новые знания, но отмалчиваясь до определенного времени.

Но примерно в 2-3 года речь становится главным инструментом для общения, ребенок пытается донести свое мнение и желания, как взрослым, так и сверстникам. И это умение нужно стимулировать, развивать, помогая крохе активнее развиваться при помощи упражнений и игр.

Причины плохой речи у детей

  • Болезни ушей и носоглотки, особенно при затяжных заболеваниях, истощающих организм.
  • Поражения центральной нервной системы, характеризирующиеся умственной отсталостью.
  • Отсутствие внимания родных.

Введение

В наше время развитие речи у детей в раннем возрасте является одной из самых важных и главных проблем, так как не у всех детей развитие речи происходит по установленным нормам. Наиболее глубоко эта проблема рассмотрена Грибовой О.Е «Что делать, если ваш ребёнок не говорит / Книга для тех, кому интересно» [3] и Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» [13].

Цель работы: изучение этапов развития и методов формирования речи у детей раннего возраста.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: этапы развития речи и методы её формирования.

Методы исследования:

  1. Исследовать теоретический материал по теме развития речи детей раннего возраста.
  2. Формирование методической копилки по развитию речи.

Что поможет ускорить развитие речи?

  • Стимулирование мелкой моторики

Доказано, что в головном мозгу ребенка центры, отвечающие за четкую моторику и речь, размещены рядом, и стимуляция первого провоцирует развитие второго. Здесь специалисты рекомендуют использовать мелкие предметы, которые малыш может перебирать, отличным примером могут служить пазлы.

Приобретите простые милые картинки и собирайте их вместе с малышом, увлекая его рассказом о том, что в итоге можно получить красивый рисунок.

Также можно рисовать пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами, пытаясь не просто тренировать руку крохи, но и во время творчества называть цвета, формы и рисунки своими именами, чтобы увеличивать словарный запас малыша.

  • Дыхательные упражнения

Для правильной артикуляции ребенку нужно научиться проговаривать слова на выдохе, а значит – управлять своим речевым дыханием, силой голоса и мышцами губ.

В этих целях и используют разные игры:

«снежинка» — вырезаем из тонкой бумаги снежинку и предлагаем ребенку сдуть ее с ладони;

«кораблик» — сделать из бумаги лодочку, опустить ее в таз с водой и предложить ребенку задать направление судну, сдувая его;

«бабочка» вырезать бабочку, и продев через нее нитку, предложить крохе заставить ее летать – для этого подуть на нее.

  • Артикуляционная гимнастика

Она помогает улучшить управляемость мышц губ и языка, необходимых для точного воспроизведения звуков.

Самыми простыми упражнениями могут стать кривляния ребенка перед зеркалом во время умывания, предложите ему вытянуть губы в трубочку и проговорить букву «о» и слоги с нею. Потренировать язычок малыша можно, просто смазав губы медом, вареньем или иной сладостью.

Позднее можно перейти к более сложным логопедическим занятиям. К примеру, предложить ребенку достать языком до щек, носа, подбородка, пощелкать им, как лошадка, «положить спать» на зубки.

Не менее полезной игрой может стать обычная улыбка – она помогает деткам освоить сложный в произношении звук «Ы».

  • Подвижные игры со звуковым сопровождением

Маленькие детки обожают шумные, веселые игры, во время которых нужно следовать подсказкам, содержащимся в стихах, отличным примером таких забав может быть «Море волнуется раз», «Гуси-гуси».

Такие стишки можно выучить самостоятельно, а потом играть вместе с крохой, стимулируя его повторять хотя бы самые простые слова.

  • Разговоры со взрослыми

Детки не могут научиться разговаривать, пребывая всегда в гордом одиночестве, развитие возможно лишь только при тесном и интересном общении. Наверное, вы слышали, что с малышами нужно разговаривать буквально с рождения.

Особенно важно разговаривать с ребятами после двух лет. Причем не просто ограничиваться односложными ответами, а детально, хотя и простыми словами, пояснять все интересующее малыша.

В свою очередь нужно спрашивать у ребенка его мнение и решения, стимулируя не обычные ответы в формате «да» или «нет», а настоящие предложения – только так у детей формируется связная речь.

Для этого нужно научиться правильно формулировать вопросы, отказавшись от привычных «хочешь есть?» в пользу «что будешь кушать?» или говорить вместо «что делает мишка?» — «почему он плачет, смеется, что делает?».

Вывод по I главе

У детей с самых первых дней жизни и до окончания дошкольного периода происходит самая важная задача — формирование и развитие речи. Каждый год жизни ребёнка делится на этапы и на каждом из них происходит совершенствование речи — от первого младенческого крика до составления сложных предложений.

В период раннего детства у детей происходит интенсивное развитие речи. За это время активный словарь ребёнка превышает пассивный; ребёнок узнает о том, что у каждого предмета есть своё название; после того, как он услышит слово — пытается повторить; он учится составлять простые и сложные распространенные предложения.

Развитие речи ребёнка тесно связано с общением со взрослыми, и недостаток этого общения может привести к задержке речевого развития,а также повлиять на развитие психики малыша. Общение ребёнка с окружающими его людьми позволяет увеличить его пассивный и активный словарь, усовершенствовать произношение и содержание речи.

Особенности развития речи у детей 3-4 лет

Словарный запас ребенка увеличивается с каждым месяцем. Если в три года он свободно владеет 1000 слов, то к четырем годам словарный запас увеличивается до 2000. В этом возрасте он уже умеет составлять предложения, задавать вопросы и отвечать на них, владеет связной речью. Но не всегда все бывает настолько гладко.

