Статья «Из истории развития логопедии в России (IX – XX вв.)»

Определение 1

Логопедия – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием речевого развития детей и разработкой методов и направлений коррекционной работы, ориентированной на устранение дефектов речи.

Логопедия относится к комплексу научных знаний специальной педагогики. Она занимается детальным изучением различных речевых патологий, их влиянием на общее развитие личности учащегося определенного возраста, особенностей проявления речевых отклонений и возможностей функционирования познавательной и иных сфер личности при наличии того или иного речевого нарушения. Логопедия разрабатывает технологии коррекционного обучения, ориентированные на создание условий полноценного обучения и всестороннего развития ребенка с той или иной речевой патологией.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Логопедия имеет древние корни. Она развивалась на протяжении веков, постепенно входя в педагогическую практику и, впоследствии утвердилась в качестве научного педагогического знания.

Донаучный этап развития логопедии

Донаучные воззрения, затрагивающие вопросы речевого развития детей и их коррекцию, можно отобразить несколькими этапами развития:

  1. Древний Восток. Сюда входят теории логопедии, выдвинутые еще до н.э. Первые упоминания о речевых отклонениях можно увидеть в трудах египетского философа Эдмона Смита. Он связывал речевые нарушения с физическими отклонениями в развитии или травмами, а также утверждал о связи мозговой деятельности с работой речевого аппарата. Также, речевые нарушения рассматривались в индийский аюрведических учениях. В них отражались параметры развития серьезные речевых патологий, вызванных физическими повреждениями органов артикуляции. Если рассмотреть Библию, то даже в ней имеются упоминания о речевых отклонениях: заикание и версии его развития, потеря слуха, немота. Здесь же даются возможные варианты исцеления от недугов. Все они, как правило, носят «чудесный» характер. Но это первый шаг на пути к решению вопросов речевой коррекции.
  2. Древняя Греция. Речевые нарушения рассматриваются в данный период с позиции философии. Первые упоминания о речевых расстройствах прослеживаются в трудах Геродота. Им было исследовано заикание и причины его возникновения. Дальнейшие исследования речевых нарушений прослеживаются в трудах Гиппокрита, являющегося основателем античной медицины. Он рассматривает заикание, невнятную речь, косноязычие, полную потерю речи и нарушения слухового восприятия. Именно Гиппокрит отразил важность работы мозга и его воздействия на речевое развитие человека. Аристотель, также, занимался изучением речевых отклонений. Он считал, что причиной любого речевого нарушения является сбой в работе органов артикуляции.
  3. Древний Рим. Исследования речи учеными Древнего Рима первоначально опирались на физиологию и ее проблемы. Речевые патологии считались следствием болезней языка, и их коррекция основывалась на хирургическом вмешательстве.
  4. Эпоха Средневековья. В основу логопедических воззрений были положены труды врача Ибн-Сины (Авиценны). Он утверждал, что речевые нарушения являются следствием сбоев работы органов артикуляции. Им был написан труд «Канон врачебной науки», в котором рассматривались речевые расстройства, приводились их примеры и предлагались методы коррекции.
  5. Эпоха Возрождения. В этот период, речевые расстройства рассматриваются мыслителями Франсуа Рабле, Томасом Мором, Мишель Монтенем. Рабле связывает развитие речи с умственным и физическим воспитанием ребенка.
  6. Западная Европа XVII – начало XVIII вв. в это время педагогическая мысль основывается на идеях гуманистического воспитания, в связи с чем исследуются вопросы формирования правильной речи, без которой невозможно создание такой личности. Я.А. Коменский – основоположник педагогики, занимался исследованием речевого развития ребенка и аргументировал необходимость развития лексического запаса ребенка, формирования у него навыков выразительной речи и ориентации на развитие звуковой стороны речи ребенка дошкольного возраста.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа История логопедии 430 ₽ Реферат История логопедии 260 ₽ Контрольная работа История логопедии 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Обозначение дефектов речи

Обучение как социальное явление — это целенаправленная, организованная, систематическая передача опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний по активному преобразованию и охране окружающей среды старшими и усвоение младшим поколением. В этом заключается социальный смысл образования.

Образование обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и адекватный уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе и психологическое значение.

Основные механизмы овладения содержанием в процессе обучения целенаправленно организуются в особых формах взаимодействия, совместной деятельности детей и взрослых, обучающихся и педагогов, их осмысленного познавательного общения.

Обучение зависит от конкретных исторических условий. Разные эпохи и цивилизации накладывают свой отпечаток на его организацию: в подборе материального содержания для разных социальных групп, в выборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием. В этом заключается педагогический смысл обучения.

В педагогике обучение понимается как специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и учащихся, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие духовных сил и потенциалов учащихся, закрепление способностей к самообразованию.

Основу обучения составляют знания, умения и навыки, которые со стороны учителя являются первыми (базовыми) компонентами содержания, а со стороны учащихся — продуктами усвоения.

Знания — это совокупность сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности, приобретенных учащимся.

