Скороговорки на звук Л: 50 скороговорок для развития речи детей и задания и игры к ним.
В этой статье собраны скороговорки для автоматизации правильного произношения звука Л в словах и фразах, а также игры и задания к ним.
Скороговорки специально отобраны для развития речи детей дошкольного возраста. Во всех скороговорках со звуком Л отсутствует трудный для произношения детей звук р, что позволяет акцентировать внимание ребенка именно на звуке л и ль и их правильной артикуляции в ходе выполнения заданий и языковых игр.
Языковерткина «л» в помощь
Обычно помогает логопед. А родители могу помочь закрепить результат веселыми и полезными скороговорками или «языковертками», как называли их в старину. Есть множество вариантов. Это тренировка мягкого звука «л».
- Не вы ль молили о любви, меня маня в туман лиманов?
- Ляля любит куклу Лелю. Ляля куколку лелеет. Лелю в люлю — и Ляля спит.
- Пилили, кололи, кололи, пилили. Лиля с Полиной, Полина с Лилей.
- Ловила налима, линя наловила, меняла линя на налима, а налима ловила, да не выловила.
- Ла-ла-ла – лодка уплыла. Ли-ли-ли – Лилю отвели. Лю-лю-лю – лениться не люблю.
Это тренировка твердого «л»при чередовании с мягким «л»:
- Любит Мила мылом мылить, мама Миле мыло даст.
- Выливали из олова ложку. Допустили маленько оплошку. Полениласьлитейщица Лиля. Половину литья недолила.
- У Феклы славные свеклы. Все лето не сохли и не мокли. И зимой не поблекли.
Звук «л» у некоторых детей получается вместо «р». И тут на помощь может прийти такая всем известная скороговорка, что тренирует сразу два звука одновременно – Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
Статья:
Веселый набор слов, стишки, фразы легко поддаются четкому безошибочному произношению. К тому же, скороговорки для развития дикции, помимо развлечения помогут научиться внятно выговаривать звуки и слова, приобрести правильную дикцию и избавиться от дефектов речи. Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х — От топота копыт пыль по полю летит. — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. — Колпак на колпаке, под колпаком колпак. — Верзила Вавила весело ворочал вилы. — Около кола колокола, около ворот коловорот. — Шакал шагал, шакал скакал. — Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи. — Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал. — Ткет ткач ткани на платки Тани. — Водовоз вез воду из-под водопровода. — Стоит копна с подприкопёночком. — В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. — Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! — У елки иголки колки. — Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! — Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. — Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат. — На меду медовик, а мне не до медовика. — Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. — У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи. — У нас гость унес трость. — Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке. — Хвалю халву. — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Отработка звуков: р, л, м, н — Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку. — Клара-краля кралась к ларю. — На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора. — На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор. — На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова. — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. — Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. — На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня? — Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. — Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. — Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. — Король-орел. — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. — Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. — Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. — Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. — На дороге с утра тарахтят трактора. — Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером. — На горе Арарат рвала Варвара виноград. Отработка звуков: з, с, ж, ш, ч, щ, ц — У Сени и Сани в сетях сом с усами. — У осы не усы, не усища, а усики. — Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. — Осип охрип, а Архип осип. — Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. — Сачок зацепился за сучок. — По семеро в сани уселися сами. — Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. — Свиристель свиристит свирелью. — Шла Саша по шоссе и сосала сушку. — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. — Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. — Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. — Чешуйки у щучки, щетинки у чушки. — Жутко жуку жить на суку. — Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. — Тщетно тщится щука ущемить леща. — Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Тренируем звук «с»
Иногда вместо свистящего звука «с» у детей слышится шипящий звук «ш». Чаще это происходит из-за недоразвитости речевого аппарата, а также из-за родовых травм. Поправить положение можно регулярными тренировками и оттачиванием «с». Для этого есть ряд полезных «языковерток»:
- Сшила Саша шорты Свете. Света сшила Саше сапожки.
- Сенька привез подарки семье: сестрам – по сережкам, братьям по сапожкам.
- Саше купили шашку. Сидит Саша с шашкой и с соседом Сашкой. Стали играть, шашку сломали.