Развитие детей 3-4 лет очень индивидуальное. Одни неплохо и связно говорят, другие стараются отвечать односложно или вообще молчать. В этом возрасте большинство детей еще не могут пересказывать сказки или истории, но уже могут вести беседу по вопросам, особенно если их направлять. В построенных предложениях они допускают много ошибок в падежных окончаниях, употреблении местоимений и родовой принадлежности.

Также в этом возрасте дети нечетко произносят звуки, некоторые заменяют или выкидывают их, поэтому их трудно понять. Специалисты считают, что это еще не проблема, поскольку каждый ребенок имеет свои особенности, темперамент, склонности, способности и генетику. И к пяти годам он уже говорит ясно и правильно.

Задержка в развитии речи

Главной причиной задержки развития речи (ЗРР) у детей является ее не востребованность. Это выявляется в нехватке общения со сверстниками, недостаток общения с родителями и окружающими. Обычно ЗРР наблюдается у тех малышей, которые лишены детского общества и имеют постоянно занятых собой родителей.

Другой причиной этого отклонения может быть генетика или заболевания нервной системы и головного мозга, связанные с отставанием психического развития.

Следующая причина появления ЗРР – отсутствие слуха, полная или частичная глухота. Речь ребенка развивается, опираясь на услышанные звуки. Если этих звуковых потоков нет, то самостоятельно дитя не заговорит.

Как определить, что у ребёнка задержка речевого развития

Задержка речевого развития – более позднее овладение устной речью в сравнении с условными нормами для детей младше 3-х лет. Охарактеризовать задержку речевого развития можно качественным и количественным недоразвитием.

Для того, чтобы правильно понять как определить задержку речевого развития, необходимо знать этапы и условные нормы развития речи у детей в раннем возрасте.

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, в пассивном словаре — около 200 слов. До определенного времени пассивный словарь намного превышает активный словарь. Примерно в 1,6 – 1,8 мес. слова из пассивного словаря врываются в активный словарь. У некоторых детей период пассивной речи затягивается до 2-х лет, хотя в целом развитие речи проходит нормально.

Допускаются отклонения в развитии речи в пределах нормы у девочек на 2-3, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно понять имеется ли у ребенка задержка развития речи или нет может только врач-логопед.

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться : отсутствие реакции на звук и речь, неактивные попытки повторения чужих слов, отсутствие собственной речи на разных этапах её развития, отсутствие неречевых способов коммуникации.

Причины задержки развития речи

Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причинами могут быть нарушения во время внутриутробного развития и процесса родов,а также неблагоприятные воздействия,с которыми ребенок столкнулся в первые годы своей жизни.

Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга. Причинами задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов могут быть такие фактор, как ранний и поздний токсикоз беременности, глубокая недоношенность, родовая травма, интоксикация химическими веществами, лекарствами. На задержку речевого развития могут повлиять генетические факторы.

Не всегда причинами недоразвития являются патологии во время беременности и родов. Иногда нарушения вызваны факторами, влияющими на здоровье и воспитание ребенка — это причины биологического и социального порядка.

Биологический фактор. К биологическим факторам относят осложнения после вакцинации, медленный темп созревания нервной системы, а также длительно текущие заболевания, ослабляющие в раннем возрасте иммунитет ребенка. Биологическую основу ЗРР чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга.

Тугоухость. Очень опасно, если у ребенка снижен слух или он ничего не слышит. При снижении слуха речь ребенка не может полноценно развиваться. В таком случае, даже минимальные отклонения от нормы можно считать причиной ЗРР. Очень важно, в каком возрасте малыш потерял слух. Если это произошло в 5-6 лет, ребенок может сохранить речевые навыки. При рождении глухого ребенка или при потере слуха в первые годы жизни шансы заговорить у такого малыша равны нулю.

Социальные факторы. К таким факторам относятся частые стрессы, недостаток внимания и общения в семье.

Профилактика

Если родители заметили, что развитии речи их ребенка отстает от нормы, то им обязательно нужно обратиться к нужному специалисту. Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. В особых случаях может понадобиться помощь лицевого хирурга или ортодонта.

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования: проверка слуха, обследование понимания речи, обследование мелкой и крупной моторики, обследование органов артикуляции, исследование словарного запаса, обследование фразовой речи.

Исходя из результатов обследования определяется степень ЗРР и планируется коррекционная работа. Как лечат задержку речевого развития ?Проводят лекарственную терапию, магнитотерапию, электрорефлексотерапию, дельфинотерапию и иппотерапию ; с ребёнком работает педагог — корректолог.

При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

Меры профилактики задержки развития речи:

  1. создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
  2. формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
  3. обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
  4. оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.

Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.

Как разговаривать с ребенком

Для своевременного развития, с самого младенческого возраста нужно проводить занятия. Говорить с малышом нужно медленно, размеренно, четко все проговаривая, не сюсюкать, не коверкать слова, не следует торопить его с ответом и при необходимости обязательно поправлять.

Иногда малышу трудно правильно произнести все звуки, в этом случае его необходимо поддерживать и подбадривать, ни в коем случае не ругать и не дразнить.

Обращать внимание на занятиях следует на дыхание, интонацию, добиваться полных ответов. В возрасте 3-4 лет дети уже знают названия игрушек, цвета, формы предметов и т.д., поэтому с ним нужно больше общаться и мягко заставлять проговаривать все эмоции и чувства, описывать окружающий мир, говорить о его желаниях и потребностях.

При необходимости нужно обратиться к специалисту – логопеду, он посоветует, как правильно подойти к занятиям, на что обратить внимание в первую очередь и, если это необходимо, будет сам проводить занятия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]