Навыки — это усвоенные автоматические двигательные, сенсорные и умственные действия, которые выполняются точно, легко и быстро при низком напряжении сознания и обеспечивают эффективность деятельности человека.

Навыки — это способность человека творчески применять знания и умения для достижения желаемого результата в постоянно меняющихся условиях практики, что достигается в процессе обучения.

Передавая ученикам те или иные знания, учитель всегда дает им необходимую ориентацию и как бы между прочим, а на самом деле очень основательно, формирует важнейшие идеологические, социальные, мировоззренческие, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение носит образовательный характер. Аналогичным образом, мы должны признать, что любое обучение всегда содержит элементы школьного образования. Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы учим. Термины «обучение» и «образование» в некоторой степени пересекаются.

Сущность образования более полно и четко проявляется в его функциях, важнейшей из которых является формирование у людей знаний, умений и навыков. В ходе ее выполнения человек формирует и закрепляет основные знания, умения и навыки, необходимые для всех жизненных ситуаций и видов деятельности.

Еще одна функция обучения — формирование мировоззрения человека. Мировоззрение формируется у детей и взрослых объективно, постепенно, в процессе обобщения знаний, которые позволяют нам оценивать окружающий мир.

Накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей

Одно из определений психологии гласит: психология — это наука, объектом изучения которой являются законы формирования, функционирования и развития психики человека.

Попытка понять слово «психика» наталкивается на терминологический барьер. На самом деле, психология берет свое название от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение). Значит, психология — это изучение души? Так считалось много веков подряд. И сегодня мы повсюду слышим и говорим: «душа радуется», «душа болит», «душа не на месте», «душевный человек» и т.д. Так «душа» или «психика»?

Писание говорит, что душа дана человеку Богом во временное пользование. В данном случае это нечто абсолютно непостижимое, недостижимое для смертного человека. В бытовой психологии, где знания о внутреннем мире человека черпаются из повседневной жизни, эти слова — «душа» и «психика» — стали синонимами. В научной психологии, где знания добываются путем теоретических и экспериментальных исследований, используется слово «психика».

Мы с детства говорим: «Я хочу», «Я думаю», «Я чувствую», «Я представляю». Мы думаем о сильных и слабых сторонах его памяти и воли, его способностях и характере, темпераменте и интеллекте. Каждый из нас с раннего возраста умеет «чувствовать» эмоциональное состояние другого человека, различать настроение других людей, особенности их характера. Это понимание легло в основу (повседневной) психологии, которая обобщает и конденсирует опыт многих поколений. Его знания очень приблизительны, расплывчаты, а иногда просто ошибочны. Это скорее иллюзия знания, которая, к сожалению, заменяет настоящее образование.

Отличие научной психологии от бытовой заключается в том, что она знает ответ на вопрос «как», на основании которого делаются выводы и умозаключения. Научная психология основана на строгих, исследованных и многократно проверенных фактах, которые логически систематизированы и объяснены в специальных научных теориях.

Таким образом, психология — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Изучение сущности и законов развития человеческой психики составляет предмет научной психологии.

Специфической особенностью человека является наличие у него двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от глаз. В последнем он думает, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внешне наблюдаемая жизнь дана нам в форме поведения.

Субъективный мир человека организован сложным образом, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее и будущее. Только человек может заглянуть в завтрашний день, мечтать, жить будущим, строить перспективу собственной жизни. Именно эту особенность имел в виду Ф. Ницше, когда афористично сказал, что человек — это животное, которое может обещать.

Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Это не вещь и не объект, а процесс. Она достигает высшей, самой полной стадии развития человека.

Психика человека включает в себя все, что он чувствует, воспринимает, ощущает, о чем думает, что помнит, все его привычки, его личность, но также и то, как, какими средствами он это делает. Это позволяет нам предвидеть, что нас ждет.

Например, психика позволяет нам заранее подготовиться к трудному событию. Поэтому, если вы не хотите готовиться к экзаменам, очень полезно представить свое будущее эмоциональное состояние. Что мы будем чувствовать, если не сможем произнести ни слова во время экзамена. Что мы будем чувствовать, когда нас спросят о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвкушение» обычно заставляет вас преодолеть лень и начать заниматься.

Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения

Методы педагогического исследования — это способы получения научной информации для установления закономерных связей, отношений, зависимостей и формирования научных теорий.

Методы педагогического исследования делятся на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить достоверность полученных результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимосвязи между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее важные и второстепенные.

Теоретические методы исследования включают: Анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ — это мысленное разложение изучаемого целого на составные части, выделение отдельных признаков и свойств явления.

Одно и то же изучаемое явление может быть проанализировано с разных сторон. Всесторонний анализ качеств и свойств позволяет глубже понять их.

Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

Синтез — это объединение смыслов. Если просто суммировать признаки явления, то между ними нет никакой логической системы, а только хаотичное скопление отдельных связей.

Анализ и синтез тесно связаны в любом научном исследовании.

Абстракция — мысленное отделение свойства или признака объекта от других его признаков, свойств, отношений.

Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание объекта на основе ранее выделенных абстракций (по своей логической природе процесс, противоположный абстрагированию).

Сравнение — нахождение сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

Для того чтобы сравнить те или иные явления, необходимо выделить в них известные черты и определить, как они представлены в рассматриваемых объектах. Несомненно, неотъемлемой частью этого процесса всегда будет анализ, так как при определении различий в явлениях необходимо выявить измеряемые признаки. Поскольку сравнение предполагает выявление определенных отношений между характеристиками, очевидно, что в ходе сравнения будет использоваться и синтез.

Обобщение — выделение общих черт в явлениях, т.е. подведение итогов исследования.

При использовании метода сравнения выявляются общие черты явлений, которые позволяют объединить их в одну семантическую группу. Обобщение тем убедительнее, чем больше существенных признаков явлений было сопоставлено.

Моделирование — это изучение процессов и явлений с помощью их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция — это логические методы обобщения эмпирически полученных данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от конкретных суждений к общему выводу, дедуктивный метод — от общего суждения к конкретному выводу.

Эмпирические (практические) методы исследования включают: Методы сбора и накопления информации (наблюдение, интервью, опрос, тесты и т.д.); Методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); Методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); Методы оценки (самооценка, рейтинг, педагогическая консультация); Методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, экспериментальное обучение, широкомасштабное внедрение) и др.

Наблюдение — это метод исследования, направленный на получение необходимой информации непосредственно через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение конкретного педагогического явления). Наряду с самонаблюдением, наблюдение является наиболее важным методом исследования.

История логопедии в лицах, Персоналии, Методическое пособие, Бумарскова К.П., 2014

История логопедии в лицах, Персоналии, Методическое пособие, Бумарскова К.П., 2014. «История логопедии в лицах», представляет краткие биографические сведения об основоположниках отечественной логопедии и о современных учѐных, сведения об их основных публикациях, а так же дополнительные материалы, которые могут быть полезны студенту-логопеду как справочный материал. ШАХОВСКАЯ СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА. С отличием окончила дефектологический факультет МГПП им. В. II. Ленина по специальности русский язык и литература. логопедия. Работала логопедом вспомогательной школы. старшим логопедом городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзержинского, а также логопедом медикопедагогической консультации Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (Институт коррекционной педагогики РАО). В 1964 г. защитила кандидатскую диссертацию «Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей с моторной алалией». С 1960 г. работает на кафедре логопедии МГПП им. В. И. Ленина: сначала ассистентом, с 1965 г. доцентом, с 1995 г. профессором. Заместитель декана дефектологического факультета. Светлана Николаевна является преподавателем и ученым высокой квалификации. Она активно развивает научную школу, связанную с поиском путей совершенствования теории и практики логопедии, с повышением качества подготовки дефектологических кадров. Она автор и редактор множества методических материалов в помощь практическим логопедам и вузовским преподавателям. Имеет 200 печатных работ научного и научно-методического характера, в том числе и на иностранных языках. СОДЕРЖАНИЕ. ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ. ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНЫЕ-ЛОГОПЕДЫ. ШПАРГАЛКИ. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Как открыть файл

Правообладателям

— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 13.01.2019 07:47 UTC

учебник по педагогике :: педагогика :: Бумарскова

Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

  • Учебная ситуация как средство формирования способности будущего педагога к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности (на примере занятий по иностранному языку), Монография, Синенко Т.Н., 2019
  • Специальные методики обучения и воспитания, Для специальности первой ступени высшего образования, Олигофренопедагогика, Часть 2, Кухаренко Т.С., Бумаженко Н.И., 2021
  • Специальные методики обучения и воспитания, Для специальности первой ступени высшего образования, Олигофренопедагогика, Часть 4, Харитонова Е.А., Карпенко Н.А., 2021
  • В помощь учителю начальной школы, реализующему исторический компонент в изучении краеведения Калининградской области, Методическое пособие, Ильина М.В., Копылова О.В., Стаселович Г.А., 2018

Следующие учебники и книги:

  • Использование статистических методов в педагогическом исследовании, Методические рекомендации, Чиркина А.А., Булгакова Н.В., 2015
  • Организационные аспекты информатизации вузов культуры и искусств, Монография, Буцык С.В., 2012
  • Информатизация вузов культуры и искусств, Анализ текущего состояния, Монография, Буцык С.В., 2009
  • Управление образованием лиц с ограниченными возможностями, Практическое пособие, Бумаженко Н.И., 2012

Предыдущие статьи:

  • Информационные основы научно-педагогической деятельности, Булгакова Н.В., Чиркина А.А., 2012
  • Теория воспитания и технологии педагогической деятельности, В схемах и таблицах, Байбородова Л.В., Рожков М.И., Чернявская А.П., Харисова И.Г., 2016
  • Формирование гражданина, Опыт социокультурной трансформации, Басюк С.В., 2014
  • Организация самостоятельной работы студентов — условие качественной подготовки будущих педагогов профессионального обучения, Алексеева Л.П., 2018

<< Предыдущая статьяСледующая статья >>

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]