- Саша – само совершенство и еще самосовершенствуется.
- Сшила Саша шапку Саше. Саша шапкой шишку сшиб.
- Устала Прося в поле косить. Все косы Проси в просо. Насыпала Прося просо поросятам. А поросята просят насыпать просо еще.
- У соседа-непоседы – сосед-домосед. Собирался сидеть домосед у соседа-непоседы весь день без дела, а непоседа не высидел и секунды.
Эти и подобные скороговорки помогают проговаривать «с» четко и во всех вариациях.
Скороговорки на «л» и «с» для взрослых
Взрослым также пригодятся «языковертки» для того, чтобы отточить речь, более внимательно следить за произношением звуков. Это актуально для ведущих, спикеров, артистов, конферансье. Примеры самых распространенных «языковерток»:
- Лилии полили ли? Иль увяли лилии? (продолжение: Мы полили лилии. На лилии все вылили).
- Потопали до тополя! До тополя потопали! (продолжение: До тополя дотопали, да ноги все оттопали).
- Клава в колодце клад нашла. Клала в колоду и уронила в воду.(продолжение: Глядит Клава в воду: ни колоды, ни клада).
- Милая Мила любила белила.
- В семеро саней, по семеро в сани, уселись сами. (продолжение: скатились сами всемером на санях – и в сугроб).
- Сказал Сеня Сане: мы сами с усами!
Для взрослых имеет значение быстрое проговаривание сложных фраз. Это способствует хорошей дикции.
Автоматизация звука «Л» в скороговоркахматериал по развитию речи по теме
Скороговорки со звуком [л] — Один Клим клин колотил, колотил и выколотил. — Наш Полкан попал в капкан. — Съел Слава сало, да сала было мало. — В Луку Клим луком кинул. — Палку толкал лапкой Полкан. — У елки иголки колки. — Колпак — под колпаком, под колпаком — колпак. — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. — Иван-болван молоко болтал, да не выболтал. — Маленькая болтунья молоко болтала да не выболтала. — — Козел-мукомол кому муку молол, а кому не молол? — От того, кому молол,♣ получал пироги; От того, кому не молол, получал тумаки. — Около кола — колокола, и на колах — колокола. — В лодке — Володька, в палатке — лопатка. — Вол был бел. — Вол попал в логово волка. — Колдун долго колдовал в лодке. — Лала ела халву под одеялом. — Мила мила, Мул был мал. — Нил мыл пол и ныл. — Платон плыл на плоту. — Володя пил из пиалы молоко. — Слава встал со стула. — На клумбе клубок? Не клубок — колобок. Стихи для автоматизации звука [л] * * * Вышел на охоту волк, Он в охоте знает толк. И коза, и гусь, и телка Испугались злого волка. * * * Лопата копала, копала, копала, Потом улеглась, видно, очень устала. * * * Лом ломает толстый лед, Лом ломать не устает. * * * Пилит толстый ствол пила, Накалилась добела. * * * Колун колол, колол, колол, Колун полено расколол. * * * Плясала, плясала по дому метла, Полы подмела от угла до угла. * * * Уточка-качалочка яиц наносила, Уточка-качалочка детей выводила, Уточка-качалочка рыбы наловила. Уточка-качалочка детей накормила. А селезень-молодец по делу плыл, По делу плыл — детей сторожил. Оленька Что брала, клади на место — Это Оленьке известно. Что взяла, клади на место! Только девочка мала: Забывает, где взяла. З. Александрова Летний день Было небо голубое, Было солнце золотое, На крылечке кот лежал, Мальчик деревце сажал. Время медленно текло, Было тихо и тепло. В. Данько
Страшная история Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку, Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко… Д. Хармс * * * Клава клала клад в колоду. Клад уплыл от Клавы в воду. Не плыла за кладом Клава, А колода уплывала. * * * Полосатые паласы Полоскала дочка Власа. Полоскала, полоскала — Полосатой речка стала. * * * Дятел жил в дубле пустом, Дуб долбил, как долотом. День долбил, два долбил, В небо клювом угодил. * * * Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил. Он воевал, не уставал, И падал сам и сам вставал. И помнил он всегда в бою Свою солдатскую семью, Где был за всех, и за него Стояли все до одного. * * * Поглотить нас мгла могла, Но нам лампа помогла… Сосулька Когда я сосульку ел, — Было очень вкусно, А потом я заболел, — Стало очень грустно. М. Дружинина Обида Пусть плачет, если хочет кто-то, А я не плачу — неохота. И мне за плачущих обидно: Сквозь слезы солнышко не видно. Р. Сеф * * * — Заяц белый, заяц белый, Ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: — Я не бегал, я скакал. Снегопад День настал, и вдруг стемнело. Свет зажгли, глядим в окно. Снег ложится белый-белый. Отчего же так темно? В. Берестов * * * Все бело, ой, все бело, Белым цветом расцвело. Бел зайчонка легкий след, На березке бел берет, И на рощице ольховой Белым-бел платок пуховый. А. Прокофьев Лапти Павка на лавке Плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти На лапки кошке. Н. Кончаловская Белый цвет Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел, А вот белка не бела, Белой даже не была. Е. Измайлов
Какие скороговорки сложнее
Сложность «языковерток» не определяется их размерами. Трудное сочетание звуков делает ее сложной и трудновыговариваемой. Например, звук «л» в такой вариации будет сложнее выговаривать:
- Рыла свинья белорыла, тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
- Королева с кавалером прогуливались по скверу. В сквере свет не горел. Сквернословить при королеве кавалер не хотел.
Детям в возрасте до 8 лет не рекомендуется давать подобные скороговорки. Они больше подходят для старших детей и взрослых.
Варианты заданий и игр со скороговорками на звук Л для детей
— Игра «От черепахи до ракеты» ,»Радио»- описание игр см. в статье «Автоматизация звука Р: игры и задания для детей»
— Найти в скороговорке слова со звуком Л и со звуком Ль.
— Найти в скороговорке слова, в которых звук Л (или звук Ль) стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.
— Придумай свое смешное предложение с данным словом (небылицу — путаницу).
— Какое слово заблудилось?(Взрослый заменяет слово из скороговорки другим неподходящим по смыслу словом, дети отгадывают, какое слово заблудилось и какое слово нужно поставить в скороговорку).
— Взять из скороговорки два слова со звуком Л и соединить их в одно предложение.
— Сказать скороговорку весело, грустно, изумленно, восхищенно, устало и с другими интонациями. Можно поиграть в «Скажи, как я» — ребенок повторяет интонацию, паузы ведущего — взрослого в произнесении скороговорки.
— Отгадать, с какой интонацией произнес скороговорку партнер по игре.
— Сказать скороговорку вслух правильно сначала медленно (так бы ее произнесла черепаха Тортилла), потом в среднем темпе (так бы ее сказал бы Артемон), затем быстро -быстро (так говорит скороговорки Торопыжка).
— Поймать мяч от ведущего и в ответ ему повторить скороговорку и перебросить мяч дальше либо ведущему, либо следующему ребенку.
Правила произношения «языковерток»
Чтобы максимально добиться результата от повторения чистоговорок, надо придерживаться правил:
- Проговаривать фразы надо сначала медленно и четко.
- Если речь идет о ребенке, ему надо сначала объяснить смысл фразы, поскольку не всегда есть в ней понятные слова.
- Второй раз стоит проговорить чистоговорку быстрее.
- На третий раз произнести быстро и снова повторить.
- Для взрослых не достаточно просто стремиться к быстрому проговариванию. Следует также менять выражение, интонацию. Поскольку тренировка дикции включает в себя и выразительность речи тоже.
Начинать надо всегда с коротких поговорок. Они легче запоминаются и произносятся. Останавливаться на достигнутом не стоит. После автоматизации коротких «языковерток» можно переходить к более сложным и длинным. Если короткие фразы даются с легкостью и без затруднений, это свидетельствует, что вы готовы к новым шагам навстречу идеальной дикции.